Конспект ОД по познавательному развитию «Как растения готовятся к зиме» в подготовительной группе детей с ЗПР. Конспект занятия в старшей группе "подготовка животных к зиме" с презентацией Подготовка к зиме растительный мир средняя группа

Валентина Нефёдова
«Как деревья готовятся к Зиме» (экологическая тропа осенней экскурсии)

Цели и задачи : формировать интерес к окружающему миру и стремление беречь природу; углублять знания детей о живой и неживой природе, их взаимодействия между собой и с окружающей средой; воспитывать любовь к природе, замечать красоту, формировать правильное представление, чувство ответственности, бережное отношение ко всему живому.

Предварительная работа :

Заучивание стихов, п. /игра «Дети и медведи» , приготовление письма с загадками о птицах, разучивание пословиц о лесе.

Чтение рассказов о лесе, рассматривание картин и лесе, животных, птицах.

Активизация словаря : лес, деревья , птицы, обитатели леса, меняет шубку, принакрылся кожухом, роща, краса.

Материал : конверт с загадками о птицах.

Ход экскурсии

Воспитатель :

– Дети, сегодня мы с вами остановимся на станции «Зеленый друг» . А кто же нас будет встречать на станции? (Деревья , кустарники, травянистые растения.)

– Кто знает, что такое экология ?

– Наука экология изучает наш дом-планету Земля, на которой мы с вами живем, и то, как надо жить в этом доме.

– Как вы считаете, могут ли растения, животные, воздух, вода существовать отдельно друг от друга и от солнца? (Все в нашем доме взаимосвязанно, все зависят друг от друга : если погаснет Солнце, все замерзнет и покроется мраком : если исчезнут воздух и вода – нечем будет дышать и нечего будет пить : если исчезнут растения – нечего будет есть животным и человеку)

Леса – это легкие планеты, которые производят кислород. По-другому лес еще называют лесной фабрикой. (Висит плакат)

Много леса – НЕ ГУБИ,

Мало леса – БЕРЕГИ.

Нет леса – ПОСАДИ!

Воспитатель : Ребята отгадайте загадку :

Весной веселит,

Летом молодит,

Осенью питает ,

Зимой согревает. Что это?

Дети : ЛЕС

Воспитатель :

Послушайте стихотворения о лесе :

Здравствуй лес,

Дремучий лес,

Полный сказок и чудес.

Ты о чем шумишь листвой

Ночью темной, грозовою?

Что нам шепчешь на заре,

Весь в росе, как в серебре?

Кто в глуши твоей таится?

Что за зверь? Какая птица?

Все открой, не утаи,

Ты же видишь - мы свои…

Воспитатель :- А без чего не может быть леса?

Дети : Без деревьев

Воспитатель : Возле моего дома растет три дерева , это лес?

Дети : Нет нужно много деревьев

Воспитатель : На лесосеке много спиленных деревьев

Дети : В лесу должно быть много живых деревьев

Воспитатель : Растут деревья где ?

Дети : На земле

Воспитатель : А сколько вы можете образовать слов от слова лес?

Дети : Лес-лесок-лесочек-лесной-лесоруб-лесовоз :

участок леса – лесничество;

лесной сторож – лесник;

начальник лесного хозяйства – лесничий.

Лес - это много деревьев , растущих на земле.

Послушайте пословицы о лесе. - Растение - земли украшение. - Рощи да леса - всему свету краса. - По лесу ходи - под ноги гляди. - Лес и вода - брат и сестра.

Воспитатель : Приглашаю всех на лесную полянку поиграть в игру “Лесовод” “Лесоводом я родился,

Не на шутку рассердился,

Все деревья надоели , кроме одного … оно могучее, …”

Воспитатель :

– Ребята, а как вы думаете, готовится ли к зиме живая природа ?

Дети : ДА

Воспитатель : Все живое потихоньку, готовится к встрече холодов . Медведи и барсуки, например, запасают к зиме побольше жира . А в теле у обыкновенных черных муравьев, древесных жуков, гусениц и других насекомых осенью появляется особое морозостойкое вещество.

Деревьям тоже приходится выдерживать жестокие морозы. Как они справляются с этим? Деревья не могут , как белки и куропатки, сбиваться для тепла в кучу, не могут, как глухари, зарываться в снег, чтобы спастись от мороза. Но и они заранее и по-своему готовятся к зиме .

Воспитатель : Ребята посмотрите, что происходит на улице?

Дети : Листопад

Воспитатель : Только листья разметешь,

Только станет чисто,

Вновь летят, как желтый дождь,

Листья, листья, листья.

Правильно, листопад начался. Посмотрите, как по-разному падают листья : один – медленно кружась, а другой сразу ложится на землю. Когда мы ходим по листьям, слышно, как они шуршат. Ребята, почему падают листья?

Дети : Пришла осень .

Воспитатель : Правильно, осень наступила , стало холодно. Дует ветер, он срывает листья с деревьев , и они медленно падают на землю – это листопад

Листопад, листопад,

Утопает в листьях сад,

Всюду листья шелестят.

физкультминутка :

Ветер дует нам в лицо. (Руками машем в лицо.)

Закачалось деревцо . (Руки подняли вверх. Выполняем покачивание вправо-влево.)

Ветер тише, тише, тише. (Приседание, руки вперед.)

Деревцо все выше , выше, выше. (Плавно поднимаясь, руки вверх, встать на носочки.)

Воспитатель : Ребята, а нам с вами голубь принес письмо в конверте. Посмотрим что в нем?

Дети : Да

Раскрываем письмо.

Воспитатель :

Да здесь какие-то загадки. Помогите мне их разгадать.

Кто так громко все стрекочет,

Рассказать нам что-то хочет?

(Сорока)

Угадай. Какая птица,

Бойкая, задорная,

Ловкая, проворная,

Звонко тенькает :

«Тень, тень!

Как хорош осенний день

(Синица)

Грудка ярче, чем заря

(У снегиря)

Как лиса среди зверей,

Эта птица всех хитрей.

Прячется в зеленых кронах.

А зовут ее… (Ворона) 5

Кто присел на толстый сук

И стучит : «Тук-тук, тук-тук!» ?

(Дятел) Воспитатель :

Молодцы, все отгадали. Ребята это нам осень сюрпризы приготовила .

Понравилось вам в осеннем лесу ?

Дети : Да

Воспитатель : Теперь дети, пора возвращаться с лесной полянки в

детский сад. Но прежде чем мы с вами уйдём мы повторим правила поведения в лесу.

Повторение правил поведения человека в лесу.

– Знаете ли вы правила экологически правильного поведения человека в лесу?

1. Оберегай растения и животных. Особенно занесенных в Красную книгу.

2. Не жги осенью траву , так как от нее может загореться лес.

3. Не руби и не ломай деревья и кустарники . Банки и бутылки вместе с другим мусором унеси с собой из леса и выбрось в специально оборудованные для этого места или закопай.

5. Жги костры только в специально оборудованных местах : костер должен быть удален от деревьев , место костра очищено от травы и обложено камнями или землей : для костра использовать сухой валежник или специально запасенные дрова : перед уходом костер залей водой и засыпь землей.

6. Не разоряй гнезда и муравейники.

7. Не вырывай с корнем и не обламывай ягодные кусты.

8. Устрой домики и кормушки для птиц и других животных.

9. Не шуми и не тревожь обитателей леса.

– Среди нас много есть нарушителей, но надо постараться соблюдать правила поведения человека в парке, лесу и делать замечания тем, кто нарушает эти правила.

Кинопособие « Экология растений» 58 занятий. Глава IX. Сезонные изменения растений.

Кинопособие содержит методический аппарат, обеспечивающий помощь учите-лю на всех этапах проведения уроков.

Актуальность:

Живя постоянно на одном месте, растение приспосабливается ко всем происходящим здесь изменениям. В областях с умерен-ным климатом условия жизни сильно меняются по временам го-да. Осенью, зимой, летом растения живут при разных сочетаниях тепла, света, влаги. Как же приспосабливаются растения к разным сезонам года?

Тип учебного занятия; изучения и первичного закрепления новых знаний

Дидактическая цель; создать условия для осознания и осмысления блока новой учебной информации.

Формы проведения занятия; лекция, учебный фильм

Основные понятия

Лесная подстилка. Озимые однолетники, озими. Глубокий покой. Вынужденный покой.

Вопросы для обсуждения

1.Какой сезон года наиболее опасен для растений, живущих в умеренном климате?

2.Как готовятся к зиме деревья и кустарники? А многолетние травы?

3.Как образуется лесная подстилка? Что она собой представля-ет.

4.Какова роль подстилки в жизни лесных растений?

5.Какие растения называют озимыми? Как они готовятся к зиме?

6.Почему зимой наши деревья без вреда переносят сильные мо-розы, а весной молодые побеги обмерзают даже при легких замо-розках?

7.Какие растения называют подснежниками? Приведите примеры.

Задания: 1. Во время зимних каникул раскопайте снег на небольших площадках размером 1 м2 на лугу, в поле и в дубовом лесу. Посмотрите, есть ли под снегом зеленые растения. С помощью учителя определите, как назы-ваются эти растения. Составьте их списки.

2. Срежьте в ноябре ветку ольхи (березы, орешника) с соцветиями-се-режками и поставьте в воду в теплой комнате. Понаблюдайте, раскроются ли почки на ветках. Начнут ли пылить соцветия-сережки? Повторите опыт в феврале. Объясните различные результаты в ноябрьских и февральских наблюдениях

Как растения готовятся к зиме

Осень — время подготовки к зиме. Ветви деревьев и кустарни-ков к осени покрываются многослойной пробкой. Ее мертвые, за-полненные воздухом клетки не пропускают влагу и предохраняют внутренние ткани от потери воды и промерзания.

Осенью окончательно формируются почки растений. У многих из них, например у копытня европейского, медуницы неясной, лютиков, к осени в почках заложены не только вегетативные по-беги, но и бутоны (рис.1). Почки деревьев, например дуба черешчатого, вязов, кленов и многих трав (ландыша, копытня евро-пейского, купены лекарственной, вороньего глаза), защищены по-чечными чешуями. Обычно к осени они покрываются слоями пробки, накапливают смолы, клейкие вещества. Плотный наруж-ный покров из чешуй надежно защищает от высыхания зачаточ-ные органы и образовательные ткани внутри почек.

Рис.1. Почки древесных и травянистых растений осенью: 1 - тополь, 2 - липа,

3 — дуб, 4 — клевер, 5 — ландыш. Схемы продольных разрезов почек: 6 — дуб, 7 - клевер.

Многие растения к осени накапливают запасы питательных ве-ществ. У многолетних трав они откладываются в подземных орга-нах — корневищах, клубнях, луковицах, корнях, у деревьев и ку-старников — главным образом в стволах.

Листопад и его роль в жизни растения. Главная примета осени в наших краях — листопад (рис.2). К его началу листья расцве-чиваются яркими золотистыми и багряными красками. Осенняя природа незабываема по красоте. Листопад предохраняет деревья, во-первых, от иссушения зимой, во-вторых, от обламывания вет-вей под тяжестью снега. К листопаду растения готовятся заранее.Рис.2. Листопад

Еще летом, в июле, когда день начинает убывать, в основании листьев образуется отделитель-ный слой, который обеспечива-ет быстрое опадение листьев осенью.

Пышный ковер опавших осе-нью листьев очень важен для жизни лесных растений. В ду-бовых, липовых, грабовых и других листопадных лесах из опавших листьев образуется рыхлая лесная подстилка, ко-торая, как одеяло, закрывает почву и предохраняет ее от про-мерзания в теплые зимы. Лес-ная подстилка — это своеобраз-ное удобрение, которое посте-пенно разлагается с помощью почвенных грибов и бактерий, образуя почвенный перегной.

Лесная подстилка легко впитывает влагу, как губ-ка, удерживает ее и сохраняет в почве. Поэтому не следует сгре-бать и вывозить опавшие лис-тья, так как это нарушает фор-мирование почвы и ухудшает корневое питание растений.

Подготовка к зиме вечнозе-леных хвойных деревьев. А как готовятся к зиме наши веч-нозеленые хвойные деревья — ель и сосна? Ведь у них зеленая хвоя сохраняется всю зиму. Правда, на ветках сосны осенью нижние хвоинки желтеют. Вы, вероятно, замечали, что осенью и зимой зеленая окраска хвои становится более тусклой, чем вес-ной и летом. Это объясняется тем, что осенью хлоропласты пере-мещаются в глубь клеток. Кроме того, осенью устьичные щели на хвоинках закупориваются смоляными пробочками. В таком состо-янии хвоинки зимой испаряют в два-три раза меньше воды, чем летом. Из-за закупорки устьиц в листья не поступает углекислый газ и фотосинтез прекращается. Интересно, что зимой зеленые кроны сосен и елей испаряют влаги меньше, чем оголенные ветви листопадных деревьев, например сосна — в пять раз меньше, чем дуб.

Озимые однолетники. А есть ли среди растений такие виды, ко-торые внешне не обнаруживают признаков подготовки к зиме? К таким “легкомысленным” растениям можно отнести озимые одно-летники. Озимыми называют однолетние растения, у которых се-мена прорастают с осени. Они широко представлены среди сельско-хозяйственных культур, например озимые сорта ржи, пшеницы, ячменя, а также среди полевых сорняков, например пастушья сумка, сурепка обыкновенная, дикая редька (рис.3).

Рис. 3. Озимые растения: 1 — пшеница, 2 — дикая редька

У озимых хлебных злаков осенью вырастают молодые растения с розеточными побега-ми, так называемые озими, которые переживают зиму под снегом. К наступлению зимы озимые приобретают устойчивость к морозам: к этому времени в их клеточном соке накапливается сахар, и клет-ки могут промерзать безболезненно. Таким образом, “легкомыслие” озимых однолетников обманчиво. На самом деле они готовятся к зиме, изменяя свойства своих клеток. Зеленые листья глубокой осе-нью и зимой под снегом сохраняются у большинства луговых мно-голетних трав, например клеверов, мятликов, овсяницы, и многих лесных трав — кислицы обыкновенной, зеленчука желтого, копы- теня европейского, осоки волосистой.

Зима. Поздней осенью, в ноябре, у большинства наших расте-ний наступает глубокий покой. В этом состоянии растения могут без вреда для себя пережить суровые зимние условия. Его не на-рушает даже продолжительная оттепель и таяние снега (см. зада-ние 2). Опасность поддаться на провокацию оттепелей и начать рост осенью или среди зимы особенно велика для деревьев и кус-тарников. Их почки зимуют в воздухе, где температура может бы-стро и резко меняться. Почки травянистых растений находятся под снегом или в почве. Здесь температура в течение всей зимы близка к нулю, ее колебания очень незначительны.

Ирина Гранина
Конспект НОД в средней группе «Как растения живут зимой»

Конспект НОД В средней группе «КАК РАСТЕНИЯ ЖИВУТ ЗИМОЙ »

Цель : продолжать формировать знания детей о жизни зимнего леса и его обитателях, знакомство с правилами поведения в зимнем лесу.

Задачи :

формирование восприятия природы как сложной экосистемы;

воспитание чуткого, бережного отношения к природе;

развитие умений наблюдать, обобщать и делать выводы из собственных наблюдений.

Оборудование :

Картинки : Береза, Ель, Клест, Лиса, Мышь, Заяц, Волк.

Художественное слово : “Лесные правила”.Н. Рыжова

Ход занятия

Ребята, как вы думаете, зимой деревья и другие растения продолжают расти ?

Какие условия необходимы для роста растений ?

Все ли условия, необходимые для роста растений , есть зимой ?

Если деревья зимой не растут , не означает ли это, что они погибли?

Что служит доказательством того, что деревья не погибли, а только заснули в зимние морозы? (ответы детей)

Деревья, также как и многие животные, можно сказать, уходят в спячку. В садах, парках, в лесу порой слышится сильный треск – это появляются морозобойные трещины на деревьях с твердой древесиной от резкой смены дневной и ночной температуры. Для предохранения деревьев от порчи рекомендуется обмазывать нижнюю часть стволов известковым раствором , так как через морозобойные трещины в ткани дерева могут проникнуть споры грибов и вызвать его гниение

Давайте вспомним с вами «Лесные правила» .

Если в лес пришел гулять,

Свежим воздухом дышать,

Бегай, прыгай и играй,

Только, чур, не забывай,

Что в лесу нельзя шуметь,

Даже очень громко петь.

Испугаются зверушки,

Убегут с лесной опушки.

Ветки деревев не ломай,

Никогда не забывай

Из рогатки не стреляй,

Ты пришел не убивать!

Здесь не нужно всех ловить,

Топать, хлопать, палкой бить.

Ты в лесу – всего лишь гость,

Здесь хозяин – сосна и лось.

Их покой побереги,

Ведь они нам не враги!

Игра (эмпатия)

Вокруг себя повернитесь –

И в деревья превратитесь!

Наши ноги – это корни

Наше туловище –ствол

Наши руки – это ветви

Звучит музыка.

Игра «С какого дерева листок» .

Дети делятся на две группы – одни деревья , другие листья. По сигналу дети-листья бегут к своим деревьям.

Пальчиковая гимнастика

Всем в лесу на удивленье

(трут ладони друг о друга)

Разные растут деревья :

(открывают ладони и растопыривают пальцы )

Вот уперлась в небеса

Вся смолистая сосна.

(соединяют локти – «ствол» , раскрывают ладони – «крона» )

Распустила ветви-косы

Белоствольная береза.

(«фонарики» с движением сверху вниз)

Как во полюшке былинка,

Тонкая растет осинка .

(показывают указательный палец, остальные – сжаты в кулак)

Дуб раскинул свои ветви,

И не страшен ему ветер.

(вытягивают руки вверх, растопыривают пальцы )

Липа цветом зацвела,

(собирают пальцы в щепотку – «бутон» )

Пчелок в гости позвала.

(делают круговые вращения указательным пальцем – пчелы летят)

Ель иголки распушила

(опускают руки в стороны вниз, растопыривают пальцы )

И грибочки все закрыла.

(показывают гриб : указательный палец – ножка, ладонь сверху – шляпка)

Шелестят листвой деревья,

(трут ладони друг о друга – «шуршат» )

Словно разговор ведут,

(стряхивают ладони)

Руки-ветви распустили,

Птичек в гости к себе ждут.

(сцепляют большие пальцы рук, разводят ладони в стороны – показывают птиц)

Ребята, а теперь садитесь за стол. Сегодня я предлагаю вам изобразить зимние деревья с помощью пластилина. Подумайте, какое дерево вам хочется изобразить, как выглядят его ствол и ветки, каким образом можно показать, что деревья зимние.

Молодцы, ребята. Выставка детских работ.

Публикации по теме:

Конспект интегрированного занятия в средней группе «Жизнь диких животных в лесу зимой» Конспект интегрированного занятия в средней группе "Жизнь диких животных в лесу зимой" Программные задачи: - способствовать формированию.

Конспект НОД «Как живут наши пернатые друзья зимой» Цель: Уточнить представление детей о зимующих птицах, условиях их жизни и роли человека в жизни зимующих птиц. Задачи: ОО Познание: Закрепить.

Конспект НОД по краеведению в средней группе. Тема: «Лекарственные растения Южного Урала» Реализация содержания программы в образовательных областях: «Познавательное развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Речевое развитие»,.

Конспект НОД по рисованию в средней группе «Маленькой ёлочке холодно зимой» Конспект НОД по рисованию в средней группе «Маленькой ёлочке холодно зимой». Задачи: Учить передавать в рисунке несложный.

Конспект образовательной деятельности в средней группе «Растения помогают освоить азы математики» Цель: Формировать у детей понятия «больше», «меньше», «равно» в процессе рассматривания комнатных растений. Формировать умение различать.

Доклад «Как растения готовятся к зиме» для детей можно представить на уроке естествознания.

Как растения готовятся к зиме?

Зима – это привычное явление для большинства регионов планеты Земля. За много лет эволюции живые существа, которые обитают в таких районах планеты, умело приспособились к холодам, снегу, вьюге и метели. Люди, в свою очередь, научились строить теплющие дома и придумали удобную и теплую одежду для себя, а большинство животных обзавелись добротными и красивыми шубками или же просто на всю зиму укладываются спать под белое снеговое одеяло.

А вот интересно как же готовятся к зиме растения?

Растениям до наступления холодов нужно накопить запас питательных веществ, которых бы хватило на всю долгую зиму. Процесс накопления у них происходит в конце лета. Но как растения знают, что пора запасать питательные вещества? Они определяют смену сезонов по длительности дня. В конце лета дни уже стают намного короче и растения начинают уменьшать выработку зеленого вещества – хлорофилла. Именно это вещество придает листочкам зеленого насыщенного цвета. И через эти же листья растения теряют воду – она испаряется во время их роста. Зимой им негде брать влагу, так как вода в холода превращается или в лед или в снег. Поэтому, чтобы сохранить баланс жидкости — растения сбрасывают их на зиму.

Но накопить нужные вещества на всю зиму это еще не все что нужно для переживания холодов. Растениям важно накопленные запасы защитить от их замерзания. Поэтому большая часть растений научились прятать в своих корнях питательные вещества, а некоторые — повышают уровень масел и сахаров в своих зимних запасах, что тоже является существенной защитой от замерзания зимой.

Наталия Терентьева (Евдокимова)
Занятие по ознакомлению с окружающим в подготовительной группе «Как растения готовятся к зиме»

Занятие по ознакомлению с окружающим

«Как растения готовятся к зиме »

Задачи. Формировать первичные представления о признаках осени, цикличности изменений в природе, учить наблюдать и обобщать результаты наблюдений : по изменениям погоды, внешнего вида растений , устанавливать взаимосвязи живой и неживой природы.

Материалы, инструменты, оборудование. Осенние листья разных деревьев и кустарников.

Предварительная работа. Наблюдения на прогулках за погодой и сезонными изменениями в жизни растений .

Наблюдения за погодой. Воспитатель регулярно обращает внимание детей на признаки осени : дни становятся короче, понижается температура, чаще идут затяжные холодные дожди, дует холодный ветер, а в северных регионах выпадает первый снег, солнце все меньше греет.

Наблюдения за растениями . Воспитатель регулярно отмечает с детьми, какие изменения происходят в жизни растений (в зависимости от региона эти признаки будут разными) : растения перестают расти , меняется цвет листьев, продолжается листопад, на клумбах увядают цветы, люди укрывают цветники.

Содержание занятия . Воспитатель предлагает детям назвать как можно больше признаков осени. Что изменилось по сравнению с началом осени? Просит подобрать к объекту природы, который он назовет, «осенние» определения. Небо какое? (Голубое или серое, чистое или облачное, хмурое.) Дождик какой? (Мелкий, моросящий или сильный, теплый или холодный.) Деревья какие? (Разноцветные, мокрые, голые.) Загадывает детям загадку : «Весной вырастают , осенью опадают» . (Листья.)

Воспитатель обращает внимание ребят на то, что в это время года опадают листья многих деревьев, - происходит листопад. Дошкольники высказывают свои предположения : почему листья опадают? (Обсуждаются любые предположения детей.) Педагог рассказывает, что деревья, кустарники зимой «спят» , и из земли в листики не поступают пища и вода. Кроме того, если бы на листьях задерживался снег, могли бы обломиться ветки.

Дети выполняют задание : найти опавшие листья разного цвета, рас-смотреть их, отметить, как изменился их цвет, каким он был раньше и каким стал теперь. (В тундровых или степных регионах, где нет деревьев, ведутся наблюдения за изменениями травянистых растений , кустарников и кустарничков.)

Воспитатель организует игру «Узнай лист» . Педагог выкладывает опавшие листья от разных деревьев и кустарников и предлагает выбрать листья определенного дерева (например, сначала листья клена, затем - березы) ; собрать только красные (только желтые) листья; ото брать листья только деревьев, только кустарников, выложить ряды от самого маленького к самому большому, от самого светлого к самому темному.

Педагог обращает внимание ребят, что листья с деревьев опадают каждый год. Куда же они деваются? Чтобы получить ответ на этот вопрос, дети собирают листья одной породы, но разного цвета. (Например, листья осин.) Затем выкладывают их в ряд - от самого молодого (зеленого) до самого старого (желательно прошлогоднего, паутинистого) и рассматривают, как они меняются. Опавшие листья перегнивают, их едят дождевые черви и другие животные. Постепенно листья становятся частью почвы. В земле-почве появляется больше «пищи» для растений . Кроме того, «одеяло» из опавших листьев согревает землю и не дает замерзнуть корням растений . Воспитатель подчеркивает, что опавшие листья - это не мусор, они нужны в природе.

В конце занятия воспитатель делает заключение : осенью становится холоднее, солнце светит, но дает мало тепла. Листья на многих деревьях меняют свой цвет и опадают, опадают и плоды с семенами, растения перестают расти и готовятся к зимнему сну .