Святой данил. Младший сын Александра Невского: биография и интересные факты. Величание благоверному князю Даниилу Московскому

Предок московских царей. Занимался созиданием, а не войной. Почитается святым Русской православной церковью.

Детство и юность

В 1261 году в семье Великого князя Киевского и Владимирского Александра Ярославича Невского родился четвертый, младший, сын. Имя младенец получил в честь святого Даниила Столпника, день памяти которого христиане отмечают 11 декабря, поэтому историки предполагают, что родился княжич в конце осени или начале зимы. Александр Невский умер, когда мальчику было два года.

Княгиня Александра (в некоторых текстах Параскева) Брячиславна родила мужу четверых сыновей - Василия, Дмитрия, Андрея, Даниила - и дочь Евдокию. После смерти супруга княгиня приняла постриг во Владимирском Успенском монастыре под именем Васса, заслужив праведной жизнью уважение местных жителей. Опеку над маленьким Даниилом принял его дядя, тверской князь Ярослав.

Евдокию родственники выдали замуж за князя Константина Ростиславича Смоленского, а братья поделили отцовское наследство. Младшему в кормление выделили Московское княжество – на тот момент самое маленькое и бедное, не идущее ни в какое сравнение с Новгородским или Владимирским. Первые семь лет вместо малолетнего князя правил его дядя-опекун Ярослав, а мальчик изучал грамоту, воинское и политическое искусства.


Как рассказывается в житии святого, больше, чем науку управления государством, маленький Даниил любил храм Божий: свободное время он проводил в церкви, слушая хоровое пение и молитвы. В 1272 году Ярослав Ярославич умирает, а одиннадцатилетнему мальчику приходится заступить на правление княжеством и переехать в Москву. Обустройство на новом месте юноша начал с реконструкции Кремля, в частности приказал построить Спасо-Преображенскую церковь.

Правление

Князь Даниил прославился заботой о людях. До приезда юного хозяина в Москву там правили наместники, беспокоившиеся о личном обогащении больше, чем о процветании города. Князь же лично проверил систему налогообложения, объездил окрестные села с проверкой, пообщался со старостами и купцами. Для торговли выделил место у стен Кремля, позже ставшее Красной площадью.


По приказу Даниила устроена Большая ордынская дорога, сделавшая Москву перекрестком торговых путей. Вместо деревянных церквей строились каменные, возводились целые комплексы построек: архиерейские дома и укрепленные монастыри. Роль монахов в те неспокойные времена не сводилась только к молитвам за мирян, каменные монастыри были настоящими крепостями, а монахи во время войны брались за оружие.

Любимым детищем князя стал монастырь, получивший название в честь покровителя князя, преподобного Даниила Столпника. Место для Свято-Данилова Спасского (попросту Данилова или Даниловского) монастыря было выбрано не случайно: он стал первым в цепи укрепленных обителей, защищавших подступы к Москве с юга. В 1296 году правитель приказал построить Богоявленский монастырь, а в 1300 году - каменный архиерейский дом и храм имени и .


Всю жизнь Даниил Александрович проводил миролюбивую политику. В биографии князя нет темных эпизодов с братоубийством и коварными интригами. В 1282 году вместе с тверским князем выступил на стороне своего брата Андрея, воевавшего за престол Великого князя Владимирского против другого сына Александра Невского, Дмитрия. Но при посредничестве Даниила его братья примирились, обойдясь без сражения.

С 1283 года поддерживал брата Дмитрия, севшего на владимирский престол. В 1293 году Андрей Городецкий привел на русские земли воинство Золотой орды под командованием ханского полководца Тудана (Дюденя). Дюденева рать разграбила и сожгла Москву, но князь поделился имуществом с народом, что позволило населению быстро отстроить город.


Предательский поступок князя Андрея не был забыт братом, и в 1294 году, после смерти князя Дмитрия, Даниил Александрович выступает против Андрея. Несмотря на все междоусобицы, в 1296 году князьям на собрании во Владимире при содействии церковных деятелей удалось договориться о мире.

А вот в 1301 году московский князь продемонстрировал таланты умелого полководца, разгромив под Коломной войска рязанского князя Константина Романовича вместе с его союзниками татарами. Рассеяв татар и захватив Коломну, Даниил Александрович не стал присоединять завоеванные земли к своим владениям и даже не позволил воинам их разграбить. Такое поведение выглядело в глазах современников достойным удивления.


В 1302 году умер бездетный князь Иван Дмитриевич Переяславский и завещал свои земли дяде Даниилу, которого уважал за разум и благочестие. Унаследовав Переяславское княжество, Даниил Московский не стал переносить столицу в богатый и укрепленный Переяславль, но стал одним из самых влиятельных князей, преумножая богатства Москвы.

Личная жизнь

Имя и происхождение жены князя в сохранившихся первоисточниках не встречается. Однако Петр Владимирович Долгоруков, составлявший «Русскую родословную книгу» в ХIХ веке, записал ее под именем Евдокии Александровны.


О дочерях Даниила также ничего достоверно не известно, потому что истории женщин в ту эпоху редко попадали в летописи. А сыновей у князя было пятеро: Юрий, Александр, Борис, Иван и Афанасий.

Смерть

Достоверно известно, что Даниил Александрович умер в 1303 году от болезни, успев перед кончиной принять монашеский постриг согласно традиции правителей того времени. По поводу места захоронения известны две версии. Одна, изложенная в «Степенной книге» и вошедшая в канонические жития святого, гласит, что князь завещал похоронить его на общем кладбище при Даниловском монастыре, что и было исполнено.


Вторая версия основана на несохранившейся Троицкой летописи, написанной в XIV веке и сгоревшей на пожаре в 1812 году. , работавший с летописью, почерпнул оттуда информацию, что тело захоронили в Соборе святого Архистратига Михаила в Москве. Это же место называет и Лицевой летописный свод .

Как бы то ни было, но в 1652 году нетленные мощи святого явились миру. Царь приказал перенести их в храм Седми Вселенских Соборов, расположенный в Даниловском монастыре, где реликвии были уложены в специально изготовленной раке. Произошло это событие 30 августа (12 сентября) и с тех пор ежегодно отмечается церковью.


После революции 1917 года мощи хранились в Троицком соборе. В 1930 году их переместили в храм Воскресения Словущего на Успенском Вражке. Во время борьбы советской власти с религией мощи были утрачены и до сих пор не найдены. Поминают святого 4 (17) марта и в переходящий праздник - день Собора Московских святых. В эти дни в церквях читаются положенные каноны и акафисты.


На иконах святого Даниила Московского чаще всего изображают в длинных княжеских одеждах, поверх которых надето монашеское облачение (куколь). В руках обычно держит макет возведенного им монастыря. К святому обращаются с молитвой об избавлении от ссор и разногласий, его просят о помощи в обретении дома и защите от воров, об успешном исходе судебного процесса, считают покровителем инженерных войск вооруженных сил России.

Память

  • 1547 – поднят вопрос о канонизации, написаны стихиры и канон
  • 1652 – обретение мощей
  • 1791 – канонизация благоверного князя как местночтимого святого
  • 1975 – написан роман Д.М.Балашова «Младший сын»
  • 1983 – возрожден Данилов монастырь в качестве ставропигиального мужского монастыря Русской православной церкви
  • 1988 - учрежден Орден святого благоверного князя Даниила Московского трех степеней
  • 1996 - именем князя названа атомная подводная лодка Северного флота
  • 1997 – установлен памятник в сквере Даниловской площади Москвы
  • 1997 – изображение Даниила Московского и Данилова монастыря появилось на российских марках
  • 1998 – построена православная часовня в сквере на площади Серпуховской Заставы в Москве
  • 2013 – документальный фильм «Миротворец. Святой Даниил Московский»

Святой благоверный князь Даниил Московский родился во Владимире в 1261 году. Он был четвертым сыном святого Александра Ярославича Невского (память 30 августа и 23 ноября) и праведной Вассы. Двух лет от роду он лишился отца. Время преставления его матери в летописях не указано, известно только, что погребена она в церкви в честь Рождества Христова во Владимирском Успенском монастыре (Княгинин монастырь) и у окрестных жителей почиталась праведной.

В 1272 году благоверный князь Даниил получил доставшийся ему по разделу город Москву с прилегающими землями. Благоверный князь построил на берегу Москвы-реки храм (и при нем монастырь) в честь своего тезоименитого покровителя, преподобного Даниила Столпника (память 11 декабря). Московское княжество было в те времена маленьким и незавидным. Возмужавший благоверный князь Даниил укрепил и увеличил его, но не путем неправды и насилия, а милосердием и миролюбием. Неспокойно было на Руси. Междоусобицы между удельными князьями были постоянными. И часто, благодаря благоверному князю Даниилу, его неустанному стремлению к единению и миру на Русской земле, удавалось предотвратить кровопролитие. Когда в 1293 году его брат, великий князь Андрей Александрович, вместе с призванными из Орды татарами во главе с Дюденем ("Дюденева рать") опустошил русские города: Муром, Суздаль, Коломну, Дмитров, Можайск, Тверь, благоверный князь решился впустить их в Москву, чтобы спасти народ от гибели. Сил для отпора не было. Вместе со своим народом князь переживал тяготы разорения и разбоя. Отстаивая свои права, святой Даниил был вынужден в 1295 году выступить против своего брата близ места, называемого Юрьево Толчище, но и здесь стремление к миру победило в нем, и кровопролития удалось избежать.

В 1300 году, когда рязанский князь Константин Романович, призвав на помощь татар, занимался тайными приготовлениями к внезапному нападению на земли Московского княжества, преподобный Даниил пошел с войском к Рязани, разбил неприятеля, взял в плен Константина и истребил множество татар. Это была первая победа над татарами, победа негромкая, но замечательная - как первый порыв к свободе. Разбив Рязанского князя и рассеяв его союзников - татар, благоверный князь Даниил не воспользовался победою, чтобы отобрать чужие земли или взять богатую добычу, как это было принято в те времени, а показал пример истинного нестяжания, любви и братолюбия. Никогда не брался святой князь за оружие, чтобы захватить чужие земли, никогда не отнимал собственности у других князей ни насилием, ни коварством. За это Господь расширил границы его владений. Иоанн Димитриевич, князь Переяславля-Залесского, племянник Даниила, кроткий, благочестивый и благотворитель нищих, уважал и любил своего дядю. В 1302 году, умирая бездетным, он передал свое княжество святому Даниилу. Переяславская земля вместе с Дмитровом была после Ростова первой как по числу жителей, так и по крепости главного города. Переяславль-Залесский был хорошо защищен со всех сторон. Святой князь остался верен Москве и не стал переносить столицу княжества в более сильный и значительный по тому времени Переяславль. Это присоединение выдвинуло Московское княжество в число наиболее значительных. Здесь было положено начало объединению Русской земли в единую мощную державу.

Как дивно на протяжении веков ясно проявлялся Промысл Божий о нашей Русской Земле, о ее судьбе!

С благодарением помня о неотступном Благом Путеводителе как в своей личной жизни, так и в жизни Русского государства, отец святого Даниила - святой благоверный князь Александр Невский выразил то в словах - "Бог не в силе, а в правде".

В 1303 году святой Даниил тяжело заболел. Он принял великую схиму и заповедал похоронить себя в Даниловом монастыре. По глубокому смирению он хотел быть погребенным не в церкви, а на общем монастырском кладбище. Скончался благоверный князь 4 марта.

Не прошло и 30 лет со времени преставления благоверного князя Даниила, как основанная им Данилевская обитель была в 1330 году переведена в Кремль, церковь превращена в приходскую, а кладбище стало мирским. Во времена великого князя Иоанна III (1462 - 1505) преподобный Даниил напомнил о себе забывчивым потомкам. Юноше из окружения великого князя явился некто неизвестный и сказал: "Не бойся меня - я христианин и господин сего места, имя мое Даниил, князь Московский, по воле Божией я положен здесь. Скажи от меня великому князю Иоанну: сам ты утешаешь себя, а меня забыл, но не забыл меня Бог". С того времени великий князь установил петь соборные панихиды по родственникам - князьям. Во времена царя Иоанна Грозного при гробе преподобного Даниила исцелился умирающий сын коломенского купца. Царь, пораженный чудом, возобновил древний Данилов монастырь и установил ежегодно совершать митрополиту со священным собором крестный ход к месту погребения благоверного князя и служить там панихиды.

В 1652 году благоверный князь Даниил был прославлен обретением святых нетленных мощей, которые 30 августа были перенесены в церковь в честь Святых Отец Седми Вселенских Соборов.

Святые мощи были положены в раке "на прославление Святыя Троицы и на исцеление немощствующих". Митрополит Московский Платон (+ 1812) в составленном им Житии святого князя пишет: "Сей-то первоначальный основатель положил начало нынешнему величию Москвы, проложив для этого тихими стопами только малую стезю. Ибо как и всякое здание, сооружаемое не с чрезвычайной поспешностью, а только с большим искусством и старанием, получает особую твердость и нерушимо пребывает долгое время; и как дерево, много веков растущее, начав прежде с малого прутика, понемногу утолщается, и ветви его распространяются далеко окрест, так и граду этому надлежало возрасти от малых, но твердых начал, чтобы первый его блеск не омрачил очи завиствующих и чтобы в первое время не потрястись и не пасть ему скорее, чем оно возросло в свою высоту. Так предуготовил сей великий град основатель, дав ему, хотя малое, но не прерывающееся никаким дуновением ветра сияние, и предоставил большую славу его возвышения своему сыну великому князю Иоанну Даниловичу, прозванному Калитой".

Сын Александра Невского стал основателем будущего Московского государства. Он накапливал силы Руси. Он возводил храмы и оберегал веру Православную в годы испытаний. Вспомним о нём!

Четвертый, младший сын Александра Невского, отец Ивана Калиты, святой князь Даниил Александрович, был князем Московским 40 лет. Двух лет от роду, по смерти отца получил в удел от отца маленькое незавидное Московское княжество. Старанием своим и служением заложил князь Даниил основание для развития не только своего удела, но дал начало объединению Русской земли в единую мощную державу.

С ранних лет он показал себя умелым правителем, а повзрослевший благоверный князь Даниил укрепил и увеличил Московское княжество, но не путем неправды и насилия, а милосердием и миролюбием. Находя союз с соседними князьями, он никогда не брался за оружие с целью захватить чужие земли. Его истинное нестяжание и братолюбие позволяли избегать кровопролития.

Пытаясь объединиться с братьями, с русскими князьями, он не искал защиты в орде, а оказывал посильное сопротивление татарам и даже разбил войско ордынское в походе на Рязань. Ни разу не проявив вероломства, не захватывая чужой собственности, благоверный князь Даниил не стремился искать себе несправедливых приобретений, не стремился отнимать города у других князей, а вместо этого он попытался превратить свою вотчину в цветущий удел.

Ко времени Даниила относится начало каменного строительства в Москве и расширение границ города. Он украсил Москву многими зданиями и храмами, основал первый московский монастырь, названный Свято-Даниловским, в котором была собрана единственная в то время в Москве библиотека. Он закончил свое земное служение приняв великую схиму и русские митрополиты поддержали в этом Даниила. А вскоре после кончины князя, уже при его сыне Иване Калите, в Москву переехал жить и русский первосвятитель — митрополит Петр, поддержав тем самым стремление московских князей в деле объединения и собирания земель русских вокруг Москвы.

Недолгой была земная жизнь благоверного князя, но и по сей день жив дух миролюбия и единения в стенах Кремля.

Прошли столетия, и как во времена Иоанна III , когда преподобный Даниил напомнил о себе забывчивым потомкам, явив себя юноше из окружения великого князя: "Не бойся меня - я христианин и господин сего места, имя мое Даниил, князь Московский, по воле Божией я положен здесь. Скажи от меня великому князю Иоанну: сам ты утешаешь себя, а меня забыл, но не забыл меня Бог", так и ныне не оставляет "господин сего места". Важно сегодня, что бы те, кто приходит в Кремль, напитывались сим великим духом не только великой удали, но и кротости и братолюбия. Чтобы величие предков вмещалось в души нынешних правителей во благое созидание, чтобы открытыми были их сердца свету Христовой Веры, во благо народа Российского, во благо земли русской, собранной по крупицам по воле Божьей, мудростью, молитвами и кровью наших предков.

Не малый удел получают те, кто стремится войти в Георгиевский зал по ковровой дорожке. И лишь готовый отречься от личных интересов, смиренный, готовый послужить во славу Божию, за Отчизну, может дерзнуть стать у руля Великой страны.

Пример святого благоверного князя Даниила показал, что в самых непростых условиях, когда брат шел войной на брата, в условиях разобщенности, преобладания мелких удельных интересов, только муж радеющий за истинную справедливость, любовь и веру, решительный, смелый, но в то же время миролюбивый и милосердный, может оставить великое наследство и мощный задел потомкам.

Есть ли сейчас такие личности во власти? Такого масштаба и силы - не вижу, но давайте вспомним слова святого благоверного князя Александра Невского, который, с благодарением помня о неотступном Благом Путеводителе, как в своей личной жизни, так и в жизни Русской державы, произнёс: "Бог не в силе, а в правде".

Всему свое время, а мы будем молиться Господу, Пресвятой Богородице и просить Святого Благоверного князя Даниила Московского, Святого Благоверного князя Александра Невского о заступничестве, вспоможении и вразумлении.

И еще хочется вспомнить слова Митрополита Московского Платона (+ 1812) в составленном им Житии святого князя: "Сей-то первоначальный основатель положил начало нынешнему величию Москвы, проложив для этого тихими стопами только малую стезю. Ибо как и всякое здание, сооружаемое не с чрезвычайной поспешностью, а только с большим искусством и старанием, получает особую твердость и нерушимо пребывает долгое время; и как дерево, много веков растущее, начав прежде с малого прутика, понемногу утолщается, и ветви его распространяются далеко окрест, так и граду этому надлежало возрасти от малых, но твердых начал, чтобы первый его блеск не омрачил очи завиствующих и чтобы в первое время не потрястись и не пасть ему скорее, чем оно возросло в свою высоту. Так предуготовил сей великий град основатель, дав ему, хотя малое, но не прерывающееся никаким дуновением ветра сияние, и предоставил большую славу его возвышения своему сыну великому князю Иоанну Даниловичу, прозванному Калитой".

Александр Никитин

17 марта, дата смерти святого, православный мир воздает дань памяти благоверному князю Даниилу Московскому, основателю Москвы и хранителю русских земель.

12 сентября в храмах отмечается, как дата обретения мощей праведного сына Руси. Правитель, в котором полностью воплотился замысел Божий, стал родоначальником Рюриковичей по московской ветке, от него произошли знаменитые дворяне и цари.

Монастырская лавка. ВЫБЕРИТЕ освященный подарок для души

СКИДКИ до конца недели

Детские годы и отрочество

8 января 1261 года в семье великого родился четвертый и последний сын, которого назвали в честь святого Даниилом.

Статьи о других святых:

Отец мальчика, сын Ярослава Великого, Александр Невский был женат на дочери полоцкого правителя Брячислава. После рождения последнего сына через год при таинственных обстоятельствах умирает Александр Невский, а вскоре земной мир покидает и мать молодого дворянина.

Даниил, младший сын Александра Невского — первый удельный князь Московский

Мальчика опекают старшие братья, которые отдали сироту на воспитание в монастырь. В исторических записях ничего не сказано о том, как прошли первые 20 лет будущего основателя Москвы, но историки утверждают, что за это время юноша получил самое лучшее воспитание и образование, соответствующее его княжескому титулу.

Кроткий и терпеливый молодой дворянин, помогающий в монастыре бедным и сиротам, без ропота принял в свои владения бедное, мало кому известное княжество, не имеющее до того времени над собой правителя, владение Москва.

Получивший образование в ведении дел, молодой князь по-хозяйски взялся за дело, ликвидировав остатки владения наместников в виде недоимок, приписок, казнокрадства. Даниил с любовью относился к своему княжьему уделу, он привел в порядок все, пригодное для ведения торговых дел, сельского хозяйства и охоты. Первой постройкой нового хозяина стал монастырь, укреплением стен которого князь руководил самостоятельно.

На заметку! Со времен правления Даниила украшением Москвы стала Красная площадь, в то время центр с торговыми рядами, а ныне символ столицы России.

Миролюбивая политика праведника Божьего

Незадолго от начала правления молодого государя небольшого княжества маленький и незавидный удел превратился в первопрестольную столицу, и Даниил получил имя великого князя Московского.

То было время монголо-татарского ига, постоянных нашествий варваров и обложения неподъемным налогом. При набегах татаро-монголов уничтожались целые селения, людей истребляли от детей до стариков, а мужчин уводили в рабство, но это не мешало дворянам раздирать владения, ведя междоусобные войны.

Миролюбивая политика князя способствовала прекращению и избеганию кровопролитий, даже предательский урок брата не сумел поколебать любви правителя к народу.

Читайте также похожие статьи:

Старший брат Андрей пошел на мировую с главой татарской орды Дюденем, открыл для его опустошительных набегов ворота многих русских городов. Пепелища остались вместо Мурома, Суздаля, Твери, Можайска, которые пытались оказать сопротивление кочевникам.

Житийная икона святого князя Даниила Московского

Молодой Даниил сам открыл ворота Москвы перед татаро-монголами, предотвратив кровопролитие, а после ухода орды раздал пострадавшим москвичам свое богатство.

Божий помазанник не стал мстить старшему брату за предательство, но жизнь поставила перед ним еще одно испытание. Проходит всего 2 года и свирепый Андрей выступает против младшего брата, назначив битву около селения Юрьево Полчища.

9 дней русские воины разных княжеств стояли лицом к лицу, миролюбивые воззвания московского правителя возымели действие, битва закончилась, не начинаясь. Русская кровь не была пролита благодаря любви Христа, живущей в сердце святого правителя.

Важно! 1301 год стал годом перелома в отношениях дворян, которые на общем съезде услышали Московского князя и решили объединиться, прекратив вражду между собой.

Перед этим москвичи отбили атаку дворянина Константина при содействии татар, варваров уничтожили, а рязанского бунтовщика привели к Даниилу.

Первая победа показала русскому народу, что татар можно побеждать, в то же время молодой правитель дал христианскому миру пример милосердия и бескорыстия, не умертвив, а воздав честь плененному рязанскому дворянину. Милосердный победитель не стал завоевывать чужих земель, за доброе христианское сердце Господь постоянно даровал святому мужу Свое благословение.

Так было положено начало конца торжества монголо-татарской орды, которую окончательно победил внук князя Дмитрий Донской в битве на Куликовом поле в 1380 году.

Объединение Руси

1302 год, умирает правитель Переяславля-Залесского, оставляет дяде Даниилу свое княжество в наследство, княжество Москвы превращается в самый крупный и мощный удел, что положило начало единой мощной державе. Переяслав был намного больше Москвы в то время, но князь не стал переносить столицу из Москвы. Вокруг его княжества началось объединение земель Руси.

Наполненный верой и благочестием сын Александра Невского способствовал строительству православных церквей по всей русской земле, так возникли:

  • кремлевский храм Спас-на-Бору;
  • храм преподобного Даниила Столпника, позже превращенный в мужской монастырь;
  • Богоявленский монастырь;
  • Петропавловский храм.

Жители Москвы и Переславля любили своего правителя за кроткий, боголюбивый нрав, милосердие.

Монашество и последние дни

В возрасте 41 года великий правитель Московский отошел от дел, принял схимнический сан и полностью посвятил себя служению Богу.

Святой благоверный князь Даниил Московский

В марте 1303 года схимник Даниил покинул этот мир, завещав похоронить его на кладбище около простых монахов.

Сын Иван Калита через несколько лет распорядился перенести Даниилов монастырь в кремлевский храм Спас-на-Бору, оставив около праха отца церковь Даниила Столпника.

Прошло 2 столетия, кладбище было заброшено, и никто уже не мог вспомнить, где была могила великого основателя Москвы.

Чудеса, дарованные через поклонение мощам святого

Прошло время, и на престол Руси взошел Иоанн Третий. Одному из его соратников во сне явился незнакомый муж Божий, представился, как основатель столицы и оставил послание своему потомку, велев передать, несмотря на то, что царь ищет земные утешения и забыл его, Господь же всегда с ним.

Ещё интересные статьи о православии:

Это послание коснулось сердца Иоанна ІІІ, он вспомнил все рассказы о праведности Даниила и выдал указ о проведении соборных панихид и храмовых служб в память о выдающемся предке.

Второй раз великий основатель столицы заявил о себе сыну Иоанна ІІІ Великому князю Василию, который пребывал неподалеку основанной прадедом церкви. Его соратник, дворянин Шуйский, после прогулки, встал на камень, чтобы вскочить на лошадь, но услышал, что это надгробная плита великого Даниила Московского. Шуйский не поверил сказанному. В тот же миг его конь встал на дыбы, перекинулся на спину и сдох, придавив своим весом всадника.

Святой князь Даниил Московский. Явление юноше

По великому святому, Шуйский искренне раскаялся в непослушании и небрежном отношении к месту захоронения праведника, и после богослужения был исцелен.

Недаром говорят, что Бог любит Троицу. Иоанн Грозный является потомком Даниила Московского в 9-м поколении. Третий раз дал знать о себе великий праведник во время правления Иоанна Грозного.

Купеческий сын был настолько плох, что отец решил на лодке отвести в московский монастырь. Проплывая мимо Даниловой церкви, купец остановился и на руках отнес сына на могилу праведного покровителя Москвы. Трудно передать силу молитвы отчаявшегося отца, у которого оставалась одна надежда на Бога через покровительство праведного и верного Даниила. Слезы застилали глаза отца так, что он не сразу заметил, что сын смотрит на него открытыми глазами, он обрел исцеление.

Сила нетленных мощей

На протяжении 350 лет святой князь Московский не раз указывал место своего захоронения, являясь людям в разное время. Царь Иоанн Грозный принял решение о восстановлении Даниловой обители на старом месте.

30 августа в 1652 году священный собор, возглавляемый патриархом Никоном, присутствовали при вскрытии могилы праведника и стали свидетелями дивного явления - мощи святого оказались нетленными и множество народа, присутствующего на панихиде, получили в тот день исцеления. Церковь присоединила благоверного князя к лику святых праведников.

Благодаря любви Творца к Своему посланнику, несмотря на разорения и перенесенные бедствия, Данилова обитель выстояла после гонений 1930 года и была восстановлена по указу Патриарха Пимена в 1983 году.

Святой праведник по-прежнему служит людям в обители, обустроенной 7 столетий тому назад.

Данилов монастырь в Москве

После смерти праведника паломники стали отмечать, что их прошения и молитвы сбываются, особенно если просить защиты от:

  • ссор;
  • набегов врагов;
  • враждебно настроенных соседей и родственников.
Важно! Именно к иконе Даниила Московского идут русские люди просить о защите Отечества и дарования ему мира и благополучия.

В монастырских книгах Данилова монастыря Москвы хранится множество благодарственных записей. Люди воздают хвалу святому за чудеса исцеления от онкологии, рождение ребенка наперекор вердикту врачей, получение жилья и справедливое решение суда.

Инженерные войска армии России считают преподобного Даниила своим покровителем на Небесах.

Даниил Московский

Святой пророк Даниил и три святых отрока Анания, Азария и Мисаил . За 600 лет до Р. Х. Иерусалим был завоеван царем вавилонским; храм, воздвигнутый Соломоном, был разрушен, а множество народа израильского отведено в плен.

Среди пленников находились знатные юноши Даниил, Анания, Азария и Мисаил. Царь Вавилона Навуходоносор распорядился обучить их халдейской премудрости, воспитать в роскоши, при своем дворе. Но они, храня заповеди своей веры, отказывались от излишеств и вели строгий образ жизни; питались они только овощами и водой. Господь даровал им мудрость, а святому Даниилу - дар прозорливости и истолкования снов.

Святой пророк Даниил, свято храня веру в Единого Бога и уповая на Его всесильную помощь, мудростью своей превзошел всех халдейских звездочетов и волхвов и был приближен к царю Навуходоносору. Однажды Навуходоносор увидел странный сон, поразивший его, но, проснувшись, он забыл виденное. Вавилонские мудрецы оказались бессильны узнать, что приснилось царю. Тогда святой пророк Даниил прославил перед всеми силу истинного Бога, открывшего ему не только содержание сна, но и его пророческое значение. После этого Даниил был возведен царем в сан начальника Вавилона.

Вскоре царь Навуходоносор повелел воздвигнуть свое изображение - огромную статую, которой надлежало воздавать божеские почести. За отказ сделать это три отрока - Анания, Азария и Мисаил - были ввергнуты в пылающую печь. Пламя поднималось над печью на 49 локтей, опалят стоящих рядом халдеев, а святые отроки ходили посреди пламени, вознося молитву Господу и воспевая Его (). Ангел Господень, явившись, охладил пламя, и отроки остались невредимы. Царь, увидев это, повелел им выйти и обратился к Богу истинному.

При царе Валтасаре святой Даниил истолковал таинственную надпись ("Мене, Такел, Фарес"), появившуюся на стене дворца во время пира, предвещавшую падение Вавилонского царства.

При персидском царе Дарии святой Даниил, по наветам своих врагов, был брошен в ров с голодными львами, но они не тронули его, и он остался невредим. Царь Дарий возрадовался о Данииле и повелел во всем своем царстве поклоняться Богу Даниилову, "потому что Он есть Бог Живый и Присносущий, и царство Его несокрушимо, и владычество Его бесконечно".

Святой пророк Даниил глубоко скорбел о своем народе, претерпевающем справедливую кару за множество грехов и беззаконий, за преступление заповедей Божиих - тяжкий плен вавилонский и разорение Иерусалима: "Приклони, Боже мой, ухо Твое и услыши, открой очи Твои и воззри на опустошения наши и на город, на котором наречено Имя Твое; ибо мы повергаем моления наши пред Тобою, уповая не на праведность нашу, но на Твое великое милосердие" (). Святому пророку, праведной жизнью и молитвой искупавшему беззакония своего народа, была открыта судьба народа Израиля и судьбы всего мира.

При истолковании сна царя Навуходоносора пророк Даниил возвестил о сменяющих друг друга царствах и величии последнего Царства - Царства Господа нашего Иисуса Христа (). Пророческое видение о семидесяти седминах () поведало миру знамения Первого и Второго пришествий Господа Иисуса Христа и связанных с ними событий (). Святой Даниил ходатайствовал за свой народ перед преемником Дария - царем Киром, который весьма его ценил, и объявил пленникам свободу.

Сам же Даниил и друзья его Анания, Азария и Мисаил дожили до глубокой старости и скончались в плену. Согласно же свидетельству (память 9 июня) святые Анания, Азария и Мисаил были обезглавлены по повелению персидского царя Камбиза.

Иконописный подлинник

Русь. 1502.

Прор. Даниил (фрагмент иконы пророческого ряда). 1502 г. 62 х 101,5. Из пророческого ряда Ферапонтова монастыря. Кирилло-Белозерский музей (КБИАХМЗ).

Кириллов. 1497.

Прор. Даниил (фрагмент иконы пророческого ряда). 1497 г. 67 х 179. Из пророческого ряда Успенского собора Кирилло-Белозерского монастыря. ГТГ. Москва.

Византия. 1300 - 1320.

Прор. Даниил. Икона. Византия. 1300 - 1320 годы. 41 х 19. Монастырь Ватопед (Афон).

Афон. XIV.

Пророк Даниил. Мануил Панселин. Фреска церкви Успения Богородицы в Протате. Афон. Начало XIV в.

Афон. XV.

Прор. Даниил и три отрока. Миниатюра. Афон (Иверский м-рь). Конец XV в. C 1913 года в Российской Публичной (ныне Национальной) библиотеке в Санкт-Петербурге.

Афон. 1546.

Прор. Даниил. Феофан Критский и Симеон. Фреска церкви свт. Николая. Монастырь Ставроникита. Афон. 1546 год.