Определение гуманизма сегодня. Значение слова гуманизм. Лучше всего дорогу освещает внутренний свет

  • 5. Командно-административная и рыночная экономика
  • 6. Отношения собственности
  • 7. Экономический цикл и рост
  • 8. Конкуренция и монополия
  • Тема 3. Экономика потребителя
  • 1. Уровень жизни и доход
  • 2. Рынок труда, занятость и безработица
  • Тема 4. Мировая экономика и Россия
  • 1. Микро- и макроэкономика
  • 3. Проблемы современной мировой экономики
  • 1. Общности людей
  • 2. Положение индивида в группе: статусы и роли
  • 3. Семья как малая социальная группа
  • 4. Расы и расизм
  • 5. Этнические общности
  • 6. Понятие нации и его современное содержание
  • 7. Социальная стратификация и мобильность
  • Тема 2. Социальная сфера современного общества
  • 1. Социализация и ее этапы
  • 2. Деятельность, ценности и нормы
  • 3. Социальное неравенство, конфликты и партнерство
  • 4. Социальное государство
  • 5. Социальные процессы в современной России как многонациональном государстве
  • 6. Средства массовой информации в современном обществе
  • Часть IV. Политическая сфера жизни общества Тема 1. Власть и государство
  • 1. Понятие политики.
  • 2. Власть. Понятие политической власти
  • 3. Государство, его понятие, происхождение, признаки и функции
  • 4. Типы и форма государства
  • 5. Правовое государство
  • 6. Гражданское общество
  • 8. Государственные органы
  • 9. Политические партии и идеологии
  • 10. Избирательные системы и права
  • 11. Политическая культура
  • Тема 2. Основы конституционного строя Российской Федерации
  • 1. Развитие конституционного процесса в России
  • 2. Конституционный строй Российской Федерации
  • 3. Федеративное устройство Российской Федерации
  • 4. Местное самоуправление
  • Тема 3. Система органов государственной власти в рф
  • 1. Президент Российской Федерации
  • 2. Органы законодательной власти
  • 2. Порядок выборов в Федеральное Собрание
  • 4. Правительство рф
  • 5. Судебная система
  • Часть V. Право: основные понятия и система Тема 1. Основные понятия права
  • 1. Происхождение и понятие права
  • 2. Право и мораль. Правовая культура
  • 3. Правовая норма
  • 5. Правоотношения и правонарушение
  • 6. Юридическая ответственность
  • Тема 2. Система права
  • 1. Понятие системы права
  • 2. Конституционное (государственное) право
  • 3. Административное право
  • 4. Гражданское право
  • 3. Юридические лица как субъекты гражданских правоотношений
  • 4. Гражданско-правовые сделки, их виды, формы и условия действительности
  • 5. Трудовое право
  • 6. Уголовное право
  • 7. Жилищное право
  • 8. Семейное право
  • 9. Международное право и его акты
  • Часть VII. Духовная сфера жизни общества Тема 1. Человек как существо духовное
  • 1. Культура и духовная деятельность
  • 2. Природа и сущность человека
  • 3. Сознание, самосознание и бессознательное
  • 4. Смысл жизни и его поиски
  • 5. Личность и пути ее созидания
  • 6. Гуманизм, его понятие и исторические формы
  • Тема 2. Духовное освоение мира человеком
  • 1. Мировоззрение, его виды, формы и содержание
  • 2. Познание, наука и истина
  • 3. Религия, ее понятие, функции и исторические формы
  • 4. Творческая деятельность и искусство
  • 5. Мораль и духовное познание
  • 6. Глобальные проблемы современности
  • Поговорим о прочитанном Часть I. Понятие обществознания и становление общества Тема 1. Понятие обществознания и общества
  • Часть VII. Духовная сфера жизни общества Тема 13. Человек как существо духовное
  • 2. Природа и сущность человека
  • Тема 14. Духовное освоение мира человеком
  • Вопросы для самоконтроля по темам: (используйте учебник п.К. Гречко "Введение в обществознание) Античное обществознание
  • Эпоха Возрождения
  • Обществознание в эпоху Нового времени
  • Обществознание XIX в.
  • Российская цивилизация и обществознание
  • Общество в его многообразии и единстве (сферы общественной жизни) Экономическая сфера жизни общества
  • Политическая сфера жизни общества
  • Право и правовые отношения
  • Социальная сфера жизни общества
  • Духовная сфера жизни общества
  • Контрольные вопросы по курсу "обществознание" Часть I. Понятие обществознания и становление общества Тема 1. Понятие обществознания и общества
  • 1. Обществознание в системе наук
  • 2. Особенности познания общественно-исторических событий
  • 3. Общество и общественные отношения
  • 4. Общество, природа и техника
  • Тема 2. Общество и обществознание в их историческом развитии
  • 1. Становление общества
  • 2. Возникновение цивилизаций
  • Тема 4. Финансы и экономика
  • Тема 5. Экономика потребителя и мировая экономика
  • Тема 7. Социальная сфера современного общества
  • Часть V. Политическая сфера жизни общества Тема 8. Власть и государство
  • Тема 9-10. Основы конституционного строя Российской Федерации. Система органов государственной власти в рф
  • Часть VI. Право: основные понятия и система Тема 11. Основные понятия права
  • Тема 12. Система права
  • Часть VII. Духовная сфера жизни общества
  • 5. Познание, наука и истина
  • Список терминов
  • Список персоналий
  • Хрестоматийные материалы по курсу "Обществознание" Часть I. Понятие обществознания и становление общества Тема 2. Общество в его историческом развитии
  • Часть VII. Духовная сфера жизни общества Тема 13. Человек как существо духовное Тема 14. Духовное освоение мира человеком
  • Литература
  • Учебная и специальная литература по праву
  • 6. Гуманизм, его понятие и исторические формы

    1. Понятие гуманизма Термин "гуманизм " происходит от латинского humanus , что означает человеческий, человечный, человечность, так как он производен от homo - человек. Он есть то, что делает человека как биологического вида человеком как существом духовно-нравственным. Гуманизм есть проявление человечности в человеке, его нравственное облагораживание на основе развертывания человеческой сущности. Гуманным называют доброе, великодушное отношение к людям, готовность понять и помочь, уважение к окружающим. Существует следующее определение гуманизма: он является исторически развивающейся системой воззрений, признающей ценность человека, его право на свободу, счастье, развитие и проявление своих способностей. Мировоззрение и гуманизм непосредственно взаимосвязаны. Гуманизм вытекает из общих мировоззренческих установок эпохи в соответствии с тем местом и значением, которое отводится человеку в мире и обществе. Гуманизм можно рассматривать в широком и узком смысле слова. В широком смысле гуманизм есть "человечность" вообще как таковая, в узком смысле под гуманизмом мыслится его конкретно-историческая западноевропейская форма. Вместе с тем эта частная форма имеет свои внутренние мировоззренческие принципы, которые могут не вполне совпадать с концепциями гуманизма, выработанными в других культурах. Гуманизм в узком смысле слова - культурное движение эпохи Возрождения, прежде всего в Италии (особенно во Флоренции) XIV-XVI вв., хотя гуманистические идеи имеют длительную предысторию.

    2. Гуманистическое общество В гуманистическом обществе благо человека является критерием оценки справедливости этого общества. Его можно определить по отношению государства к тем людям, которые по тем или иным причинам не могут сами себя обеспечить. Это, прежде всего дети, многодетные семьи, пенсионеры, инвалиды и др. Если они имеют возможность вести достойную жизнь, то можно говорить и о гуманизме. Права человека не следует сводить к чистой юриспруденции. Это широкое понятие, включающее право на нормальную жизнь вообще, на хотя бы минимальное материальное обеспечение. "Борцы за права человека" обычно замечают только возможные ущемления прав отдельных лиц в политическом и чисто правовом отношении, и забывают о том, что миллионы обычных людей, которые трудятся всю жизнь, зачастую лишаются элементарных прав - нормального пенсионного обеспечения, безопасности и т.д. В гуманистическом обществе должны реализовываться не только правовые нормы, но и социальные, моральные и др. Одним из критериев гуманистического общества является также отсутствие различного рода дискриминации по половому, возрастному, расовому, национальному и другим признакам. В таком обществе человек является самоцелью и никогда не может выступать в качестве средства (Кант). В полной мере гуманистическим общество может существовать только в условиях социального, правового государства и демократического режима, т.е. в такой социальной системе, где развиты солидарные связи, существуют многообразные независимые институты, одним словом, наличествует гражданское общество. В России указанные принципы лишь продекларированы, а их утверждение в жизни - длительный и сложный процесс.

    3. Исторические формы гуманизма Гуманизм выражает моральную сторону бытия человека, поэтому его возникновение связано с развитием морали. Точкой отсчета в этом отношении можно считать "осевое время", хотя зачатки человечных отношений можно обнаружить и на более ранних этапах развития общества. Но как целостное мировоззрение гуманизм начинается с античных времен. В античности гуманизм эволюционировал от эпической формы до полисной, а также до внутренней, духовной - у Сократа. Гуманистические идеи развивали и софисты, однако они не смогли сформулировать устойчивые критерии гуманизма, в силу чего он мог принимать отрицательные формы. В Древнем Риме термин "гуманизм" часто употреблял Цицерон, подразумевая под ним идеал образования римлянина на основе греческого стандарта. Данный термин у Цицерона передавал смысл слов "духовная культура", "высшее образование", "обязательный для знати образ жизни". У последующих стоиков понятие гуманизма демократизируется и распространяется на всех людей, подразумевая разумное человеческое поведение по отношению к другим людям, независимо от уровня образования. В целом античный гуманизм отражал мировоззрение человека древнего мира. Ему, поэтому, присущи как достоинства, так и недостатки. Достоинства заключаются в том, что человеческая личность начинает цениться, она становится субъектом общественной жизни при демократии, обладает правами и обязанностями. Однако этот гуманизм был ограничен территорией полиса, а внутри него - только свободными гражданами, из числа которых исключались рабы, плебеи и женщины. Мировоззренчески он основывался на идеекосмоцентризма , единства микро- и макрокосмоса, что приравнивало человека к природным вещам, не позволяло принципиально его выделить ни из социального, ни из природного мира. Личность подавлялась как космической необходимостью, так государством: примат государства над личностью в античности был безусловным даже в условиях демократии. Гражданственность, свобода, законность и достоинство человека в рамках античного гуманизма, таким образом, носили условный и ограниченный характер. Вместе с тем появление гуманизма даже в такой односторонней форме для того времени было величайшим завоеванием человечества. Средневековый гуманизм мировоззренчески основывался на идее теоцентризма. В рамках его человек мыслился уже не как винтик в механизме космической жизни, а как творение Божье. Тем самым признавалась его автономная личность, ибо Бог творит душу каждого человека индивидуально, в силу чего она неповторима, самобытна и бесценна. Душа каждого человека дороже для Бога, чем все мироздание. Однако акцент в Средние века ставился не на божественной сущности человека, а на его греховности, в силу чего смысл жизни человека искажался, а его творческий потенциал подавлялся. В итоге человек из творения Божьего превратился в раба, его сыновство было забыто. Земная жизнь сводилась к послушанию, терпению, покаянию и смирению в ожидании лучшего удела в загробном мире. Нивелировались земные ценности (нигилизм). Соответствующее искажение происходило и в социально-политической жизни, идеалом которой мыслилась теократия. Но так как Бог непосредственно не вершит дела на земле, то Церковь призвана Его замещать. В итоге она подменила собой как государство, так и самого Бога. Осуществлялись крестовые походы и жестокое преследование еретиков, продавались индульгенции, люди подвергались пыткам и казням. Все это никак не совместимо ни с гуманизмом, ни с самой сущностью религии и веры. Данное извращение в художественном виде описано Достоевским в "Легенде о Великом инквизиторе" ("Братья Карамазовы"). Таким образом, искажение религиозного идеала в эпоху средневековья происходило как в социальной жизни (теократия), так и в морально-духовной (насилие, преследование еретиков, инквизиция, крестовые походы, индульгенции и т.д.) Гуманизм в эпоху Возрождения стремился очиститься от указанных искажений. Его основной мировоззренческий принцип - антропоцентризм, затем - светскость, индивидуализм и эгоизм. Ренессансная философия противостоит всей системе схоластического знания, она строится в основном на ином понимании средневековых принципов и развивается независимо от схоластической традиции. В эпоху Возрождения религиозное отношение к природе и человеку начинает заменяться математически-механическим. Деятельность гуманистов привела не только к развитию естествознания, но и искусства: живописи, скульптуры, архитектуры и т.д. Вместе с тем это было время так называемого первоначального накопления капитала, когда стали возникать первые зачатки капиталистического производства (в отдельных городах-портах Средиземноморья в XIV-XV вв.). Феодализм постепенно стал уступать место буржуазным отношениям. В это время в Европе создаются крупные монархии, складываются национальные государства и подрывается духовная диктатура папства, происходит воскрешение греческой древности и невиданный расцвет искусств. Все это происходит одновременно с великими географическими открытиями и успехами в области естественных наук. Однако Ренессанс не возникает одновременно в разных странах, в силу их различного развития. Его колыбелью является Италия, и лишь позднее он приобретает характер европейского масштаба. Возрождение рассматривает человека исходя не из его отношений с Богом, а с точки зрения его земного предназначения. Мир для гуманистов не область печали и слез, а сфера человеческой деятельности. Бог понимается как творческое начало, проявляющееся в красоте и гармонии, уподобляться которому - главная задача человека. Родоначальником культуры Возрождения признается Данте Алигьери (1265-1321) - "последний поэт средневековья и первый поэт нового времени" (Ф.Энгельс). В своих литературных и поэтических произведениях он заложил основы нового гуманистического учения о человеке, выступал против феодальных привилегий и светской власти церкви. Следует отметить тот факт, что толчком к созданию нового мировоззрения послужили не умудренные рассуждения философа-профессионала или теолога, вышедшего из средневекового монастыря или университета, где давали схоластическое образование, но творчество свободного поэта. Данте был всесторонне развитым человеком, знакомым не только с теологией католицизма, но и с наследием античности и арабской мысли. Многообразное знание Данте отразилось в его известнейшем произведении "Божественная комедия". Признавая христианские догматы, Данте, тем не менее, идет своим путем. Природу он именует "искусством Бога" и отказывается противопоставлять ее Творцу. В человеке, как и в мире, соединяется природное и божественное начало, а поэтому Данте воспевает как божественный мир, так и человека как творение Бога. Человек для него есть среднее звено между тленным и нетленным, он причастен "обеим природам", а не только одной, божественной. Отсюда и двоякое предназначение человека (что неприемлемо для средневековья). Высшее блаженство, являющееся целью человеческого существования, не требует отказа от земных ценностей и интересов. Вот как Данте говорит о самостоятельности земного предназначения человека:

    "Подумайте о том, чьи вы сыны! Вы созданы не для животной доли, Но к доблести и знанью рождены". ("Божественная комедия")

    Начало гуманизма связано также с деятельностью другого величайшего поэта рассматриваемой эпохи - Франческо Петрарки (1304-1374), которого называют "первым гуманистом" или "отцом гуманизма". Античная культура стала базой для строительства новой гуманистической мысли. Петрарка собрал уникальную личную библиотеку античных авторов. Его высокая филологическая культура помогала идентичному прочтению древних текстов, что способствовало развитию нового мировоззрения. Вершины гуманистическая мысль достигает в творчестве Джованни Пико делла Мирандолы (1463-1494). Он прожил короткую, но чрезвычайно яркую жизнь. Знал от 22 до 30 языков. В возрасте 24-х лет опубликовал "900 тезисов", в которых собрал мудрость всего известного ему мира. Кончилось это тем, что автор вынужден был бежать из Рима, спасаясь от гнева инквизиции. Особенной известностью пользуется произведение Пико делла Мирандолы "Речь о достоинстве человека" (введение к его "900 тезисам"). Из этого произведения следует, что Бог не определил человеку места в космической иерархии. Человек поставлен в центр мира и не обладает собственной особой природой (земной или ангельской), но должен сформировать себя сам, как "свободный и славный мастер". Человеку дано право, а значит и ответственность "владеть тем, чем пожелает, и быть тем, кем хочет". Природа человека, таким образом, является "самостановящейся", а не раз и навсегда данной. Божественность человека не дана, а достижима, и здесь главная роль принадлежит свободе выбора и морали. Однако у Лоренцо Валлы (1407-1457) в работе "О наслаждении" идеалом провозглашается извращенный эпикуреизм, в котором на первый план выдвигаются чувственное удовольствие и личная польза, земное наслаждение оказывается предварительной ступенью к небесному блаженству. Добродетелью является все, что относится к инстинкту самосохранения, поэтому, считал он, никакое наслаждение не является безнравственным. В итоге от человека как божественного творения новоевропейский гуманизм пришел к человеку как средству производства капитала, отчуждению человека от своей сущности, общества, духовных и материальных ценностей. Такова оборотная сторона европейского гуманизма, лежащего в основе и современной западной культуры и цивилизации. Однако данный вид гуманизма не единственный. В Византии XI-XIV вв. возрождается и расцветает религиозный гуманизм, тоже руководствующийся принципом антропоцентризма, но основывающийся не на отрицании или умалении божественного начала, а на утверждении возможности обожения человеческой личности. При этом восстанавливаются духовные идеалы раннего христианства, получившие развитие в Византии под названием исихазм , что означает покой, безмолвие, в состоянии которых душа оказывается способной воспринимать духовную реальность. Если Возрождение обожествляло самого человека, развивая учение о человекобожестве, то исихазм говорит о возможности его обожения, т.е. развивает учение о богочеловечестве, понимая под ним богочеловечество Христа. Начинается византийский исихазм с творчества Симеона Нового Богослова и получает концептуальное выражение у Григория Паламы. Однако вскоре Византия, как независимое государство, перестает существовать, фактически пресекаются восточное возрождение и исихазм. Идеи исихазма переходят на Русь, но ее цивилизация и культура были не готовы, не способны в полной мере развернуть их по причинам исторического характера, внешним и внутренним. Если возрожденческий гуманизм исторически состоялся, попав в благоприятную почву, то исихастский еще не имел возможности развиться в целостное мировоззрение, способное активно преобразовывать общество. Тем не менее, можно сказать, что гуманизм способен выражать себя в двух формах: светской и религиозной. Благодаря западному влиянию в Россию стал проникать и возрожденческий гуманизм, который можно обнаружить уже в XVIII в. в творчестве Н.И. Новикова и последующих представителей дворянской культуры. Вместе с тем только та культура способна успешно развиваться, которая не расколота, хотя и разнообразна. Необходимо не противопоставлять светский гуманизм религиозному, а искать точки их соприкосновения в борьбе за человека, природу и мир на планете.

    4. Кризис гуманизма в современности В современную эпоху идеалы гуманизма тесно связаны с борьбой за безъядерный ненасильственный мир и безопасность народов, права человека. Однако начало XXI в. принесло много разочарований: в мире сложилась уникальная ситуация, когда есть все возможности для сокращения и уничтожения ядерных и иных смертоносных вооружений, однако правящие элиты наиболее развитых стран отказываются использовать этот шанс:

      возникает множество локальных конфликтов, а США осуществляют военные акции без санкции Совета Безопасности ООН и в нарушение норм международного права;

      нарастает волна терроризма, обостряются межнациональные отношения,

      увеличивается разрыв между бедными и богатыми странами;

      в международной политике развитых стран господствуют двойные стандарты, когда под лозунгом защиты всеобщих прав человека зачастую преследуются конкретные геополитические интересы.

    Все сказанное вынуждает даже оптимистов признать, что наше "цивилизованное" время еще далеко от торжества гуманистических принципов. Каков выход из данной угрожающей ситуации, порождающей глобальные проблемы? Существует два различных ответа. Согласно первому, все проблемы возникли в результате отхода от базовых гуманистических принципов, значит необходимо вернуться к ним, с новой энергией их утвердить. Согласно второму, сам гуманизм в своей сущности ущербен. Этого второго понимания придерживались как Вл. Соловьев, так и последующие русские философы-идеалисты начала XX в. 16 С. Булгаков писал, что в основе возрожденческого гуманизма лежит "религия человекобожества", в основе которой - человеческая гордыня. Поэтому данный идеал порочен и неминуемо приведет человечество к гибели. Выход: необходимо от религии человекобожества обратиться к религии богочеловеческой. Бердяев считал, что "новая история создала ересь гуманизма. И необходим церковный ответ на тревожный религиозный вопрос, поставленный этой ересью, - раскрытие положительной правды о человеке, о его творческом признании" 17 . Однако современный цивилизованный мир признает религию лишь формально, она уже не играет в нем главной роли (чего нельзя сказать об остальном мире). Поэтому для утверждения человечности в мире необходимо раскрывать как гуманистический потенциал многовековых духовных традиций и религий, так и углублять светское понимание гуманизма. Необходимо вновь соединить его с человечностью. Гуманизм должен обрести человечность и объединить под своим знаменем все человечество. При этом правовое государство и гражданское общество должны стать социально-политической основой гуманизма.

    Своими словами значение этого явления можно сформулировать при помощи теоретических знаний, которые мы выражаем простыми и понятными фразами. Поэтому это понятие можно назвать моральными нормами. Это один из вариантов мотивации, который может быть заложен в умы людей, подталкивая их к тем или иным действиям. отличаются. Первый термин указывает на теорию, второй - на практическое воплощение научных идей. Два понятия подразумевают доброе, чувственное отношение к людям, оказание им помощи и поддержки в любой ситуации.

    От теории к практике

    Тогда появляется закономерный вопрос: что такое гуманность? Определение указывает на практическое применение тех или иных идеалов, принятых в обществе. Как правило, это мужественные и самоотверженные поступки людей, проявление доброты, чистосердечности и прочих положительных качеств.

    Что такое гуманность, становится понятно при анализе конкретных действий, осуществляемых индивидами. Теория и практика по извечному своему обычаю идут рука об руку на пути стимуляции правильных человеческих деяний. Индивид, проповедующий сострадание, не станет полноценным творцом добрых поступков, если на своих личных деяниях не покажет, что такое гуманность. Достаточно досадно, когда этого не происходит, и можно стать свидетелями лицемерия - бахвальства высокими идеалами без подтверждения их на практике.

    А бывает такое, что личность слаба в терминах. Она никогда не интересовалась гуманность, однако, по своей благородной природе, всегда поступала высокоморально и во всех смыслах заслуживала уважения. Говорить - мало, нужно ещё и делать. Таким образом, мало просто уметь красиво рассуждать, нужно и показывать, что такое гуманность в реально складывающихся условиях.

    Чтобы построить дом, нужно заложить хороший фундамент

    Ещё с молодых и юных лет власти, занимающиеся вопросом образовательного процесса, стараются доносить до детей эти понятия, выращивать поколение не только умных и образованных людей, но и тех, кто готов за сказанное слово постоять, составить план и затем исполнить его. Мало кичиться своими знаниями, нужно с их помощью делать окружающий мир более лучшим и добрым.

    Распространённой темой на особых уроках в школах является размышление в письменном виде о том, что такое гуманность. Сочинение даёт возможность ребёнку мыслить, сделать собственные предположения. Девушки и юноши таким образом учатся не только просто жить в и бездумно поглощать материальные блага, но ещё и задумываться над необходимым вкладом каждого из них в этот непростой процесс.

    От слов к делу

    Гуманность подразумевает то, что человек обретает статус сложной системы, ценного механизма. Притом каждая модель настолько уникальна, что стоит чтить её личные характеристики. Лучше дать молодёжи с младых лет усвоить правду о том, наделяет их фантазии крыльями для полёта, привлекает, словно яркая лампочка, внимание к насущным вопросам.

    Чтобы пропитать свою душу высокими качествами, столь яро чтимыми гуманистами, стоит интересоваться людской психологией. Это воистину многогранная и интересная наука, которая поможет вам понять мотивы окружающих. Множество недоразумений в наших жизнях происходит именно по причине отсутствия информации. Но при должном прилежании в познании этот пробел с лихвой можно восполнить.

    Важность собственного мышления

    Сочинение на тему «Что такое гуманность» мягко подводит молодёжь к мысли о том, что не стоит судить своих близких так уж тяжело. Слишком сильна в наше время пропаганда насилия, поощряется ярость, боевики и силовое превосходство. Чтобы не забыло о том, что действительно важно, лучше обращать их внимание на что-то кроме бандитских разборок и вендетт, которые мы можем наблюдать во многих фильмах. Созерцание процессов борьбы захватывает и пробуждает первичные инстинкты. Всё это вполне естественно, если хищник внутри не затуманивает наше доброе, возвышенное начало.

    Пропаганда гармонии

    Гуманизм учит тому, что нет таких проступков, грехов и ошибок, которые не могут быть искуплены и прощены. Если человек желает исправиться, ваша обида или испортившееся отношение не должны стоять на пути примирения. Правильным путём будет поощрение любых положительных изменений. Нужно уметь быть выше мелких обид. Лучше, конечно, и вовсе не допускать таких ситуаций, в которых переступаются правила морали.

    Это может быть обеспечено лишь в том случае, если человек растёт и живёт с чётким осознанием ценности жизней и судеб окружающих, умеет наступить на горло собственному эгоизму и не делать того, чего не желал бы себе. Нужно уметь смотреть дальше своего носа и понимать, что из общества личность никуда не денется. Ежедневно индивиду придётся сталкиваться тем, что сформировано его же руками на пару с остальными людьми, находящимися рядом.

    Лучше всего дорогу освещает внутренний свет

    Так не проще ли формировать правильную систему, в которой всем будет комфортно, чем порождать нечто исковерканное и нездоровое, что потом придётся обходить и переламывать? Когда личность становится выше своих низменных побуждений, если мышление целого общества функционирует в здоровом режиме, в итоге просто не возникает подводных камней, о которые может больно удариться порядочный человек. Людям свойственно проявлять свою хищную натуру, когда они идут по головам в достижении цели, отвоёвывают материальные ресурсы у других. Однако у процесса довольно интересный механизм. Как только мы обесцениваем права окружающих на честное к ним отношение, мы ввергаем себя в риск сами, ведь рядом будут ходить такие же жадные хищники, готовые сожрать более слабую добычу, не моргнув глазом.

    Если эта логика и идеалы не будут переломлены, человечество буквально станет гоняться за собственным хвостом, а когда догонит его, в конце концов, поглотит самого себя. Притом, будучи одновременно и охотником, и жертвой, человек может винить во всём окружающих, а не себя. Разумеется, этого не происходит, если все члены общества доверяют друг другу, находятся на столь высоком уровне развития и осознают всю губительность насильственной борьбы. Нужно понимать, что жизнь похожа на домино. Если вас толкнут, то же самое сделаете и вы.

    Каждый человек заслуживает такого обращения, какое проявляет сам. Так что если каждый возьмёт ответственность на себя и будет добр к окружающим, следствием может быть только предельная гармония.

    Гуманизм в философии поддерживает концепцию человекоцентризма, свободы, самостоятельности и независимости от догматов церкви. Главным инструментом гуманистов является человеческий разум, который служит науке. Вера в его безграничность - мотивация к действию и попыткам достичь небывалых высот в научных достижениях.

    Если до средневековой эпохи опыт человека исчислялся его взаимодействием с церковью и Богом, то с появления гуманистической философии к вопросам опыта подошли по-другому. Гуманисты считали, что она призывает к действиям и обучению наукам, которые дадут человеку необходимый опыт и знания.

    Что такое гуманизм

    Гуманизм - направление в философии, которое возникло, как протест существующему способу мышления - теоцентризму и его основным направлениям - патристике и схоластике. Ограничивающее влияние церкви постепенно приходит в упадок. Бог уже не есть точка отсчета и конечный результат мысли, а необходимость толкования Библии исчерпала себя.

    Самые чуткие умы реагируют на дисбаланс в обществе и его потребности в саморазвитии, творчестве, реализации своего потенциала, поэтому постепенно начинают появляться произведения и рассуждения, которые превозносят человека и его роль в социуме, а также указывают на необходимость перемен в мышлении и действиях.

    Эпоха гуманизма занимает в истории период, который продлился приблизительно сто лет: с середины 14 до середины 15 века. Но это было время, которое являлось пиком развития гуманистических настроений в обществе. На самом деле, первые предпосылки появились еще в середине 13 века, когда были заложены новые модели человеческого мышления, личности и свободы.

    Происхождение термина

    В переводе с латинского термин «гуманизм» происходит от слова homo - человек, индивид. Humanus - человечный. Это не было направлением философии, а только точкой зрения, жизненной позицией.

    Кто такие гуманисты

    Гуманисты - это ограниченный круг высокообразованных людей, которые при помощи философии, литературы, поэзии и истории пытались бороться со средневековыми пережитками - властью феодалов и ограничением простых людей в развитии.

    В эпоху феодализма, было выгодно держать людей в неведении и прививать им различные страхи, чтобы избежать массовых протестов и восстаний. Работа и послушание - единственное, что устраивало помещиков. В среде народных масс, гуманизм не мог возникнуть, так как люди не владели грамотой и не читали античной литературы, тем более, не изучали ее углубленно. Поэтому направление гуманизма с его идеей продвижения человека, как личности, появилась в среде свободно мыслящих грамотных и творческих людей того времени - литераторов, поэтов и философов, опирающихся на каноны античной философии, но трактующих понятия по-новому.

    Гуманисты не старались привить людям отвращение к религии или церкви, но отводили им свое место. Сделать это в темных народных массах было сложно. Привыкший к многовековому засилью религии, народ не был способен быстро переключиться на новый вид мышления и открывшиеся возможности.

    В гуманизме представители по-разному пытались протестовать против феодалов и навязанной точки зрения, а вместе с ней и поведения:

    1. Эразм Роттердамский, по прозвищу «князь гуманистов», из Нидерландов высмеивал в своих произведениях монахов и духовенство, обличая их ограниченность и тунеядство. При этом он не возвышал народ, считая их серой массой, которую невозможно научить мыслить глубоко и творчески. Политические вопросы философ обходил стороной. Начав учебу в церковной школе при монастыре, не выдержал манер и образа жизни монахов. Переехал в Париж, где пытался изучать богословие, но стиль преподавания ему пришелся не по вкусу. Лишь в Англии он обрел поддержку и соответствие своим взглядам у философа Томаса Мора. Умер Эразм Роттердамский в Швейцарии. Его учение считают скорее философско-языческим, чем религиозно-христианским, так как ученый совсем не считался с религией и не поддерживал набожность.
    2. Томас Мор предлагал идеи равноправного труда в обществе и считал нормой, что товары общественного потребления будут распределены в равных частях для всех. Это была своеобразная утопическая теория, так как разным людям для счастья нужно разное количество материальных ценностей. До конца был верен католической церкви. После казни за измену был причислен к лику святых отцов католиков.
    3. Третья точка зрения подразумевала реформы на уровне империи. Движущей силой должны были выступать дворяне. Проблема состояла в том, что дворянскому сословию были чужды перемены, так как они лишились бы источников дохода.

    Основоположником гуманистического философствования по праву считается итальянский ученый, философ и богослов Данте Алигьери. В 13 веке неизвестно, каким образом к нему в руки попали труды еретиков, но он изучил их основные понятия и принцип мышления.

    Мужчина сделал вывод, что такая теория достойна применяться в обществе и выполнять свои функции на благо людям. Все свои гениальные произведения он написал в изгнании, так как на родине во Флоренции его было приказано казнить. Его литературные и поэтические шедевры имеют ценность, исходя из времени, в которое они были написаны. До Данте Алигьери редко кто осмеливался открыто выступать против существующего режима и высказывать мысли вслух.

    Основные понятия и направление мысли

    В истории выделялись несколько типов гуманистического мышления:

    1. Античный или древний гуманизм. Его представители - Аристотель, Платон, Сократ, Конфуций, Демокрит, Протагор и другие древнегреческие философы.
    2. Теистическое направление, которое не исключало Бога из жизни людей, но допускало, что человек способен развиваться и заботиться о спасении своей души самостоятельно без помощи Бога.
    3. Классическое направление. Отображалось в трудах Бэкона, Петрарки, Монтеня, Боккаччо. Являлось разработанным и дополненным вариантом трудов древнегреческих ученых.
    4. Атеистический гуманизм. Провозглашал свободу человеческого духа от божественной воли. В ранг божества был возведен человек и его разум. Особенностью атеизма является его проявление в различные эпохи под разными масками. Возникло направление из-за невозможности объяснить сущность Бога и его роль. Известен случай, когда в Париже протестующие сложили в повозку церковную утварь и повезли ее на всеобщее обозрение, объявив таким образом похороны Богу. Как потом было выяснено, хоронили люди не самого Бога, а всего лишь предметы. В этой области известны труды Сартра Ж.-П.
    5. Натуралистический или научный подход к гуманизму характерен для нового времени. Наивысшей ценностью объявлена человеческая личность и самосовершенствование. Натурфилософия впервые встречалась у римского философа Сенеки, далее, ее принципы переняли схоласты в средние века. Впоследствии, ее место заняла философия науки.
    6. Коммунистический взгляд отразился в трудах К. Маркса, который выступал за революционное решение проблем. К. Маркс нашел поддержку в сотрудничестве с Ф. Энгельсом: как во взглядах, так и в финансах.
    7. Нормативный гуманизм возвышал потребности человека над государственными интересами. Если у человека есть потребности, то государство обязано их удовлетворять. После провозглашения данной теории, начались вопросы и разногласия. Многие философы интересовались, как можно измерить человеческие потребности, например, в агрессии. Нормативисты считали всякое страдание злом, а обществу известны примеры очищения души через боль и страдание. Мировоззренческие теории нормативного гуманизма наиболее полно отражены в работах Э. Фромма.

    Гуманность и человеколюбие считались высшим проявлением способностей, которые раскрывались через признание личности, ее достоинства и точку зрения. В обществе, они реализовывались через помощь ближнему и сочувствие.

    Идеи позднего гуманизма

    В противовес идеям раннего гуманизма, которые прославлялись в творчестве Дж. Мирандолла, возникали оппозиционные идеи. Мыслители вынуждены были признать, что культ человека был возвеличен настолько сильно, что это могло иметь негативные последствия. Сверхвозможности уже не представлялись таким всемогущим оружием, а человек, часто, своими действиями доказывал обратное: вредил природе и своим соотечественникам.

    Поздний гуманизм в трудах Н. Кузанского обозначен термином «пантеизм», что означало соединение Бога и Природы в единое целое. В его работах, основанных на математических вычислениях, имеется понятие абсолютного минимума и абсолютного максимума, то есть божественное начало имеется в самых маленьких частицах природы. Это не противоречит библейской истине. Философия Кузанского повлияла на становление образа мышления Дж. Бруно, который развивал и изучал одну из частей пантеизма - природу.

    Гуманизм в наши дни

    В 20–21 веке гуманизм соединился с идеями демократии, положения которых используют в политике для привлечения внимания к своим персонам и партиям. Большое влияние на развитие гуманистических тенденций оказали философы США, Британии, Шотландии, Индии, Германии.

    Одна из проблем современной гуманистической философии - ограничение личной свободы граждан. Известно, что американский философ Корлисс Ламонт выиграл несколько судебных исков против ЦРУ, Госдепартамента, потому что они незаконно вскрывали его личную переписку с друзьями и женой, а также отказались оформить документ для выезда за границу, объясняя, что данное действие может иметь негативное последствие для государства.

    от лат. humanus - человеческий, человечный), признание ценности человека как личности, его права на свободное развитие и проявление своих способностей, утверждение блага человека как критерия оценки общественных отношений. В более узком смысле - светское вольномыслие эпохи Возрождения, противостоявшее схоластике и духовному господству церкви, связано с изучением вновь открытых произведений классической древности.

    ГУМАНИЗМ

    (‹ лат.humanus человеческий, человечный) - идея и доктрина, основывающиеся на признании верховной ценности человеческой личности, ее прав на свободное развитие и проявление способностей, утверждении блага отдельного человека как критерия оценки качества общественных отношений. (Словарь, с. 64)

    ГУМАНИЗМ

    от лат. humanus – человечный) – признание человека как высшей ценности, его право на свободное развитие и проявление своих способностей, утверждение блага человека как критерия оценки общественных отношений. Г. – исторически изменяющаяся система воззрений, считающая принципы равенства, справедливости, отсутствия эксплуатации человека человеком желаемой нормой отношений между людьми. Система взглядов Г. начала формироваться в эпоху Возрождения, а затем постоянно развивалась. Новый этап в развитии Г. связан с марксизмом, в котором критикуется абстрактный Г. вообще и впервые определяются реальные пути воплощения идеалов Г. Достаточно значительные нарушения принципов Г., допущенные при построении социализма в СССР и др. странах, – скорее извращение марксизма, нежели практика, опровергающая всю теорию. Американцы в свое время практически полностью уничтожили коренное население – индейцев и торговали рабами; турки в 1915–1916 гг. вырезали свыше 1,5 млн армян; испанцы пролили реки крови невинных людей в Америке; французы за одну Варфоломеевскую ночь и только в Париже умертвили сограждан больше, чем было казнено на Руси за все время царствования Ивана Грозного; Германия развязала две мировые войны, унесшие более 70 млн жизней. В истории большинства стран есть факты нарушения Г. не менее серьезные, чем у нас в сталинский период. Критериями Г. является не степень отражения его в текстах, в т. ч. в законах. К основным из них относятся: количество погибающих в войнах, в результате убийств и самоубийств; средняя продолжительность жизни; степень распространенности пьянства, наркомании; коэффициент разрыва в доходах богатых и бедных; доступность и качество медицины и образования и др. Движение от абстрактного Г., которого на планете переизбыток, к конкретному Г., который не имеет заметной мировой тенденции к развитию, является важнейшим условием профилактики любых конфликтов.

    1) Мировоззрение, проникнутое любовью к человеку, уважением к его достоинству, заботой о благе людей и развитии у них высоких моральных качеств. 2) Прогрессивное движение в общественной мысли, литературе, искусстве и науке ряда стран Западной Европы в 14-16 вв., выступавшее против феодализма, католицизма и феодального закрепощения личности. Гуманисты ратовали за всестороннее свободное развитие человека.

    Отличное определение

    Неполное определение ↓

    ГУМАНИЗМ

    лат. humanus человеческий, человечный) - идея и доктрина, основывающиеся на признании верховной ценности человеческой личности, ее прав на свободное развитие и проявление способностей, утверждения блага отдельного человека как критерия оценки качества общественных отношений; В эпоху Возрождения Г. выступает как широкое социокультурное движение, основанное на требовании свободы всех проявлений человеческой природы, реализации права на наслаждение в земной жизни, освобождения человека от гнета и неравенства. В XVII-XVIII вв. в рамках гуманистической идеологии разрабатывались идеи естественного права, атеистические концепции; немецкий философ И. Кант формулирует основную идею Г.: человек может быть для др. человека только целью, но не средством. В XIX в. домарксистский социализм выступает против частной собственности и различных видов отчуждения человека, доказывая, что они уродуют человеческую личность. В философии марксизма достижение реального Г. связывалось с построением коммунистического общества, основанного на общественной собственности, полном социальном равенстве, коллективистском характере труда и быта и служащего наиболее полному удовлетворению материальных и культурных потребностей людей. В современной теории Г. в политике рассматривается в нескольких измерениях. Применительно к целям и содержанию политики Г. проявляется в ее направленности на реализацию интересов человека, повышение благосостояния и улучшение условий труда и быта, укрепление социальной справедливости и мира. Г. в средствах политики проявляется в устранении жестоких, античеловечных форм политического противоборства.