Заходер любимые. Б. Заходер Веселые стихи - Птичья школа. Когда у поэта душа ребенка

Заходер стихи для детей писал так, что прочитав или услышав их один раз, сразу хочется познакомиться со всем его творчеством. Стихи Бориса Заходера одновременно смешные и грустные, иногда просто задорные, но чаще с глубоким смыслом, в басенном жанре.

Стихи Заходера читать нравится и детям и взрослым, ведь ему удавалось иногда всего в две-три строки вложить столько тонкого юмора и житейской мудрости, что, не только ребята, но и их родители запоминают наизусть ставшие уже афоризмами слова автора. Детские стихи Заходера написаны таким понятным языком, что кажется, будто он смотрел на окружающий мир детскими глазами и всё-всё понимал.

В этом разделе мы представляем вам лучшие стихи Бориса Заходера, в которых вы найдете отличные считалочки, например, «Кады-Мады», стихи о животных, о профессиях, самые популярные стихотворения Заходера, в числе которых «Мохнатая азбука», «Кит и кот», «Мордочка, хвост и четыре ноги», «Буква Я» и другие.

Стихи Заходера читать

Борис Заходер. Биография в интересных фактах

9 сентября 1918 года на территории нынешней Молдовы родился Борис Владимирович Заходер. Будучи совсем маленьким, вместе с родителями он переехал в Одессу, а затем в Москву.

Во многом предопределила жизнь будущего писателя его мать, приобщившая Бориса Заходера к немецкой литературе. Уже во взрослой жизни он выполнил множество переводов зарубежных детских авторов, принесших ему популярность. Это и Винни Пух, и Мэри Поппинс, и другие произведения. Когда Борису было 14 лет, она покончила жизнь самоубийством, причинив ребенку сильную психологическую травму от которой он не смог избавиться до самой своей смерти. Отец Бориса Заходера тоже не был отличным примером, последняя из его жен сожгла семейные книги, вещи и практически все фотографии.

Борис Заходер ещё в детстве получил музыкальное образование, увлекался жизнью животных, но любовь к высокой литературе победила все остальные интересы. Окончив литературный институт, в 1947 году Заходер написал замечательное стихотворение «Буква Я», с которого видимо и начался его творческий путь. Стихи Заходера читать широкой публике долгое время не удавалось. Автор находился в негласном списке писателей с «некруглой» фамилией, потому как был евреем.

Заходер стихи для детей пытался публиковать, но ему не только не помогали, но часто и мешали. Даже встреча с Маршаком, которой поэт добивался несколько месяцев, не принесла никаких плодов. Он услышал добрые слова и хорошую характеристику своих произведений, но не более того.

В 1966 году Борис Заходер переехал в Комаровку, а уже в 1967 году женился. Автор принимал в своем доме известных людей, со многими дружил и поддерживал хорошие отношения. В его доме бывали Эдуард Успенский, Владимир Шаинский, Аркадий Райкин, Максим Шостакович.

В 1969 году список стихов Бориса Заходера пополнился стихотворением «Считалия» - одним из самых любимых детьми.

Интересно, что по соседству с Заходером жил талантливейший математик - Колмогоров, обожавший поэзию Гёте не меньше Бориса Заходера, выполнявшего переводы с немецкого языка. Точность и емкость каждого слова - вот чего с успехом добивался в своих переводах автор.

Посмотрев со стороны, может показаться, что жизнь Заходера была наполнена любимой работой и счастливыми встречами с друзьями. Детские стихи Заходера, сказки, песни - всего было вдоволь, вот только мечтал он совершенно о другом, о взрослом творчестве, но туда путь ему был отрезан.

Уже после смерти Заходера, его жена написала искреннюю историю их жизни с благодарностью к любимому мужу, блестящему поэту и просто доброму, но принципиальному Человеку - Борису Заходеру.

Заниматься не даёт!

Только было сел за стол,

Слышу: "Мяу..."

"Что пришёл?

Уходи! - кричу коту.

Мне и так... невмоготу!

Видишь, занят я наукой,

Так что брысь и не мяукай!"

Он тогда залез на стул,

Притворился, что уснул.

Ну и ловко сделал вид

Ведь совсем как будто спит!

Но меня же не обманешь...

"А, ты спишь? Сейчас ты встанешь!

Ты умён, и я умён!"

Раз его за хвост!

Он мне руки исцарапал,

Скатерть со стола стянул,

Все чернила пролил на пол,

Все тетрадки мне заляпал

И в окошко улизнул!

Я кота простить готов,

Я жалею их, котов.

Но зачем же говорят,

Будто сам я виноват?

Я сказал открыто маме:

"Это просто клевета!

Вы попробовали б сами

Удержать

Отчего-то мне

Не везёт и не везёт!

Не везёт мне на футболе:

Как ударишь - нет стекла!

Дома не везёт,

А в школе...

В школе - жуткие дела!

Хоть на той контрольной, скажем,

Четвёрки ждал:

Петька - с ним контакт налажен

Мне шпаргалку передал.

Ну, как будто всё в порядке!

Возвращают нам тетрадки.

Мы глядим.

И что же в них?

В них - четвёрка...

На двоих!

Петька смотрит виновато...

Я не бил его, ребята.

Он же это не назло.

Мне не повезло!

Уж такой я невезучий,

Незадачливый такой!

Взять, к примеру, этот случай:

На всё махнув рукой,

Уроки сделал честно,

Сделал, не жалея сил!

Ну и что же?

Бесполезно!

Так никто и не спросил!

А обычно нет и дня,

Чтоб не вызвали меня.

Хоть под парту лезь - и тут

Обязательно найдут!

Никакого нет спасенья

От такого невезенья!

И всего обидней что?

Не сочувствует никто!

Рано утром было это.

Сел в трамвай я на ходу.

Я решил не брать билета

Скоро, думаю, сойду.

Ну откуда в эту пору

Было взяться контролёру?

Остановил вагон,

И меня выводят вон!

Я сказал, понятно, сразу:

Не везёт, как по заказу!

А кругом как захохочут!

Верно, - говорит народ,

Раз трамвай везти не хочет,

Тут уж ясно

Не везёт!

Морской бой

Что за шум на задней парте?

Ничего нельзя понять!

Кто-то там шипит в азарте:

А-шесть.

Это снова Вова с Петей

Позабыли всё на свете:

На уроках день-деньской

Бой идёт у них морской!

Бьются два военных флота

На листочках из блокнота.

Вова с Петей не пираты,

Не берут на абордаж,

А наводят на квадраты

Дальнобойный

Карандаш!

И противника догонят

Залпы меткие везде!

Вот линейный крейсер тонет

В разлинованной воде,

Вот уже близка победа:

Миноносцы бьют в упор...

Ну, ещё одна торпеда

И на дно пойдёт линкор!

Но внезапно всё пропало:

Море, волны, корабли...

Прогремело

Громче шквала:

Курс на доску, адмиралы!

Адмиралы - на мели...

Петька, друг, спасай - тону!

Я и сам иду ко дну!.

Часто терпит пораженье

Самый храбрый адмирал,

Если место для сраженья

Неудачно он избрал!

У меня сосед - скрипач,

Да какой ещё!

Хоть плачь!

Он недавно въехал к нам.

Он тоже мальчик.

Учится в какой-то там

В музыкальной школе.

Я звал его играть в футбол,

А он, конечно, не пошёл:

"Я занят, к сожалению,

Готовлюсь к выступлению".

Чего и ждать от скрипача!..

Боится он небось мяча!

Да хоть бы он умел играть

На своей скрипучке!

Играл бы, что ли, всякие

Хорошенькие штучки,

А то он пилит целый день

Одну и ту же дребедень.

Идёшь ещё по лестнице,

И слышится вдали:

"Тили-пили, тили-пили,

Тили-пили-пили..."

Что он там пилит, наш сосед?

Спрашиваю маму.

Он не пилит, - был ответ,

А играет гамму.

Тут мама стала объяснять,

Что надо упражняться,

Что я бы, чем мячи гонять,

Мог тоже позаняться,

Что без ученья нипочём

Не станешь даже скрипачом.

В общем, из-за этих гамм

За уроки сел я сам.

Я ему за эти гаммы

Как-нибудь ещё задам!

А на днях билет мне дали

На концерт в Колонном зале.

Был замечательный концерт!

Я не скучал нисколько.

Совсем уже в конце,

Выходит этот Толька.

В костюмчике

С воротничком,

Со скрипочкой

И со смычком...

Затрясся прямо:

Начнётся

Давай скорее уходить,

Толкаю я соседа,

А то он как начнёт зудить

Не кончит до обеда!

Ти-и-ше! - сзади закричали.

Я и встать-то не успел.

Слышу, тихо стало в зале.

Кто-то, слышу, вдруг запел.

Неужели это скрипка?

Тут какая-то ошибка!

Я смотрю на сцену

Нет, ошибки нет!

Там стоит со скрипкой

Толя, мой сосед!

Играет, не боится!

А ведь кругом народ...

Скрипка, словно птица,

Поёт, поёт, поёт...

И вдруг она умолкла,

А зал загрохотал!

Я как крикну:

Ну что ж ты перестал?

Сосед толкнул меня плечом:

Ты что, знаком со скрипачом?

И я ответил с торжеством:

Да мы же вместе с ним живём!

. . . . . . . . . . . . . . . .

Домой нам было по пути.

Он дал мне

Скрипку понести!

Два и три

Пошёл Серёжа в первый класс.

С Серёжкой не шути!

Умеет он у нас

До десяти!

Не грех такому мудрецу

Задрать курносый нос!

Вот как-то за столом отцу

И задал он вопрос:

Два пирожка тут, папа, да?

А хочешь - на пари!

Я доказать могу всегда,

Что их не два, а три!

Считаем вместе:

Вот ОДИН,

А вот и ДВА, смотри!

ОДИН да ДВА, - закончил сын,

Как раз и будет ТРИ!

Вот молодец! - сказал отец.

И в самом деле три!

Я два возьму,

А третий ты бери!

ДВЕ СКАЗОЧКИ

Хрюк на ёлке

Хотите - верьте, хотите - нет, а только жил, говорят, поросёнок, по имени Хрюк, и был он необыкновенный: на задних ногах умел ходить.

Бывало, выйдет он на прогулку, все малыши - ягнята, телята, козлята так за ним и ходят:

Хрюшенька, миленький, покажи своё уменье!

Встанет Хрюк на задние ноги, передние на пузе сложит и выступает важный-преважный.

Все только ахают:

Ну и Хрюк! Ай да Хрюк!

Советская литература была богата качественными стихами для детей. Один из авторов детских стихов - Борис Заходер. Его стихи - почти всегда весёлые истории, так любимые детьми.

Детские стихи Бориса Заходера

Вредный кот

Петь, здорово!
- Здравствуй, Вова!
- Как уроки?
- Не готовы…
Понимаешь, вредный кот
Заниматься не дает!

Только было сел за стол,
Слышу: «Мяу…» -
«Что пришел?
Уходи! - кричу коту. -
Мне и так… невмоготу!
Видишь, занят я наукой,
Так что брысь и не мяукай!»
Он тогда залез на стул,
Притворился, что уснул.
Ну и ловко сделал вид -
Ведь совсем как будто спит! -
Но меня же не обманешь…
«А, ты спишь? Сейчас ты встанешь!
Ты умен, и я умен!»
Раз его за хвост!
- А он?
- Он мне руки исцарапал,
Скатерть со стола стянул,
Все чернила пролил на пол,
Все тетрадки мне заляпал
И в окошко улизнул!

Я кота простить готов,
Я жалею их, котов.
Но зачем же говорят,
Будто сам я виноват?
Я сказал открыто маме:
«Это просто клевета!
Вы попробовали б сами
Удержать
за хвост
кота!»

Чья корзинка тяжелей?

Ходили два приятеля,
Ходили по грибы.
Ходили да ходили,
Устали от ходьбы.
В одну ходили сторону,
И поровну прошли.
Да только вот не поровну,
Не поровну нашли.
В одной корзинке - белые,
И все как на подбор!
В другой - один-единственный
Трухлявый мухомор...

Песенка-азбука ()

Тридцать три родных сестрицы,
Писанных красавицы,
На одной живут странице,
А повсюду славятся!
К вам они сейчас спешат,
Славные сестрицы, -
Очень просим всех ребят
С ними подружиться!
А, Б, В, Г, Д, Е, Ж
Прикатили на еже!
З, И, К, Л, М, Н, О
Дружно вылезли в окно!
П, Р, С, Т, У, Ф, Х
Оседлали петуха!
Ц, Ч, Ш, Щ, Э, Ю, Я
Вот и все они, друзья!
Познакомьтесь с ними, дети!
Вот они - стоят рядком.
Очень плохо жить на свете
Тем, кто с ними не знаком!

Куда спешат головастики

Мчится
Под водой
Головастик молодой.
А за ним -
Еще пяток,
А за ним -
Сплошной поток:
Тот - без ног,
А тот - с ногами,
Этот - прямо,
Тот - кругами,
Кто - налево,
Кто - направо, -
Так и носится орава
Вдоль пруда,
Вокруг пруда…
Почему?
Зачем?
Куда?
Головастики
Спешат
Превратиться в лягушат!

Лиса и Крот

Славный домик,
Милый Крот,
Только больно
Узкий вход!
- Вход, Лисичка,
В самый раз:
Он не впустит
В домик вас!

Сказочка

В чистом поле, в белом поле
Было все белым-бело,
Потому что это поле
Белым снегом замело.

И стоял в том белом поле
Белоснежно-белый дом,
С белой крышей, с белой дверью,
С беломраморным крыльцом.

Потолок был белый-белый,
Белизною пол блистал,
Было много белых лестниц,
Белых комнат, белых зал.

И в белейшем в мире зале
Спал без горя и забот,
Спал на белом одеяле
Совершенно черный кот.

Был он черен, словно ворон,
От усов и до хвоста.
Сверху черен, снизу черен…
Весь - сплошная чернота!

Что снится моржу

Что может, ребята,
Присниться
Моржу?
Никто вам не скажет,
А я - расскажу.
Снятся моржу
Хорошие сны:
Африка снится,
Львы и слоны,
Доброе солнце,
Жаркое лето,
Снится земля
Зеленого цвета…
Снится,
Что дружит он
С белым медведем…
Снится,
Что мы к нему в гости
приедем!

Сова

Мудрейшая птица на свете
Сова.
Все слышит,
Но очень скупа на слова.
Чем больше услышит -
Тем меньше болтает.
Ах, этого многим из нас
Не хватает!

Песня бездомных собак

Ах, плохо бездомным,
Плохо голодным,
Таким беззащитным,
Таким беспородным!
Никто нас не любит,
Никто не ласкает,
Никто на порог
Нас к себе не пускает…
О, как мы страдаем
От мук одиночества!
И нам
Человеческой радости
Хочется!
Зачем нас боятся?
За что презирают?
Зачем с нами дети
Так редко играют?

Ах, трудно живется
Без друга-хозяина!
Поэтому все мы
И воем отчаянно!..
Но кто нас полюбит,
Кто нас пожалеет -
Об этом ни капельки
Не пожалеет!

Как тюлень стал тюленем

Вышло вот какое дело:
Моль
Тюленью шубу съела.
На дворе трещит мороз,
А Тюлень гол, и бос!

Побежал Тюлень к Еноту:
– Не в чем выйти на работу!
Дай мне шубу, куманёк!
Одолжи хоть на денёк!

Отвечал Енот со смехом:
– Дорожу
Своим я мехом!
Что ж ты,
Глупенький зверёк,
Шубу плохо так берёг?

– Дайте шубу мне, бобры!
Дайте, будьте так добры! –
А бобры ему в ответ:
– Лишней шубы, братец, нет!

– Может, мне помогут лисы?
– Что ты! Мы и сами лысы!
Ты бы лучше сбегал
К волку –
Там скорей добьёшься толку!

– Нет, спасибо!
Ради шубы
Не полезу к волку в зубы!
Лучше я схожу
К Моржу –
Может, шубу
Одолжу…

Но и Морж ответил хмуро:
– Дорога своя мне шкура!
Не могу ж я лезть из кожи,
Хоть с тобою мы
И схожи.

Бегал, бегал наш Тюлень,
Позабыв былую лень:
Был у Выдры,
У Хорька,
У Ежа,
У Хомяка,
Был у Норки,
У Куницы –
Ничего не смог добиться.

Даже лучший друг –
Барсук –
Буркнул:
– Нынче недосуг –
А сердитый зверь Опоссум
Дверь захлопнул
Перед носом!

Постоял Тюлень
У двери…
– Боже мой!
Какие звери! –
Мех собрал свой
По клочку
И поплёлся
К Скорняку…

Шил Скорняк,
Чинил Скорняк,
Примерял и так, и сяк:
Тут подрежет, там латает
Меха
Явно
Не хватает!

Вышла у него шубёнка,
Как на малого ребёнка.
Эту шубу
Целый день
Натянуть не мог Тюлень.
Еле-еле
Застегнулся,
Шаг шагнул –
И растянулся.

Крикнул он на Скорняка:
– Шуба слишком коротка!
Это просто явный брак!
В ней ходить нельзя никак!
– Ну, – сказал Скорняк лукавый,
Пану трудно угодить!
А зачем же вам ходить?
Ты – Тюлень, так ты и плавай!

Птичья школа

На старой липе во дворе
Большое оживление.
Повесил кто-то на заре
Такое объявление:
«Открыта школа для птенцов!
Занятия - с пяти часов.
Здесь можно даже летом
Учиться всем предметам!»

И ровно в пять часов утра
Слетелась птичья детвора:
Воробушки, галчата,
Чижи,
Стрижи,
Щеглята,
Сороки, воронята,
Синицы и скворцы.

Щебечут и смеются,
Пищат, галдят, клюются,
Толкаются, дерутся…
Что сделаешь -
Птенцы!

Но вот влетел учитель в класс,
И суматоха улеглась.
Сидит смирнее голубей
На ветках молодежь.
Учитель - Старый Воробей,
Его не проведешь!
Он справедлив, но очень строг.
- Итак, друзья, начнем урок!
У нас
По расписанию
Сейчас
Чистописание. -
Воробушки и галочки
Сидят, выводят палочки…

Второй урок - родной язык.
Запомним: пишется «чирик»,
А произносится «чивик»
Или «чилик», кто как привык!

Теперь займемся чтением
Любимых детских книжек.
Читаем с выражением
Поэму «Чижик-Пыжик».
К доске пойдет, допустим, Чиж…
Ну, что же ты, дружок, молчишь?
- «Чижик-Пыжик! Где ты был?»
А как дальше, я забыл…

Но тут звонок раздался.
- Попрыгайте пока.
А кто проголодался,
Заморит червячка!

Теперь естествознание.
Запишем два задания:
«Где собирают крошки»
И «Как спастись от кошки».

Отлично! В заключение
Сегодня будет пение.
Все, даже желторотые,
Поют с большой охотою.

Вот самый лучший ученик
Отдельно на картинке:
Он спел три раза «чик-чирик»
Почти что без запинки!

А вот на этой ветке
Проставлены отметки.
У всех пятерки.
Молодцы!
Летите по домам, птенцы!

Звонкий день

Взял Топтыгин
Контрабас:
- Ну-ка,
Все пускайтесь в пляс!
Ни к чему
Ворчать и злиться,
Лучше будем
Веселиться!

Тут и Волк
На поляне
Заиграл
На баяне:

Веселитесь,
Так и быть!
Я не буду больше
Выть!

Чудеса, чудеса!
За роялем - Лиса,
Лиска-пианистка,
Рыжая солистка!

Старик Барсук
Продул мундштук:
До чего же
У тромбона
Превосходный звук!
От такого звука
Убегает скука!

В барабаны - стук да стук
Зайцы на лужайке,
Ёжик-дед и ежик-внук
Взяли балалайки…

Подхватили Белочки
Медные тарелочки:
- Дзинь-дзинь!
- Трень-брень!
Очень
Звонкий
День!

Свои стихи Борис Заходер сочинял так, что любой, кто брал его книжку, не отложил её после одной сказки, а продолжал дальше и дальше. Остроумные, веселые, иногда совсем чуть-чуть грустные, впрочем, неизменно смешные истории, которые любят все.

Читать стихи Бориса Заходера - это невероятная радость. Редко, какие стихи запоминаются практически моментильно так, что прочитав их ещё маленькими, взрослые помнят их всю жизнь, рассказывают деткам. Собственно таковы стихи Бориса Заходера. Уже ряд поколений обожают читать сказки, рассказывающие про шаловливого Питера Пэна, строгую Мэри Поппинс, трогательную Алису в стране чудес, славного Винни Пуха. А вы знали, что пересказал их нам именно Борис Заходер? Сказки братьев Гримм, Карела Чапека перевел тоже он! Заходер обожал зверей и многие его истории посвящены именно им. В этих стихотворных сказках звери ведут себя точно люди и истории про них, хоть и сказочные, однако очень напоминают человеческие. И герои в них в точности как люди: добрые, наивные и умные, вредные, глупые и хитрые...

Стихи Бориса Заходера зарифомованы чудным языком и сочинены человеком с детской душой. Доказать это легко: стоит просто раскрыть книжку и читать стихи.

Заиграло Плясовую Остроносое сверло, Да такую Огневую, Что само плясать пошло! Тут и винт Не удержался: Закружился в вихре вальса, А за ним и молоток: Скок-поскок! Скок-поскок! Стружка Вьется Влево, вправо - Извивается вьюном. А у циркуля суставы Так и ходят ходуном! Веселись, народ рабочий! Ты трудился...

Дождик песенку поет: Кап, кап… Только кто ее поймет - Кап, кап? Не поймем ни я, ни ты, Да зато поймут цветы, И весенняя листва, И зеленая трава… Лучше всех поймет зерно: Прорастать Начнет Оно!

Одно из наиболее известных его стихотворений – «Кискино горе» - хорошо это демонстрирует. Дело в том, что в сказках есть очень часто используемый прием – очеловечивание животных. Именно на этом и построено данное произведение. Главная героиня – кошка – тут очеловечена. Она думает и размышляет, как человек, что крайне характерно для сказок. Однако этим все и ограничивается – стихи Бориса Заходера рассказывают о максимально бытовых ситуациях, в которых присутствуют лишь некоторые элементы сказочного. Кроме того, если читать стихи Заходера, то можно заметить, что очень большой пласт его творчества посвящен именно животным – тут и стихотворение «Вредный кот», и вышупомянутое «Кискино горе», и многое другое.

Еще одно знаковое для творчества Заходера произведение – это «Моя Вообразилия». Она, как и другие его веселые стихи, написана для детей, и по факту представляет из себя настоящую авторскую сказку-небылицу. В ней он мечтает о некоей абстрактной стране, в которой исполняются желания, вырастают крылья и говорят животные. В то же время, это стихотворение содержит в себе определенную идею о том, что нужно сохранять фантазию и воображение, развивать его, поскольку при помощи этого инструмента можно создавать огромное количество других миров.

Не стоит забывать и про еще одну сторону творчества этого человека – сказки Заходера, которые он писал не сам, а переводил с других языков – английского, шведского. Именно благодаря нему российские дети познакомились такими персонажами как Мэри Поппинс, Винни-Пух, а также Питер Пэн и многие другие. Помимо непосредственного перевода, эти сказки так же были адаптированы под русского читателя. Именно в этом и заключается долгий труд автора, который, помимо художественного перевода, оставил какие-то свои идеи и мысли внутри этих произведений, не разрушив целостность оригинала.

Каждый ребенок должен познакомиться с произведениями этого автора – особенно сказками, поскольку именно через них у него произойдет прикосновение с западной культурой и литературой. Не помешает и прочесть стихи, чтобы те мысли, которые старался передать автор, дошли до них в самом концентрированном и приятном виде.