Наука изучающая личные имена людей. Антропонимика – наука о личных именах. Методы антропонимических исследований

Антропонимика (греч. — человек и — имя) — раздел ономастики, изучающий антропонимы — имена людей и их отдельные составляющие (личные имена, отчества, фамилии, прозвища, псевдонимы и т.п.); их происхождение, эволюцию, закономерности их функционирования, географию.

Ономастика , в переводе с греческого, означает "искусство давать имена". Это раздел лингвистики, изучающей собственные имена, историю их возникновения и преобразования в результате длительного употребления в языке-источнике.

Антропонимика выделилась в самостоятельное направление в 60-70-е годы XX века. Не так давно она получила еще одно название — именология .

Большой вклад в изучении влияния имени на судьбу внёс Павел Флоренский. В своей работе "Имена" он на фактическом материале показал, что имя, данное при рождении, формирует "типический склад личности". Пытаясь создать универсальную систему именотворчества, П.Флоренский выявил бытийные связи личности через типологию конкретных восемнадцати имён.

Не меньший вклад в изучении ономастики внесли такие выдающиеся русские мыслители, как С.Н.Булгаков и А.Ф.Лосев. Они доказали, что имя определяет место и роль своего носителя в обществе и предназначение человека . Во многих именах, как им удалось установить, содержатся предопределённые события, и ритм их повторения.

Также широко известны имена А.В.Суперанской, В.Д.Бондалетова, Л.В.Успенского, Б.Ю.Хигера и других, внесших большой вклад в исследования данного направления.

Психологи, физики, биологи доказали влияние звука на человека . Имя, к которому человек привыкает сразу после рождения, намертво врезается в подсознание, становясь неким "идентификационным кодом" личности . Этому коду-имени свойственны вибрации звуков , приводящие в возбуждение различные участки мозга. И от того, из каких звуков состоит этот "код" — звонких или глухих, твердых или мягких, — бессознательно формируются соответствующие черты характера .

Имя состоит из набора звуков различной высоты , которые приводят в возбуждение отдельные участки мозга, оказывая таким образом воздействие на своего носителя, а также на окружающих его людей.

Одни имена звучат твердо, жёстко : Игорь, Дмитрий, Анатолий, Жанна, Дина, Екатерина и т.д. Под воздействием звукового раздражителя у детей с такими именами формируется настойчивый, упрямый характер. Они самостоятельны и решительны.

Обладатели мягко звучащих имен : Светлана, Вера, Наталья, Михаил, Сергей, Алексей и т.д. — обычно имеют спокойный, покладистый характер.

Есть нейтральные , как бы промежуточные между твердыми и мягкими, имена: Артем, Аркадий, Андрей, Александр, Валентин, Ольга, Анна, Анастасия, Зоя, Людмила, и т.д. Как правило, такие люди уравновешенны, рассудительны, в меру настойчивы.

Человек, с детства привыкая к своему имени, как бы настраивает душевные вибрации своего "я" к эмоциональной вибрации своего имени . Отсюда следует вывод: имя может влиять на характер . А личностные качества во многом могут определить судьбу. Если, к примеру, человек отождествляет себя с именем, которое звучит уверенно и сильно, то он может проникнуться верой в самого себя и очень многого добиться.

Родители с раннего детства своего ребенка могут развивать те способности, которые в нем заложены генетически и формируются под воздействием звуков носимого имени, и тем самым могут помочь ему найти се6я.

Имя — знак персоны, личное название человека, способ различения людей. Сейчас ребёнку дают имя под влиянием моды, семейных традиций, имена полюбившихся героев. В древние времена к выбору имени подходили гораздо серьёзней. В древности хорошо было известно о том, насколько велико влияние имени на характер человека, выбор профессии и в итоге на судьбу. В Индии имена людям давали при рождении астрологи после составления гороскопа младенца. Имя должно было отражать еще и качества личности, на которые указывала карта рождения. Эта традиция сохранилась и до наших дней.

Отчество несёт в себе генную информацию — то, что заложено самой природой и передается из поколения в поколение. Оно корректирует образ, сложившийся под влиянием имени, не меняя его коренным образом, а смягчая или, наоборот, обостряя некоторые черты. Поэтому большое внимание антропонимика уделяет сочетаемости имени и отчества, а также фамилии.

Смена имени или фамилии , присвоение прозвищ и т.д. могут кардинально изменить судьбу человека . Недаром люди, стремящиеся развиваться духовно, получают посвящение, во время которого им дается новое духовное имя, которое наиболее полно отражает качества данной личности.

В целом при выборе имени , как для новорожденного, так и для улучшения качеств, которых не хватает человеку от рождения или приглушить нежелательные, следует учитывать следующие моменты :

  1. Характеристика имени, отчества . Это является основой судьбы человека, его характера.
  2. Созвучность имени с отчеством и фамилией .
  3. Время года (зима, весна, лето, осень), в которое родился человек, так как оно определяет характер личности и таким образом можно произвести корректировку.
  4. Нумерология имени с учётом нумерологии даты рождения . Они не должны противоречить друг другу.
  5. Давая имя одного из своего родственников, нужно учитывать его судьбу, так как предки передают со своим именем генетический код .
  6. Имя должно подчеркивать индивидуальность и лучше выбирать имена средней распространенности, которые помогают разумно сочетать индивидуальность с коллективной энергией и дают возможность оригинально заявить о своём имени. Такой человек может свободно выбирать свою собственную линию поведения в обществе и избегать каких-то крайностей и рамок.
  7. Астрологический гороскоп . Здесь учитываются месяц и год рождения . Например, люди, рождённые под знаком Тельца, обладают упрямством. Правильно данное имя поможет направить это качество в правильное русло, сделав человека упорным и целеустремлённым. Также учитывается призвание человека , которое заложено от рождения. Имя должно помочь в его реализации.

Антропонимика или именология , как ее все чаще называют, на протяжении многих лет является одним из самых интересных и популярных направлений. Вряд ли найдется хоть один человек, который останется равнодушным к тайнам имени. Ведь собственное имя для многих людей является самым дорогим и ценным. Исследования в данной области все ещё продолжаются. И людей ожидает еще много интересных открытий в данной области.

Мир, в котором мы живем, можно назвать миром имен и названий: каждый объект, каждое явление имеет или может иметь свое собственное именование. Свои имена имеют и люди. Во все времена интерес человека к именам был велик, и до сих пор интерес к их тайнам не угасает. До сих пор русские имена - открытое поле деятельность и для филологов и ученых.

Личные имена имели все люди во все времена во всех цивилизациях. Имена у каждого народа связаны не только с его культурой, бытом, но и с развитием производительных сил. Для того чтобы какое-либо имя появилось у данного народа, необходимы определенные культурно - исторические условия. Поэтому многие имена несут на себе отпечаток соответствующей эпохи [Зинин 1977:59].

В XVII-XIX вв. происходит определенное дифференцирование при именовании. Слово "название" стали употреблять для именования вообще, а "имя" - для человека. В.И. Даль отмечал в словаре: "имя предмета" - название; " имя животного" - кличка; " имя человека" - собственно имя, по угоднику, ангельское, крестное и рекло, которое встарь не оглашалось" [ Даль 1991:43]. Таким образом, личные имена употребляются не только в быту, в частных разговорах, но и в документах, в различных официальных ситуациях, в юридической практике, где малейшая неточность в записи вызывает те или иные последствия.

Именно собственные имена и являются предметом внимания отдельной отрасли языкознания - ономастики. Следуя лингвистическому энциклопедическому словарю (ЛЭС), ономастика - это "раздел языкознания"

Изучающий собственные имена" [ЛЭС 1990:346]. В переводе с греческого языка onomastike (teche) - искусство давать имена. Термином "ономастика" называют также совокупность собственных имен в целом.

Традиционно ономастика членится на разделы в соответствии с категориями объектов, носящих собственные имена:

Антропонимика изучает имена людей;

Топонимика - названия географических объектов;

Зоонимика - клички животных;

Астронимика изучает названия отдельных небесных тел.

Одним из значительных и интересных разделов ономастики является раздел антропонимика. Определений антропонимики много. Примем за рабочее определение, данное В.Н.Ярцевой в ЛЭС.

Антропонимика - "..раздел ономастики, изучающий антропонимы - собственные именования людей: имена личные, патронимы (отчества или другие именования по отцу), фамилии, родовые имена, прозвища, псевдонимы, криптонимы (скрываемые имена)" [ЛЭС. 1990:36]. В дословном переводе с греческого языка anthrohos - человек и onyma - имя.

Антропонимика изучает также антропонимы литературных произведений, иена героев в фольклоре, в мифах и сказках. Антропонимика разграничивает народные, некалендарные (мирские) и канонические (календарные) личные имена, а также различные формы одного имени: литературные и диалектные, официальные и неофициальные.

Каждый этнос в каждую эпоху имеет свой антропонимикон - реестр личных имен. Совокупность антропонимов называется антропонимией.

Антропонимика вычленилась из ономастики в 60-е - 70-е гг. XX века, однако целый ряд проблем рассматривается комплексно. До 60-х гг. XXвека вместо термина "антропонимика" использовался термин "ономастика". Под именем понимаем слово, реже сочетание слов, называющее, именующее вещь или человека.

Таким образом, личное имя (в древнерусском языке также - рекло, назвище, прозвище, название, прозвание, проименование) - это специальное слово, служащее для обозначения отдельного человека и данное ему в индивидуальном порядке. Личные имена людей - это их антропонимы. Интерес к ним растет не только в нашей стране, но и за рубежом. Ученых интересуют принципы именования людей на протяжении истории, способы образования и пути изменения их структуры, а также значение и употребление имени у тех или иных народов, этапы и причины их заимствования.

Антропонимика - это один из интересных и активно изучаемых разделов языкознания последнего десятилетия.

Разработкой основных вопросов антропонимики занимались В. Д. Бондалетов , Н. А. Баскаков , С. И. Зинин , Ю. А. Карпенко, И. А. Кюршунова [Ирина Алексеевна Кюршунова], В. Н. Михайлов, А. А. Реформатский , В. П. Морошкин, Н. А. Петровский, Е. Н. Полякова [Елена Николаевна Полякова], А. М. Селищев , С. Н. Смольников [Сергей Николаевич Смольников], А. В. Суперанская , О. Н. Трубачёв , Н. М. Тупиков , Ю. И. Чайкина [Юлия Ивановна Чайкина], В. К. Чичагов , Л. В. Успенский . Российская антропонимика в 1980-90-е годы XX века пополнилась работами И. М. Ганжиной , М. В. Горбаневского , Ю. А. Карпенко, И. А. Королёва, Т. Н. Кондратьевой, В. А. Никонова, Н. Н. Парфёновой, Н. В. Подольской, Б.-О. Унбегауна , Н. К. Фролова. В последние десятилетия российских учёных интересуют вопросы становления региональной антропонимики. Только введение в научный оборот множества текстов различных территорий нашей страны, включающих значительное количество личных имён и фамилий, поможет представить реальную картину формирования антропонимической системы в целом.

На волне интереса к личным именам появилось немало низкопробной литературы справочного характера, дающей «описания имён» и характеристики их носителей, в том числе в сочетании с отчеством, знаком зодиака и т. п. Такой китч не имеет ничего общего с научными исследованиями и философским осмыслением имён.

Китайская антропонимика

Китайская система именования является основой для всех традиционных способов именования людей в странах Восточной Азии . Практически все страны Восточной Азии следуют традиции, подобной китайской. Характерной чертой является наличие сравнительно небольших списков возможных вариантов фамилий, подобных Байцзясин («Сто фамилий»), позволяющих судить о фактической кодифицированности китайской фамилии.

Тибетская антропонимика

Тибетская система имён принципиально отличается от китайской и ориентирована в большей степени на Индию . В Тибете нет фамилий. Многие имена являются калькой с санскрита, но есть и традиционные (напр.: Дава (тиб. луна, понедельник ), Ньима (тиб. солнце, воскресенье )). Выбор имени происходит с участием астролога или духовного наставника. О значении астрологии в тибетской антропонимике может говорить тот факт, что количество фонетических вариантов тибетского слога приблизительно равно количеству дней в году.

Английская антропонимика

Поэтическая антропонимика

Личные имена собственные, использованные в художественном тексте. Вместо термина «поэтическая антропонимика» часто употребляют термин «литературная антропонимика» и «стилистическая антропонимика» .

Напишите отзыв о статье "Антропонимика"

Примечания

Литература

  • Антропонимика / Под ред. В. А. Никонова, A. B. Суперанской. - М .: Наука, 1970. - 330 с.
  • Калакуцкая Л. П. Фамилии. Имена. Отчества: Написание и склонение. - М .: Толк, 1994. - 95 с. - ISBN 5-87607-003-3 .
  • Карпенко М. В. Русская антропонимика: Конспект лекций спецкурса. - Одесса : Изд-во Одесск. ун-та, 1970. - 42 с.
  • Ковалёв Г. Ф. Е. А. Болховитинов - отец российской антропонимики // Евфимий Алексеевич Болховитинов и его творческое наследие. - Воронеж, 1992.
  • Подольская Н. В. Антропонимика // Лингвистический энциклопедический словарь . - М .: Советская энциклопедия, 1990. - 685 с. (в пер.)
  • Литвина А. Ф. , Успенский Ф. Б. Выбор имени у русских князей в X-XVI вв. Династическая история сквозь призму антропонимики. - М .: «Индрик», 2006. - 904 с. - 1000 экз. - ISBN 5-85759-339-5 .
  • Никонов В. А. Задачи и методы антропонимики // Личные имена в прошлом, настоящем и будущем: Проблемы антропонимики: Сб. статей / Отв. ред. В. А. Никонов. - М .: Наука , 1970. - С. 33-56. - 344 с. - 15 500 экз. (обл.)
  • Системы личных имён у народов мира. - М .: Наука, 1986. - 383 с.
  • Стрыгин В. А. Антропонимика в «Переписной книге Воронежского уезда 1646 года» // Край Воронежский. - Воронеж, 1999. - Вып. 3.
  • Суслова А. В., Суперанская А. В. О русских именах. - Л. : Лениздат , 1991. - 220 c. - ISBN 5-289-00807-1 .
  • Суперанская А. В. Имя - через века и страны. - М .: ЛКИ, 2007. - 192 с. - ISBN 978-5-382-00278-1 .
  • Суперанская А. В. Словарь русских личных имён. - М .: АСТ, 1998. - 528 с. - ISBN 5-237-01149-7 .
  • Суперанская А. В. Ваше имя? - М .: Армада-пресс, 2001. - 254 с. - ISBN 5-309-00057-7 .
  • Супрун В. И. Имена и именины. - Волгоград: Комитет по печати и информации, 1997. - 176 с.
  • Успенский Л. В. Ты и твоё имя. Имя дома твоего. - Л. : Детская литература, 1972. - 573 с.

См. также

Изучением имен собственных всех типов, об истории их возникновения и преобразования в результате их употребления в языке, о заимствовании имен собственных в другие языки, о закономерностях их развития и функционирования занимается раздел лингвистики, который называется ономастика . Термин «ономастика » образован от греческого onomastik - «искусство давать имена» .

Ономастика представляет собой весьма ценный раздел современного языкознания, комплексную лингвистическую дисциплину, оснащенную своим терминологическим аппаратом, своим кругом проблем, историей исследования и собственными методами исследования.

Сложность и многообразие объекта ономастики (имени собственного) во многом обуславливает междисциплинарный характер этой дисциплины. Ряд ученых (О.Н. Трубачев, В. Ташицкий и др.) например, считают целесообразным выведение ономастики за рамки лингвистики и выделение ее в отдельную дисциплину, использующую лингвистические методы исследования, но тесано связанную с комплексом гуманитарных наук, а также наук о Земле и Вселенной. Несмотря все же на тесную связь с другими гуманитарными дисциплинами, имена собственные все же являются объектом раздела языкознания, лингвистики то есть науки о языке. Ибо любое наименование - это, прежде всего, слово и оно входит в систему языка, образуется по законам языка, по языковым законам живет и употребляется в речи, подвергаясь различного рода изменениям.

Ономастика традиционно членится на разделы в соответствии с категориями объектов, носящих имена собственные. В ономастику входят: антропонимика , которая изучает имена людей, топонимика - изучает названия географических объектов, зоонимика - клички животных, астронимика - названия небесных тел.

Имена собственные включают в себя имена людей (Александр, Мария), клички животных (Шарик, Мурка), названия мифических существ (Аид, Венера), племен и народов (ацтеки, готы), стран (Англия, Германия), рек (Кубань, Ока), гор (Анды, Килиманджаро), людских поселений (Ленинград, проспект Горького), и т.д. Отличительный признак имен собственных состоит в том, что в современном своем употреблении они, как правило, не называют понятий, но служат лишь для обозначения конкретных предметов. Мы можем достаточно точно определить, чем отличается швея от доярки, врач от бухгалтера, но никто не сможет сказать, опираясь только на имя человека, чем отличается Марина от Валентины, Саша от Бориса. Имена собственные имеют только денотативное значение (обозначают конкретный предмет) и лишены значения сигнификативного (понятийного). Однако при своем возникновении все имена собственные употреблялись как обычные номинативные лексемы. Восстановление первоначального значения имени собственного - одна из задач современной ономастики. Происхождению антропонимов - имен, отчеств, фамилий, прозвищ, псевдонимов и т.п. - посвящена довольно обширная литература. Это работы А.В. Суперанской и А.В. Сусловой, Е.Н. Поляковой и Л.В. Успенского, В.А. Никонова и Ю.А. Федосюк, М.А. Горбаневского и Н.А. Петровского.

В настоящее время очень часто употребляется термин «поэтическая ономастика». Об этом говорится во многих трудах ученых: М.В. Карпенко («Русская ономастика»), В.А. Никонов («Имя и общество»), А.В. Суперанская («Общая теория имени собственного»), О.И. Фонякова («Имя собственное в художественном тексте»), Н.К. Фролов («Избранные работы по языкознанию»).

Итак, антропонимика («человек» + «имя») -- раздел ономастики, занимающийся изучением происхождения, развития, деривации и функционирования собственных имен людей .

К числу антропонимических единиц , или антропонимов, относятся: личные имена -- слова, которые присваиваются при рождении людям и под которыми они известны в обществе; отчества (патронимы, патронимические имена -- греч. «отец» + «имя») -- слова, входящие в состав именования людей и обозначающие отца носителя того или иного имени; фамилия (фамильное имя) (лат. familia «семья») -- это наследственное наименование, переходящее из поколения к поколению: от отца или матери к сыну и дочери, от мужа к жене, или наоборот; прозвища (прозвищные имена) -- слова, даваемые людям в разные периоды их жизни по тому или иному свойству или качеству этих людей и под которыми они известны обычно в определенном, часто довольно замкнутом кругу общества .

Можно выделить ряд основных понятий антропонимики как раздела языкознания:

Антропонимическая формула (имени) -- определенный порядок следования различных видов антропонимов и номенов в официальном именовании человека данной национальности, сословия, вероисповедания в определенную эпоху.

Литературная (поэтическая, стилистическая) антропонимика -- неотъемлемая составная часть литературной (поэтической, стилистической) ономастик - дисциплины, занимающейся изучением имен собственных в художественном тексте.

Литературная ономастика исследует «отражение элементов реальной и вымышленной ономастики на основе их индивидуального преломления и применения в творчестве каждого писателя и отдельного текста».

Литературная антропонимика , в свою очередь, не является зеркальным отражением имен, употребляющихся в жизни, но их проекцией, прошедшей сквозь призму авторского творчества.

Литературный (поэтический) антропоним -- антропоним художественного произведения, который обычно дает представление о поле, возрасте, национальности, социальном статусе, морально-этических качествах персонажа произведения.

Совокупность антропонимов, извлеченных из текста художественного произведения, называется литературной, или поэтической антропонимией .

Антропонимика

Антропонимика – наука об именах людей, так же как и топонимика, является частью ономастики. Другие разделы ономастики – этнонимия (название племен и народов). космонимия (название космических объектов), зоонимия (названия животных) и т.д.

«Между живущих людей не бывает никто безымянным», - сказал устами своего героя Алкиноя древний поэт Гомер. Назвать имя – значит тотчас вызвать в сознании мысль о том, кто назван. Имя настолько сливается с самим человеком, что на ранних ступенях развития общества имя и его носитель даже отождествлялись. У некоторых народностей Сибири сохранились верования в то, что имя и душа едины, поэтому родившимся дают только имена умерших родственников. Люди видели необходимость имени, но не понимали, что его власть создана ими самими, и поэтому приписывали ему сверхъестественную силу. Отсюда и некоторые табу (запрет произносить имя могущественного существа), отсюда и суеверные замены своего имени, чтобы враги не могли навредить ему, узнав настоящее имя.

Антропонимика может служить историческим источником, помогая выяснить былой этнический состав и миграции населения, датировать и локализовать письменные памятники истории. От античных времен дошли до нас имена городов Северного Причерноморья, по ним чешский ученый Л.Сгуста установил, какие народы населяли тогда территорию Южной Украины. По личным именам он воссоздал этническую карту Малой Азии.

Некоторые фамилии напрямую указывают на место рождения обладателя фамилии или место, откуда он прибыл. География русских фамилий позволят проследить исторические передвижения населения, очаги расселения и его пути. Самоочевидно происхождение таких фамилий, как Тамбовцев, Сибиряков, Костромитин. Фамилии с окончанием на –их. –ых (Косых, Босых, Рыжих, Разумовских и т.п.), как правило отсутствуют на ближайших к Москве территориях и распространены между Воронежем и Курском, в Северодвинском районе, встречаются в Вятке и Перми, на Урале и Алтае, в Сибири и Забайкалье.

Противоположен ареал фамилий на –итин : они образованы из названий только близких к Москве городов, входивших в московские владения не позже 15-16 вв. (Веневитинов, Боровитинов, Вязьмитинов, Болховитинов, Костромитинов, Тверитинов и др.), а также некоторых северных (Лалетин – из Лальска) городов.

Ни для кого не секрет, что многие имена дошли до нас, благодаря прозвищам (фамилиям). Таковы имена – Воробей, Баран, Муха и т.д. Это обстоятельство позволило «восстановить» многие забытые славянские имена. Привычные «современные» имена Иван, Петр, Сидор, Семен еще несколько столетий были для наших предков столь же диковинны, как и современные имена дальних народов Африки. Благодаря святочному распределению имен при рождении наши предки получили эти имена и фамилии, но только сейчас многие стали задумываться, что означает то или иное имя, а когда узнали, то ахнули. Самое «знаменитое» имя Иван, ставшее нарицательным русскому человеку, иногда сопровождают словами «непомнящий родства». Кто и когда мог предположить, что человек, забывший родство и породнившийся с миром Нави, стал Иван (зеркальное отображение). Кстати, идеологи-иудологи иногда выдают желаемое за действительное. Многим из вас известно выражение «на Ивановых вся Россия держится», оттого и зовут всех «русскими Иванами». Хочу внести поправку, что фамилия Иванов в России на шестом месте и никакие чудеса не помогут по количеству перегнать фамилию, например, Кузнецовых.

Другие фамилии доносят до нас забытые значения многих слов, означающих теперь совсем иное, чем прежде, когда они стали основами фамилий: Дворников – от слова «дворник», но не в современном смысле – рабочий по двору, а в значении арендатор.

Вся история имен социальна. В Древней Руси обособились составные имена – княжеские. Известна борьба за право именоваться с окончанием –вичем , то есть по отчеству. Сословная иерархия диктовала и уничижительный суффикс –ка , и резкие различия во времени формирования фамилий у разных социальных слоев. Сам состав личных имен, имеющихся в святцах, социально поляризовался – на рубеже 19-20 столетий дворянка Фекла была так же немыслима, как крестьянка Тамара.

Некоторые исследователи обращают внимание, что первые княжеские имена указывают на принятие христианства от католиков, от них же пришло само понятие титула «князь». В 9-10 вв. при приеме христианства хорватский вождь Влад стал князем Владиславом; чешский вождь Вячко стал Вячеславом; польский Мешко – Мечиславом; киевский Вятко или Святко – знаменитым князем Святославом; хорватский вождь (князь) стал королем и получил имя Домислав (славный домом).

Немаловажен географический аспект изучения антропонимов, особенно если речь идет о прошлом: разобщенность многочисленных этнографических групп русского населения создавала географические различия в антропонимике. Общеизвестны такие региональные антропонимические явления, как местные максимумы имен (Иннокентий – в Сибири, Митрофан – в Воронежской области).

Преданья старины глубокой донесли до нас сведения, что от рождения человек получал домашнее прозвище. Настоящее имя давалось человеку волхвом при достижении совершеннолетия и отражало такое имя уже заслуги этого человека перед родом. Не случайно само понятие слова «имя» означает «им Я», то есть, что человек смог дать роду и чем прославиться. «Понеже мнози от человек приходящи к волхвам и чародеем... Понеже чародеи и волхвы, написующи бесовския (так с христианской злобой назывались русские имена) имена, дают их простым людям, повелевающе им тая имена носити...» (А.А.Афанасьев. Поэтические воззрения славян. Т. 3. стр. 431). Как видно из приведенного примера, заслужившие честь удостоиться именами, могли получить следующие: Огневед, Ратибор, Треборад, Гостомысл и т.д. Кто не сумел себя проявить никоим образом продолжали носить прежние имена: Улыба, Неждан, Будилко, Богдан, Первой, Второй, Любим, Добр и т.д.

Нареченные имена хранили в тайне, чтобы недобрые люди не могли навести порчу. Эти имена знали только волхвы и сам нареченный. В быту же человека сопровождало общинное имя или прозвище.

В настоящее время многие люди стали внимательно смотреть значение имен. Многие пришли в уныние, узнав истинное значение своего имени. О том, насколько нелепо выбирать имя на слух, показывает сценка из знаменитого романа М.А. Шолохова «Поднятая целина», в которой местный чудак Щукарь, читая словарь, пытается придать иностранным словам русский смысл: «акварель» – красавица, а вот «бордюр» - гулящая баба. Популярный в последние годы писатель В.Мегре вознес на невиданную высоту имя Анастасия, что привело к повальному присвоению этого имени рождающимся дочерям. Магия популярности имени привела к печальному результату: Анастасия в переводе с греческого означает «оживший мертвец». Конечно, можно и при плохой игре делать счастливую мину, и пытаться поставить знак равенства между основным значением этого имени и синонимом в форме «дважды рожденная», но общей картины это не изменит. Только добавятся вопросы: от кого рождена, кто вторые родители? Чтобы не попадать в нелепые ситуации, необходимо знать и понимать, о чем говоришь. Серия книг «Возрожденная Русь» замыслена стать «домашним ликбезом» и оказать помощь соотечественникам в освоении некоторой части утерянных Знаний.