Опыт работы школы с детьми овз. Из опыта работы с детьми овз в коррекционном классе

Елена Шевченко
Мой практический педагогический опыт работы с детьми с ОВЗ

Педагог глазами ребенка с ограниченными возможностями здоровья.

Думаю, что никто не станет возражать против того факта, что речь имеет огромное значение в общем развитии ребенка, в становлении его успешной личности, его будущего. Ведь развитие речи – это самое важное приобретение ребенка в дошкольном возрасте.

Речь. Что может быть проще и одновременно с этим сложнее для маленького ребёнка? Это тайна не только детской психологии, но и педагогики .

Ещё К. Д. Ушинский отмечал, что родное слово - это основа любого умственного развития и сокровищница наших знаний. Чем быстрее ребёнок овладеет ею, тем будет легче приспосабливаться к жизни, быстрее достигнет успехов в учении.

Конечно, развитие речи – это долгий и кропотливый труд. А что, если твои воспитанники – это дети с ограниченными возможностями здоровья? Взрослея, эти дети покидают рамки узких семейных отношений, включаются в общение с более широким кругом людей, в особенности, со сверстниками. К сожалению, не всегда дети с ОВЗ полноценно овладевают средствами общения.

Именно поэтому мой практический педагогический опыт работы с детьми с ОВЗ представляет собой целую науку, которая является частью увлекательной профессии. Моя профессия уникальна тем, что приходится постоянно наблюдать за детьми , индивидуально оценивать их возможности, раскрывать их способности.

Каждый ребенок – это, прежде всего, уникальность и неповторимость. Мы стремимся создать все условия для их развития, сделать их мир ярче и разнообразнее. И вместе с тем радуемся вместе с ними этому миру. Именно радость заставляет задумываться над их восприятием этого огромного мира. Дети, как маленькие росточки, тянутся ко всему новому и неизведанному. Причем это стремление настолько искреннее и эмоциональное, что ему могут позавидовать даже взрослые.

Мир глазами детей – это мир веселых и озорных игр, а воспитатель в этом мире – путеводная звезда, которая направляет каждого из них по индивидуальной траектории развития. В любом мире - хоть в сказочном, хоть в настоящем - существуют свои правила, которых ребенок должен придерживаться, чтобы успешно пройти процесс социализации.

Попробуем представить мир ребенка с ОВЗ? Этот мир не так уж прост, как нам кажется. Дети, имеющие нарушения речи, больше остальных стремятся к общению и больше чем другие нуждаются в нем.

Как я замечаю, среди них очень много творческих личностей, эмоционально ранимых. И пусть они не говорят или говорят крайне мало, но их богатый внутренний мир можно раскрыть с помощью творческой деятельности – рисунка или поделки.

На мой взгляд, дети с ОВЗ больше чем их сверстники требуют формирования правосознания. Ведь кому как не им приходится ощущать на себе взгляды окружающих : порой сочувствующие, порою осуждающие. Но как сформировать правосознание у дошкольника? Как привить ему понимание, что такое хорошо, а что такое плохо? Конечно же, это можно реализовать только через сказочные сюжеты, которые еще больше разнообразят их фантазию и внутренний мир. Казалось бы, что может нести в себе сказка, кроме волшебства?

На самом деле сказка – это воплощение мудрости наших предков. И любую сказку можно заново перечитать, но уже по-новому, через проектную деятельность.

Так, веселый Колобок реализует свое право на жизнь, пробегая мимо зайца, волка и медведя. Не успел он свернуть с тропинки, как за ним следом торопятся построить свои домики три поросенка, ведь они тоже спасаются от опасности, как и колобок.

Но если вам и удалось спасти жизнь, то это еще не значит, что не надо в дальнейшем заботиться о своем здоровье. И, конечно же, на помощь к нам приходит доктор Айболит, который дает ценные советы, реализуя право на укрепление здоровья. А как же укреплять свое здоровье, не имея собственного домика? Маленькие зверушки должны жить в домике, чтобы быть здоровыми, чтобы их не застали снег, дождь и холодный ветер. И вот мы встречаемся с многоэтажным зданием – теремком, где под одной крышей живут и медведь, и лиса, и мышка, и каждый имеет право на свой уголок в этом доме. В этом большом доме можно затеряться, поэтому любой из ребят должен знать свое спальное место, свое имя и уметь откликаться. Определить важность своего имени нам помогают такие сказки, как «Золушка» и «Дюймовочка» .

В современной жизни мало иметь красивое и запоминающееся имя, надо много знать, реализуя свое право на образование. И, конечно же, к нам на помощь спешит веселый и любопытный Буратино , который интересуется всем, что происходит вокруг него, а в конечном счёте приходит в школу, чтобы получить знания. Получив образование, мы смело можем отправиться на работу . Вот и в сознании детей мы начинаем формировать право на труд, используя сказочный сюжет «Золушки» . Именно последнее, на мой взгляд, способно не только благотворно повлиять на развитие психической сферы ребёнка, но и привить любовь и понимание важности труда. К последнему наиболее легко подобрать пословицы из русского фольклора, что позволяет им ощущать себя частью единой нации, несмотря на ограничения по здоровью.

В других сказках мы можем найти примеры жизненной стойкости персонажей, которая так важна для детей с ОВЗ. Для этого можно использовать литературные произведения «Серая шейка» или «Стойкий оловянный солдатик» .

Конечно, мне, как человеку ответственному за их развитие, не безразличны изменения, которые будут происходить в личностной сфере. Замечаю, что нравственно-правовые чувства детей стали более глубокие, усилился интерес к сказкам, проявилось желание и умение их слушать, понимать смысл. Дети начинают разглядывать персонажей, пытаются обыгрывать их действия и диалоги. Вот где проявляется их фантазия, и вот что стимулирует их правильную речь. И это великолепно! В такие моменты понимаешь, что не зря выбрала эту профессию.

А если удалось развить эмоциональную отзывчивость, если дети научились отличать добро от зла, понимать, что такое хорошо и плохо, можно и нельзя, то это, на мой взгляд, самая высшая ценность, к которой можно стремиться в своей профессии.

Но не только происходят изменения в их внутреннем мире, изменяется и отношение к окружающим. Дети с уважением начинают относиться к близким, окружающим людям, природе. В ответ же они получают благосклонность. Ребята раскрепощаются, становятся менее застенчивыми при выборе роли в сказке. Кто-то хочет изображать колобка, а кто-то с удовольствием играет роль волка или медведя, изображая повадки этих животных.

Проекты с участием детей не только благотворно сказываются на творческом воображении, умении ставить цели и решать проблемы, но и способствуют познавательной активности. Дети начинают тянуться ко всему новому, останавливая свое внимание. Мне это как раз и нужно. Когда они сосредоточены на чем-то, то можно вести с ними любую работу , в том числе и логопедическую. Вижу порой, как им нелегко дается каждое слово, но как они рады, когда, наконец, получается. Да, пусть где-то с маленьким дефектиком, но для нас это уже прогресс.

В их глазах, кажется, скрыта искорка, которая может разжечь целое пламя. И важно поймать эту искорку, которая будет движущей силой в их нелегком процессе познания этого большого и удивительного мира. Разве мы не помним, что когда были маленькими, то этот мир нам казался больше. Деревья больше, дома выше, а значит и впечатления от этого намного глубже. Наверно поэтому у нас самих до сих пор свежи некоторые воспоминания о собственном детстве.

Каждый день, я отмечаю для себя их успехи. Это очень важно и для меня, так как придает мне уверенности в себе. Дети чувствуют мое расположение духа и тянутся ко мне, воспринимая меня за определенный источник знаний, источник поддержки. При этом всегда поражает их откровенность и эмоциональность. Если это радость, то радость искренняя, которая исходит из глубин души. Отмечу, что не всегда она ярко выражена, что является особенностью их поведения. Тем не менее, по отдельным чертам лица, по манере двигаться, можно рассмотреть, что творится в их маленьком сердце, то есть чему оно радуется или чем встревожено.

Всегда храню в своей душе веру в их светлое будущее, которое в том числе зависит и от моей работы . Они мне все как родные, а я для них почти вторая мамочка. Возможно, от этого их маленькие ручонки тянутся каждый раз ко мне, как родной, и порой вызывают слезы умиления.

Публикации по теме:

Осознанно правильное отношение к природе строится на чувственном ее восприятии, эмоциональном отношении к ней и знании особенностей жизни,.

Опыт работы «Нетрадиционные техники рисования с детьми младшего дошкольного возраста» Опыт работы на тему: «Нетрадиционные техники рисования с детьми младшего дошкольного возраста»

Как развить речевые навыки у детей с нарушениями речи. Практический опыт «Познавательное развитие предполагает развитие интересов детей, любознательности, формирование познавательных действий, становление сознания;.

Обобщённый педагогический опыт работы по направлению «Физкультурно-оздоровительная работа в ДОУ» ЦЕЛЬ: Охрана и укрепление здоровья детей; ЗАДАЧИ: Воспитание потребности в здоровом образе жизни; Формирование жизненно необходимых двигательных.

Опыт работы Центра детского и юношеского творчества с одаренными детьми Одарённые дети-наше будущее Ратушная Наталья Юрьевна, заведующая краеведческо-экскурсионным отделом МБУ ДО ЦДЮТур «Без зачатков положительного.

Беседа с детьми: Какое сейчас время года? Какой месяц? В последнее воскресенье ноября (сегодня, в России отмечают День матери. У каждого.

Я работаю в группе с детьми с диагнозом ЗПР. В изодеятельности у этих детей возникают определенные трудности, так как у них слабо развита.

Педагогический опыт по использованию игр с песком в работе с детьми дошкольного возраста Ни для кого не секрет, что современные дети очень много времени проводят у телевизора и компьютера. Это негативно сказывается на всех сферах.

Педагогический опыт работы

  • Воспитательная работа
  • 4 кл.
  • 25.05.2017

Из опыта работы учителя начальных классов высшей категории Переведенцевой Марии Викторовны с детьми с ОВЗ. С детьми c ОВЗ я работаю 10 год. Опыт работы у меня с категорией детей с задержкой психического развития. Особую трудность с этой категорией детей у меня вызвала одна девочка. Я расскажу об опыте работы с ребёнком ЗПР. Ко мне она пришла во 1-ом классе. Первое время она была замкнута, отмечались признаки психоза и агрессивного состояния, ей трудно было усваивать учебную программу, отношение к учёбе отрицательное. Год она училась, как обычный ребёнок. Было очень трудно и ей, и нам. Она очень часто болела. Кроме простудных заболеваний у неё было много других диагнозов. Девочка помимо всего еще имела проблемы со зрением. С мамой девочки мы быстро нашли общий язык и работали сообща. Хочется отметить, что Анна быстро адаптировалась в классе, а вскоре у неё почти прекратились приступы невроза, если и были, то очень редко. Сложность обучения была ещё в том, что у неё очень медленный темп деятельности. В письменной речи делала специфические ошибки: элементы букв непропорционально увеличены или уменьшены, пропуск букв, замена букв, перестановка слогов и др. В работах много исправлений, помарок. С трудом усваивала правила выделения границ предложения. Учитывая все трудности обучения, я провела беседу с родителями Анны, аргументируя все положительные стороны «особого» положения ребёнка в классе, и мы решили направить девочку на ПМПК. Она продолжила обучение, но уже как учащаяся с ОВЗ. Надо отметить, что многие дети даже стали завидовать ей из-за чрезмерного внимания со стороны учителя. В работе с детьми ОВЗ применяются следующие подходы: 1. индивидуальный подход; 2. предотвращение наступления утомляемости; 3. активизация познавательной деятельности; 4. проведение подготовительных занятий; 5. обогащение знаниями об окружающем мире; 6. коррекция всех видов высших психических функций: памяти, внимания, мышления; 7. проявление педагогического такта. Для детей с ЗПР организуются коррекционные занятия, которые направлены на компенсацию недостатков развития детей, восполнение пробелов предшествующего обучения, преодоление негативных особенностей эмоционально-личностной сферы, нормализацию и совершенствование учебной деятельности, повышение самооценки, работоспособности, активной познавательной деятельности. Сейчас Анна в 5-ом классе. У неё достаточно хорошо развита речь, иногда нет логики в изложении текста, но тема рассказа присутствует, и она использует весь словарный запас, чтобы описать тот или иной предмет или сюжет. При подготовке домашних заданий подходит творчески, особенно при выполнении проектов. Именно в проектной деятельности раскрывается весь её познавательный и творческий потенциал. Творчество присутствует у неё на уроках музыки, и во внеурочное время. Дополнительных кружков она не посещает. В начальных классах любила участвовать во всех классных и школьных мероприятиях. И здесь она совершенно не отличается от других детей. Ведь во внеурочной деятельности все равны. В младшем школьном возрасте у таких детей появляется стремление к творческой деятельности, наблюдается привязанность к некоторым взрослым. Для себя я выделила следующие задачи педагогического сопровождения: выявить интересы, склонности, способности, возможности обучающихся к различным видам деятельности; оказать помощь в поисках «себя»; создать условия для индивидуального развития ребенка в избранной сфере; развить опыт творческой деятельности, творческих способностей; создать условия для реализации приобретенных знаний, умений и навыков; развить опыт неформального общения, взаимодействия, сотрудничества; расширить рамки общения с социумом; разработать план мероприятий для развития творческих способностей детей; создать благоприятную предметно-развивающую среду для социального развития ребенка; создать условия для развития положительного отношения ребенка к себе, другим людям, окружающему миру, коммуникативной и социальной компетентности детей; развития новых способов образования, педагогических технологий, нацеленных на индивидуальное развитие личности, творческую инициацию, выработку навыка самостоятельной навигации в информационных полях; формирование у учащихся универсального умения ставить и решать задачи для разрешения возникающих в жизни проблем - профессиональной деятельности, самоопределения, повседневной жизни; предложить учащемуся спектр возможностей и помочь ему сделать выбор; обеспечение каждому ребенку равных стартовых возможностей в реализации интересов; увеличение числа детей, активно занимающихся творческой, интеллектуальной деятельностью; владение комплексом диагностических методик; выстраивание программы сопровождения ребенка, привлечение педагогов дополнительного образования, родителей родителям к ее реализации; осуществление мониторинга действенности программы сопровождения и выстраивание новой, в случае неэффективности первой программы; любовь к ребенку и, как следствие, принятие его как личности, сопереживание, терпимость и терпение, умение прощать; ожидание успеха в решении затруднений ребенка, готовность оказать содействие и прямую помощь при решении затруднений, отказ от субъективных оценок и выводов; признание права ребенка на свободу поступка, выбора, самовыражения, собственное волеизъявление (право на хочу и не хочу); поощрение и одобрение самостоятельности, и уверенности в его сильных сторонах, стимулирование самоанализа, рефлексии; признание личностного равноправия ребенка в диалоге и решении собственной проблемы; умение быть товарищем, партнером, символическим защитником для ребенка; систематическое осуществление педагогами самоанализа, самоконтроля, рефлексии. Вера в возможности ребенка, любовь к нему, независимо от его проблем, способствует формированию у него позитивного отношения к самому себе и другим людям, обеспечивает чувство уверенности в себе, доверие к окружающим. Сотрудничество педагога, психолога, логопеда в оказании совместной помощи ребенку лежит в основе всей коррекционной работы. Большой плюс, что такого ребёнка не изолировали в специализированное помещение, а дали возможность быть полноценным членом общества.

«Ученик – не сосуд,

который надо наполнить,

а факел, который

необходимо зажечь».

(К. Д. Ушинский)

Дети с ОВЗ – это дети, которых необходимо адаптировать в социуме, а проблема социальной адаптации инвалидов, их полноценное развитие в обществе здоровых людей приобретает в последние годы особую важность, в этом актуальность проблемы, над которой я работаю. Самое общее и основное условие включения ребенка с ОВЗ в социальное и – в частности – образовательное пространство – создание универсальной безбарьерной среды, позволяющей обеспечить полноценную интеграцию детей-инвалидов в общество. При этом на уровне образовательного учреждения это условие дополняется задачей создания адаптивной образовательной среды.

Для детей с ОВЗ важно обучение без принуждения, основанное на интересе, успехе, доверии, рефлексии изученного. При организации учебного процесса следует исходить из возможностей ребёнка – задание должно лежать в зоне умеренной трудности, но быть доступным, так как на первых этапах коррекционной работы необходимо обеспечить ученику субъективные переживания успеха на фоне определённой затраты усилий. В дальнейшем трудность заданий следует увеличивать пропорционально возрастающим возможностям ребёнка, по этому главной задачей при работе с детьми ОВЗ считаю (слайд1)

Специальные условия для получения образования детьми с ОВЗ (слайд2)

Основные группы условий :

    Материально-техническая база, оснащение специальным оборудованием; возможность организации дистанционного обучения.

    Организационное обеспечение образовательного процесса, включающее в себя нормативно-правовую базу, финансово-экономические условия, создание инклюзивной культуры в организации, взаимодействие с внешними организациями и родителями (необходима разработка регламентов взаимодействия с внешними организациями, локальных актов образовательного учреждения, реализующего инклюзивную практику), информационно-просветительское обеспечение.

    Организационно-педагогическое обеспечение. Реализация образовательных программ с учетом особенностей психофизического развития и возможностей детей. Обеспечение возможности освоения образовательных программ в рамках индивидуального учебного плана. Программно-методическое обеспечение образовательного процесса. Реализация вариативных форм и методов организации учебной и внеучебной работы. Использование различных видов образования. Применение современных технологий образования и психолого-педагогического сопровождения. Адаптация методик обучения и воспитания к особым образовательным потребностям обучающихся и воспитанников с ОВЗ.

    Комплексное психолого-педагогическое сопровождение, организация коррекционной работы.

    Кадровое обеспечение. Специальная подготовка педагогического коллектива к работе с детьми с ОВЗ (детьми-инвалидами), работе в условиях инклюзивной практики.

психолого-педагогические условия при работе с детьми с ОВЗ:

1. индивидуальный подход;

2. предотвращение наступления утомляемости;

3. поддержка стабильности эмоциональной сферы

Из опыта работы учителя начальных классов Г аджимурзаевой Г.Ш. с детьми с ОВЗ

Было очень трудно и ей, и нам. Она очень часто болела. С родителями девочки мы быстро нашли общий язык и работали сообща. Что касается уроков чтения. К 10 годам девочка не освоила навык чтения, путала буквы, не умела сливать буквы в слоги; с трудом фиксировала взор на картинке в учебнике, испытывала трудности в устной речи при построении предложений. Я заметила, что наибольшую пользу на тот момент для развития мотивации познавательного интереса общеучебных умений и навыков оказывали задания в игровой форме. Для формирования устойчивости фиксации взора, развития пространственного восприятия проводила упражнения: (слайд) «солнечный зайчик с зеркальца», «последи за самолетом», последовательный показ картинок, построение геометрических форм и предметных изображений из палочек занятия по размещению геометрических фигур в соответствии с инструкцией и др. В работе по развитию речи ребёнка с ДЦП очень важно развитие слухового внимания, здесь мне помогают такие игры-упражнения, как «Определи направление звука», «Отгадай, кто кричит», «Отгадай, на каком инструменте играют», «Сосчитай удары ». В минутки релаксации мы слушаем и угадываем звуки природы. (слайд)

Одним из трудных уроков для нас является урок математики. В 1–2-м классе была плохо усвоена таблица вычитания в пределах 20. Таблица умножения освоена, а случаи деления даются с трудом. И, так как программа не терпит и учебное время нельзя растянуть, необходимые таблицы мы держим перед глазами. Это способствует снятию ненужной нервозности и развитию зрительной памяти, которая срабатывает в необходимый момент. При работе над задачей обязательны схема или рисунок. Ввиду слабого зрения нам удобно такой рисунок делать на экране компьютера.

(слайд)

В течение 7 лет домашнего обучения девочка добилась следующих результатов в освоении учебного материала:

легко составляет развернутый рассказ по картинке, если девочка испытывает трудности, можно помочь ей наводящими словами;

читает, воспринимает только крупный шрифт (в связи со слабым зрением);

обладая хорошей памятью, успешно усваивает правила;

если бы не нарушения в звукопроизношении, она смогла бы орфоэпически грамотно произносить слова. В данной работе справиться со сложностями нам частично помогают ИКТ;

освоила таблицу сложения и вычитания;

освоила таблицу умножения и деления;

решает составные задачи в 2-3 действия, на все арифметические действия;

выступает и участвует на школьных фестивалях, олимпиадах, получает призовые места, присутствует почти на всех мероприятиях школьных.

В периоды болезни общение между мной и девочкой происходит по скайпу.

Очень важен для ребенка с ОВЗ контакт со сверстниками. Это способствует лучшей социализации впоследствии. Поэтому, совместно с классным руководителем мы организовываем встречи с одноклассниками.
Добавлю, что успешность моей работы во многом связана с осуществлением психолого-педагогического сопровождения ребёнка и тесным контактом с родителями.

Хочется отметить, что она быстро адаптировалась, активна, у неё прекратились приступы невроза.

Заключение (слайд)

В заключении хочу отметить, что включение детей с особыми потребностями в образовательный процесс в школах общего типа – это сравнительно новый подход для российского образования. При инклюзии у всех участников образовательного процесса меняется отношение к детям с ОВЗ. Инклюзивное образование дает возможность детям с ОВЗ ходить в обычные школы и учиться вместе с другими детьми. У здоровых, нормально развивающихся детей, проходящих через инклюзивное образование, появляется больше сочувствия, сопереживания и понимания, они становятся более терпимыми. Необходимо понимать, что какими бы разными дети ни были по национальности или по цвету кожи, уровню физического и умственного развития, все должны иметь равные возможности для развития и жизни.

Эффективность коррекционно-воспитательной работы определяется четкой организацией жизни детей в период их пребывания в детском саду, правильном распределении нагрузки в течение дня и преемственностью в работе учителя-дефектолога и воспитателя.

При ведущей роли учителя-дефектолога в коррекционном процессе по преодолению речевых нарушений, коррекционные задачи, стоящие перед воспитателями специальной группы, чрезвычайно важны и тесно связаны с задачами учителя-дефектолога.

Развитием речи детей в группе занимается воспитатель. Мы работаем в тесном контакте с учителем-дефектологом, дополняя друг друга. Дефектолог углубляет и обеспечивает формирование лексико-грамматических категорий. В группе мы воспитатели обеспечивает практическое знакомство детей с ОВЗ с предметами и явлениями, особенно результативно это происходит в продуктивных видах деятельности. В ходе конструирования, аппликации, лепки я создаю условия для развития навыков общения, расширения и обогащения словаря детей: при совместном выполнении какой-либо поделки, изображения обычно возникают оживленные диалоги, что особенно ценно для ребят со сниженной речевой инициативой. Я поддерживаю и поощряю речевую активность каждого ребенка и направляю ее в нужное русло и использую для решения коррекционно-развивающих задач. В группе я тренирую у детей мелкую моторику рук в лепке, рисовании, штриховании, обведении фигур по контуру, вырезывании. Тем самым идет не только отработка общих задач (научить новому навыку), но и выполняется коррекционная работа по взаимодействию мелкой моторики и артикуляционного аппарата. Благодаря организации разнообразных занятий и режимных моментов в течение дня мной обеспечивается многократность повторения изучаемого материала на протяжении периода пребывания детей в группе. В работе над фразовой речью я широко использую речевые игры и упражнения, группируя их в зависимости от поставленных коррекционных задач и этапа обучения. В группе мы читаем детям сказки, рассказы, беседуем о прочитанном, учим пересказывать. Полученные знания дети воплощают в своих играх, инсценировках, в театрализованной деятельности.

Таким образом, благодаря постоянной, систематичной совместной работы воспитателя и учителя-дефектолога, мы обеспечиваем широкие возможности для речевого развития детей с ОВЗ в ДОУ. Происходит активизация и обогащение словаря, отработка правильных грамматических конструкции, развиваются навыки связной речи, совершенствуется слуховое внимания и фонематическое восприятие, закрепляется правильное звукопроизношение.

На сегодняшний день воспитание и развитие ребенка невозможно без участия семьи, поэтому мы очень тесно сотрудничаем с родителями наших воспитанников. Уровень педагогической культуры родителей (и уровень семейного воспитания) во многом зависит от их педагогического просвещения.

Формы организации занятий с детьми и их близкими взрослыми могут быть различными. Необходимо только помнить, что родители являются самыми заинтересованными участниками коррекционно-педагогического процесса. Его успешный результат будет зависеть от многих причин, и не в последнюю очередь оттого, насколько правильно будут построены отношения между специалистами и родителями. Поэтому мы проявляем инициативу и стараемся понять, каким образом взаимодействовать с каждой отдельной семьёй на благо ребёнка.

Самыми распространёнными методами работы с родителями являются: наглядная информация для родителей, родительские собрания, памятки для родителей, консультации, индивидуальные беседы, анкетирование, тестирование, информационные стенды, дни открытых дверей. Последние в свою очередь проходят в нашем ДОУ очень успешно. Родители активно интересуются всеми мероприятиями детского сада и принимают в них участие.

Большую роль в повышении педагогической культуры родителей играет наглядная информация, где родители получают консультации высококвалифицированных специалистов: учителя-дефектолога, логопеда и педагога – психолога, медицинских работников, инструктора по физической культуре, музыкальных руководителей. С большим удовольствием родители рассматривают на выставке работы детей: рисунки, аппликации и т.д., а также фотографии из жизни детей в детском саду. Так в нашей группе есть альбом фотоколлажей, в котором мы отражаем всю нашу увлекательную жизнь в детском саду и группе (спортивные мероприятия, выставки детских работ, конкурсы, праздники и повседневную жизнь: прогулки, дежурства, игры, познавательную деятельность). Этот альбом мы ведем с младшей группы, уже третий год в его оформлении нам активно помогают родители. Открывая его, мы можем увидеть, как пришли наши малыши первый раз в ДОУ и чему они научились к сегодняшнему дню.

Также в работе с родителями мы используем и нетрадиционные формы работы: педагогические гостиные, познавательно-игровые викторины с участием взрослых и детей, выставки совместных поделок, презентации, совместная проектная деятельность с семьей. Я хочу вас познакомить с проектом, над которым мы работали в команде с родителями и детьми «Лук – наш зеленый друг». Проектная идея, которого была объединить детей, родителей и воспитателей в совместной деятельности, выращивание лука на подоконнике зимой и о его пользе для человека.

Провели опыты, где дети наблюдали за ростом лука. Устанавливали связи: растения – земля, растения – вода, растения – человек. Результаты экспериментов фиксировали в рисунках, на фото. Сформировали представления об основных потребностях лука, условиях, которые необходимы для его роста (вода, земля, свет, тепло). Выработали навыки посадки лука на землю и в стакан с водой; В процессе исследований дети познакомились с художественной литературой об овощах: поговорки, стихи, сказки, загадки. Рассматривали иллюстрации, картины на овощную тематику.

В итоге нашего проекта была подборка рецептов из репчатого лука от каждой семьи «Делимся рецептами салатов», к которой наши родители и дети показали себя с творческой стороны.

Таким образом, можно сделать выводы о том, что роль родителей в процессе развития ребёнка с ОВЗ необходима. Практика показывает, что дети, окружённые вниманием, поддержкой и любовью, обладают высокими потенциальными возможностями полноценного развития. Объединение усилий дефектолога, воспитателей и родителей помогут создать благоприятные условия для успешной коррекции и полноценного личностного развития детей.

От участия родителей в работе дошкольного учреждения выигрывают все. Дети дошкольники начинают с гордостью и уважением относиться к своим родным. Родители, благодаря взаимодействию с воспитателями и участию в жизни детского сада приобретают опыт сотрудничества, как со своим ребёнком, так и с коллективом специалистов.

Мы вместе!

Из опыта работы учреждения дополнительного образования с детьми с ОВЗ

В современной социально-экономической ситуации эффективность системы дополнительного образования имеет особую актуальность, т.к. именно этот вид образования изначально ориентирован на свободный выбор обучающегося видов и форм деятельности, становление его собственных представлений о мире, развитие познавательной мотивации и способностей.

Одна из главных задач деятельности учреждений дополнительного образования – социализация детей в условиях современности. На современном этапе социальная ситуация выдвигает на передний план личность, способную действовать универсально, владеющую культурой жизненного самоопределения, умеющую адаптироваться в изменяющихся условиях, то есть личность социально компетентную. В процессе ее становления значительную роль играет дополнительное образование, вооружающее ребенка не суммой знаний учебных предметов, а целостной культурой, которая дает свободу самоопределения личности в будущей самостоятельной жизни.

Проблема обучения, воспитания и социализации детей с ограниченными возможностями здоровья является актуальной, поскольку число таких детей за последние годы резко возросло. В настоящее время дети с ограниченными возможностями здоровья обучаются в каждой школе любого населенного пункта нашей страны. Зачастую их обучение ведется в домашних условиях педагогами муниципальных образовательных учреждений.

Большой проблемой для детей с ограниченными возможностями здоровья является недостаток общения. Острота проблемы заключается в том, что «особые» дети не имеют возможности постоянного общения среди сверстников в силу закрытого образа жизни. Дети с ОВЗ не пассивные объекты социальной помощи, а развивающиеся личности, которые имеют право на удовлетворение разносторонних социальных потребностей в познании, творчестве.

Как помочь ребенку с ограниченными возможностями здоровья открыть себя наиболее полно? Как создать условия для динамики творческого роста и поддержать пытливое стремление ребенка узнать мир во всех его ярких красках и проявлениях? Учить всему этому человека следует с раннего возраста, развивая образное восприятие и пространственное мышление. Именно эти вопросы помогает решить программа «Доступная среда», которая предусматривает создание полноценной безбарьерной среды для детей-инвалидов, обеспечение их права на получение образования и полноценное участие в общественной жизни.

Реализация программы «Доступная среда» предусматривает создание условий для совместного обучения детей-инвалидов и детей, не имеющих нарушений в развитии. Это один из главных ориентиров - дети с ограниченными возможностями здоровья не должны отличаться в правах и возможностях от обычных детей. С этой целью на базе муниципального бюджетного учреждения дополнительного образования «Центр «Поиск» был создан отдел по работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья в рамках инклюзивного образования.

За время работы по данной программе сделано немало. Благодаря участию в Государственной программе «Доступная среда», учреждение имеет дополнительное оборудование для того, чтобы дети с ограниченными возможностями могли с максимальным комфортом посещать занятия и все мероприятия, проводимые в Центре. Это новые кабинеты, адаптированные специальным учебным оборудованием для детей-инвалидов; санитарно-гигиеническое помещение, оснащенное кнопкой-вызовом; на входе в учреждение сделан пандус, расширены дверные проёмы и установлены новые двери в учебные кабинеты; установлены поручни по путям эвакуации, имеется звуковое оповещение. Приобретены тренажёры для развития мелкой моторики рук и сенсорного восприятия, игровое, спортивное и техническое оборудование для занятий, современные подъемники, которые позволяют детям подниматься на любой этаж учреждения.

Сегодня в Центре занимаются и успешно осваивают программы дополнительного образования 20 детей с ограниченными возможностями здоровья и 7 детей-инвалидов. Программы Центра, направленные на обучение детей с ОВЗ и детей-инвалидов:

- «Декоративная композиция. Тайны искусства» (адаптированная)- развитие творческой культуры ребенка, интереса к практической деятельности, радости созидания и открытия для себя чего–то нового через народное творчество и работу с природным материалом

- «Индивидуальная траектория развития обучающегося с ОВЗ средствами хореографии» (адаптированная)- развитие моторной и зрительно-моторной координации, пространственных представлений, двигательной памяти, формирование личностного поведения ребенка с эмоционально-волевыми нарушениями посредством танца

- «Декоративно-прикладное творчество. Песочная арт-терапия» (адаптированная) - развитие сенсомоторных навыков: тактильной и зрительной памяти, координации и мелкой моторики рук через ручной труд и освоение техники рисования песком

- «Электронная автоматика»

- «Родная старина»

- «Робототехника»

- «Играя, развлекая - развиваемся»

- «Организация досуга»

Во время занятий с «особыми» детьми проводится индивидуальная работа (вместе с педагогом выполняется каждый элемент работы, буквально «рука в руке»), используется и помощь детей, которые успешно справляются с программой (это полезно как ребенку-инвалиду, так и детям, которые работают рядом с ним). Главный принцип работы - создание «ситуации успеха», что подразумевает оказание положительной поддержки и эмоциональное реагирование на малейшее достижение ребенка (хвалить можно и больше, чем результат того заслуживает, особенно на первых порах). Так как дети очень болезненно реагируют на порицание, то педагоги Центра не используют этот метод воздействия, если невозможно не указать ребенку на его ошибку, обязательно объясняют, почему не получилось в этот раз, что в следующий раз получится обязательно. Важно воспитать у ребенка уверенность, что нет безвыходных ситуаций.

В психологическом аспекте занятия в Центре (выход в другую среду, возможность сделать самостоятельный выбор деятельности, расширение круга общения) помогают нивелировать воздействие различных видов деприваций (сенсорной - лишение возможности получения информации об окружающем мире, установление оптимального эмоционального контакта с окружающими; когнитивной – познавательной; социальной – лишение возможности обучения в социуме) у детей-инвалидов. Таким образом, развивая социальные и художественно-творческие навыки у ребенка, мы предполагаем, что у него появится возможность творческого самовыражения, повысится самооценка, сформируется позиция активного члена общества, установка «если я с другими, значит я не один».

Педагоги, работающие с детьми с ограниченными возможностями здоровья, стараются восполнить дефицит общения, представить широкий спектр педагогических услуг по различным направлениям деятельности, творчески подойти к организации обучения и воспитания, в коррекционно-развивающую работу внести элементы игры, сюрпризные моменты, настраивающие ребёнка на положительные эмоции и контакт. Создание ситуации успеха позволяет ребёнку почувствовать уверенность в себе, в свои возможности и востребованность в обществе. Любимые занятия поддерживают эмоциональное здоровье, помогают выйти из стрессов и тревожного состояния.

Большое внимание уделяется использованию в работе оздоровительных технологий, которые включают ряд коррекционных упражнений с использованием тренажёров. Педагоги, работающие с детьми с ограниченными возможностями здоровья, прошли курсовую подготовку по вопросам социализации детей-инвалидов при АНО ВПО «Академия «Международный университет в Москве» и ФГБОУ ВПО «Алтайская государственная педагогическая академия».

Педагогическая работа с «особыми» детьми становится частью жизнедеятельности коллектива, детей, родителей на основе совместной творческой деятельности, эмоциональных переживаний, Педагог для ребёнка и семьи становится другом, партнёром и помощником. Сотрудничество носит комплексный характер и включает в себя ряд взаимосвязанных тем, объединённых единой идеей: для ребёнка, вместе с ребёнком, исходя из возможностей ребёнка.

Совместные творческие занятия педагогов, детей и родителей оказывают благотворное действие на общее эмоциональное состояние ребёнка, снимают раздражение, агрессию, стресс и нервное возбуждение, позволяют переключить негативные эмоции на ощущение покоя и радости. Любой результат совместного труда оценивается максимально положительно.

Наблюдается положительная динамика в развитии познавательной деятельности обучающихся, в повышении их социальной активности в жизни коллектива детей и взрослых, роста культурного уровня, развития толерантности. Есть положительные отзывы родителей о том, что дети чувствуют себя комфортно в общении, проявляют творческую активность: рисуют, поют, участвуют в конкурсах, моделируют, создают декоративные изделия. Как отмечают родители детей с ограниченными возможностями здоровья, обучение в Центре стало для них действительно доступной средой.

Сегодня продолжает существовать социальный и семейный заказ на дополнительные образовательные услуги для детей с ограниченными возможностями здоровья и их родителей. Задача нашего учреждения - сохранить атмосферу понимания и комфорта, привлечь в неё новых участников. Тогда у детей данной категории правильно, методично будут формироваться элементарное представление о жизни, труде и быте людей, умения и навыки общения в неформальной творческой обстановке, самоутверждение в среде сверстников, сложится уверенность в себе.