Несколько человек стояло или стояли. Согласование подлежащего и сказуемого, нормы. Чередующиеся гласные в корне

Главной нормой согласования в русском языке является согласование подлежащего со сказуемом в предложении (Солнце встало. Запели петухи .), а также согласование определяемого с главным словом в словосочетании (красное яблоко, деревянный стол ). Но русский язык очень многогранен, поэтому иногда бывает довольно сложно определить зависимую форму. Для этого необходимо знать о некоторых правилах .

1. В официальной речи считается некорректной смысловая замена согласования в тех случаях, когда существительное мужского рода, обозначающее профессию или род деятельности, согласуется с глаголом в женском роде (если лицо, которое называет существительное, является лицом женского рода):

Врач зашла в палату (некорр.). - Врач Тихонова вошла в палату (корр.).

Как видим, только при наличии имени собственного, указывающего на принадлежность к женскому роду, сказуемое согласуется с именем собственном в женском роде. То же самое происходит при наличии обособленного приложения, которое выражается именем нарицательным:

Алёна , мой куратор, сегодня не смогла прийти на занятия.

2. При этом, в остальных словосочетаниях типа «нарицательное + собственное» (название городов, рек, стран, имена животных и др.) сказуемое согласуется с именем нарицательным:

Город-герой Москва в эти дни выглядел довольно хмуро. Кошечка Черри имела белый нос и забавные кисточки на ушах.

3. Словосочетания с собирательными существительными требуют согласования в единственном числе, без каких-либо исключений. Смысловое согласование в этом случае является случаем просторечия и категорически не допускается.

Толпа людей шумели и волновались (некорр.). - Толпа людей шумела и волновалась (корр.).

Родня невесты не очень любили жениха (некорр.) - Родня невесты не очень любила жениха (корр.).

Согласование с местоимением «кто», «что».

Местоимения «кто» («кто-то») и «что» («что-то») по умолчанию требуют согласования в единственном числе: кто - мужского рода, что - среднего.

Кто бы ни заходил в комнату, все хвалили новый ремонт.

Что-то светлое и яркое поселилось в её душе.

Согласование со словами в другом роде и числе возможно только в том случае, если употребляется с уточняющим местоимением «тот» (та, то, те):

Те, кто пришли на встречу, получили массу приятных впечатлений.

Та, что была мною, давно изменилась и стала другой.

Согласование существительных, связанных с числительными «два», «три», «четыре», с определениями.

1. Существительные мужского и среднего рода в таких словосочетаниях согласуются с определением в родительном падеже множественного числа. При этом, существительное в таком словосочетании будет стоять в форме родительного падежа: два распахнутых окна, четыре небольших огурца.

2. Существительные женского рода в этом случае приобретают форму именительного падежа множественного числа, и согласуются с определением в такой же форме: три зелёные берёзки, две огромные посылки. Если существительное приобретает форму множественного числа родительного падежа, то определение также может приобретать форму родительного падежа:

С пригорка было видно две заснеженных вершины.

Как можно было заметить, в каждом из этих случаев числительное находится в именительном падеже, независимо от того, в каком падеже стоят другие части словосочетания.

Согласование между сказуемым и подлежащим, представляющим собой собирательное количество («большинство», «половина», «ряд», «часть»).

  1. Если управляемое слово стоит во множественном числе, то собирательное существительное вступает в согласование со сказуемым, в результате чего сказуемое употребляется в форме единственного лица: Большинство сотрудников поддержало реформу.
  2. Если существительное не имеет управляемых слов или имеющееся управляемое слово стоит в единственном числе, то сказуемое также употребляется в форме единственного лица: Ряд симптомов указывал на пневмонию. Большинство поддерживало отмену санкций.

Из этого правила есть несколько исключений , когда сказуемое может употребляться во множественном числе:

  • Если при существительном имеется сразу несколько управляемых слов в форме множественного числа: Большинство девочек, девушек и женщин обожают сладости.
  • Если в предложении между подлежащим и сказуемым имеются другие члены предложения, придаточное предложение с союзом в форме множественного числа или причастный оборот: Часть посетителей, просмотревших премьеру, остались откровенно недовольными. Большинство посетителей, которые посмотрели премьеру, остались откровенно недовольными.
  • Если в предложение имеется составное именное сказуемое, именная часть которого выражена причастиями и прилагательными : Часть деревьев в этом лесу были хвойными.
  • Если наряду с подлежащим имеются однородные сказуемые: Ряд симптомов обострились и стали гораздо острее.

Такие же правила распространяются на предложения со словами «много», «мало», «сколько», «несколько», «столько», «немало» в роли подлежащего и согласования с ним сказуемого.

СИНТАКСИЧЕСКАЯ НОРМА
Согласование сказуемого и подлежащего

  • Сказуемое должно стоять в той же форме, что и подлежащее, чтобы не получилось:Детвора благодарны шефам за подарок. Детвора - существительное единственного числа, следовательно, благодарна , но дети - благодарны .
  • При подлежащем, в состав которого входят слова множество, ряд, часть, большинство, меньшинство и управляемое существительное в родительном падеже (типа большинство учеников, ряд школ ), сказуемое может стоять как во множественном, так и в единственном числе.Единственное число употребляется в том случае, если
    - существительное обозначает
    неодушевленные предметы (ряд столов стоял... );
    - не подчеркивается активность действующих лиц (большинство учеников отсутствовало ).

    Множественное число употребляется для

    подчеркивания активности действия лиц (Часть студентов сдали экзамены ).
  • При подлежащем, выраженном количественно-именным сочетанием (семь часов, несколько человек... ), сказуемое может стоять в форме единственного и в форме множественного числа.

    Формой

    множественного числа подчеркивается активность действующих лиц: И тридцать витязей прекрасных// Чредой из вод выходят ясных (А.С. Пушкин).

    Форма

    единственного числа сказуемого употребляется:

    При подчеркивании

    пассивности действующих лиц: Двадцать человек стояло в стороне ;

    Если существительное, входящее в состав подлежащего, обозначает

    неодушевленный предмет или животное : Прошло сто лет - и что ж осталось// От сильных, гордых сих мужей,// Столь полных волею страстей? (А.С. Пушкин);составном числительном , оканчивающемся на один (Тридцать три богатыря - выходят , а тридцать один богатырь - выходит ).
  • Сказуемое ставится в единственном числе, если в состав подлежащего входят слова много, мало, немного, только, лишь : Уже много учеников посетило эту выставку .
  • Сказуемое при подлежащем типа брат с сестрой может ставиться и в единственное число, и во множественное. Множественное число подчеркивает равноправность, активность действующих лиц: А ткачиха с поварихой,// С сватьей бабой Бабарихой// Извести ее хотят (А.С. Пушкин).Единственное число указывает на то, что одно действующее лицо - главное : Жил старик со своею старухой (А.С. Пушкин).
  • При подлежащем может быть приложение, но это не влияет на согласование. Сказуемое согласуется с определяемым словом : На последних соревнованиях автомобиль "Жигули" пришел первым . Но: "Жигули" пришли первыми (здесь "Жигули" - уже не приложение); Директор школы Фролова ушла на собрание .
  • Сложность вызывает согласование сказуемого с несколькими подлежащими.прямом порядке слов сказуемое ставится в форме множественного числа, при обратном сказуемое согласуется с ближайшим из подлежащих .

    Сравните:

    Ее судьба, ее конец// Непроницаемою тьмою// От нас закрыты . и Погиб и кормщик и пловец (А.С. Пушкин).

Согласование подлежащего и сказуемого

Теория

1. Сказуемое в предложении ставится в той же форме, что и подлежащее, т. е. в том же роде, лице и числе.

Например: Детвора весело резвилась на лужайке (но не детвора резвились); Ножницы лежали на столе; Петино пальто стало старым.

2. При подлежащем, в состав которого входят слова множество, ряд, часть, большинство, меньшинство и управляемое существительное в родительном падеже (типа большинство студентов, ряд предприятий ), сказуемое может стоять как в единственном, так и во множественном числе.

Сказуемое имеет форму единственного числа в том случае, если существительное в составе подлежащего обозначает неодушевленные предметы.

Например: Ряд столов стоял в аудитории, а также если в предложении не подчеркивается активность действующих лиц. Например: Большинство учеников отсутствовало. Сказуемое имеет форму множественного числа в том случае, если существительное в составе подлежащего обозначает одушевленные предметы.

Например: Большинство студентов сдали зачет. Множественное число сказуемого в подобных конструкциях указывает на активность действующих лиц.

3. При подлежащем, выраженном количественно-именным сочетанием (типа десять лет, сорок человек), сказуемое может иметь формы как единственного, так и множественного числа . В таких случаях сказуемое согласуется с подлежащим по правилу из п. 2.

Сравните: Двадцать человек пришли на экзамен. - Прошло пять лет.

4. При подлежащем с количественным числительным, оканчивающимся на один, сказуемое ставится в форме единственного числа.

Например: Двадцать один студент нашего института входит в сборную команду города по волейболу.

5. При подлежащем, имеющем в своем составе числительное два, три или четыре или числительное, оканчивающееся на два, три, четыре (двадцать два, сорок три, шестьдесят четыре и т. д.), сказуемое, как правило, ставится в форме множественного числа.

Например: На столе лежат три учебника; Тридцать два студента работали летом в стройотряде. Форма единственного числа сказуемого допустима в тех случаях, когда сообщение фиксирует тот или иной факт, итог или когда сообщению придается безличный характер.

Например: Продано двадцать два костюма; В другой класс будет переведено три или четыре ученика.

6. С подлежащим, выраженным заимствованным несклоняемым существительным или аббревиатурой, сказуемое согласуется в соответствии с его родом (или родом ведущего слова в аббревиатуре).

Например: Шоссе проходило по безлюдной местности; США имеют большой военный потенциал.

ЗАПОМНИТЕ : при подлежащем - иноязычной аббревиатуре сказуемое обычно ставится в форме среднего рода, но может также согласовываться по смыслу.

Например: ЮНЕСКО объявило о своем решении или ЮНЕСКО (организация) объявила о своем решении.

7. При подлежащем, выраженном относительным местоимением кто (в функции союзного слова в придаточном предложении), сказуемое обычно ставится в форме единственного числа.

Например: Все, кто не потерял головы, были против (Сергеев-Ценский); Те, кто не успел к двери, кинулись в радостной панике к окнам (Макаренко).

Особые трудности возникают при согласовании сказуемого с подлежащим, которое имеет при себе приложение (типа диван-кровать, газета «Труд» ). В подобных случаях необходимо руководствоваться следующими правилами:

1. Если существительное выражено сложным словом (плащ-палатка), то сказуемое согласуется с тем словом, которое выражает родовое, более общее понятие.

Например: диван-кровать куплен, библиотека-музей приобрела, письмо-открытка доставлено.

ЗАПОМНИТЕ : как правило, основное, более широкое по смыслу наименование обычно находится в сочетании на первом месте.

2. Если при существительном есть приложение, выраженное именем собственным (фамилии, географические наименования, названия средств массовой информации и т. д.), то сказуемое согласуется с нарицательным именем существительным.

Например: Озеро Байкал - cамое глубокое в мире; Газета «Московский комсомолец» опубликовала сенсационный материал.

ЗАПОМНИТЕ : если подлежащее выражено условным наименованием, сказуемое согласуется с ним по грамматическому принципу.

Например: «Известия» сообщают; Эльбрус покорен.


подлежащее выражено сказуемое примеры
сочетанием нарицательного существительного с именем собственным сказуемое согласуется с именем собственным Программу подготовила корреспондент Ольга Петрова .
местоимением кто, некто, кто-то, никто сказуемое ставится в форме единственного числа мужского рода Никто из участниц соревнования не получил первое место .
составным числительным, оканчивающимся на один + сущ. Двадцать один деньпролетел незаметно.
количественно-именным сочетанием (типа десять лет, сорок человек ) Прошлопять лет .
Двадцать человекпришли на конференцию.
имеющим в своем составе числительное два, три , четыре или числительное, оканчивающееся на два, три, четыре (двадцать четыре, сорок три и др.) ставится в форме мн.числа Двадцать четыре ученикаучатся в 11 «А» классе.
ставится в форме един.числа, если сообщение фиксирует тот или иной факт, итог или когда сообщению придаётся безличный характер Проданодвадцать два костюма. В другой класс переведено три ученика.
количественно-именным сочетанием: 1) при обозначении меры пространства, времени, веса 2) при существительных с временным значением; 3) при выражении приблизительного количества 4) при подлежащем, выраженном сложным существительным с первой частью пол - ставится в форме ед.числа Для ремонта квартиры понадобитсявосемь банок краски. Пробилоодиннадцать часов . Вечером подошло ещё человек пятнадцать. Полгодапролетело.
собирательным существительным (молодёжь, студенчество, крестьянство и т.п.) сказуемое ставится в единственном числе На протяжении веков крестьянствотерпело помещичий гнёт.
собирательным существительным множество, большинство, меньшинство, ряд, часть + существительное сказуемое в ед. числе, если существительное в составе подлежащего обозначает неодушевлённые предметы Ряд столовстоял в аудитории.
сказуемое во мн. числе, если существительное в составе подлежащего обозначает одушевлённые предметы Большинство студентовсдали экзамены.
собирательным числительным + существительное сказуемое во мн. числе Трое членов жюри опоздали на церемонию вручения призов
заимствованным несклоняемым существительным или аббревиатурой согласуется с родом заимствованного слова или ведущего в аббревиатуре слова ЦРУсделало сообщение. (Центральное разведывательное управление = ср.р.)
вопросительным, относительным или неопределенным местоимением сказуемое-глагол ставится только в единственном числе Кто из девушекзабыл в холле сумку? Все, ктопрочита л проект закона, были против.

Ошибки в согласовании между подлежащим и сказуемым

правило пример с ошибкой исправленное предложение
Род сложносокращённых слов определяется по ключевому слову ООН объявил ООН (организация) объявила о решении вопроса по грузино-осетинскому конфликту.
Сказуемое согласуется с главным словом сложного существительного Кресло -качалка отремонтирована . Кресло -качалка отремонтировано .
Подлежащее и сказуемое в главном предложении не согласованы (все – в форме мн.ч.; помнит – в форме ед.ч.) Все , кточитал помнит бродягу Варлаама. Все , кточитал пушкинского «Бориса Годунова», помнят бродягу Варлаама.

Ошибка в предложении с однородными членами

правило пример с ошибкой исправленное предложение
Части двойного союза должны соединять непосредственно однородные члены. Можно утверждать, что настроение было не только главным для создателя стихотворения, но и для читателей. Можно утверждать, что настроение было главным не только для создателя стихотворения, но и для читателей.
Части двойного союза постоянны, их нельзя заменять другими словами не только … но и если не…, то как…, так и В Северной Африке мы наблюдали много особенностей как в природе, а также и в людских нравах. (нет союза не только…, а также) В Северной Африке мы наблюдали много особенностей как в природе, так и в людских нравах.
Ошибка в построении предложения с однородными членами. Общее дополнение требует от однородных членов предложения одного падежа и предлога: смотрит (что?) и увлекается (чем?) сериалами Раскольников придумал и восхищается своей теорией. Натянуть и выстрелить из луканепросто. Раскольников придумал (кого? что?) свою теорию и восхищается (кем? чем?) ею. Натянуть тетиву и выстрелить из лука непросто.
В качестве однородных членов предложения использованы слова разных частей речи Я люблю петь и живопись Я люблю пение и живопись.
Обобщающие слова при однородных членах. (Все однородные члены должны стоять в том же падеже, что и обобщающее слово) Жизнь крестьян изображена в произведениях русских классиков: Гоголь, Тургенев, Толстой. Жизнь крестьян изображена в произведениях русских классиков: Гоголя, Тургенева, Толстого.
Пропуск предлога при однородных членах. скверах. Толпы людей были повсюду: на улицах, площадях, в скверах.
Смешение родо-видовых понятий в ряду однородных членов. В пакете лежали апельсины, сок, бананы, фрукты. В пакете лежали сок и фрукты: апельсины, бананы.
Употребление в качестве однородных членов причастный оборот и определительное придаточное Девушка, сидевшая у окна и которая хорошо пела, запомнилась всем. Девушка, сидевшая у окна и хорошо певшая, запомнилась всем. Девушка, которая сидела у окна и которая хорошо пела, запомнилась всем.
Не употребляются в качестве однородных членов полная и краткая форма прилагательного Он был умён и богатый. Он был умён и богат.

Неправильное построение предложения с косвенной речью

Построение сложноподчиненного предложения

правило пример с ошибкой исправленное предложение
В главной и придаточной частях сложного предложения подлежащее и сказуемое должны быть согласованы в числе: кто+ед.ч.; все+мн.ч. и т.д. Все , кто интересуется театром, знает имя Алексея Бахрушина. Все, кто интересуются театром, знает имя Алексея Бахрушина. Все, кто интересует ся театром, знают имя Алексея Бахрушина.
Неверное присоединение придаточной части, создающее неоднозначность восприятия смысла предложения. В письме говорилось, что в город едет ревизор, которым управляет Сквозник – Дмухановский. В письме говорилось, что в город, которым управляет Сквозник -Дмухановский, едет ревизор.

ЗАДАНИЕ 8

Чередующиеся гласные в корне

Зависят

от суффикса А от ударения от последующей согласной от значения корня
1.а//о Кас а – кос (нет суффикса а) Лаг а – лож (нет суффикса а) полОжить, полАгать исключение : полог 1.гА р – гор зар – зО р заря, зорька исключение: выгарки, пригарь, изгарь, зарево зоревать, заревый, зорянка (птица), 1.раст ащ ) -рос раст ение, рос ли исключение: Ростов, росток, отрасль, рост, подросток, Ростислав, ростовщик, на вырост, выростковый, 1. мак = погрузить в жидкость мок = пропускать жидкость, впитывать в себя макать в молоко, сапоги промокли, непромокаемый плащ
2.и//е Би р а – бер (нет суффикса а) Пи р а – пер (запи ра ть) Ми р а – мер (зами ра ть) Ти р а – тер(отти ра ть) Сти л а – стел(рассти ла ть) Блист а – блест(бли ста ть) Чи т а – чет(вычи та ть) Жи г а – жеч(зажи га ть) Ди р а – дер(приди ра ться) исключение: сочетание, сочетать 2. клан-клон твар-твор под ударением пишется то, что слышим, без ударениятолько О поклониться поклон кланяться затвор сотворить исключение: утварь 2. скак – скоч вскоч ить, вскак ивать исключение: скачи скачок скачу 2. равн = равный, одинаковый, сходный ровн= ровный, гладкий, прямой подровнять клумбы, сравнить исключение: равнина равнение равняйся ровесник уровень ровня поровну равняться
3.им, ин//а, я начинать – начать внимание – внять снимать – снять сжимать –сжать проклинать - проклясть В корне плав пишется а(плавучий, поплавок) исключение : пловец, пловчиха, пловцы, плывун (=насыщенный водой грунт). Запомни: плавунец (=жук, живущий в стоячей воде)
Обратите внимание на корни-омонимы: 1) ГАР-ГОР = чередующиеся в значение «воспламенять», «воспламенить»; Горевать - горе = безударная гласная, проверяемая ударением 2) МИР –МЕР = чередующиеся гласные в значении «застыть» ПриМИРить, примИрение – мир = проверяемая гласная, ПриМЕРять - примерить = проверяемая гласная 3) КАС-КОС = чередующиеся гласные в значении «дотронуться» КОСа – КОСы = проверяемая гласная, КОСить – КОСит = проверяемая гласная

ЗАДАНИЕ 9

Правописание приставок

Приставки пишутся по разным правилам. В зависимости от этого они разделяются на три группы.

Первая группа приставок Вторая группа приставок Третья группа приставок –
за-, до-, на-, пере-, по-, над-, об-, от-, перед-, под-, в-, с- и др. это приставки на З-С воз-//вос-, без-//бес-, вз-//вс-, из-//ис-, низ-//нис-, раз-//рас-, роз-//рос-, чрез-//чрес-//через- это приставки ПРИ-//ПРЕ-
пишутся в соответствии с морфологическим принципом, т.е. не изменяются на письме , хотя произносятся по-разному врастать, входить, слегка, сдвинуть, сшить, дописать, нарисовать. пишутся в соответствии с фонетическим принципом: конечная согласная –З или –С зависит от произношения. правописание данных приставок зависит от смысла. ПРИ- 1. Доведение действия до конца: прибить, принести. 2.Совершение действия не в полном объёме или на ограниченный срок (неполнота действия: чуть-чуть): приоткрыть, приостановить. 3. Приближение, прибавление, присоединение: приделать, прийти 4. Нахождение вблизи чего-либо (около чего-то): прибрежный (около берега) 5. Значение, близкое к приставке ДО - (иначе – «действие в своих целях, интересах): припрятать, приберечь.
безм олвный, безг ласный, исс ледовать, изл ить, чересч ур, чрезм ерный, разо бщить.
Примечание: в словах близсидящий, близстоящий, низкий, низший пишется буква З, т.к. близ- и низ- являются корнями. Запомните: здесь, здание, здоровье, ни зги.
Примечание:приставкиРОЗ-//РОС-зависят от ударения. Например:: ро спись – ра списка, ро зыгрыш – ра зыгрывать. (Исключение : розыскной.) ПРЕ- 1. Высшая степень проявления качества или действия (= очень, весьма): премилый, пребольшой, преувеличить 2. Значение, близкое к приставке пере- преградить (= перегородить). 3. Значение «через», «по-иному»: преступить, преображать. 4. Обозначает действие,достигающее предельной степени: превосходить.
Примечание: правописание гласных в приставках ПРО-//ПРА- зависит от значения, которое вносит данная приставка в слово: ПРО- многозначна и встречается часто: Например: проверен, прокормить , ПРА- употребляется редко, она указывает на древность, давность предмета: Например: прадедушка, праязык, праславянский, пращур.
Напоминание (к группе приставок группы 2): Б-П, В-Ф, Г-К, Д-Т, Ж-Ш, З-С (звонкие - глухие) Всегда глухие:Ч, Щ, Ц, Х Всегда звонкие:Й, Л, М, Н, Р

Запомните написание данных слов:

ПРИ- ПРЕ-
Прийти (но: придёшь) Примирение Приключение Приглашение Пример Приготовить Приспособить Приобрести Пригодиться Привыкать Присмотреться Приказать (приказ) Присутствовать Примерять Придумать Природа Привередничать Привередливый Прибаутка Причина Прилежный Приятный Прибор Притворяться Присягать (присяга) Приватный Привилегия Принципиальный Принцип Приоритет Примадонна Примитив Приспешник Прискорбный Привратник (около ворот) Притязание Притязательный Приличие Премьера Преемственность Преобразование Превратить Прекратить Препятствие Преступление Преодолеть Презирать Презрение Президиум Президент Презумпция Прелестный Пресловутый Пресмыкающиеся Пресмыкаться Преминуть (упустить, забыть) Превратный (изменчивый, ложный) Преамбула Прелюдия Превалировать Препозиция Прецедент Преткновение Прельстить Пренебрежение Пренебрегать Престиж Претендент Превентивный (предупреждающий, предохраняющий) Препирательство Светопреставление Прерогатива Препона Претензия

Различайте по значению:

ПРИ- ПРЕ-
Придать = добавить: придать форму Предать = выдать, изменить: предать друга Предаваться (чему?)
Притворить = закрыть: притворить дверь Претворить = осуществить, воплотить: претворить мечту в жизнь
Приклонить(ся) = нагибать, слегка наклонять: приклонить ветку Преклоняться = глубоко уважать: преклоняться перед ветеранами
Приступить = начать: приступить к работе Преступить = нарушить: преступить закон
Прибывать = приезжать: прибывать в город Пребывать = находиться где-либо: пребывать в городе
Приёмник = устройство, аппарат: включить радиоприёмник Преемник = продолжатель, исследователь: преемник вождя
Приходящий = тот, кто приходит: приходящий к нам гость Преходящий = временный: непреходящие ценности (вечные)
Придел = часть храма Предел = конец чего-то: предел терпения
Призирать = присматривать, приютить: призирать сироту, дом призрения Презирать = не уважать: презирать лжеца
Привратник =человек околоворот:строгий привратник Превратное = неверное: превратное мнение
Приложить = дотронуться: приложить руку к сердцу Непреложный закон = нерушимый
Припирать = уличать во лжи: припирать к стенке Препираться = спорить из-за мелочей
Приставить что-либо к чему-либо Преставиться = умереть (устар.)
Притерпеться = привыкнуть к чему-либо: притерпеться к боли Претерпеть = испытывать: претерпевать лишения
Приткнуться = устроиться ненадолго: приткнуться где-нибудь и отдохнуть (разговор.) Преткнуться – споткнуться (устар.): преткнуться о камень, камень преткновения

Примечание: в значении «получить что-либо сверх меры, очень надоесть, вызывать отрицательные эмоции» могут употребляться слова: пре сытиться, пре сыщаться, пре сыщение; при есться, при едаться, при скучить.

Внимание: Глагол при скучить пишется с приставкой ПРИ, а прилагательное и наречие с тем же корнем при обозначении высшей степени пишутся с приставкой ПРЕ: пре скучный, пре скучно.

Правописание гласных букв И иЫ после приставок

1 . После русских и заимствованных приставок , оканчивающихся на гласную , буква И в корне пишется в соответствии с произношением: до играть, по иск, архи интересный.

2. После русских приставок , оканчивающихся на согласную, на месте буквы И пишется Ы: пред ыстория, роз ыгрыш, под ымать, пред ыюльский, возыметь.

Исключение: вз имать.

3. После приставок МЕЖ-, СВЕРХ- пишется И: меж институтский, сверх интересный.

4. После заимствованных приставок , оканчивающихся на согласную (ДЕЗ-, ПАН-, КОНТР-, ПОСТ-, СУБ-, СУПЕР-, ТРАНС-) , пишется буква И:контр игра, транс иорданский, пост импрессионизм, дез инфекция

Примечание: Данное правило не распространяется на написание сложных слов: спорт инвентарь = спортивный инвентарь, пединститут = пед агогический институт

Синтаксические нормы русского литературного языка

1. Понятие синтаксической нормы

Синтаксические нормы – это нормы, которые регулируют правила построения словосочетаний и предложений. Наряду с морфологическими нормами формируют грамматические нормы.

Синтаксические нормы регулируют как посторенние отдельных словосочетаний (присоединение определений, приложений, дополнений к главному слову), так и построение целых предложений (порядок слов в предложении, согласование подлежащего и сказуемого, употребление однородных членов, причастного и деепричастного оборотов, связь между частями сложного предложения).

2. Порядок слов в предложении

В русском языке порядок слов в предложении относительно свободный. Основным является принятый в нейтральном стиле прямой порядок слов: подлежащие + сказуемое:

Пример:

Студенты пишут лекцию.

Изменения в порядке слов зависят от актуального членения предложения – движения мысли от известного (темы) к новому (реме).

Пример:

Сравним: Редактор прочитал рукопись. – Рукопись прочитал редактор.

Изменения в порядке слов называется инверсией.

Инверсия – стилистический приём выделения отдельных членов предложения путём их перестановки.

Обычно инверсия используется в художественных произведениях:

Пример:

Судьбы свершился приговор (М.Ю. Лермонтов), Швейцара мимо он стрелой взлетел по мраморным ступеням (А.С. Пушкин).

Возможна и так называемая неоправданная инверсия – нарушение порядка слов в ущерб содержанию:

Пример:

Он отказался со всеми студентами участвовать в мероприятии (только: Он отказался участвовать в мероприятии со всеми студентами).

Неоправданную инверсию следует устранять путём использования прямого порядка слов.

3. Трудные случаи согласования подлежащего и сказуемого

Связь между подлежащим и сказуемым носит название координации и выражается в том, что подлежащее и сказуемое согласуются по своим общим категориям: роду, числу. Однако существуют и трудные случаи координации. Обычно в таких случаях подлежащее имеет сложную структуру – в него входит несколько слов.

1. Счётный оборот + существительное (двое студентов, пять часов и т.д.) Единств. число (подчеркивает общность, а также для числительных на 1). Множественное число (указывает на отдельность предметов).

Пример:

В Олимпиаде участвуют / участвует двадцать пять студентов.

2. Слова: больше / меньше, много / мало / большинство / меньшинство, несколько (приблизительное количество) Единств. число
(подчеркивает общность, также для числительных на 1, также часто вместе с одушевленными сущ., также если есть слова только, лишь, всего).
Множественное число (указывает на отдельность предметов). 3. Однородные подлежащие. Единственное число (однородные подлежащие соединяются предлогом С). Множественное число (однородные подлежащие соединяются союзом И).

Пример:

Спортсмен и тренер отправились на соревнования.
Директор с сотрудниками института подготовил этот проект.

4. Существительное + приложение. Согласуется с главным словом (то есть с существительным).

Пример:

4. Согласование определений с определяемым словом

Определение выражает характеристику предмета, чаще всего является прилагательным или причастием. Определение согласуется с главным словом по категориям рода, числа и падежа.

1) Определение + счётный оборот (= числительное + существительное).
Важна позиция, которую занимает определение!

Определение впереди счётного оборота: в форме Именительного падежа.

Пример:

последние два года, новые пять писем, молодые три девушки

Определение внутри счётного оборота: в Родительном падеже для существительных мужского и среднего рода, а для существительных женского рода – в Именительном падеже:

Пример:

два последних года, пять новых писем, три молодые девушки

2) Однородные определения + существительное (обозначает похожие, но раздельные объекты):

Существительное в единственном числе, если предметы и явления тесно связаны по смыслу или имеют терминологический характер:

Пример:

В правой и левой половине дома. Промышленный и аграрный кризис.

Существительное во множественном числе, если нужно подчеркнуть различность предметов и явлений:

Пример:

Биологический и химический факультеты.

Любительский и профессиональный турниры.

3) Определение + однородные существительные: определение стоит в единственном числе или во множественном числе в зависимости от того, относится оно по смыслу к ближайшему слову или ко всему словосочетанию:

Пример:

Русская литература и искусство.
Способные ученик и ученица.

4) Определение + существительное с приложением: определение согласуется главным словом (то есть с существительным):

Пример:

новый вагон-лаборатория

5. Согласование приложений с определяемым словом.

Приложения имеет добавочное значение по отношению к существительному (профессия, статус, род занятий, возраст, национальность ). По этой причине оно воспринимается как единое целое с существительным:
1) приложение, которое пишется через дефис, согласуется с определяемым словом: на новом диване-кровати.
2) приложения, которые пишутся отдельно от определяемого слова, не согласуются с определяем словом:

Пример:

в газете «Рабочий край».

Изменяется норма, связанная с согласованием географических названий.
Можно согласовывать с определяемым словом русские географические названия и названия на –ия :

Пример:

В городе Смоленске, в селе Горюхине, на реке Волге, в Республике Индии.

Однако нет такого согласования в случае с иноязычными географическими названиями и астрономическими названиями:

Пример:

В штате Техас, на горе Эльбрус, на планете Венера.

6. Особенности употребления однородных членов

1) Нельзя делать однородными членами неоднородные по смыслу слова.

Пример:

Неправильно: К тому времени у него уже была молодая жена и большая библиотека.

2) Нельзя делать однородными членами слова с родовым и видовым значением (только: род → вид!).

Пример:

Неправильно: Выпуск аппаратуры (родовое понятие), устройств и приборов (видовое понятие).

3) Нельзя делать однородными членами лексически и грамматически несочетаемые слова.

Пример:

Неправильно: Высказаны пожелания и выводы (только: Высказаны пожелания и сделаны выводы).
Контролировать и руководить работами (только: Контролировать работы и руководить ими).

4) Нельзя делать однородными членами грамматически и синтаксически разные слова (разные части речи, слово и часть сложного предложения).

Пример:

Неправильно: Книги помогают нам в учёбе и вообще узнавать много нового (только: Книги помогают нам в учёбе, дают возможность узнавать много нового).
Неправильно: Декан говорил об успеваемости и что скоро начинаются экзамены (только: Декан говорил об успеваемости и об экзаменах, которые скоро будут).

5) Если перед однородными членами есть предлог, его следует повторять перед каждым однородным членом.

Синтаксические нормы. Нормы согласования. Построение предложений с однородными членами. Нормы управления.

Построение сложноподчиненных предложений.

Нормы согласования.

Согласование причастий с определяемым словом.

Правило.

Причастие согласуется в роде, числе и падеже с определяемым словом.

Подсказка.

Найди определяемое слово, задай от него вопрос к причастию. Окончание в вопросе = окончанию причастия (учитывай, что буквы О и Е в окончании равны).

Согласование приложения с определяемым словом.

Правило.

Название, заключенное в кавычки, данное с родовым словом (повесть, роман, картина, симфония, отель) является несогласованным приложение и должно стоять в именительном падеже. Если родового слова нет, то название в кавычках начинает изменяться.

Различай!

В пьесе А.Н. Островского «Гроза» разоблачается темное царство, где правят кабанихи и дикие.

В «Грозе» А.Н. Островского разоблачается темное царство, где правят кабанихи и дикие.

Построение предложения с однородными членами.

правило распространенные ошибки
общее дополнение требует от однородных членов предложения одного падежа и предлога НЕЛЬЗЯ: смотрит (что?) и увлекается (чем?) сериалами
нельзя объединять в однородные члены предложения разные части речи НЕЛЬЗЯ: научился французскому языку и драться на дуэли
нельзя соединять неоднородные синтаксические конструкции НЕЛЬЗЯ: в книге описывается происхождение религии и как она развивалась
нельзя составлять неправильные пары сопоставительных союзов НЕ ТОЛЬКО … НО, КАК… ТАК И НЕЛЬЗЯ: В школе воспитывают не только знания, а воспитывают личность.

Нормы управления.

Различай!

воплощение во что-либо претворение в чем-либо
идентичный чему-либо сходный с чем-либо
обидеться на что-либо обижен чем-либо
обрадоваться чему-либо обрадован чем-либо
обращать внимание на что-либо уделять внимание чему-либо
опираться на что-либо базироваться на чем-либо
отзыв о чем-либо рецензия на что-либо
полный чего-либо наполненный чем-либо
превосходство над чем-либо преимущество перед чем-либо
предостеречь от чего-либо предупредить о чем-либо
различать что и что отличать что от чего
рассердиться на что-либо рассержен чем-либо
уверенность в чем-либо вера во что-либо
удивляться чему-либо удивлен чем-либо
уплатить за что-либо оплатить что-либо

Построение сложноподчиненного предложения.

Правило.

Косвенная речь – это способ передачи чужой речи в виде придаточного предложения. В косвенной речи меняется форма местоимения.

Пушкин писал: «В свой жестокий век восславил я свободу» – Пушкин писал, что «в жестокий век восславил» он свободу.

Алгоритм действий.

1) Последовательно посмотри варианты ответа все возможные ошибки.

2) Проверь:

Все слова стоят в правильном падеже;

Согласуются ли в роде, числе и падеже подлежащее и сказуемое;

Согласуются ли причастные обороты со словом, от которого они зависят;

Правильно ли переведена прямая речь в косвенную и т.д.

Разбор задания.

Укажите предложение без грамматической ошибки (без нарушения синтаксической нормы).

1) Следует уделять большое внимание на развитие образного мышления.

2) Успех в соревновании зависит не только от сноровки, а от знания технологии.

3) Когда мать спросила у сына, зачем он читает запрещенные книги, Павел ответил, что хочет все знать.

4) Он уважает и заботится о своих фронтовых товарищах.

Вариант № 1.

В этом предложении нарушены нормы управления: вместо уделять большое внимание (чему?) развитию используется уделять большое внимание на развитие.

Вариант № 2.

Нарушены правила употребления двойного союза: вместо не только…но и употребляется не только… а

Вариант № 3.

Предложение построено с учетом всех грамматических правил.

Вариант №4.

Нарушены нормы при употреблении однородных членов предложения: глагол уважает требует зависимое слово в винительном падеже (кого? что?), а глагол заботится в предложном (о ком? о чем?). При этом у них одно общее дополнение свои фронтовые товарищи .

Таким образом , правильный ответ – вариант № 3.

Потренируйся.

1. Укажите предложение с грамматической ошибкой (с нарушением синтаксической нормы).

1) Большинство зданий, определяющих исторический центр города, было построено еще в 17 веке.

2) Те, кто регулярно занимается различными видами спорта, редко болеют простудными заболеваниями.

3) Встречи с выдающимися деятелями искусства и литературы стали традиционными на канале «Культуре».

4) Изменение климата на планете прогнозируют крупнейшие ученые-физики как в нашей стране, так и в странах Европы и Америки.

2. Укажите предложение с грамматической ошибкой (с нарушением синтаксической нормы).

1) Благодаря современных технологий ученые исследовали глубины озера Самотлор и нашли под илистым дном богатейшие залежи нефти.

2) В один из осенних дней, освеженных холодным воздухом, лес как будто помолодел, заблистал золотом и красноватой сетью березовых ветвей.