Нужно ли платить земельный налог. Земельный налог при аренде земельных участков: кто и сколько? Оспаривание стоимости кадастра участка земли

Согласно действующему законодательству земельный налог обязаны уплачивать граждане, владеющие земельными участками различной величины на правах собственности. Эти сборы касаются в том числе и дачных земель.

Вопросы налогообложения

Дорогие читатели! Статья рассказывает о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай индивидуален. Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему - обращайтесь к консультанту:

ЗАЯВКИ И ЗВОНКИ ПРИНИМАЮТСЯ КРУГЛОСУТОЧНО и БЕЗ ВЫХОДНЫХ ДНЕЙ .

Это быстро и БЕСПЛАТНО !

В соответствии с требованиями Налогового кодекса за дачные участки также придется заплатить земельный налог. Законом установлено, что владельцы участков земли вне зависимости от их целевого назначения должны каждый год платить налоги в бюджет субъекта Российской Федерации.

Если на земле построена недвижимость, гражданин должен будет оплатить не только налог на землю на имущественный налог.

Кто является плательщиком?

Согласно Налоговому Кодексу за дачные участки обязаны владельцы земли и граждане, которым земля досталась по наследству либо же они пользуются ей на правах бессрочного пользования.

Если граждане пользуются в землей для личных нужд либо же объект предоставлен им на определенный временной промежуток или бессрочно властями местных муниципальных образований, государственную пошлину они могут не платить.

Также граждане, арендующие землю у других лиц или администрации местного самоуправления.

Так как все средства полученные от уплаты гражданами налога идут в местный бюджет администрация субъекта Российской Федерации вправе предоставлять людям определенные льготы для дачных участков.

Правовое регулирование

Законодательное налог на землю регламентирует Налоговый кодекс, а также ряд федеральных законов и актов. Не так давно в налоговом законодательстве произошли большие изменения, которые повлекли за собой увеличение размера налога на садовые участки. Это связано с тем, что до января 2015 года налог начислялся исходя из инвентаризационной стоимости участка, а теперь с кадастровой, которая довольно близка к рыночной цене недвижимости. Инвентаризационная стоимость в разы ниже кадастровой так как она рассчитывается более просто.

По-новому будет производиться объектов, которые включены в Росреестр и для которых определена кадастровая стоимость. Законом установлен переходный период до 2020 года.

Оплата налога на землю и налога на имущество производится по квитанциям, которые гражданин получает в налоговом отделении. В этих документах имеется подробная схема расчёта и самостоятельно высчитывать величину налога не больше не потребуется.

Кому положены льготы?

Льготы могут предоставляться на следующих основаниях:

  • установленная законодательством площадь, которую не должен превышать участок;
  • малообеспеченным гражданам;
  • лицам, находящимся под особой социальной защитой.

Послабление по уплате налога может также быть реализовано снижением налоговой ставки, уменьшением сумы налогооблагаемой базы или полного освобождения от уплаты налога. Для уточнения действующих в регионе налоговых послаблений необходимо, обратиться в местное отделение ФНС.

Земельный налог на дачный участок

Величина земельного налога на дачный участок в 2019 году во многом зависит от его цены и расположения. Владельцы не имеют права самостоятельно вычислять налог. Они производят оплату по квитанциям, полученным из налоговой.

Работники налогового отделения сами определяют, какие денежные средства необходимо будет уплатить гражданину в соответствии с кадастровой стоимостью объекта. Уведомление с требованием об оплате налога должно прийти гражданину по почте не позднее 1 октября. В этом случае на оплату государственной пошлины останется два месяца.

Если человеку известна его земельного участка, а также налоговая ставка в субъекте Российской Федерации в котором он проживает, он может самостоятельно рассчитать величину денежных средств, которые ему придется потратить на оплату налога.

Для того, чтобы найти кадастровую стоимость, нужно посмотреть кадастровую карту или паспорт, либо же найти выписку из ЕГРН.

В зависимости от субъекта Российской Федерации к земельному участку применяются различные ставки, которые могут устанавливать административные органы муниципальных образований. В налоговом кодексе есть указание лишь верхней границы ставки. Она составляет для сельскохозяйственных земель и личных подсобных хозяйств 0,3% и 1,5% для земель остальных категорий. Расчет земельного налога производится один раз в год.

Для пенсионеров

Расчет земельного налога на дачный участок производится на общих основаниях. Они не попадают под налоговые послабления согласно федеральному законодательству. Однако местные власти имеют право установить льготы для лиц пенсионного возраста самостоятельно.

Используя эту возможность, региональные власти в основном формируют положения о налоговых послаблениях для пенсионеров. Основной льготой является предоставление возможности оплачивать половину налога.

Если гражданин является одним из многочисленных собственников земельного участка, расчёт налога будет производиться сообразно его доли.

Для инвалидов

Законодательство предусматривает , однако не всех групп. Налоговое послабление предоставляются лицам, имеющим инвалидность 1 и 2 группы а также инвалидов вооруженных конфликтов и Великой Отечественной войны.

Последние получают льготы в несколько меньшем размере. Налоговые послабления для инвалидов предусмотрены на федеральном уровне и решения местных властей здесь особой роли не играют.

Для ветеранов труда

Федеральными законами для данной категории граждан льгот не предусмотрено. Однако власти субъектов России зачастую устанавливают законы, позволяющие выплачивать подобным категориям гражданам земельный налог в неполном размере.

Гражданину потребуется подтвердить свой статус официальным документом. В этом случае органы местного самоуправления обязаны включить человека в список на понижение налоговой оплаты.

Размер

В большинстве случаев, налог на садовый участок будет рассчитываться исходя из 0,3% от кадастровой стоимости объекта налогообложения. Местная администрация имеет право понижать , однако установка ее более максимальной, недопустима.

При вычислении , которую потребуется заплатить в региональный бюджет, следует также учитывать наличие у человека льгот.

Как оплатить?

Для оплаты налога, гражданину потребуется лично обратиться в налоговое отделение либо отправить туда свое доверенное лицо. Также оплата может быть произведена в электронном варианте с помощью Сбербанка онлайн, портала Госуслуг или непосредственно на сайте Федеральной Налоговой Службы.

Для перевода денежных средств в счет погашения налоговых выплат можно также воспользоваться мобильным приложением или услугой «автоплатеж» которая в автоматическом режиме будет каждый раз переводить средства со счета мобильного телефона или банковской карты.

Сроки

Определены п. 1 ст. 388 НК РФ - это организации и физические лица, обладающие земельными участками на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения. Казалось бы, что здесь может быть непонятного?

Ан нет! Вопросы то и дело возникают, и вот почему. В соответствии с п. 1 ст. 131 ГК РФ права (собственности, постоянного (бессрочного) пользования, пожизненного наследуемого владения) на земельный участок подлежат государственной регистрации. Таковая (госрегистрация) в силу п. 1 ст. 2 Закона "О государственной регистрации прав на недвижимость" является единственным доказательством существования зарегистрированного права. Другими словами, зарегистрировано соответствующее право на земельный участок в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним (ЕГРП), что подтверждено правоустанавливающим документом, - вы уплачиваете налог. (Кстати, контролеры не раз подчеркивали данное правило в своих разъяснениях - см. Письма Минфина России от 24.07.2009 N 03-05-06-02/66, от 22.07.2009 N 03-05-05-02/40, от 04.04.2008 N 03-05-05-02/19, от 28.12.2007 N 03-05-06-02/141, от 27.12.2007 N 03-05-06-02/139, ФНС России от 17.07.2008 N ШТ-6-3/502@.)

Примечание. Основанием для взимания земельного налога является правоустанавливающий документ на земельный участок (Письмо Минфина России от 20.04.2009 N 03-05-05-02/19).

Высказался по этому поводу и Пленум ВАС РФ: в п. 1 Постановления N 54 он подчеркнул: обязанность уплачивать земельный налог возникает с момента регистрации (за юридическими и физическими лицами) одного из названных прав на земельный участок, то есть внесения записи в реестр, и прекращается со дня внесения в реестр записи о праве иного лица на соответствующий земельный участок.

Если право получено до того, как?

А если право на земельный участок было предоставлено организации до вступления в силу Закона "О государственной регистрации прав на недвижимость"? Как быть?

В этом случае, отмечают чиновники (см., например, Письма Минфина России от 20.04.2009 N 03-05-05-02/19, от 04.04.2008 N 03-05-05-02/19), такое право признается юридически действительным и при отсутствии государственной регистрации (последняя, кстати, проводится по желанию правообладателей). Поэтому плательщики земельного налога определяются на основании удостоверяющих права на землю документов, выданных юридическим лицам до вступления в силу Закона "О государственной регистрации прав на недвижимость" (это государственные акты, свидетельства и др. документы, которые имеют равную юридическую силу с записями в реестре).

В п. 4 Постановления N 54 Пленум ВАС РФ указал: на основании п. 1 ст. 388 НК РФ плательщиком земельного налога признается также лицо, чье право собственности, право постоянного (бессрочного) пользования или право пожизненного наследуемого владения на земельный участок удостоверяется актом (свидетельством или другими документами) о праве этого лица на данный земельный участок, выданным уполномоченным органом государственной власти в порядке, установленном законодательством, действовавшим в месте и на момент издания такого акта.

О праве постоянного (бессрочного) пользования землей, или Особые правила

Начнем с небольшого экскурса в "земельную историю". В силу п. 1 ст. 28 ЗК РФ земельные участки из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются гражданам и юридическим лицам в собственность (п. 2 ст. 15 ЗК РФ) или в аренду (ст. 22 ЗК РФ), а государственным и муниципальным учреждениям, федеральным казенным предприятиям, центрам исторического наследия президентов РФ, прекративших исполнение своих полномочий, а также органам государственной власти и органам местного самоуправления (п. 1 ст. 20 ЗК РФ) - в постоянное (бессрочное) пользование.

Ранее (до вступления в силу Земельного кодекса) юридические лица могли участвовать в земельных отношениях только на правах пользователей или арендаторов земельных участков. Получив землю в постоянное (бессрочное) пользование (до 30.10.2001), они сохраняют это право на основании п. 3 ст. 20 ЗК РФ (ограничений срока указанного права - обратите внимание - Земельным кодексом не установлено).

В то же время согласно п. 2 ст. 3 Федерального закона N 137-ФЗ юридические лица (за исключением указанных в п. 1 ст. 20 ЗК РФ), обладающие земельными участками на праве постоянного (бессрочного) пользования, обязаны переоформить данное право на право аренды земельных участков или приобрести земельные участки в собственность до 1 января 2010 г.

Несоответствие данной нормы Закона положениям п. 3 ст. 20 ЗК РФ и послужило причиной обращения Законодательного Собрания Нижегородской области в КС РФ с соответствующим запросом. Определением от 25.12.2003 N 512-О КС РФ отказал в принятии его к рассмотрению и разъяснил, что абз. 1 п. 2 ст. 3 Федерального закона N 137-ФЗ указывает лишь на возможность для юридического лица по своему желанию приобрести земельный участок в собственность или использовать его на правах арендатора (после соответствующего переоформления)... Кроме того, КС РФ отметил: положение абз. 1 п. 2 ст. 3 Федерального закона N 137-ФЗ, предусматривая возможность изменения титулов прав на землю, не содержит какого-либо основания для изъятия соответствующих земельных участков, а потому не может рассматриваться как допускающее внесудебный порядок лишения имущества. В равной мере оно не может рассматриваться как допускающее национализацию, поскольку не предполагает обращения в государственную собственность имущества, находящегося в собственности юридических лиц, а, напротив, предоставляет возможность приватизации земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности.

Примечание. С 1 января 2011 г. вступает в силу ст. 7.34 КоАП РФ, устанавливающая ответственность за нарушение сроков переоформления права бессрочного пользования земельным участком.

Следовательно, право пользования земельным участком без оформления (переоформления) правоустанавливающих документов до истечения установленного срока соответствует требованиям закона. На это указано, например, в Постановлении ФАС МО от 31.08.2009 N КГ-А41/8521-09: учитывая, что наличие права постоянного бессрочного пользования земельным участком (п. 3 ст. 20 ЗК РФ) предоставляет организации возможность по своему желанию приобрести земельный участок в собственность или использовать его на правах арендатора после соответствующего переоформления в соответствии с правилами ст. 36 ЗК РФ, что соответствует конституционно-правовому смыслу названной нормы, указанному в Определении КС РФ от 25.12.2003 N 512-О, суд кассационной инстанции соглашается с тем, что право пользования истца земельным участком без оформления (переоформления) правоустанавливающих документов до истечения установленного срока соответствует требованиям закона.

Таким образом, организации, получившие право постоянного (бессрочного) пользования земельными участками до введения в действие ЗК РФ и не переоформившие его, признаются плательщиками земельного налога. Аналогичной позиции придерживается и финансовое ведомство (см., например, Письмо от 16.09.2005 N 03-06-02-02/82).

К сведению: согласно п. 4 ст. 20 ЗК РФ граждане или юридические лица, обладающие земельными участками на праве постоянного (бессрочного) пользования, не вправе распоряжаться этими земельными участками.

На данную категорию налогоплательщиков указал и Пленум ВАС РФ (см. п. 3 Постановления N 54), отметив: при рассмотрении дел, связанных с взиманием земельного налога, судам следует учитывать, что плательщиками данного налога являются также лица, хотя и не упомянутые в п. 1 ст. 20 ЗК РФ среди возможных обладателей права постоянного (бессрочного) пользования на земельные участки, однако на основании п. 3 этой статьи сохраняющие указанное право, возникшее до введения в действие ЗК РФ.

Универсальное правопреемство

Пленум ВАС РФ разъяснил (п. 5 Постановления N 54), что универсальные правопреемники (речь идет о реорганизации юридических лиц, за исключением выделения, а также наследовании) становятся плательщиками земельного налога независимо от регистрации перехода соответствующего права (другими словами, пенять на то, что свидетельство о праве собственности на землю не переоформлено, в подобных случаях не стоит).

Такая ситуация, например, рассмотрена в Постановлении ФАС УО от 23.06.2008 N Ф09-4441/08-С3. Судами установлено, что федеральное государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования (академия) зарегистрировано в качестве юридического лица. По распоряжению Правительства РФ названное учреждение и государственное образовательное учреждение (техникум) реорганизованы путем присоединения техникума к академии в качестве структурного подразделения.

На основании названного распоряжения составлен передаточный акт, по которому учреждению переданы (среди прочих активов) земельные участки - последними техникум обладал на праве постоянного (бессрочного) пользования, предоставленным по постановлению главы администрации города (от 23.01.2001).

Поскольку академия является правопреемником техникума по всем обязательствам в отношении всех его кредиторов и должников, включая обязательства, оспариваемые третьими лицами, суд отметил следующее. Бездействие землепользователя, повлекшее отсутствие документов о праве на земельные участки, соответствующих требованиям законодательства, действующего в момент их предоставления (передачи), не является основанием для освобождения от платы за пользование землей.

И снова к вопросу о зарегистрированном праве

Итак, обязанность уплачивать земельный налог возникает с момента регистрации права собственности, права постоянного (бессрочного) пользования, права пожизненного наследуемого владения на земельный участок. Другими словами, если отсутствует информация о существующих правах в ЕГРП, при этом исключения, указанные в п. п. 4, 5 Постановления N 54, не имеют места, организация (при возникших спорах с налоговиками) может иметь хорошие шансы на успех при отстаивании своих интересов в судебном порядке. В качестве примера приведем Постановление ФАС ВВО от 24.08.2009 N А82-2199/2009-20.

По мнению налогового органа, муниципальное дошкольное образовательное учреждение детского сада развивающего вида (далее - МДОУ) является плательщиком земельного налога, поскольку спорный земельный участок находится в его фактическом пользовании и у МДОУ отсутствует льгота по указанному налогу. Инспекция направила МДОУ требования об уплате налога, но, поскольку таковые не были исполнены в добровольном порядке, налоговики обратились за взысканием недоимки по налогу в суд.

Арбитражный суд пришел к выводу о недоказанности налоговым органом факта владения МДОУ спорным земельным участком на праве собственности или праве постоянного (бессрочного) пользования, зарегистрированном в установленном законом порядке, и, соответственно, о наличии у учреждения обязанности уплаты налога.

Второй арбитражный суд согласился с выводами своих коллег. И ФАС ВВО, рассмотрев кассационную жалобу, не нашел правовых оснований для отмены судебных актов.

Так, из материалов дела не следует, что в рассматриваемом случае имели место исключения, указанные в п. п. 4, 5 Постановления Пленума ВАС РФ. Ссылка Инспекции на Постановление главы Ростовского муниципального округа от 15.03.2005 N 264, которым МДОУ предоставлен указанный земельный участок в постоянное (бессрочное) пользование, отклоняется судом кассационной инстанции, поскольку данное Постановление не является свидетельством или другим документом, удостоверяющим право на земельный участок.

При таких обстоятельствах суды правомерно отказали налоговому органу в удовлетворении заявленного требования. Учитывая изложенное, довод инспекции об отсутствии у МДОУ льготы по земельному налогу подлежит отклонению, поскольку не имеет правового значения.

В то же время нельзя не отметить, что, если земельные участки долго не регистрируются, такие факты должны рассматриваться как уклонение от уплаты налога со всеми вытекающими отсюда последствиями (налоговая ответственность по ст. 122 НК РФ). Эта позиция, в частности, определена в Письме Минфина России от 29.12.2007 N 03-05-05-02/82 (кстати, Письмом ФНС России от 07.02.2008 N ШС-6-3/79@ названное разъяснение финансистов доведено до налоговых органов для руководства к действию).

Аналогичного мнения придерживаются и судьи, причем на уровне высших арбитров. Так, в Постановлениях от 12.07.2006 N 11403/05, N 11991/05 Президиум ВАС РФ указал: отсутствие документа о праве пользования землей, получение которого зависит от волеизъявления самого пользователя, не свидетельствует о том, что фактический землевладелец (землепользователь) не является плательщиком земельного налога. (См. также Постановления ФАС СЗО от 21.02.2008 N А56-19016/2007, ФАС ЗСО от 11.03.2008 N Ф04-1521/2008(1742-А27-26), ФАС ВСО от 28.11.2007 N А19-4107/07-43-Ф02-8860/07 и др.)

Отметим, что часть приведенных Постановлений принята на основании Закона РФ от 11.10.1991 N 1738-1 "О плате за землю", большинство положений которого утратило силу. Однако действующие нормы, регулирующие земельное законодательство, по своей сути остались теми же. Поэтому приведенная арбитражная практика актуальна и по сей день.

Кто платит налог на землю под многоквартирным домом?

Здесь следует отметить две ситуации: первая, когда земельный участок, на котором расположен многоквартирный дом и иные входящие в состав такого дома объекты недвижимого имущества, не сформирован до введения в действие ЖК РФ. Тогда собственники проводят общее собрание, на котором выбирается ответственное лицо, для того чтобы организовать обращение этого лица в органы государственной власти или органы местного самоуправления с заявлением о формировании земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом.

С момента формирования земельного участка и проведения его государственного кадастрового учета земельный участок, на котором расположены многоквартирный дом и иные входящие в состав такого дома объекты недвижимого имущества, переходит бесплатно в общую долевую собственность собственников помещений в многоквартирном доме (Письмо Минфина России 22.07.2009 N 03-05-05-02/40).

К сведению: в Письме финансисты, ссылаясь на арбитражную практику, отметили, что для оформления земельно-правовых отношений по передаче земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, на котором расположен многоквартирный дом, в общую долевую собственность необходимо издание соответствующего ненормативного акта (решения) собственником этих земель (Российской Федерацией, субъектом Российской Федерации или муниципальным образованием).

Вторая ситуация - земельный участок, на котором расположены многоквартирный дом и иные входящие в состав такого дома объекты недвижимого имущества, сформирован после введения в действие ЖК РФ. В этом случае земельный участок, на котором расположены многоквартирный дом и иные входящие в состав такого дома объекты недвижимого имущества, изначально находится в общей долевой собственности собственников помещений.

И в первом, и во втором случае плательщиками будут признаваться собственники жилых и нежилых помещений этого дома (см. также Письма Минфина России от 02.09.2009 N 03-05-06-02/87, от 17.08.2009 N 03-05-06-02/80 и др.). Отметим, кстати, если организация использует нежилое помещение, расположенное в многоквартирном доме, по договору аренды, она не признается плательщиком земельного налога в отношении соответствующего земельного участка (Письмо Минфина России от 10.08.2009 N 03-05-05-02/47).

Внимание! Если правоустанавливающие документы на земельный участок, на котором расположен многоквартирный дом, оформлены на ТСЖ, то до переоформления права на земельный участок плательщиком земельного налога признается товарищество как самостоятельное юридическое лицо (Письмо Минфина России от 16.11.2006 N 03-06-02-05/57). С момента перехода права пользования на земельный участок в общую долевую собственность собственников помещений в многоквартирном доме в установленном порядке (прекращение права у ТСЖ и возникновение права собственности у собственников) плательщиками земельного налога в отношении соответствующей доли земельного участка будут признаваться собственники жилых и нежилых помещений многоквартирного дома.

Но факт создания товарищества собственников жилья сам по себе не означает, что названное товарищество становится плательщиком земельного налога вместо собственников жилых и нежилых помещений. На это, в частности, указал и Пленум ВАС РФ (п. 5 Постановления N 54).

Кстати, в соответствии с п. 4 ст. 397 НК РФ плательщики земельного налога, являющиеся физическими лицами, уплачивают земельный налог и авансовые платежи по налогу на основании налогового уведомления, направленного налоговым органом. Понятно, что это касается и физических лиц - членов товарищества собственников жилья (Письмо Минфина России от 25.08.2009 N 03-05-05-02/52).

Что же такое объект?

В п. 1 ст. 389 НК РФ отмечено: под объектом следует понимать земельные участки, расположенные в пределах муниципального образования (городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга), на территории которого введен земельный налог. Под земельным участком согласно ст. 11.1 ЗК РФ понимается часть земной поверхности, границы которой определены в соответствии с федеральными законами.

Следовательно, объект налогообложения возникает только тогда, когда конкретный земельный участок будет сформирован (см. также п. 2 Постановления N 54).

Теперь скажем несколько слов об исчислении налога.

Земельный налог можно рассчитывать от нормативной цены земли

Известно, что налоговая база по земельному налогу определяется как кадастровая стоимость, которая устанавливается в соответствии с земельным законодательством. Однако таковая частенько превышает рыночную стоимость, вот и получается, что она используется только для того, чтобы увеличить налог. (Решить эту проблему можно было бы, закрепив на законодательном уровне правило, согласно которому если кадастровая стоимость земельного участка утверждена выше рыночной стоимости, то для исчисления земельного налога должна применяться последняя. Но на данный момент, к сожалению, таких правил нет.)

Ранее (еще в 2006 г.) Минфин (не без удовольствия) констатировал, что до определения и доведения до сведения организации кадастровой стоимости указанных земельных участков обязанность по уплате земельного налога в отношении вышеуказанных земельных участков у организации не возникает. Однако такие организации-землевладельцы все равно обязаны представлять в налоговые органы нулевые декларации (расчеты) по земельному налогу (см., например, Письма Минфина России от 29.03.2006 N 03-06-02-04/43, от 15.06.2006 N 03-06-02-04/86).

И вдруг фискальным органам помогли высшие арбитры, сославшись на прямо закрепленную в Федеральном законе N 137-ФЗ норму (п. 13 ст. 3) о том, что при отсутствии кадастровой стоимости земли для целей налогообложения должна применяться нормативная цена (Постановление Президиума ВАС РФ от 09.12.2008 N 6113/08, Определение ВС РФ от 21.01.2009 N 20-Г08-12).

Такой подход ВАС РФ закрепил и в Постановлении N 54 (абз. 2 п. 7).

Кроме отрицательной стороны (теперь по таким участкам налоговики вправе доначислить земельный налог с пенями, но ссылка на прежние разъяснения Минфина поможет не уплачивать штраф), есть в этой норме и положительный момент. В случае если кадастровая стоимость земельного участка не определена, нужно использовать нормативную стоимость, а она, как правило, существенно ниже и рыночной, и кадастровой стоимости соседних участков. Более того, Правительство РФ прямо установило, что нормативная цена не должна превышать 75% рыночной цены на типичные земельные участки соответствующего целевого назначения.

Земельный участок под жилищное строительство - не освоен!

В этой ситуации законодатели придерживаются мнения, что неосвоение земельного участка, приобретенного (предоставленного) для жилищного строительства, не является основанием для отказа в применении пониженной ставки, предусмотренной п. 1 ст. 394 НК РФ. Об этом, в частности, говорится в п. 8 Постановления N 54.

Отметим еще одну интересную, на наш взгляд, ситуацию, которая не нашла своего отражения в рассматриваемом Постановлении. Речь идет о передаче земельного участка в аренду. Например, организация имеет на праве собственности земельный участок категории поселений и принимает решение о передаче его в аренду застройщику для строительства многофункционального жилого комплекса. Имеет ли право организация рассчитывать на более низкую (в пределах 0,3%) налоговую ставку?

Да, имеет, ведь гл. 31 НК РФ не предусмотрено изменение ставок земельного налога в связи с передачей земельного участка в аренду. Подтверждено это и Минфином: в Письме от 06.05.2008 N 03-05-05-02/31 отмечено, что в отношении земельного участка, приобретенного (предоставленного) для жилищного строительства, вне зависимости от передачи земельного участка в аренду должна применяться ставка земельного налога, не превышающая 0,3% кадастровой стоимости.

И последнее...

На что хотелось бы обратить внимание, - это п. 5 ст. 391 НК РФ, в котором отмечено, что налоговая база уменьшается на не облагаемую налогом сумму в размере 10 000 руб. на одного налогоплательщика на территории одного муниципального образования (городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга) в отношении земельного участка, находящегося в собственности, постоянном (бессрочном) пользовании или пожизненном наследуемом владении.

В Постановлении N 54 разъяснено, что льготой могут воспользоваться налогоплательщики - физические лица, которые используют земельный участок для предпринимательской деятельности (такая возможность не запрещена ст. 391 НК РФ). Еще один важный момент, на который стоит обратить внимание: если налогоплательщик, имеющий право на льготу, обладает несколькими земельными участками, расположенными на территории одного муниципального образования, то уменьшение налоговой базы на не облагаемую налогом сумму осуществляется в отношении только одного из участков. При этом налогоплательщик самостоятельно определяет, в отношении какого из них, после чего оповещает об этом налоговую инспекцию путем подачи заявления и документов, подтверждающих право на уменьшение налоговой базы по земельному налогу. В случае если налогоплательщик имеет земельные участки в нескольких муниципальных образованиях, налоговая база уменьшается по каждому из участков.

Должны ли мы, собственники участка, оплачивать налог на землю за сотки в садоводстве?
В. Кот, Санкт¬Петербург

Если речь идет о земельном налоге, который должен оплачивать собственник садоводческого объединения, можно пояснить следующее:
В соответствии со ст. 388 Налогового кодекса РФ налогоплательщиками земельного налога признаются организации и физические лица, обладающие земельными участками на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения.
За земельные участки, используемые физическими лицами – членами садоводческих объединений, при наличии у них права собственности или постоянного (бессрочного) пользования (возникшего до введения в действие Земельного кодекса Российской Федерации) и пожизненного наследуемого владения на земельные участки, и документов, их удостоверяющих, в том числе актов, изданных органами местного самоуправления о предоставлении земельных участков, земельный налог должен взиматься с физических лиц посредством направления им налоговых уведомлений на уплату налога, исчисленного по сведениям, представляемым налоговым органам от органов, осуществляющих ведение земельного кадастра, органов, осуществляющих государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, а также органов местного самоуправления.
Данный налог вы оплачиваете лично после получения по месту регистрации уведомления из налоговой инспекции на уплату налога.
У садоводческого объединения имеется имущество общего пользования, в том числе земельные участки.
Ст. 1 Федерального закона № 66 от 15.04.1998 г. «О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан» раскрывает понятие имущества общего пользования садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения. Имуществом общего пользования признается имущество (в том числе земельные участки), предназначенное для обеспечения в пределах территории садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения потребностей членов такого некоммерческого объединения в проходе, проезде, водоснабжении и водоотведении, электроснабжении, газоснабжении, теплоснабжении, охране, организации отдыха и иных потребностей (дороги, водонапорные башни, общие ворота и заборы, котельные, детские и спортивные площадки, площадки для сбора мусора, противопожарные сооружения и тому подобное).
Как упоминалось выше в соответствии со ст. 388 Налогового кодекса РФ, плательщиками земельного налога признаются организации и физические лица, обладающие земельными участками на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения.
Садоводческое объединение является некоммерческой организацией, прибыли иметь не может. Основным источником поступления денежных средств являются вступительные, членские и целевые взносы граждан, которые имеют земельные участки в границах данного садоводческого объединения и пользуются имуществом общего пользования.
Следовательно, члены садоводческого объединения должны платить также земельный налог на земли общего пользования.
В соответствии с п.п.6, п.2, ст. 19 Федерального закона № 66 от 15.04.1998 г. «О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан» член садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения обязан: своевременно уплачивать членские и иные взносы, предусмотренные Федеральным законом и уставом такого объединения, налоги и платежи.
До выдачи свидетельства на право собственности на землю, пожизненного наследуемого владения, пользования участками членам садоводческих объединений налогоплательщиками являются организации в лице садоводческих объединений, которые представляют налоговые декларации в налоговые органы того административного района, на территории которого находятся участки указанных объединений.
В соответствии со ст. 392 Налогового кодекса РФ:
1. Налоговая база в отношении земельных участков, находящихся в общей долевой собственности, определяется для каждого из налогоплательщиков, являющихся собственниками данного земельного участка, пропорционально его доле в общей долевой собственности.
2. Налоговая база в отношении земельных участков, находящихся в общей совместной собственности, определяется для каждого из налогоплательщиков, являющихся собственниками данного земельного участка, в равных долях.
Н. Уваров,
юрисконсульт Союза садоводов
Газета "садовод" №16, 2010г.

Как известно, одна из наиболее важных составляющих бюджета любого государства — это налоги. Они бывают местными и общегосударственными и наполняют соответствующие бюджеты. Одним из обязательных налогов в РФ является земельный сбор. Что это такое и кому положено его платить? Существуют ли льготы на для пенсионеров, инвалидов и других категорий граждан? Как правильно рассчитать сумму сбора и от чего она зависит? Ответы на все эти вопросы знает далеко не каждый россиянин.

Земельный сбор: кому и зачем его назначают

Каждый, кто имеет в собственности или пользовании участок земли, обязан платить налог. Это сбор так и называется — земельный. Не имеет значения, является ли владелец участка физическим лицом, зарегистрирован ли он в качестве индивидуального предпринимателя или земля принадлежит организации. Правило тут очень простое: есть земля — плати налог. Исключение из данного правила только одно — если земельный участок находится в аренде, то и налог платит его фактический хозяин, то есть арендодатель. Так что если договора аренды у вас нет, вы просто обязаны знать, как рассчитать налог на землю. Хотя этот расчет и не является слишком сложным, все же несколько нюансов в нем есть.

Налоговая база

Земельный сбор — явление ежегодное. Для предприятий в площадь участка, облагаемую налогом, включаются:

  • участки, занятые зданиями и различными сооружениями;
  • прилегающие территории, используемые для поддержания жизнедеятельности предприятия;
  • технические и существующих объектов.

Основанием для определения общей площади выступают документы на право использования, владения или собственности на землю.

При установлении налоговой базы стоит помнить: за те участки, что предназначены для обслуживания помещений, принадлежащих различным собственникам, сбор насчитывается отдельно по каждому строению.

Если здание находится в долевой собственности, то и земельный сбор начисляется пропорционально доле владения каждого из собственников.

Довольно сложно насчитывать земельный сбор для сельскохозяйственных предприятий. Дело в том, что в этом случае большое значение имеет разделение участков на сельскохозяйственные и несельскохозяйственные. Кроме того, имеет значение расположение участка, его качество и состав — все эти параметры влияют на ставку налога.

Что считается объектом налогообложения

Из всего вышесказанного можно сделать вывод, что налог на землю для физических лиц, а также организаций и предприятий уплачивается с любого земельного участка (равно как и с его доли), предоставленного в пользование, собственность или владение.

Объектами налогообложения считаются:

  • участки сельхозназначения, предоставленные физлицам либо предприятиям для ведения садоводства, животноводства, огородничества либо дачного строительства;
  • наделы, предоставленные гражданам для организации личного подсобного хозяйства, а также крестьянского (фермерского) подворья;
  • предоставленные хозяйственным обществам, кооперативам, товариществам, а также иным коммерческим и некоммерческим предприятиям, сельскохозяйственным образовательным учреждениям (вузам, техникумам), исследовательским организациям, учебным и опытным хозяйствам;
  • участки рекреационной зоны, используемые для организации отдыха, спортивной, культурно-оздоровительной и туристической деятельности; пансионаты, кемпинги, дома отдыха, туристические парки, лагеря и детские станции, лесопарки и другие подобные объекты;
  • угодья лесного и водного фондов;
  • участки, отведенные под объекты энергетики, связи, промышленности, транспорта и других объектов;
  • земли, используемые для деятельности организаций радиовещания и телевидения;
  • другие участки.

Следует помнить, что датой возникновения прав на тот или иной участок считается момент регистрации в ЕГРП.

Налоговые ставки

Прежде всего, на землю зависит от того, как используется участок.

Если надел используется для индивидуального жилищного строительства, под собственное подсобное хозяйство или в качестве сельскохозяйственной территории, то размер земналога будет составлять не более 0,3% от кадастровой цены участка. По такой же ставке оплачивается налог за участки инженерного назначения, а также земли, отведенные для нужд таможни, национальной безопасности и обороны.

Если участок используется в коммерческих целях, то ставка налога на землю автоматически поднимается до 1.5%. В отдельных случаях ставка сбора может быть и меньше трех десятых процента — это зависит от политики органов местного самоуправления.

Кадастровая стоимость участка

Так как уплата земельного налога прямо зависит от кадастровой оценки, давайте разберем, что же это такое и где ее можно узнать. Кадастровая цена земельного участка определяется из государственной оценки земли. Такую оценку муниципальные власти проводят согласно законодательству не реже одного раза в пятилетку.

Происходит это так:

  • один раз в 5 лет исполнительные органы субъекта РФ принимают решение о необходимости кадастровой оценки;
  • затем Управлением Росреестра подготавливается список земель с учетом особенностей каждого муниципального образования;
  • после окончательного утверждения списка проводится оценка;
  • сведения, полученные в ходе проведения оценки, направляются обратно в Росреестр;
  • по мере поступления информации Управление Росреестра публикует на своем официальном сайте сведения о кадастровой стоимости земельных наделов.

Как оспорить стоимость земли

Как вы уже поняли, для того чтобы знать, как рассчитать налог на землю, нужно знать стоимость самого участка и его параметры. Однако на практике частенько можно столкнуться с тем, что кадастровая стоимость земли превышает его реальную рыночную цену. Дело в том, что стоимость участка формируется исходя из усредненной цены площади в кадастровом квартале, при этом не учитывается местоположение самой земли. Из-за этого сумма налога бывает неоправданно завышенной.

В качестве примера можно привести Московскую область. Не так давно жители этого региона столкнулись с тем, что налог на землю в Московской области оказался в несколько десятков раз выше, чем в предыдущие периоды.

Если вы также столкнулись с подобной ситуацией, нужно знать, что оспорить стоимость участка можно обратившись в специальную комиссию. Для такого пересмотра можно выделить два основания:

  • неверная информация, принятая по конкретному объекту;
  • назначение в отношении земельного участка его реальной стоимости, приведение ее к рыночному показателю.

Последнее основание оптимально, поскольку позволяет реально снизить цену кадастра.

Чтобы оспорить стоимость участка нужно:

  • заказать отчет о его стоимости в независимой оценочной компании;
  • приготовить нужный пакет документов и подать его в управление реестра;
  • провести экспертизу отчета в компании оценщика;
  • подать в отдел реестра паспорт участка и заверенные копии правоустанавливающих документов на него.

Порядок расчета и уплаты налога

В общем варианте формула выглядит так:

ЗН = Кс х Сн х К , где:

  • ЗН — земельный налог;
  • Кс — кадастровая стоимость надела;
  • Сн — ставка налога (от 0,3 до 1,5 в зависимости от назначения участка);
  • К — коэффициент, который показывает отношение числа месяцев владения земучастком к общему числу месяцев в году; например, если вы приобрели участок 9 месяцев назад, то К = 9/12 = 0,75. Если вы пользовались участком весь прошедший год, то К = 12/12 = 1.

Тут важно помнить, что налог начисляется только за полные месяцы пользования (владения) земучастком.

Если надел принадлежит вам на правах долевого участия, то и налог вы должны уплачивать пропорционально своей доле.

Не позже чем за 30 суток до наступления момента оплаты налоговая служба отправит плательщику земельного налога уведомление (по месту регистрации). В этом документе указаны сумма, налоговая база и дата оплаты.

Кто освобожден от уплаты земельного налога

Нужно знать, что существуют категории граждан, для которых предусмотрены различные льготы по земельному налогу. Частично уменьшается сумма уплаты налога на землю для таких групп населения:

  • Герои Российской Федерации;
  • Герои Социалистического Труда, а также кавалеры ордена Славы и Трудовой Славы;
  • Герои Советского Союза;
  • члены семей военнослужащих, получающих пособие по потере кормильца;
  • многодетные семьи, имеющие 3 и более несовершеннолетних детей, в том числе проходящих обучение в учебных заведениях любой организационно-правовой формы, либо находящихся на армейской службе до тех пор, пока им не исполнится 23 года;
  • инвалиды I или II группы
  • пенсионеры по старости, на иждивении у которых находятся инвалиды II или III группы либо лица, получившие инвалидность до 2004 года;
  • дети, не достигшие совершеннолетия;
  • ветераны и инвалиды ВОВ и (или) боевых действий;
  • ликвидаторы аварии на ЧАЭС и ПО «Маяк»;
  • получившие облучение в результате сброса радиоактивных отходов в Течу и взрывов на Семипалатинском полигоне;
  • испытатели ядерного и термоядерного оружия;
  • лица, получившие лучевую болезнь в результате испытаний либо учений, связанных с любыми видами ядерного оружия и установок, в том числе космических.

Для всех вышеперечисленных категорий налог на землю в год может быть уменьшен за счет снижения кадастровой стоимости участка на сумму, не превышающую 10 тысяч рублей.

Полностью освобождаются от уплаты земельного сбора представители коренных малочисленных народностей Сибири и Дальнего Востока в отношении тех земель, что используются для жизни и сельского хозяйства.

До некоторых пор полностью освобождались от оплаты земналога и пенсионеры. Однако с принятием в 2005 году нового Налогового кодекса льготы на налог на землю для пенсионеров были отменены. Теперь лица пенсионного возраста уплачивают земналог на общих основаниях.

Частичное понижение земналога

Существуют, однако, такие категории граждан, который имеют право на частичные льготы по земельному налогу.

  • 25% от начисленного сбора имеют право «скостить» сотрудники бюджетных предприятий различных уровней (если такими сотрудниками являются оба супруга);
  • 50% сэкономят сотрудники организаций, финансируемых их муниципального бюджета. Также по усмотрению органов местного самоуправления могут быть установлены и небольшие послабления в налоговом бремени и пенсионерам.

Поправки, внесенные в 2015 году

Чтобы знать, как рассчитать налог на землю правильно, просто необходимо следить за ежегодными изменениями и дополнениями в этой сфере. Например, в 2015 году в раздел «Земельный налог» НК РФ были внесены некоторые поправки. Согласно статье 387 (пункт 2), для всех плательщиков земналога, перечисленных в этой главе, ставка должна устанавливаться по усмотрению муниципалитета. Также органы муниципального самоуправления определяют порядок и сроки уплаты сбора за землю.

Из объектов налогообложения были исключены:

  • участки, изъятые или ограниченные в пользовании;
  • земли, занятые под ценными объектами;
  • наделы, являющиеся частью лесного фонда;
  • земли, занятые водными объектами госсобственности.

Однако самое важное изменение в земельном налоговом законодательстве — это то, что сумма налога теперь привязывается к рыночной стоимости участка. На практике это значит, что величина сбора вырастет.

Штрафы

Всем владельцам и пользователям земельных участков стоит помнить, что уплата сбора — не право, а обязанность. Поэтому неуплата, а также несвоевременная уплата земналога влечет за собой штрафные санкции.

Применяются они сразу же после предупреждения, а если сумма задолженности превысит 1500 рублей, документы будут переданы в суд. В самых критических случаях при неуплате земельного налога участок могут изъять у хозяина по решению суда.

Многие пенсионеры имеют в собственности земельные участки, поэтому для них очень важно, как определяется налог на землю для пенсионеров, и нужно ли его вообще платить. Тем более что размер пенсии в России не очень велик.

Земельный налог является разновидностью местных налогов и поступает в местный бюджет. Он устанавливается нормативными правовыми актами муниципальных органов и обязателен к уплате на территории конкретного муниципального образования. В соответствии с Налоговым кодексом, плательщиками налога на землю являются физические лица и организации, обладающие земельным участком, принадлежащим им на праве собственности, бессрочного пользования или наследуемого владения. Лица, обладающие на землю правом безвозмездного срочного пользования или правом аренды, налог платить не обязаны.

Льготы на земельный налог

Перечень категорий лиц, освобождаемых от уплаты налога на землю, установлен ст. 395 Налогового кодекса. Данной нормой предусмотрено, что от налогообложения могут быть полностью освобождены только физические лица, являющиеся представителями коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока в отношении земельных участков, которые используются для сохранения и развития их традиционного образа жизни, хозяйствования и промыслов.

В Налоговом кодексе также установлены категории лиц, которым налог уменьшается на величину кадастровой стоимости 6 соток принадлежащего им участка. К ним относятся:

  • Герои Советского Союза, Герои Российской Федерации, полные кавалеры ордена Славы;
  • инвалиды I и II групп;
  • инвалиды с детства;
  • ветераны и инвалиды Великой Отечественной Войны, ветераны и инвалиды боевых действий;
  • лица, подвергшиеся радиационному воздействию вследствие чернобыльской катастрофы и других аварий, установленных законом;
  • лица, непосредственно участвовавшие в испытаниях ядерного оружия, ликвидации ядерных аварий;
  • лица, получившие или перенесшие лучевую болезнь, а также ставшие инвалидами в результате ядерных испытаний, учений.

При владении участком большего размера налог уплатить придется, но частично - исходя из стоимости площади, превышающей установленный "шестисоточный" лимит.

Эти правила предусмотрены нормами федерального законодательства. Кроме того, Налоговым кодексом предусмотрено, что при установлении земельного налога органами местного самоуправления могут быть установлены собственные налоговые льготы, например, полное освобождение от обязанности уплаты земельного налога. Из этого следует, что

каждое муниципальное образование самостоятельно определяет, будет ли на его территории действовать освобождение в отношении пенсионеров или нет, а также определяет порядок его применения.

Помимо указанной льготы, законодательством нашей страны предоставлены еще некоторые послабления для данной категории граждан. Например, пенсионеры не платят имущественный налог , причем это установлено на федеральном уровне и действует на всей территории России.

Использование права на налоговые льготы

Для того чтобы узнать, платят ли пенсионеры земельный налог в конкретном муниципальном образовании , необходимо обратиться в администрацию соответствующего района либо в налоговую инспекцию по месту нахождения земельного участка. Следует помнить, что даже если освобождение предусмотрено нормативными актами муниципального органа, оно не будет применено без соответствующего заявления лица, обладающего таким правом. Кроме заявления в налоговую необходимо будет представить пакет документов, подтверждающих льготный статус налогоплательщика.

Исчисление налога на землю

Как устанавливает Налоговый кодекс, обложению земельным налогом подлежат земельные участки, которые расположены в границах муниципального образования. Налог исчисляется с кадастровой стоимости земельного участка (за минусом стоимости 600 кв.м. данного участка ), определенной по состоянию на 1 января. Если земельный участок образовался в течение года, то налог платится с кадастровой стоимости, определенной на дату постановки участка на кадастровый учет. Все сведения, на основании которых рассчитывается земельный налог для пенсионеров, представляются в налоговые инспекции органами, которые осуществляют кадастровый учет. Налог в отношении участка земли, принадлежащего нескольким лицам на праве долевой собственности, определяется отдельно для каждого налогоплательщика соответственно его доле в таком участке.

Обратите внимание! В случае владения 2-мя и более участками, уменьшение налоговой базы производится только в отношении 1 любого участка по выбору налогоплательщика. Информацию о выбранном участке необходимо зафиксировать в уведомлении (образец можно скачать ), которое следует представить в налоговую инспекцию до 1 ноября (для вычета за 2017 год - до 1 июля 2018 г.).

Ставки налога на землю устанавливаются каждым муниципальным образованием самостоятельно, но в любом случае они не могут превышать 0,3 % в отношении:

  • сельскохозяйственных земель;
  • земель жилищного фонда;
  • земель, предоставленных для личного подсобного хозяйства, садоводства, огородничества и т.п.;
  • ограниченных в обороте в соответствии с законодательством РФ, предоставленных для обеспечения обороны, безопасности и таможенных нужд.

Налог на остальные земельные участки уплачивается исходя из ставки не более 1,5 %. Уплатить соответствующую сумму за определенный год необходимо не позднее 1 декабря следующего года на основании уведомления, направленного налоговым органом.