Понятие движения и покоя. Движение в философии - это что? Движение и развитие в философии. Понятие "материи" в истории философии

ПОКОЙ

ПОКО́Й

состояние, являющееся антиподом движения. В зависимости от содержания, вкладываемого в "движение", П. может пониматься либо в узком смысле слова, как неподвижность в пространстве (если движение трактуется как механич. перемещение), либо в широком смысле, как неизменность вообще – если движение трактуется как вообще. В последнем случае к понятию П. близки по содержанию такие понятия, как постоянство, сохранение. В древнегреческой философии П., считавшееся (в отличие от движения) само собой понятным и не требующим объяснения, выступало (для большинства древнегреч. философов) как , к-рому по сравнению с атрибутом движения приписывалась более существ. роль. Это проявлялось и в онтологич. плане ( вечного и качественно неизменного первоначала у милетцев, вечность и неизменность идей у Платона и атомов у Демокрита, неподвижность аристотелевского перводвигателя), и в морально-этическом (атараксия), и в логическом (требование объяснить движение с помощью П. в апориях Зенона Элейского). По мере развития философии и науки привилегированный П. по сравнению с движением постепенно утрачивался, а сама проблема "движение – П." все более концентрировалась в рамках механики, отпочковываясь от тесно связанных с ней проблем единого и многого, тождества и различия, общего и единичного, непрерывного и дискретного, бесконечного и конечного. Уже у Декарта движение и П. онтологически равноправны как качества. Галилеевский относительности фиксирует равноправие состояний П. и равномерного прямолинейного движения более четко, открывая путь для трактовки П. и движения не как характеристик тела, а как характеристик о т н о ш е н и я тела к др. телам. Матем. аппарат ньютоновской механики (дифференциальное ), специально созданный для решения задач, связанных с механич. перемещением, доставил средства, позволяющие переходить от описания состояния П. к описанию состояния движения и обратно в обход логич. трудностей, зафиксированных в апориях Зенона, и подготовил для придания понятию движения логич. первичности по сравнению с понятием П., а движению – онтологич. первичности по сравнению с П. Это было затем зафиксировано в известном положении об абсолютности движения и относительности П. Если считать состояние движения первичным, то П. как характеристика отношения между телами легко объясняется с помощью движения: два тела покоятся друг относительно друга, если они одинаковым образом движутся относительно нек-рого третьего тела, выступающего в роли системы отсчета. Понимание П. и движения как характеристик отношения материальных объектов к нек-рой системе отсчета сохраняется и в совр. физич. теориях (спец. и общей относительности теории, механики квантовой, квантовой теории поля), филос. проблемы к-рых, связанные с понятием П., группируются вокруг уже отмеченных выше понятий устойчивости, сохранения инвариантности.

Лит.: Энгельс Ф., Диалектика природы, М., 1964, с. 70, с. 213; Аристотель, Физика, М., 1937, с. 52, 120–23, 131, 141–43, 168, 172–75; Гегель Г., Соч., т. 2, М.–Л., 1934, с. 64–65, т. 6, М.–Л., 1939, с. 171–80; Декарт Р., Избр. произв., М., , с. 199, 477, 479, 497; Локк Д., Избр. филос. произв., т. 1, М., 1960, с. 153, 155, 160, т. 2, М., 1960, с. 469; Григорьян А. Т., Зубов В. П., Очерки развития основных понятий механики, М., 1962, с. 19–59; Кант И., Соч., т. 1–2, М., 1963–64 (см. предм. указат.); Гоббс Т., Избр. произв., т. 1, М., 1964 (см. предм. указат.).

Философская Энциклопедия. В 5-х т. - М.: Советская энциклопедия . Под редакцией Ф. В. Константинова . 1960-1970 .


Синонимы :

Антонимы :

Смотреть что такое "ПОКОЙ" в других словарях:

    Муж. состоянье бездействия, в вещественном и духовном ·знач.; косность, косненье, недвижность; отдых, роздых; мир и тишина, безмятежное состоянье; отсутствие возмущенья, тревоги. Покой тела, вещи, предмета, недвижность, косненье, равновесие всех… … Толковый словарь Даля

    Покой м., состояние бездействия, в вещественном и духовном значениях; недвижность; отдых, роздых; мир и тишина, безмятежное состоянье; отсутствие возмущения, тревоги. Покой тела, вещи, предмета, недвижность, косненье, равновесие всех… … Википедия

    Толковый словарь Ушакова

    1. ПОКОЙ1, покоя, муж. 1. только ед. Отсутствие движения и шума, неподвижная тишина. «Природу всю широко осенив, царил покой.» А.К.Толстой. || Спокойствие физическое и душевное, неподвижность, бездействие, отсутствие тревог, забот. Больному… … Толковый словарь Ушакова

    Бездействие, косность, лень, неподвижность, инерция, кейф, ничегонеделание. Ср. . См. бездействие, лень, мир, отдых, тишина; комната.. нарушать покой, не давать покоя, нет покоя, оставить в покое... . Словарь русских синонимов и сходных по смыслу … Словарь синонимов

    1. ПОКОЙ я; м. 1. Отсутствие движения, шума. Кругом царит п. Ничто не нарушит моего покоя. Земля объята покоем. Веять, дышать покоем. // Неподвижность. Абсолютного покоя в природе нет. Вывести тело из состояния покоя. 2. Спокойное душевное и… … Энциклопедический словарь

    ПОКОЙ, я, муж. 1. Состояние относительной неподвижности, отсутствия движения (спец.). 2. Состояние тишины, отдыха, бездеятельности, отсутствие беспокойства. Больному нужен п. Нет покоя от соседей. Оставить кого н. в покое (не беспокоить). Вечный… … Толковый словарь Ожегова

    покой - бездейственный (Пушкин); благодатный (Надсон); благотворный (Полежаев); глубокий (Бунин, Голен. Кутузов, Надсон); дремотный (Серафимович); задумчивый (К.Р.); мертвенный (Вилкина); напряженный (Сологуб); невозмутимый (Григорович, В.Каменский);… … Словарь эпитетов

    ПОКОЙ 1, я, м. Толковый словарь Ожегова. С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. 1949 1992 … Толковый словарь Ожегова

состояние, являющееся антиподом движения. В зависимости от содержания, вкладываемого в термин "движение", П. может пониматься либо в узком смысле слова, как неподвижность в пространстве (если движение трактуется как механич. перемещение), либо в широком смысле, как неизменность вообще – если движение трактуется как изменение вообще. В последнем случае к понятию П. близки по содержанию такие понятия, как постоянство, устойчивость, сохранение. В древнегреческой философии состояние П., считавшееся (в отличие от движения) само собой понятным и не требующим объяснения, выступало (для большинства древнегреч. философов) как атрибут, к-рому по сравнению с атрибутом движения приписывалась более существ. роль. Это проявлялось и в онтологич. плане (проблема вечного и качественно неизменного первоначала у милетцев, вечность и неизменность идей у Платона и атомов у Демокрита, неподвижность аристотелевского перводвигателя), и в морально-этическом (атараксия), и в логическом (требование объяснить движение с помощью П. в апориях Зенона Элейского). По мере развития философии и науки привилегированный статус П. по сравнению с движением постепенно утрачивался, а сама проблема "движение – П." все более концентрировалась в рамках механики, отпочковываясь от тесно связанных с ней проблем единого и многого, тождества и различия, общего и единичного, непрерывного и дискретного, бесконечного и конечного. Уже у Декарта движение и П. онтологически равноправны как качества. Галилеевский принцип относительности фиксирует равноправие состояний П. и равномерного прямолинейного движения более четко, открывая путь для трактовки П. и движения не как характеристик тела, а как характеристик о т н о ш е н и я тела к др. телам. Матем. аппарат ньютоновской механики (дифференциальное исчисление), специально созданный для решения задач, связанных с механич. перемещением, доставил средства, позволяющие переходить от описания состояния П. к описанию состояния движения и обратно в обход логич. трудностей, зафиксированных в апориях Зенона, и подготовил условия для придания понятию движения логич. первичности по сравнению с понятием П., а движению – онтологич. первичности по сравнению с П. Это было затем зафиксировано в известном положении диалектики об абсолютности движения и относительности П. Если считать состояние движения первичным, то П. как характеристика отношения между телами легко объясняется с помощью движения: два тела покоятся друг относительно друга, если они одинаковым образом движутся относительно нек-рого третьего тела, выступающего в роли системы отсчета. Понимание П. и движения как характеристик отношения материальных объектов к нек-рой системе отсчета сохраняется и в совр. физич. теориях (спец. и общей относительности теории, механики квантовой, квантовой теории поля), филос. проблемы к-рых, связанные с понятием П., группируются вокруг уже отмеченных выше понятий устойчивости, сохранения инвариантности. Лит.: Энгельс Ф., Диалектика природы, М., 1964, с. 70, с. 213; Аристотель, Физика, М., 1937, с. 52, 120–23, 131, 141–43, 168, 172–75; Гегель Г., Соч., т. 2, М.–Л., 1934, с. 64–65, т. 6, М.–Л., 1939, с. 171–80; Декарт Р., Избр. произв., М., , с. 199, 477, 479, 497; Локк Д., Избр. филос. произв., т. 1, М., 1960, с. 153, 155, 160, т. 2, М., 1960, с. 469; Григорьян А. Т., Зубов В. П., Очерки развития основных понятий механики, М., 1962, с. 19–59; Кант И., Соч., т. 1–2, М., 1963–64 (см. предм. указат.); Гоббс Т., Избр. произв., т. 1, М., 1964 (см. предм. указат.).

Наименование параметра Значение
Тема статьи: Движение и покой.
Рубрика (тематическая категория) Философия

Движение – это способ существования всех форм бытия. При всей абсолютности движения, в нем есть моменты относительности˸

Движение существует только относительно какой-либо точки отсчета.

Движение состоит из массы точек покоя.

На каждом из уровней бытия (кроме духовного) существует своя особая форма движения.

Покой – момент в рамках движения. Абсолютного покоя не существует. Это полностью относительная категория.

Движение и покой представляют из себяединство противоположностей, поскольку всякое движение состоит из точек покоя, а покоящиеся тела всегда движутся по отношению к иным системам отсчета.

Космос предстает как гигантская система взаимосвязанных элементов.

Система (целое) и элемент (часть).Система - упорядоченное множество взаимосвязанных элементов, обладающее структурой и организацией. Элемент - часть системы, выполняющая определенную функцию. Связи между элементами системы имеют сущностный, а не ситуативный характер (элементы существуют в своей определенности только находясь в связи с другими элементами).Система и элемент представляют из себяединство противоположностей, поскольку не существует элементов вне системы, а система всегда оформлена элементами.Всякая система предстает как оформленное содержание элементов.Содержание и форма.Содержание - совокупность различных элементов, определяющих характер того или иного объекта. Форма - внешняя организация того или иного содержания. Содержание и форма представляют из себяединство противоположностей, поскольку не существует бессодержательной формы и бесформенного содержания.Содержание обладает определенной структурой, сохранение которой является важным условием жизнеустойчивости системы. Структура, в свою очередь, сохраняется благодаря тому, что каждый элемент системы выполняет свою функцию.Структура и функция .Структура˸ А) Принцип (идея) организации объекта, определяющий одну из сторон ᴇᴦο качества.Б) Материальное воплощение данного принципа организации, т.е. относительно устойчивый способ связи элементов в рамках системы, её воплощенная организованность.

Функция - способ поведения какого-либо элемента в рамках структуры, способствующий её сохранению, т.е. сохранению качественной определенности данного объекта.

Структура и функция представляют из себяединство противоположностей, поскольку структура сохраняется благодаря тому, что элементы выполняют свои функции. В тоже самое время, осуществление функции элементом невозможно вне ᴇᴦο структурных связей с другими элементами объекта.В элементах системы существуют определенные стороны схожести и несхожести - тождества и различия. Тождество и различие.Тождество – соответствие объектов друг-другу. Абсолютно тождественных вещей не бывает. Даже два близнеца имеют различия во внешности. Различие - несоответствие объектов друг-другу. Абсолютно различных вещей также не бывает. Даже самые различные по уровню бытия объекты различны не абсолютно, т.е. имеют черты схожести – общий материальный состав, структурность и т.д. Например, человек и камень едины в своей материальности. Тождество и различие представляют из себяединство противоположностей, поскольку не существует даже двух тождественных объектов, между которыми нет сторон различия, а различия всегда сосуществуют с чертами схожести (тождества) объекта с другими.Различие имеет свои степени˸ оно должна быть несущественным и существенным. Предельный случай существенного различия - противоположность. Удачной моделью противоположности может служить магнит с ᴇᴦο двумя полюсами (его можно делить сколько угодно). Противоположности – это взаимосвязанные и взаимоисключающие стороны диалектического противоречия. Они противостоят друг другу в рамках единого взаимоотношения˸ наличие одной предполагает бытие другой.

Если в исследовании объекта или явления основываться на факте различия ᴇᴦο с другими, то он предстает как единичный. Но нельзя забывать, что всякий единичный объект имеет черты схожести с другими – черты общего.

Движение и покой. - понятие и виды. Классификация и особенности категории "Движение и покой." 2015, 2017-2018.

  • - Вопрос 4. Движение как способ существования матери. Движение и покой. Формы движения материи и их взаимосвязь.

    ДВИЖЕНИЕ. В применении к материи - это изменение вообще. Движение - это атрибут, неотъемлемое св-во материи. Материи неподвижной, неизменно пребывающей в состоянии абсолютного покоя не существует. Материя и движение неразрывны. Эта основополагающая идея материализма была... .


  • - Понятие универсума. Процессуальность универсума: движение и покой, функционирование и развитие.

    Универсум (от латинского «summarerum» - все имеющееся, все существующее) – субъект существования. Это понятие по своему содержанию близко или тождественно содержанию понятия «мир». Правда, многие авторы утверждают, что существует множество миров. В таком случае универсум есть... .


  • - Движение как философская категория. Движение и развитие, виды развития(прогресс,регресс).Движение и покой. Основные формы движения материального мира.

  • - Движение как философская категория. Движение и развитие, виды развития (прогресс, регресс). Движение и покой. Основные формы движения материального мира.

    Движение- любое изменение вообще, начиная с пространственного перемещения предметов и заканчивая человеческим мышлением. Движение есть атрибут материи, неотъемлемое свойство любого материального объекта. Не существует материи без движения как и наоборот. Движение-... .


  • - Движение и развитие. Движение и покой. Прогресс и регресс.

    Движение в общем можно определить, как изменение вообще. Если предмет движется, то он теряет тождество самому себе. Энгельс ввёл это определение с целью не отождествлять движение с атрибутом, некоторой разновидностью изменения. Он же отмечает, что движение, очевидно,... .


  • - Движение как философская категория. Движение и развитие, виды развития(прогресс,регресс).Движение и покой. Основные формы движения материального мира.

    Движение- любое изменение вообще,начиная с пространственного перемещения предметов и заканчивая человеческим мышлением.Движение есть атрибут материи,неотъемлемое свойство любого материального объекта. Не существует материи без движения как и наоборот. Движение-... .


  • - Движение как философская категория. Движение и развитие, виды развития(прогресс,регресс).Движение и покой. Основные формы движения материального мира.

    Движение- любое изменение вообще, начиная с пространственного перемещения предметов и заканчивая человеческим мышлением.Движение есть атрибут материии, неотъемлемое свойство любого материального объекта. Не существует материи без движения как и наоборот. Покой-... .


  • Проблемы движения (сущность движения, его познаваемость, соотношение движения и покоя и т. д.) всегда ставились в философии очень остро и решались весьма неоднозначно.

    В обыденной жизни под движением мы привыкли понимать перемещение, смену мест, изменение пространственных координат. Отсутствие такого движения мы считаем покоем. Но ведь когда мы, например, лежим и спим, мы одновременно вместе с домом и городом вращаемся вокруг земной оси, вместе с Землей мчимся вокруг Солнца; наше сердце продолжает стучать, а кровь бежит по сосудам, легкие дышат, а желудок переваривает пищу. Мы изменяемся! Значит, движемся.

    На тот факт, что все вокруг изменяется, т.е. движется, впервые обратил внимание древнегреческий философ Гераклит (VI – V вв. до н.э.). Все течет, все изменяется, - утверждал он, - даже в одну и ту же реку нельзя войти дважды: пока ты обсохнешь после первого раза, воды, в которые ты входил, уже протекут, и во второй раз ты полезешь уже в новые струи. Один из последователей Гераклита философ Кратил был настолько заворожен этой постоянной изменчивостью всего на свете, что отрицал возможность войти в одну и ту же реку даже один раз: пока ты сделаешь шаг, вода протекла, река изменилась, это уже другая река. Более того, пока мы о чем-то говорим, изменяется предмет нашего разговора, изменяемся мы сами, значения наших слов. Поэтому лучше вообще ни о чем не говорить, полагал Кратил. И когда к нему обращались, он лишь шевелил пальцем в знак того, что слышал, но отвечать считал бессмысленным: кому отвечать? Ведь тот, кто спросил, уже изменился, и ответ услышит другой человек! На эту же идею постоянного изменения опирается и забавный софизм: взявший взаймы вчера, сегодня уже ничего не должен, ибо он стал другим человеком.

    К счастью, слова, вещи и люди сохраняют определенную устойчивость, неизменность своих основных черт. Вот эта устойчивость и выражается категорией покоя.

    Покой есть отсутствие движения.

    В нашей отечественной философской литературе много говорилось о взаимоотношении движения и покоя. Считалось, что движение абсолютно, т.е. что материя может существовать только в движении. Покой же относителен, т.е. это временное отсутствие лишь одного из видов движения. Лежа на диване, я, конечно, покоюсь относительно предметов, находящихся в комнате, зато принимаю участие во многих других видах движения. По-видимому, однако, покой столь же абсолютен и необходим материи, как и движение, ибо покой представляет собой необходимое условие существования всех материальных систем. Если бы не существовало какой-то устойчивости, неизменности, постоянства, мир превратился бы в хаос, ибо не могла возникнуть ни одна система. Попробуйте на своем с большой скоростью прокрутить видеофильм: мелькают какие-то пятна, полосы, в глазах рябит, ничего не разберешь. Если движение – способ существования материи, то покой можно назвать способом существования материальных систем.



    Наиболее интересной разновидностью движения является развитие. Мы часто говорим о развитии нашего общества, его различных институтов, о развитии ребенка и вообще человека, о развитии биологических видов в процессе эволюции живой природы. Но что такое развитие?

    Развитие есть направленное, необратимое и закономерное изменение состояния объектов.

    Колебания маятника, течение реки, полет самолета – все это движение, но не развитие. Развитие – это то, что присуще, прежде всего, живой природе и человеческому обществу. Посадили вы, скажем, маленький дубок. С каждым годом он становится все крепче и больше, крона все пышнее, ствол – толще. Он начинает давать желуди, привлекая внимание окрестных свиней. И вот, не прошло еще и сотни лет, а вы можете уже отдыхать в его густой тени. Мы говорим: дубок растет, развивается. Организовал бойкий человек крохотную фирму, занимающуюся куплей-продажей. Прошел год-другой, и вот уже на фирме работают тысячи людей, а ее отделения расползлись по всему земному шару. Фирма развивается. Развитие – это переход объекта от одного состояния к другому вследствие постепенного накопления количественных изменений. Какие именно изменения накапливаются, и определяет направление развития. Однажды наша фирма может начать терпеть убытки, и через некоторое время их накопление приведет ее к краху. В зависимости от направления развития говорят о прогрессивном или регрессивном развитии.

    А с точки зрения темпов развития также выделяют эволюцию и революцию. Хотя, вопрос о существовании революций до сих пор вызывает споры, и многие философы отрицают наличие таких катаклизмов не только в природе, но и в общественной жизни.

    Философская теория, описывающая наиболее общие принципы и формы развития, называется диалектикой. Ее создателем был немецкий философ Гегель (1770 – 1831). Значительный вклад в ее разработку внесли К.Маркс и Ф.Энгельс, и до недавнего времени диалектика пользовалась широким признанием в отечественной философии. Следы этого в философской литературе можно видеть до сих пор. Однако далеко не все философы принимают эту теорию. Поэтому здесь мы о ней говорить не будем.

    Основными формами движения являются:

    1. Механическое д вижение – изменение местоположения материальных объектов относительно друг друга.

    2. Физическое движение – изменение состояния материальных объектов.

    3. Химическое движение – изменение качества материальных объектов.

    4. Биологическоедвижение – изменение энергии материальных объектов (обмен веществ; ассимиляция и диссимиляция).

    5. Социальное движение – изменение человека и общества.

    Разные философы, в зависимости от своего мировоззрения – идеалистического или материалистического – по-разному интерпретируют взаимосвязь форм движения материи: Формы движения материи взаимосвязаны. Эта связь интерпретируется двояко:

    1. Идеалисты склонны придерживаться метафизического понимания, е объясняя эту связь по нисходящей, посредством редукции, сводя высшее к низшему.

    2. Материалисты придерживаются диалектического понимания, наоборот, по восходящей, идя от простого к сложному.

    Итак:

    Движение есть любое изменение материальных и идеальных объектов.

    Покой – противоположное понятие, отсутствие движения.

    Развитие есть направленное, необратимое и закономерное изменение состояния объектов, переход объекта от одного состояния к другому вследствие постепенного накопления количественных изменений.

    Развитие может быть прогрессивным и регрессивным.

    Философская теория, описывающая наиболее общие принципы и формы развития, называется диалектикой.

    Основные формы движения – механическое, физическое, химическое, биологическое и социальное.

    Диалектика: динамические и статистические закономерности

    Человеческий разум не безграничен, он в состоянии охватить мыслью лишь бесконечно малую долю событий и вещей, которые существуют в природе. Этого достаточно, чтобы понять законы природы, но не достаточно, чтобы с абсолютной точностью описать хотя бы одну единичную вещь. Ибо существование всякой вещи в той или иной мере зависит от действия всех прочих вещей, т.е. от конкретного состояния бесконечной Вселенной в целом. По этой причине человеческий разум обречен «играть в кости» с матерью-природой, довольствуясь вероятностным знанием о существовании вещей, данных в чувственном опыте.

    Имея дело с сущностями вещей, разум получает знание, выражаемое строгими и всеобщими законами, которые иногда называют «динамическими». Относительно же существования предметов чувственного опыта знание такого рода невозможно, поэтому разум может приобрести здесь, в лучшем случае, вероятностные, или «статистические», закономерности.

    Закон – это объективные (не зависящие от воли человека), общие, стабильные, необходимые, повторяющиеся связи между сущностями и внутри сущностей.

    Динамические закономерности сопряжены с абстрагированием от множества второстепенных и случайных факторов, научные предсказания здесь имеют достоверный характер. Однако в большинстве физических, биологических и социальных процессов обнаруживаются множество случайных факторов, совокупный результат которых вскрывает определенную тенденцию, выражаемую статистическими закономерностями. Предсказания таких закономерностей имеют лишь вероятностный характер, обусловленный действием случайностей.

    Три основополагающих закона диалектики это:

    Закон единства и борьба противоположностей,

    Закон взаимного перехода количественных и качественных изменений,

    Закон отрицания отрицания.

    Закон единства и борьбы противоположностей заключается в том, что все сущее состоит из противоположных начал, которые, будучи едиными по своей природе, находятся в борьбе и противоречат друг другу (пример: день и ночь, горячее и холодное, черное и белое, зима и лето, молодость и старость и т.д.).

    Единство и борьба противоположных начал – внутренний источник движения и развития всего сущего.

    Особый взгляд на единство и борьбу и противоположностей имел Гегель. Им были выведены два понятия – «тождество» и «различие» и показан механизм их взаимодействия, приводящий к движению.

    Противоречие, борьба между едиными тождественностью и отличием приводит, по Гегелю, к изменению (самоизменению) предмета – движению. Примеры: существует идея, тождественна самой себе, в то же время в ней самой заложено отличие - то, что стремится выйти за рамки идеи; результат их борьбы – изменение идеи (например, превращение идеи в материю с точки зрения идеализма). Или: существует общество, тождественное самому себе, но в нем есть силы, которым тесно в рамках данного общества; их борьба приводит к изменению качества общества, его обновлению.

    Вторым законом диалектики является закон перехода количественных изменений в качественные.

    Качество – тождественная бытию определенность, стабильная система определенных характеристик и связей предмета.

    Количество – исчисляемые параметры предмета или явления (число, величина, объем, вес, размер и т.д.).

    Мера – единство количества и качества.

    При определенных количественных изменениях обязательно меняется качество.

    При этом качество не может меняться бесконечно. Наступает момент, когда изменение качества приводит к изменению меры (то есть той системы координат, в которой раньше происходило изменение качества под влиянием количественных изменений) – к коренной трансформации сущности предмета. Такие моменты получили название «узлов», а сам переход в иное состояние понимается в философии как «скачок».

    Напр., если нагревать воду последовательно на 1 градус по Цельсию, т.е. изменять количественные параметры – температуру, то вода будет изменять свое качество – станет горячей (в силу нарушения структурных связей атомы начнут двигаться в несколько раз быстрее). При достижении же температуры в 100 градусов произойдет коренное изменение качества воды – она перейдет в пар (т.е. разрушится прежняя «система координат» процесса нагревания – вода и прежняя ситема связей). Температура в 100 градусов в данном случае будет узлом, а переход воды в пар (переход одной меры качества в другую) – скачком. То же самое можно сказать и об охлаждении воды и ее превращении при температуре ноль градусов по Цельсию в лёд.

    Закон отрицания отрицания заключается в том, что новое всегда отрицает старое и занимает его место, но постепенно уже само превращается из нового в старое и отрицается все более новым.

    Смена общественно-экономических формаций (при формационном подходе к историческому процессу);

    - «эстафета поколений»;

    Смена вкусов в культуре, музыке;

    Эволюция рода (дети – частично родители, но уже на новой ступени);

    Ежедневное отмирание старых кровяных клеток, возникновение новых.

    Отрицание старых форм новыми – причина и механизм поступательного развития. Однако вопрос о направленности развития – дискуссионный в философии. Выделяются следующие основные точки зрения:

    Развитие – только поступательный процесс, переход от низших форм к высшим, то есть восходящее развитие;

    Развитие может быть как восходящим, так и нисходящим;

    Развитие хаотично, не имеет никакой направленности.

    Практика показывает, что из трёх точек зрения наиболее близкой к истинной является вторая: развитие может быть как восходящим, так и нисходящим., хотя общая тенденция все же восходящая.

    Организм человека развивается, крепнет (восходящее развитие), но затем, развиваясь дальше, уже слабеет, дряхлеет (нисходящее развитие);

    Исторический процесс идет по восходящему направлению развития, но со спадами – расцвет Римской империи сменился ее падением, но затем последовало новое развитие Европы по восходящей (Ренессанс, новое время и т.д.).

    Таким образом, развитие скорее идет не линейным образом (по прямой), а по спирали, причем каждый виток спирали повторяет прежние, но на новом, более высоком уровне.

    Сознание, самосознание и личность

    Проблема определения сознания

    Сознание можно определить как свойство человеческой психики, состояние психической жизни индвда, выражающееся в субъетивной переживаемости событий внеш­него мира и жизни самого индивида, в отчете об этих собы­тиях.

    Сознание также можно определить как присущую человеку способность целенаправленно и обобщенно воспроизводить действительность в идеальной форме.

    Сознание противопоставляется бессознательному в раз­ных его вариантах (неосознаваемое, подсознание и т. д.).

    Вопрос о природе сознания – один из наиболее сложных в философии.

    Разные философские школы и направления по-разному рассматривали природу сознания.

    Так, например, идеалисты полагали, что истиннно существует только сознание; оно является независимым от материального бытия царством идей, чувств, воли, способным творить и конструировать действительность. По мнению идеалистов, сознание первично, оно предшествовало возникновению общественных и трудовых отношений в нем. Идеализм отрицает , что физические объекты существуют вне восприятия и мышления и что физические объекты материальны, т.е. состоят из особенной субстанции, называемой материей.

    Материализм это теория о том, что, если нечто существует, то оно имеет материальный характер.

    Однако материалисты-метафизики являются исключением из этого правила: для многих из них характерно представление о вечности сознания, о всеобщей одушевлённости материи. Например, французский философ-просвещенец Дени Дидро полагал, что чувствительность в различной степени присуща всем вещам.

    Диалектический материализм трактует сознание как свойство высокоорганизованной материи, высшую форму психического отражения мира, продукт эволюции природы, человека и общества. Сущность сознания, согласно диалектическим материалистам, идеальна. При этом идеальное трактуется как субъективная реальность, представленная в сознаниях отдельных личностей.

    Однако нет единого согласия в вопросе о том, какова природа этого идеального.

    Одни философы полагают, что оно формируется в обществе, в системе отношений человека к человеку, и возникает оно одновременно с появлен общества в процессе совместной трудовой деятельности людей, равно как и язык (Эвальд Васильевич Ильенков). «Сознание... с самого начала естьобщественный продукт и остаётся им, пока вообще существуют люди» (Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., т. 3, с. 29).

    Другие философы полагают, что идеальное формируется в головном мозге, в силу чего психические явления могут быть объектом изучения естественных наук (Давид Израилевич Дубровский) (ВФ, 60-70-е гг).

    Позиция Дубровского отчасти близка взглядам вульгарных материалистов – направления, получившего развитие в период великих открытий естествознания XIX в. Главными представителями были немецкие философы Карл Фохт, Людвиг Бюхнер и Якоб Молешотт.

    Вульгарные материалисты полагали, что сознание в целом, и в частности наши мысли, это продукт деятельности головного мозга.

    Дуализм - это теория о том, что существует две, и только две, разновидности субстанций: сознания и физические объекты (материя).

    Сознание – чисто ментальная, нематериальная, духовная субстанция.

    Физический объект – чисто материальная, нементальная, протяженная в пространстве субстанция.

    Под личностью дуализм понимает совокупность проявлений духовной и материальной субстанций, но большинство дуалистов утверждают, что личность существенным образом является своим собственным сознанием и только случайным образом – своим телом.То есть, личность это сознание, обладающее телом.

    Вспомним: Рене Декарт говорил о том, что человек способен управлять своим телом с помощью некой нетелесной субстанции - души.

    Шишковидная железа, расположенная в центральной части головного мозга, это место, в котором духовная сбстнция (душа) взаимодействует с телесной, поэтому этот орган Декарт называет “седалищем души”.

    Согласно объяснению Декарта, взаимодействие двух субстанций происходит в организме человека следующим образом. Раздражение из внешнего мира передается по нервам в головной мозг и возбуждает пребывающую там душу. Возбуждение души приводит в движение жизненные духи, и нервный импульс завершается мышечным движением.

    Таким образом, связь души и тела укладывается в схемы механического взаимодействия.

    Двухаспектная теория, или пантеизм - это теория о том, что ментальное и физическое суть два свойства некоторой лежащей в основе вещей реальности, которая не является ни ментальной, ни физической. Из чего следует, что двухаспектная теория несовместима с дуализмом, идеализмом и материализмом, т.к. отрицает существование ментальной и физической субстанций. Тем не менее, с идеализмом и материализмом ее объединяет то, что она является, скорее, монизмом, нежели дуализмом, т.к. включает в себя тезис о том, что изначально существует только одна субстанция, или только один вид сущности.

    Представителями двухаспектной теории были:

    Б. Спиноза: Бог и природа нераздельны.

    Д. Юм: сознание – не что иное, как связка восприятий.

    Из современных философов – Б. Рассел и У. Джеймс.

    Интуитивно эта теория трудно постигаема. Обыденное мировоззрение обычно основывается на идее множественности мира вещей и различия физического и ментального.

    Структура сознания

    "Поле" сознания хорошо представлено А. В. Ивановым в виде круга, куда вписан крест, делящий его на четыре равные части (при этом подчеркивается, что такое разделение в значительной мере условно по отношению к реально существующему сознанию):

    Сектор (I) является сферой телесно-перцептивных способностей и получаемого на их основе знания. К этим способностям относятся ощущения, восприятия и конкретные представления, с помощью которых человек получает первичную информацию о внешнем мире, о своем собственном теле и о его взаимоотношениях с другими телами.

    Главной целью и регулятивом бытия этой сферы сознания является полезность и целесообразность поведения человеческого тела в мире окружающих его природных, социальных и человеческих тел.

    С сектором (II) соотносятся логико-понятийные компоненты сознания. С помощью мышления человек выходит за пределы непосредственно чувственно данного в сущностные уровни объектов; это сфера общих понятий, аналитико-синтетических мыслительных операций и жестких логических доказательств. Главной целью и регулятивом логико-понятийной сферы сознания является истина. I и II сектора образуют внешне познавательную (или внешнепредметную) составляющую сознания, где субъективно-личностные и ценностно-смысловые компоненты психического мира находятся как бы в снятом, латентном состоянии. Они образуют "левую половинку" нашего сознания.

    "Правая половинка" тоже состоит из двух секторов. Сектор III можно связать с эмоциональной компонентой сознания. Она лишена непосредственной связи с внешним предметным миром. Это скорее сфера личностных, субъективно-психологических переживаний, воспоминаний, предчувствий по поводу ситуаций и событий, с которыми сталкивался, сталкивается или может столкнуться человек. Сюда относятся:

    1) инстинктивно-эффектные состояния (неотчетливые переживания, предчувствия, смутные видения, галлюцинации, стрессы);

    2) эмоции (гнев, страх, восторг и т.д.);

    3) чувства, отличающиеся большей отчетливостью, осознанностью и наличием образно-визуальной составляющей (наслаждение, отвращение, любовь, ненависть, симпатия, антипатия и т.д.). Главным регулятивом и целью "жизнедеятельности" этой сферы сознания будет то, что 3. Фрейд в свое время назвал "принципом удовольствия".

    И наконец, сектор (IV) может быть соотнесен, по А. В. Иванову, с ценностно-мотивационной (или ценностно-смысловой) компонентой единого "поля" нашего сознания. Здесь укоренены высшие мотивы деятельности и духовные идеалы личности, а также способности к их формированию и творческому пониманию в виде фантазии, продуктивного воображения, интуиции различных видов. Целью и регулятивом бытия этой сферы сознания выступают красота, правда и справедливость, т.е. не истина как форма согласования мысли с предметной действительностью, а ценности как формы согласования предметной действительности с нашими духовными целями и смыслами.

    III и IV сектора образуют ценностно-эмоциональную (гуманитарную в самом широком сысле) составляющую нашего сознания, где в качестве предмета познания выступают собственное "я", другие "я", а также продукты их творческой самореализации в виде гуманитарно-символических образований (художественных и философско-религиозных текстов, произведений музыки, живописи, архитектуры). При этом внешнепознавательная составляющая сознания оказывается здесь редуцированной и подчиненной его "правой половинке".

    Как замечает А. В. Иванов, предложенную схему сознания можно, при желании, соотнести с фактом межполушарной асимметрии мозга, где внешнепознавательной составляющей сознания будет соответствовать деятельность левого, "языкового", аналитико-дискурсивного полушария, а ценностно-эмоциональной компоненте сознания - интегративно-интуитивная "работа" правого полушария.

    Эта схема сознания конкретизируется в ряде отношений. В поле сознания (в круге) могут быть выделены два сегмента: нижний, которому будет соответствовать бессознательное, и верхний сегмент - сверхсознание.

    С помощью надсознательных способностей сознания мы приобщаемся также к информационно-смысловой реальности (если принимать гипотезу ее объективного онтологического существования). В ряде религиозно-мистических доктрин и во многих философских системах доказывается, что высшее знание открывается сознанию лишь в актах надсознательного озарения, когда человек "сливается" с божественным или космическим Разумом, приобщаясь к надындивидуальной истине, благу и красоте.

    Отсюда идея божественного творческого экстаза, т. е. выхода индивида за собственные телесные и сознательные (в "узком" смысле) пределы. Есть все основания предположить, считает А. В. Иванов, что "я" есть лишь словесно-психический способ фиксации восхождения нашей подлинной духовно-космической самости по горной вертикали сознания. Рождаясь из "тьмы и молчания бессознательного" (выражение К. Г. Юнга), наша духовная самость, проходя через ряд ступеней эволюции, способна в конце концов достигать уровня Космического Сверхсознания.

    Самосознание

    Проблема сознания тесно связана с вопросом о самосознании.

    Самосознание - это сознание человеком своего тела, своих мыслей и чувств, своих действий, своего места в обществе, проще говоря, осознание себя как особой и единой личности.

    «Я мыслю, следовательно, существую», - говорил Р. Декарт.

    Самосознание – исторический продукт, оно появляется лишь на определенной, притом достаточно высокой стадии развития первобытного общества. Наряду с этим оно является и продуктом индвдуального развития: у ребенка его основания закладываются примерно в возрасте 2-4-х лет.

    В развитии, динамике самосознания можно выделить 3 уровня.

    I – уровень самочувствия, сводящегося к элементарному осознанию своего тела и его включенности в систему окружающих человека вещей. Именно благодаря этому человек не только выделяет себя из предметного мира, но и имеет возможность свободно ориентироваться в нем.

    II уровень самосознания реализуется в осознании своей принадлежности к тому или иному сообществу, к той или иной культуре и социальной группе.

    III уровень - это формировние сознания «Я» как такого образования, которое, хотя и похоже на «Я» других людей, но одновременно неповторимо, причем способно не только совершать поступки, но и нести ответственность за них, что предполагает необходимость и возможность как контроля над своими действиями, так и их самооценки.

    Таким образом, самосознание характеризует не только самопознание, но и сопоставление себя с неким идеалом «Я», а значит, контроль и самооценку, а также формировние на этой основе чувства удовлетворенности или неудовлетворенности собой. При этом само осознание человеком своего «Я» опять-таки может реализоваться лишь через сопоставление себя с другими людьми. Это лишний раз свидетельствует об общественной природе сознания, формирующегося в ходе коллективной деятельности и человеческого общения.

    Свойства сознания

    Сознание характеризуется двумя основными взаимосвязанными свойствами - предметностью и рефлективностью .

    Предметность сознания дает возможность соотносить наши ощущения, восприятия, представления, мысленные образы с предметным миром вне нас, что позволяет обеспечить нацеленность сознания на внешн мир. Это свойство сознания в феноменологии получает название «интенциональность ».

    Второе свойство - рефлексия - это такая сторона самосознания, которая, напротив, сосредоточивает внимание на самих его явлениях и формах. В ходе рефлексии человек осознает свое «Я», анализирует его, сопоставляя себя с идеалом, размышляя о своем отношении к жизни, закрепляя или, наоборот, меняя определенные жизненные ориентиры.

    При этом в оценках и самооценках возможны и ошибки. Проверка и корректировка здесь возможны при условии внимательного отношен к оценкам других людей и трезвого сопоставления с ними своих самооценок. Поэтому самосознание не есть некая константа, оно не только формируется в процессе совместной деятельности и общения с другими людьми, но и постоянно проверяется и корректируется в процессе углубления и расширения межличностных отношений.

    Кроме того, важной специфической чертой сознания является его активность . В истории философии сложилось две позиции понимания активности сознания.

    1. Идеалистическая. Эта позиция наиболее ярко выражена в немецкой классической философии. Сознание человека выступает как сила, творящая мир, в котором живет человек. У Канта это было обусловлено структурой познающего сбкта, у Фихте – всем строем бытия, т.к. субъективное сознание провозглашалось первоосновой. Шеллинг и Гегель обосновали активность сознания человека как тождественного объективной первооснове мира.

    В любом случае, воспринимаемый человеком мир являлся результатом деятельности сознания – субъективного или сверхсубъективного, мирового духа, а познание было направлено на раскрытие сущностных черт этой первоосновы, т.е. само на себя.

    2. Материалистическая. Эта позиция разработана в марксизме. Под активностью сознания понимается его избирательность и целенаправленность, которая выражается в генерировании новых идей, в актах продуктивного воображения, в управлении практической деятельностью. Сознание не творит мир, но активно преобразует его – непосредственно в идеальном плане и в материальном посредством целенаправленной практической деятельности. Главное условие активности сознания – способность к целеполаганию, то есть, именно к идеальному преобразованию действительности.

    Основные современные теории сознания

    Практически все современные философы сходятся в выводе, что сознанию невозможно дать логически строгого определения. Надеяться, что теория сознания может быть выстроена в виде непротиворечивой системы принципов, - напрасное ожидание. Таким же самообманом будет поиск определения сознания на основе элементарных, или базисных, структур, ибо в акте сознания задействовано такое количество разнородных процессов, редуцировать которые к чему-то элементарному в принципе невозможно.

    Ускользаемость сознания от определений еще у Юма вызвала подозрение: «А не является ли оно фикцией?». Уильям Джемс в статье «Существует ли сознание?» открыто сформулировал это сомнение. У ряда сегодняшних философов (элиминативистов ) это подозрение вылилось в радикальный диагноз об иллюзорности этого феномена. Они говорят, что как такового его нет в природе, что теоретически правомерно говорить о сознании только на основе внешне фиксируемых проявлений - на производимых текстах, нейрофизиологических процессах, физическом поведении, которое фиксируются при внешнем наблюдении.

    Но другие философы не согласны с таким радикализмом. Они убеждены, что сознание, хотя и не поддается анализу объективными методами, существует как реальность. Просто оно оказалось значительно более сложным явлением, чем представлялось ранее.

    Каждый вопрос экзамена может иметь несколько ответов от разных авторов. Ответ может содержать текст, формулы, картинки. Удалить или редактировать вопрос может автор экзамена или автор ответа на экзамен.

    Еще в Античности высказывалось предположение, что многообразие форм материи есть результат ее активности. Но почему материя активна? Ответы были разными. Бог сотворил материю и наделил ее активностью сразу. Материя вечна, не сотворена, но бездейственна, а Бог привнес в нее активность извне. Материя вечна и активна по своей сущности. Что такое активность материи и как ее объяснить, если не обращаться к божественному вмешательству?

    Некоторые мыслители отождествляли активность материи с ее одушевленностью. Так, греческие и римские стойки считали, что у материи есть особая тонкая телесная Душа. Гилозоисты XVIII в. утверждали, что частицы материи наделены жизнью и даже некоего рода мыслью. Современная материалистическая философия опирается на результаты физики XX в. и объясняет активность материи взаимодействием вещества с гравитационными и электромагнитными полями.

    Любые взаимодействия и изменения состояния объектов связаны в философии с понятием движения. Движение — это любое изменение. В обыденном сознании движение представляется как пространственное перемещение тел. В философии такое движение называется механическим и кажется самым простым. Существуют и другие формы движения: физическая, химическая, биологическая, социальная и т. д. Все формы движения материи взаимосвязаны между собой. Формы движения переходят друг в друга, но никогда движение не сменяется абсолютным покоем. Любой покой — это тоже движение, но такое, при котором не нарушается качественная специфика предмета, его пространственное расположение и форма не меняются. Вещи, которые мы воспринимаем как покоящиеся, на самом деле тоже движутся. Особое состояние движения для них — движение элементарных частиц внутри них. Таким образом, движение — неотъемлемый атрибут материи. Материю нельзя помыслить без движения. Итак, материализм признает единственным источником активности и многообразия материи ее движение.

    Трудности постижения процесса движения были осознаны еще элеатами в VI в. до н. э. Знаменитый философ и математик Зенон Элейский (490—430 до н. э.) сформулировал в этой связи свои знаменитые апории: «Ахилл», «Стрела», «Дихотомия» и «Стадий». Вопреки чувственным впечатлениям, движение не может быть помыслено непротиворечиво. А поскольку мысль — это и есть бытие, то от чувственных впечатлений, обманывающих нас, следует отказаться. Например, быстроногий Ахилл не сможет догнать черепаху, так как за время, которое он потратит на преодоление расстояния до черепахи, черепаха проползет некоторый отрезок пути вперед, и Ахиллу придется опять догонять ее. Зенон показал невозможность непротиворечивого описания движения.

    В эпоху Возрождения философы были уверены, что всякая единица бытия, от Вселенной до мельчайшей частицы, приводится в движение присущей ей душой. Они исходили из установки панпсихизма, одухотворения всей Вселенной. Преимущественное развитие механики в Новое время привело к тому, что движение стали рассматривать в узком смысле — как механическое движение, как простое пространственное перемещение. В современной философии понятие движения истолковывается в широком смысле — как изменение вообще.

    Под развитием в общем случае понимаются необратимые направленные качественные изменения. Развитие — это не элементарный процесс количественного увеличения или уменьшения. В процессе развития элементы возникают и исчезают, а видимые качественные изменения могут иметь место и без изменения числа элементов, за счет трансформации взаимоотношений между ними. В современной методологии выделяются три типа изменений:

    1) переход объекта из качественного состояния одной степени сложности в другое качественное состояние той же степени сложности (одноплоскостное развитие);

    2) переход объекта в новое качественное состояние меньшей степени сложности (регрессивное развитие);

    3) переход объекта в состояние большей степени сложности (прогрессивное развитие).

    Суть развития может быть выражена в следующем. Как бы ни сочетались регрессивные, одноплоскостные и прогрессивные изменения, любой объект либо сам проходит стадию прогрессивного развития, либо входит в другой объект, проходящий такую стадию. Таким образом, развитие мира отличается прогрессивной направленностью и является бесконечным движением по восходящей спирали. Оно включает в себя отступления и возвращения назад, но в целом это движение от примитивных к высокоорганизованным системам. Развитие понимается как самодвижение, т. е. процесс, источники которого заложены в самом развивающемся объекте. Философское учение о развитии называется диалектикой. Ф. Энгельс обобщил понимание гегелевской диалектики и сформулировал три основных закона, по которым развивается всякая система: закон единства и борьбы противоположностей, закон перехода количественных изменений в качественные, закон отрицания.

    Еще в Античности высказывалось предположение, что многообразие форм материи есть результат ее активности. Но почему материя активна? Ответы были разными. Бог сотворил материю и наделил ее активностью сразу. Материя вечна, не сотворена, но бездейственна, а Бог привнес в нее активность извне. Материя вечна и активна по своей сущности. Что такое активность материи и как ее объяснить, если не обращаться к божественному вмешательству?

    Некоторые мыслители отождествляли активность материи с ее одушевленностью. Так, греческие и римские стойки считали, что у материи есть особая тонкая телесная Душа. Гилозоисты XVIII в. утверждали, что частицы материи наделены жизнью и даже некоего рода мыслью. Современная материалистическая философия опирается на результаты физики XX в. и объясняет активность материи взаимодействием вещества с гравитационными и электромагнитными полями.

    Любые взаимодействия и изменения состояния объектов связаны в философии с понятием движения. Движение — это любое изменение. В обыденном сознании движение представляется как пространственное перемещение тел. В философии такое движение называется механическим и кажется самым простым. Существуют и другие формы движения: физическая, химическая, биологическая, социальная и т. д. Все формы движения материи взаимосвязаны между собой. Формы движения переходят друг в друга, но никогда движение не сменяется абсолютным покоем. Любой покой — это тоже движение, но такое, при котором не нарушается качественная специфика предмета, его пространственное расположение и форма не меняются. Вещи, которые мы воспринимаем как покоящиеся, на самом деле тоже движутся. Особое состояние движения для них — движение элементарных частиц внутри них. Таким образом, движение — неотъемлемый атрибут материи. Материю нельзя помыслить без движения. Итак, материализм признает единственным источником активности и многообразия материи ее движение.

    Трудности постижения процесса движения были осознаны еще элеатами в VI в. до н. э. Знаменитый философ и математик Зенон Элейский (490—430 до н. э.) сформулировал в этой связи свои знаменитые апории: «Ахилл», «Стрела», «Дихотомия» и «Стадий». Вопреки чувственным впечатлениям, движение не может быть помыслено непротиворечиво. А поскольку мысль — это и есть бытие, то от чувственных впечатлений, обманывающих нас, следует отказаться. Например, быстроногий Ахилл не сможет догнать черепаху, так как за время, которое он потратит на преодоление расстояния до черепахи, черепаха проползет некоторый отрезок пути вперед, и Ахиллу придется опять догонять ее. Зенон показал невозможность непротиворечивого описания движения.

    В эпоху Возрождения философы были уверены, что всякая единица бытия, от Вселенной до мельчайшей частицы, приводится в движение присущей ей душой. Они исходили из установки панпсихизма, одухотворения всей Вселенной. Преимущественное развитие механики в Новое время привело к тому, что движение стали рассматривать в узком смысле — как механическое движение, как простое пространственное перемещение. В современной философии понятие движения истолковывается в широком смысле — как изменение вообще.

    Под развитием в общем случае понимаются необратимые направленные качественные изменения. Развитие — это не элементарный процесс количественного увеличения или уменьшения. В процессе развития элементы возникают и исчезают, а видимые качественные изменения могут иметь место и без изменения числа элементов, за счет трансформации взаимоотношений между ними. В современной методологии выделяются три типа изменений:

    1) переход объекта из качественного состояния одной степени сложности в другое качественное состояние той же степени сложности (одноплоскостное развитие);

    2) переход объекта в новое качественное состояние меньшей степени сложности (регрессивное развитие);

    3) переход объекта в состояние большей степени сложности (прогрессивное развитие).

    Суть развития может быть выражена в следующем. Как бы ни сочетались регрессивные, одноплоскостные и прогрессивные изменения, любой объект либо сам проходит стадию прогрессивного развития, либо входит в другой объект, проходящий такую стадию. Таким образом, развитие мира отличается прогрессивной направленностью и является бесконечным движением по восходящей спирали. Оно включает в себя отступления и возвращения назад, но в целом это движение от примитивных к высокоорганизованным системам. Развитие понимается как самодвижение, т. е. процесс, источники которого заложены в самом развивающемся объекте. Философское учение о развитии называется диалектикой. Ф. Энгельс обобщил понимание гегелевской диалектики и сформулировал три основных закона, по которым развивается всякая система: закон единства и борьбы противоположностей, закон перехода количественных изменений в качественные, закон отрицания.