Движение и превращение лекарства в организме. Презентация на тему "движение веществ в организме " Передвижение органических веществ в животном организме

Подробное решение параграф § 43 по биологии Школа 2100 для учащихся 8 класса, авторов Вахрушев А.А., Родионова Е.И., Белицкая Г.Э., Раутиан А.С. 2016

Вопросы для повторения

Вопрос 1. Что обеспечивает подвижность скелета человека?

Подвижность скелета обеспечивают соединения костей, суставы.

Вопрос 2. В чём преимущество внутреннего скелета человека по сравнению с внешним скелетом многих животных?

Преимущество внешнего скелета состоит в том, что он может расти вместе со всеми органами. Внутренний скелет не может расти вместе с органами – он состоит из хитина (по крайней мере у членистоногих) и пропитан солями кальция, поэтому животным с внешним скелетом приходится периодически линять – сбрасывать экзоскелет, чтобы "подрасти".

Вопрос 3. В чём смысл ограниченной подвижности суставов (сравните подвижность плечевого сустава с коленным)?

Степень подвижности плечевых суставов также определяется здоровьем внутренних органов. Широко известен факт, что приступ ишемической болезни сердца может сопровождаться болью не только в самом сердце, но и в левом плечевом суставе, руке и лопатке. Факт менее известный: состояние правого плечевого сустава зависит от состояния печени.

Вопрос 4. Какова роль кожи в работе других систем органов?

Кожа защищает организм от негативного воздействия многих веществ. Кожные покровы защищают от проникновения в организм вредных вирусов и бактерий.

Вопрос 5. Почему обмен веществ в клетках человека невозможен без многоклеточных систем органов?

Для того, чтобы выводить продукты обмена веществ нужна целая система органов, одной клетке с такой задачей не справиться. Процесс выделения имеет важное значение для гомеостаза, он обеспечивает освобождение организма от конечных продуктов обмена, которые уже не могут быть использованы, чужеродных и токсических веществ, а также избытка воды, солей и органических соединений, поступивших с пищей или образовавшихся в результате обмена веществ. Основное значение органов выделения состоит в поддержании постоянства состава и объема жидкости внутренней среды организма, прежде всего крови.

Вопрос 6. Почему активный образ жизни способствует укреплению всех систем органов, а не только опорно-двигательной?

Все системы органов взаимосвязаны. Активный образ жизни укрепляет дыхательную систему, развивает легкие посредством нагрузок на сердце. Сердце – это уже кровеносная система. Опорно-двигательная система: укрепляется мышечная ткань. При физических нагрузках ускоряется обмен веществ.

Вопрос 7. Почему для организма необходимо не только питание, но и дыхание?

Процессы питания и дыхания неотделимы друг от друга. Они составляют один единый процесс – энергетический обмен. В процессе дыхания организм получает кислород, а выделяет углекислый газ, жидкость и отработанную энергию.

Вопрос 8. Почему мы едим 3–4 раза в день, а дышим каждую секунду?

Почему мы едим 3–4 раза в день, а дышим каждую секунду, так как для окисления пищи необходимо много кислорода.

Вопрос 9. Почему выделительная функция организма необходима? Почему в организме невозможно «безотходное производство»?

Выделительная функция необходима, потому что в продуктах жизнедеятельности содержатся вредные вещества, к примеру, токсины, а они отравляют организм.

Вопрос 10. Какую роль играет скелет в процессе дыхания?

Грудная клетка поддерживает органы дыхания, а также некоторые кости (губчатые в основном) участвуют в кроветворении.

Вопрос 11. Где в организме начинается и где заканчивается процесс питания? Какую роль в нём играет пищеварение? Какова функция других систем органов?

Процесс питания начинается в ротовой полости и заканчивается на выходе из прямой кишки. Пищеварение способствует расщеплению сложных органических молекул до простых соединений. Кровеносная система транспортирует питательные вещества к клеткам и тканям, а выделительная система – удаляет продукты обмена из организма.

Вопрос 12. Как разные системы органов участвуют в процессе движения?

В движении учувствует опорно-двигательная система, выделительная система, нервная система, а также органы чувств.

Что означают эти понятия?

Опорно-двигательная система – это функциональная совокупность костей скелета, их соединений (суставов и синартрозов) и соматической мускулатуры со вспомогательными приспособлениями, осуществляющих посредством нервной регуляции локомоции поддержание позы, мимики и других двигательных действиях, наряду с другими системами органов, образует человеческое тело.

Осевой скелет – это кости, лежащие посередине и образующие остов тела; это все кости головы и шеи, позвоночник, рёбра и грудина.

Скелет конечностей – это совокупность костей, находящихся в конечностях.

Пояса конечностей – это кости, служащие опорой скелету конечностей.

Кость – это твёрдый орган живого организма. Состоит из нескольких тканей, важнейшей из которых является костная.

Надкостница – это соединительнотканная пленка, окружающая кость снаружи. Имеет большое функциональное значение - служит источником костеобразования при росте кости в толщину у детей.

Хрящ – это один из видов соединительной ткани, отличается плотным, упругим межклеточным веществом, образующим вокруг клеток-хондроцитов и групп их особые оболочки, капсулы.

Связки – это части сустава, которые состоят из соединительной ткани. Они прикреплены к соединяющимся костям.

Сухожилия – это соединительнотканная часть мышц, посредством которой они прикрепляются к костям.

Суставы – это подвижные соединения костей скелета, разделённых щелью, покрытые синовиальной оболочкой и суставной сумкой.

Поперечно-полосатые мышцы – это упругая, эластичная ткань, способная сокращаться под влиянием нервных импульсов: один из типов мышечной ткани.

Гладкие мышцы – это сократимая ткань, в отличие от поперечнополосатых мышц не имеющая поперечной иссеченности.

Антагонисты – представляют собой мышечные группы или мышцы, выполняющие противоположные анатомические функции.

Синергисты – это мышцы, которые действуют вместе в одном направлении, вызывая сходный эффект (пример - сгибание)

Утомление – это физиологическое и психологическое состояние человека, которое является следствием напряжённой или длительной работы.

Осанка – это привычная поза (вертикальная поза, вертикальное положение тела человека) в покое и при движении.

Вывих – это нарушение конгруэнтности суставных поверхностей костей, как с нарушением целостности суставной капсулы, так и без нарушения, под действием механических сил (травма) либо деструктивных процессов в суставе.

Растяжение связок – это распространённый вид травмы. Растяжение обычно возникает при резких движениях в суставе, превышающих его нормальную амплитуду.

Перелом – это полное или частичное нарушение целостности кости при нагрузке, превышающей прочность травмируемого участка скелета.

Эпидермис – это наружный слой кожи. Является многослойным производным эпителия.

Дерма – это собственно кожа, соединительнотканная часть кожи у позвоночных животных и человека.

Гиподерма – это 3-й, последний, нижний слой кожи. Находится непосредственно под дермой, но чёткая граница между этими слоями отсутствует.

Потовые железы – это кожные железы млекопитающих, выделяющие пот. Относятся к железам наружной секреции. Имеют простую, не разветвлённую трубчатую форму.

Сальные железы – это железы наружной секреции, которые располагаются в коже человека, относятся к голокриновым железам.

Волосяные луковицы – это корень волоса вместе с окружающим его корневым влагалищем. К фолликулу прикреплены сальные железы, а также иногда потовая железа.

Легочное дыхание – это газообмен между организмом и окружающим его атмосферным воздухом.

Клеточное дыхание – это совокупность биохимических реакций, протекающих в клетках живых организмов, в ходе которых происходит окисление углеводов, липидов и аминокислот до углекислого газа и воды.

Носовая полость – это полость, в которой у позвоночных расположены органы обоняния.

Трахея – это орган позвоночных животных и человека, являющийся частью воздухоносных путей; расположен между гортанью и бронхами.

Бронхи – это ветви дыхательного горла у высших позвоночных (амниот) (в том числе человека). Бронхи составляют воздухоносные пути, в них не идёт газообмен (так называемое анатомическое мёртвое пространство).

Легкие – это органы воздушного дыхания у человека, всех млекопитающих, птиц, пресмыкающихся, большинства земноводных, а также у некоторых рыб (двоякодышащих, кистепёрых и многопёров).

Альвеолы – это структурно-функциональная единица легких, оплетены густой сетью капилляров. в альвеолах происходит газообмен.

Закаливание – это метод физиотерапии по воздействию на организм человека различными природными факторами: воздухом, водой, солнцем, низкими и высокими температурами (относительно температуры тела).

Искусственное дыхание – это комплекс мер, направленных на поддержание оборота воздуха через легкие у человека (или животного), переставшего дышать.

Пищеварительные железы – это железы, вырабатывающие пищеварительные соки и ферменты.

Слюнные железы – это железы в ротовой полости, выделяющие слюну.

Молочные зубы – это первый комплект зубов у людей и многих других млекопитающих. Молочные зубы у людей прорезываются после рождения в определённой последовательности.

Кариес – это сложный, медленно текущий патологический процесс, протекающий в твёрдых тканях зуба и развивающийся в результате комплексного воздействия неблагоприятных внешних и внутренних факторов.

Перистальтика – это волнообразное сокращение стенок полых трубчатых органов (пищевода, желудка, кишечника, мочеточников и др.), способствующее продвижению их содержимого к выходным отверстиям.

Желудочный сок – это ложный по составу пищеварительный сок, вырабатываемый различными клетками слизистой оболочки желудка.

Печень – это жизненно важная железа внешней секреции позвоночных животных, в том числе и человека, находящаяся в брюшной полости (полости живота).

Поджелудочная железа – это орган пищеварительной системы; крупнейшая железа, обладающая внешнесекреторной и внутренне-секреторной функциями.

Желчный пузырь – это орган позвоночных животных и человека, в котором накапливается поступающая из печени жёлчь для высвобождения в тонкий кишечник под воздействием гормона холецистокинина.

Желчь – это жёлтая, коричневая или зеленоватая, очень горькая на вкус, имеющая специфический запах, выделяемая печенью и накапливаемая в жёлчном пузыре жидкость.

Аппендикс – это придаток слепой кишки.

Кишечная флора – это микроорганизмы, которые живут в желудочно-кишечном тракте в симбиозе с носителем.

Незаменимые аминокислоты – это необходимые аминокислоты, которые не могут быть синтезированы в том или ином организме, в частности, в организме человека. Поэтому необходимо их поступление в организм с пищей.

Пищевой рацион – это количество и состав продуктов питания, необходимых человеку в сутки; питание считается рациональным.

Витамины – это незаменимые органические вещества пищи, поступающие в организм в очень малых количествах

Авитаминоз – это заболевание, являющееся следствием длительного неполноценного питания, в котором отсутствуют какие-либо витамины.

Макроэлементы – это вещества, необходимые для нормальной жизнедеятельности организма человека.

Микроэлементы – это химические элементы, присутствующие в тканях человека, животных и растений в так называемых следовых количествах.

Почки – это образования бобовидной формы, снаружи покрытые плотной фиброзной капсулой.

Мочеточники – это полый трубчатый орган, соединяющий почку с мочевым пузырём (у большинства млекопитающих) или клоакой (у птиц, рептилий и земноводных).

Мочевой пузырь – это непарный полый орган выделительной системы позвоночных животных и человека, расположенный в малом тазу.

Мочеиспускательный канал – это непарный трубчатый орган мочевыделительной (мочеполовой) системы человека и других позвоночных животных, соединяющий мочевой пузырь со внешней средой.

Нефрон – это структурно-функциональная единица почки.

Первичная моча – это жидкость, образующаяся в почечных тельцах почек непосредственно после отделения (ультрафильтрации) растворённых в крови низкомолекулярных веществ.

Вторичная моча – это жидкость, образующаяся в почках после удаления из первичной мочи избытков воды, ценных для организма минеральных солей и органических веществ.

Мочекаменная болезнь – это заболевание, проявляющееся образованием камней (конкрементов) в почках и других органах мочевыделительной системы.

Для осуществления процессов жизнедеятельности растениям нужна вода и растворенные в ней минеральные (неорганические) вещества. Получить их растение может в основном из увлажненной почвы. За всасывание водного раствора у растений отвечают корни. Однако не столько корни нуждаются в воде, сколько листья и другие надземные органы растения (развивающиеся почки, побеги, цветки, плоды). Поэтому у высших растениях в процессе эволюции получила развитие проводящая система, обеспечивающая транспорт веществ. Наиболее сложное строение она имеет у покрытосеменных растений.

За передвижение воды и минеральных веществ как по стеблю, так и по листьям и в корнях, отвечают сосуды . Они представляют собой мертвые клетки. Движение воды и минеральных веществ вверх обеспечивается за счет корневого давления и испарения воды листьями.

У древесных растений сосуды находятся в древесине стеблей. В этом можно убедиться, если поставить ветку в подкрашенный водный раствор. Через некоторое время на поперечном спиле можно увидеть, что окрасится только древесина. Это значит, что только по ней передвигаются вода и растворенные в ней минеральные вещества.

Передвижение по стеблю органических веществ

В зеленых листьях растений происходит фотосинтез, в процессе которого синтезируются органические вещества. Из этих веществ в дальнейшем синтезируются другие органические вещества, используемые в различных процессах жизнедеятельности и для получения энергии.

В органических веществах нуждаются не только зеленые части растения, но и другие органы и ткани. Кроме того, часть органических веществ откладывается про запас. Поэтому в растениях осуществляется передвижение не только воды и минеральных веществ, но и транспорт органических веществ. Обычно он идет в противоположную сторону от тока водного раствора.

Органические вещества у покрытосеменных растений передвигаются по ситовидным трубкам . Это живые клетки, их поперечные перегородки, которыми они соприкасаются друг с другом, похожи на сито.

У древесных растений ситовидные трубки расположены в лубе, который является часть коры, расположенной ближе к камбию (с внутренней стороны от камбия находится древесина).

Если кора стебля растения повреждается достаточно глубоко, и это препятствует оттоку органических веществ, то на стволе образуются так называемые наплывы, или наросты. В них скапливаются органические вещества. За их счет на повреждении ствола образуется раневая пробка. Далее в этом месте могут начать развиваться корни и почки.

Органические вещества у растений часто накапливаются в различных органах и тканях (корнях, стеблях, сердцевине). Весной эти вещества используются для того, чтобы у растения появились листья и новые побеги. Для этого запасенные органические вещества должны раствориться в воде и переместиться туда, где они требуются. И получается, что в это время органические вещества двигаются не по ситовидным трубкам, а по сосудам с водой и минеральными веществами.

Одно из важнейших свойств всех живых организмов -способность к движению. Особенно сложными и разнообразными движениями отличаются многоклеточные животные.

Движение одноклеточных организмов

Одноклеточные организмы могут передвигаться разными способами. Многие бактерии, одноклеточные и простейшие животные передвигаются с помощью жгутиков. Их может быть от одного до нескольких тысяч. Жгутики движутся, как правило, волнообразно- Инфузории перемещаются в пространстве с помощью ресничек. Они более чем в 10 рая короче жгутиков, их движения похожи на колебания маятника. обыкновенная движется с помощью временных выростов - ложноножек. Она словно перетекает по дну. Выпуская ложноножки, амеба движется со скоростью 0,2 мм в минуту.

Движение растений и грибов

Растения и , в отличие от животных, не передвигаются в пространстве. Однако это не значит, что они не совершают движений. Большинство движений грибов и растений результат их роста. Гормон роста, образующийся в клетках растений на верхушке , очень чувствителен к свету, поэтому теневая сторона растет быстрее освещенной и стебель изгибается в направлении к свету. У растений некоторые движения возникают в ответ на действия факторов внешней среды. Так, главный растет под действием силы земного притяжения вертикально вниз, а главный стебель под влиянием света - вверх. У листьев хорошо выражены движения на свет: пластинка, особенно в условиях затенения, располагается перпендикулярно солнечным лучам.

Благодаря движению органы растений могут максимально использовать свет, влагу и питательные вещества.

Движение животных

В отличие от растений и грибов большинство многоклеточных животных активно передвигаются в пространстве. Разнообразные способы движения служат для поиска и потребления пищи, спасения от хищников. Именно поэтому у них в процессе исторического развития выработалась сложная опорно-двигательная система. Основа такой системы - скелет. У позвоночных животных скелет внутренний, он построен из костной и хрящевой тканой. Части сколота соединяются неподвижно или с помощью суставов. Скелет служит местом для прикрепления мышц При сокращении мышц части скелета работают как рычаги, что приводит
к различным движениям. Согласованную работу мышц, их сокращение и расслабление обеспечивает нервная система.

Для активного передвижения в различных средах у животных сформировались разнообразные конечности. Водные животные передвигаются с помощью плавников (рыбы) или ластообразных конечностей (морские котики, моржи). Почвенные животные роют ходы с помощью приспособленных для этого роющих передних конечностей. У большинства животных, обитающих в наземно-воздушной среде, имеются специальные двигательные конечности. С их помощью они совершают разнообразные движения: ходят, бегают, ползают, прыгают. Некоторые животные способны летать. Крылья птиц и летучих мышей это видоизмененные передние конечности. Крылья и других насекомых - это выросты покровов.



























Включить эффекты

1 из 28

Отключить эффекты

Смотреть похожие

Код для вставки

ВКонтакте

Одноклассники

Телеграм

Рецензии

Добавить свою рецензию


Слайд 1

МБОУ «Усть-Баргузинская СОШ им. Шелковникова К.М.» учитель биологии Фёдорова Екатерина Николаевна

Слайд 2

Дыхание.

  • Слайд 3

    Дыхание

    кислорода митохондриях энергии углекислого газа органических веществ

    Слайд 4

    Транспорт веществ в организме.

    Транспорт

    Слайд 5

    Цель урока:

    Познакомиться с особенностями переноса веществ в организмах растений и животных.

    Слайд 6

    Движение цитоплазмы

  • Слайд 7

    Клетки сообщаются между собой цитоплазматическими каналами

  • Слайд 8

    Слайд 9

    Слайд 10

    У растений передвижение веществ осуществляется по двум системам: СОСУДЫ ДРЕВЕСИНЫ (КСИЛЕМА) - вода и минеральные соли; СИТОВИДНЫЕ ТРУБКИ ЛУБА (ФЛОЭМА) - органические вещества.

    Слайд 11

    Слайд 12

    Слайд 13

    Слайд 14

    Типы кровеносной системы

    Слайд 15

    Кровеносная система Дождевой червь Моллюскигемолимфа Рыбы Насекомые Земноводные Рептилии Птицы Млекопитающие Замкнутая Незамкнутая

    Слайд 16

    Органы кровеносной системы ________ ___________ ______________ ____________ ___________ _______________

    Слайд 17

    Органы кровеносной системы СердцеСосуды Предсердия Желудочки Артерии Вены Капилляры Артерии – От сердца (гласные) Вены – КСердцу (согласные)

    Слайд 18

    Слайд 19

    Кровь _____________ (жидкая часть) ______________ _____ (цвет) ______ (функции) _____ (цвет) ______ (функции) Тромбоциты ______ ______ (функции)

    Слайд 20

    Кровь Плазма Клетки крови Эритроциты Красные Переносят кислород Лейкоциты Белые Убивают микробы Тромбоциты Участвуют в Свёртывании крови

    Слайд 21

    Эритроцит; кровеносная система; гемоглобин; животный организм; кровь. Растительный организм; стебель; ситовидные трубки; луб; проводящая ткань; органические вещества. Вода и минеральные соли; растительный организм; сосуды; проводящая ткань.

    Слайд 22

    У позвоночных животных кровеносная система

    А) замкнутая Б) незамкнутая В) круглая

    Слайд 23

    Сосуды, которые отходят от сердца, называются

    А) вены Б) капилляры В) артерии

    Слайд 24

    Бесцветная или зелёная жидкость, которая движется по сосудам у моллюсков и насекомых, называется

    А) гемолимфа Б) гемоглобин В) гематоген

    Слайд 25

    Вычеркни лишнее слово и объясни свой выбор

    А) артерии, лёгкие, вены, капилляры. Б) артерии, вены, гемоглобин, капилляры. В) эритроциты, лейкоциты, желудок.

    Слайд 26

    Водном кубическом миллиметре крови – около 5 млн. эритроцитов. Если разместить все эритроциты человека в одну линию, то получиться лента, три раза опоясывающая земной шар по экватору. Если считать эритроциты со скоростью 100 штук в минуту, то для того, чтобы пересчитать их все, понадобится 450 тыс. лет. В каждом эритроците – 265 млн. молекул гемоглобина.

    Слайд 27

    Домашнее задание:

    §12; вопросы на с. 83; подготовить сообщение о разнообразии кровеносных систем организмов и их значении в жизни животных.

  • Слайд 28

    Спасибо за урок!!!

  • Посмотреть все слайды

    Конспект

    Цель:

    Задачи:

    Образовательные:

    Воспитательные:

    Развивающие:

    Тип урока:

    Методы:

    Междисциплинарные связи: химия, экология.

    Внутридисциплинарные связи

    Средства:

    Структура урока:

    Организационный момент

    Проверка знаний

    Изучение нового материала

    Ход урока

    Организационный момент

    Проверка знаний.

    Дыхание – это сложный процесс, состоящий из поступления в организм _____________, окисления __________ ________ в __________ клеток с образованием _________ и удаления образовавшегося при этом _________ _____.

    Изучение нового материала.

    2.

    (в листьях)

    (через устьица)

    (Испаряется)

    Задание: заполнить схемы:

    1: Типы кровеносной системы �

    _______________ ______________

    (……………..) (………………)

    2: Органы кровеносной системы

    ______________ ______________

    3: Работа с текстом:

    Состав крови

    _____________ _______________

    __________ ____________

    (………………….) (…………………….)

    Задание: расположите в логической последовательности ряд слов.

    Тестовые вопросы.

    Домашнее задание:

    Литература.

    Интернет ресурсы.

    Конспект урока биологии в 6 классе.

    Тема: Транспорт веществ в организме.

    Цель: сформировать представления об особенностях переноса веществ в организмах растений и животных.

    Задачи:

    Образовательные:

    Рассмотреть особенности переноса веществ в организмах растений и животных;

    Дать понятие о соответствии строения органов выполняемым функциям;

    Показать значение процесса движения веществ.

    Воспитательные:

    воспитывать бережное отношение к животному и растительному миру.

    Развивающие:

    продолжить развитие умений и навыков сравнивать и делать выводы, пользоваться учебной литературой, решать проблемные вопросы, делать схемы, развить интерес к предмету;

    Тип урока:

    По дидактической цели – комбинированный;

    По положению в теме – раскрывающий содержание темы.

    Методы:

    Словесные: беседа, объяснение.

    Наглядные: демонстрация рисунков

    Практические: самостоятельная работа, работа с рисунками учебника, частично – поисковый.

    Междисциплинарные связи: химия, экология.

    Внутридисциплинарные связи : ботаника, зоология, цитология.

    Средства:

    ТСО: проектор, компьютер, интерактивная доска, презентация

    Структура урока:

    Организационный момент

    Проверка знаний

    Формулировка учебной проблемы. Определение темы урока.

    Изучение нового материала

    Перенос веществ в организме – важный процесс жизнедеятельности.

    Особенности транспорта веществ в растении. Роль корневого давления и испарения в перемещении воды и минеральных веществ.

    Проводящие образования растений.

    Особенности переноса веществ в организме многоклеточных животных.

    Закрепление. Подведение итогов урока.

    Ход урока

    Организационный момент (проверка готовности учащихся к уроку).

    Проверка знаний.

    Задание: соотнесите типы дыхания и органы дыхания с представителями животных.

    Задание: вставьте пропущенные слова.

    Дыхание – это сложный процесс, состоящий из поступления в организм _____________, окисления __________ ________ в __________ клеток с образованием _________ и удаления образовавшегося при этом _________ _____.

    Формулировка учебной проблемы. Определение темы урока.

    На доске записано слово «транспорт».

    Отвлекитесь от биологии и попробуйте подобрать ассоциативный ряд к этому слову. Останавливаемся на слове «перемещение».

    Что перемещается в живом организме?

    Изучая тему «Дыхание», мы обратили внимание на тесную взаимосвязь дыхательной и кровеносной систем между собой. Ведь дыхание – это не просто обмен газами в легких или других органах дыхания, жабрах, например, это и еще клеточное дыхание, а к клеткам кислород надо транспортировать, доставлять. Доставляется к клеткам не только кислород для дыхания, но и питательные вещества. А из клеток удаляются продукты жизнедеятельности – углекислый газ. Это характерно для всех живых организмов. Транспорт веществ в организме – наша сегодняшняя тема. Цель урока - познакомиться с особенностями перемещения веществ в организмах растений и животных.

    Изучение нового материала.

    1. Перенос веществ в организме – важный процесс жизнедеяте-льности.

    Движение – это характерный признак всех живых организмов, причем на всех уровнях организации - от одноклеточного до организменного. Движение осуществляет не только организм, как таковой, движение происходит внутри каждой отдельно взятой клетки, внутри каждого клеточного органоида – это важный процесс жизнедеятельности.

    На с. 78 найдите информацию о том, как перемещаются вещества внутри клетки, между соседними клетками и между органами, выбрав самые точные обобщающие слова (движение цитоплазмы, цитоплазматические каналы, проводящие ткани, кровеносная система).

    2. Особенности транспорта веществ в растении.

    Рассмотрим передвижение веществ на примере фотосинтеза с. 79.

    Где происходит этот процесс? (в листьях)

    Что необходимо для протекания этого процесса? (вода, углекислый газ, солнечный свет)

    Каким путем доставляется к клеткам углекислый газ? (через устьица)

    Как в клетки доставляется вода? (в корне растения есть зона всасывания, клетки которой называются корневыми волосками. Они всасывают воду и передают её в зону проведения, откуда она по сосудам стебля поднимается к листьям).

    У эвкалиптов, произрастающих в Австралии, вода поднимается по сосудам на высоту до 100 м. Сила, которая заставляет ее двигаться по стеблю называется корневым давлением. Корень работает, как насос, непрерывно подавая воду наверх по стеблю в листья.

    Куда же девается вся эта вода? (Испаряется)

    Два этих процесса очень взаимосвязаны. Без одного из них не будет другого.

    3. Проводящие образования растений.

    Вода с минеральными веществами передвигается по сосудам древесины (ксилема), которые состоят из вытянутых клеток, лишенных живого содержимого.

    Органические вещества транспортируются из листьев в другие части растения по ситовидным трубкам луба (флоэма), построенным из живых клеток, разделенных поперечными перегородками, которые пронизаны сквозными отверстиями, напоминая сито.

    Демонстрация слайдов с опытами по передвижению воды и органических веществ:

    Побег поставили в воду с подкрашенными чернилами. Какая часть стебля окрасилась?

    У одного из двух побегов аккуратно сняли кольцо коры, другой оставили без изменений. Побеги поместили в сосуд и оставили на месяц. Чем можно объяснить образование наплыва? Какие вещества скапливаются в этом утолщении?

    Особенности переноса веществ в организме животных.

    Рассмотрим процесс переноса веществ на примере многоклеточных животных.

    Какая из систем органов животных имеет непосредственное отношение к переносу веществ?

    Рассмотрим особенности кровеносной системы у разных представителей животных.

    Задание: заполнить схемы:

    1: Типы кровеносной системы �

    _______________ ______________

    (……………..) (………………)

    2: Органы кровеносной системы

    ______________ ______________

    ___________ __________ ___ ________ _______ _______

    3: Работа с текстом:

    В состав крови входят кровяные клетки и жидкое бесцветное межклеточное вещество – плазма. Белые кровяные клетки- лейкоциты – способны убивать микробов. Красные клетки – эритроциты – содержат белок гемоглобин, который придает крови красный цвет. В легочных пузырьках эритроциты присоединяют к себе кислород, переносят его по кровеносным сосудам и отдают клеткам. От клеток эритроциты переносят к легким углекислый газ. Эритроциты человека мелкие, они имеют двояковогнутую форму и не имеют ядра. В крови также имеются мелкие кровяные пластинки – тромбоциты, которые участвуют в свертывании крови.

    Состав крови

    _____________ _______________

    __________ ____________

    (………………….) (…………………….)

    V. Закрепление. Подведение итогов урока.

    Задание: по цепочке назовите как можно больше терминов по теме транспорт веществ в организме.

    А теперь систематизируем термины и установим связь между ними, при помощи логических цепочек.

    Задание: расположите в логической последовательности ряд слов.

    1. Эритроцит; кровеносная система; гемоглобин; животный организм; кровь.

    2. Растительный организм; стебель; ситовидные трубки; луб; проводящая ткань; органические вещества.

    3. Вода и минеральные соли; растительный организм; сосуды; проводящая ткань.

    Тестовые вопросы.

    Домашнее задание:

    §12;Вопросы на с. 83; подготовить сообщение о разнообразии кровеносных систем организмов и их значении в жизни животных.

    Литература.

    Высоцкая М.В. Биология. Живой организм. 6 класс:поурочные планы по учебнику Н.И. Сонина.- изд. 2-е, испр. – Волгоград: Учитель, 2010. – 255 с.

    Морзунова И.Б. Книга для учителя. Биология. 6 класс: учебно-методическое пособие к учебнику Н.И. Сонина «Биология. Живой организм. 6 класс». – М.: Дрофа, 2010. – 493 с.

    У большинства многоклеточных животных осуществляются при помощи специальных органов, строение которых своеобразно у разных животных и зависит от типа их локомоции и условий окружающей среды (наземная, водная, воздушная). Но и в этих случаях движение организма и его частей - результат немногих типов клеточной подвижности.

    Для некоторых животных (например, гидроидных полипов) и многих растений характерны ростовые движения.

    Формы клеточной подвижности

    • Псевдоподии (ложноножки) обеспечивают амёбоидное движение (медленное перетекание цитоплазмы, связанное с изменением формы клетки)
    • Реснички и жгутики обеспечивают ресничное и жгутиковое движение
    • Миоциты (клетки мышечной ткани) обеспечивают мышечное сокращение

    Кроме этих основных форм, существуют и другие, слабее изученные (скользящее движение грегарин , миксобактерий и нитчатых цианобактерий , сокращение спазмонем сувоек и др.).

    Двигательный аппарат и органы локомоции многоклеточных животных

    • Специальные придатки тела, с помощью которых животные цепляются за неровности субстрата (щетинки, чешуйки, щитки) или прикрепляются к нему (присоски).
    • Конечности, представляющие систему рычагов, приводимую в движение сокращениями мышц (наиболее распространённая конструкция).

    Органы могут использоваться организмами, имеющие свободу движения. При отсутствии таковой (у прикреплённых водных животные - губки, кораллы и др., ведущих неподвижный образ жизни), используют реснички и жгутики для того, чтобы приводить в движение окружающую их среду, доставляющую им пищу и кислород.

    Целенаправленные движения возможны лишь при согласованной работе значительного числа мышц или ресничек, координация которых, как правило, осуществляется нервной системой.

    Классификация

    По путям перемещения (движения)

    • По субстрату, то есть по твёрдой или жидкой опоре (ходьба , бег , прыжки, ползание, скольжение)
    • Свободное в воде - плавание
    • Свободного в воздухе - летание, планирование , парение
    • В субстрате (бурение)

    По активности

    Пассивное

    В воде и воздухе движения может быть и пассивным:

    • перемещения на большие расстояния некоторые пауки выпускают паутинки и уносятся воздушными течениями.
    • парение, наблюдаемое у птиц, использующих воздушные течения
    • Некоторые водные животные имеют приспособления, обеспечивающие поддержание их тела во взвешенном состоянии (вакуоли в наружном слое протоплазмы радиолярий, воздушные пузыри в колониях сифонофор и т. п.).

    Активное

    • В воде осуществляется:
      • с помощью специализированных гребных устройств (от волосков и жгутиков до видоизменённых конечностей водяных черепах, птиц, ластоногих)
      • изгибаниями всего тела (большинство рыб, хвостатых земноводных и др.)
      • реактивным способом - выталкиванием воды из полостей тела (медузы, головоногие моллюски и др.).
    • В воздухе - летание - свойственно большинству насекомых, птиц и некоторым млекопитающим (летучие мыши). Передвижение по воздуху т. н. летучих рыб, лягушек, млекопитающих (белки-летяги и др.) - не летание, а удлинённый планирующий прыжок, осуществляемый при помощи таких поддерживающих приспособлений, как удлинённые грудные плавники, межпальцевые перепонки ног, складки кожи и др.

    Эволюция

    В ходе эволюции типы движения животных усложнялись. Возникновение жёсткого скелета и поперечнополосатой мускулатуры было одним из важных этапов эволюции. В результате усложнилось строение нервной системы, появилось разнообразие движений, расширились жизненные возможности организмов.

    Движения человека

    Являются наиболее важным способом его взаимодействия с окружающей средой и активного воздействия на неё.

    Отличаются большим разнообразием:

    • Движения, связанные с вегетативными функциями
    • локомоции
    • трудовые
    • бытовые
    • спортивные
    • связанные с речью и письмом.

    «…все внешние проявления мозговой деятельности действительно могут быть сведены на мышечное движение» И. М. Сеченов

    Изучение

    Можно выделить два направления в изучении движения животных и человека:

    • выявление биомеханических характеристик опорно-двигательного аппарата, кинематическое и динамическое описание натуральных движений
    • нейрофизиологическое - выяснение закономерностей управления нервной системой движением

    Мышцы, осуществляющие движение, рефлекторно управляются импульсами из центральной нервной системы.

    Основные локомоторные движения, будучи унаследованными (безусловно рефлекторными), развиваются в ходе индивидуального развития и вследствие постоянных упражнений. Овладение новыми движениями - сложный процесс формирования новых условнорефлекторных связей и их упрочения. При многократных повторениях произвольные движения выполняются согласованнее, экономичнее и постепенно автоматизируются. Важнейшая роль в регуляции движения принадлежит сигналам, поступающим в нервную систему от расположенных в мышцах, сухожилиях и суставах проприорецепторов, сообщающих о направлении, величине и скорости совершающегося движения, активирующих рефлекторные дуги в разных частях нервной системы, взаимодействие которых и обеспечивает координацию движения.

    Движения у растений

    Пассивные (гигроскопические)

    Связаны с изменением содержания воды в коллоидах, составляющих оболочку клетки.

    Играют большую роль для цветковых растений при распространение семян и плодов.

    • У растущей в пустыне Аравии иерихонской розы в сухом воздухе веточки свёрнуты, а в сыром развёртываются, отрываются от субстрата и переносятся ветром
    • Плоды ковыля и журавельника благодаря гигроскопичности зарываются в землю
    • У жёлтой акации зрелый боб высыхает, две его створки спирально скручиваются, а семена с силой разбрасываются.

    Активные

    В основе активных движений - явления раздражимости и сократимости белков цитоплазмы растений, а также ростовые процессы. Воспринимая влияния окружающей среды, растения реагируют на них усилением интенсивности обмена, ускорением движения цитоплазмы, ростовыми и др. движениями. Воспринятое растением раздражение передаётся по цитоплазматическим тяжам - плазмодесмам, а затем уже происходит ответ растения как целого на раздражение. Слабое раздражение вызывает усиление, сильное - угнетение физиологических процессов в растении.

    Медленные (ростовые)

    К ним относятся:

    • тропизмы (раздражение действует в одном направлении и происходит односторонний рост, в результате чего возникает изгиб органа - геотропизм, фототропизм, хемотропизм и др.)
    • настии (ответ растения на действие раздражителей, не имеющих определённого направления - термонастии, фотонастии и т. д.)

    Быстрые (сократительные)

    Вызываются односторонним действием раздражителей (по направлению к раздражителю или от него): света (фототаксис), химических веществ (хемотаксис) и др.

    Осуществляется:

    • (в большинстве случаев) с помощью жгутиков (жгутиковые водоросли, бактерии, зооспоры неподвижных водорослей, а также низших грибов, сперматозоиды водорослей, грибов, мхов, папоротников и некоторых голосеменных растений)
    • (реже) в результате одностороннего выделения слизи (зелёная водоросль Closterium), активных змееобразных изгибов (синезелёная водоросль Oscillatoria, серобактерия Beggiatoa), одностороннего движения протоплазмы (подвижные диатомовые водоросли) или образования протоплазменных выростов (миксомицеты)

    Эволюция

    Эволюция растений шла в направлении потери ими способности к локомоторному движению. В вегетативном состоянии подвижны лишь бактерии, некоторые водоросли и миксомицеты: у остальных водорослей и низших грибов Локомоторные движения присущи лишь зооспорам и сперматозоидам, у высших растений (мхи, плауны, хвощи, папоротники, саговники и гинкго) - только сперматозоидам.

    См. также

    Примечания

    Литература

    • Тимирязев К. А., Избр. соч., т. 4, М., 1949, лекция 9
    • Курсанов Л. И., Комарницкий Н. А., Курс низших растений, 3 изд., М., 1945.
    • Дарвин Ч., Способность к движению у растений, Соч., т. 8, М. - Л., 1941
    • Зенкевич Л. А., Очерки по эволюции двигательного аппарата животных, «Журнал общей биологии», 1944, т. 5, № 3: Энгельгардт В. А., Химические основы двигательной функции клеток и тканей, «Вестник АН СССР», 1957, № 11, с. 58
    • Калмыков К. ф.. Исследования явлений раздражимости растений в русской науке второй половины 19 в., «Тр. института истории естествознания и техники АН СССР», 1960, т. 32, в, 7
    • Магнус Р., Установка тела, пер. с нем., М. - Л., 1962
    • Любимова М. Н., К характеристике двигательной системы растений Mimosa pudica, в кн.: Молекулярная биология. Проблемы и перспективы, М., 1964
    • Поглазов Б. Ф., Структура и функции сократительных белков, М., 1965
    • Бернштеин Н. А., Очерки по физиологии движений и физиологии активности, М., 1966
    • Суханов В. Б., Материалы по локомации позвоночных, «Бюллетень Московского общества испытателей природы», 1967, т. 72, в. 2
    • Александр Р., Биомеханика, пер. с англ., М., 1970.

    Wikimedia Foundation . 2010 .

    Смотреть что такое "Движение (биология)" в других словарях:

      Содержание 1 Физика 2 Философия 3 Биология … Википедия

      БИОЛОГИЯ - БИОЛОГИЯ. Содержание: I. История биологии.............. 424 Витализм и машинизм. Возникновение эмпирических наук в XVI XVIII вв. Возникновение и развитие эволюционной теории. Развитие физиологии в XIX в. Развитие клеточного учения. Итоги XIX века … Большая медицинская энциклопедия

      - (от греч. bios – жизнь и logos – учение) наука о жизни, основанная на данных психологии, ботаники, зоологии, антропологии. Формы жизни и их структура изучаются морфологией, которая как органология, анатомия и гистология ставит себе целью… … Философская энциклопедия

      - (от Био... и...Логия совокупность наук о живой природе. Предмет изучения Б. все проявления жизни: строение и функции живых существ и их природных сообществ, их распространение, происхождение и развитие, связи друг с другом и с неживой… …

      БИОЛОГИЯ - уч. предмет в школе; основы знаний о живой природе. Отражает совр. достижения наук, изучающих строение и жизнедеятельность биол. объектов всех уровней сложности (клетка, организм, популяция, биоценоз, биосфера). Шк. курс Б. включает разделы:… … Российская педагогическая энциклопедия

      ДВИЖЕНИЕ - общее понятие. объединяющее характеристики перемещений, совершаемых объектами, взаимодействий между ними, изменений, с ними происходящих, превращений одних объектов в другие. В обычном опыте человека Д. противопоставляется покою. Самое простое… … Современный философский словарь

      Портал «Биология» … Википедия

      Наука, ставящая своей задачей познание природы явлений жизнедеятельности путём изучения биологических объектов и систем на уровне, приближающемся к молекулярному, а в ряде случаев и достигающем этого предела. Конечной целью при этом… … Большая советская энциклопедия

      Изучает осн. свойства и проявления жизни на молекулярном уровне. Важнейшими направлениями в М. б. являются исследования структурно функциональной организации генетического аппарата клеток и механизма реализации наследственной информации… … Биологический энциклопедический словарь

      Философские категории, являющиеся мировоззренческими основаниями науки в рамках материалистнч. философских учений. С точки зрения материалистич. диалектики, материальное единство мира, представляющего собой движущуюся материю, служит философским… … Физическая энциклопедия