Североатлантический договор. Североатлантический договор Что сказано в уставе нато

1949
Болгария 2004
Великобритания 1949
Венгрия 1999
Германия 1955
Дания 1949
Испания 1982
Исландия 1949
Италия 1949
Канада 1949
Латвия 2004
Литва 2004
Люксембург 1949
Нидерланды 1949
Норвегия 1949
Польша 1999
Португалия 1949
Румыния 2004
Словакия 2004
Словения 2004
США 1949
Турция 1952
Франция 2009
Хорватия 2009
Чехия 1999
Эстония 2004

Греция – вступила в 1952, вышла в 1974, сохранив представительство в ряде органов НАТО.
Франция – вступила в 1949, вышла из военной организации НАТО в 1966, но продолжала принимать участие в деятельности его политических органов. В 2009 снова вступила в НАТО.

Целью организации является обеспечение коллективной безопасности своих членов в европейско-атлантическом регионе, нападение на одного из членов организации рассматривается как нападение на союз в целом. Согласно уставу НАТО, она открыта для вступления новых членов, способных развивать принципы договора и вносить свой вклад в коллективную безопасность. Среди направлений деятельности НАТО – развитие международного сотрудничества и действия, направленные на предотвращение конфликтов между ее членами и членами-партнерами, защиту ценностей демократии, свободы личности, экономики свободного предпринимательства и верховенства закона.

В рамках НАТО существует ряд программ, среди них важнейшая – «Партнерство во имя мира», политической основой которой является Совет евроатлантического партнерства (СЕАП), в который входят 46 стран, в том числе Украина и Россия (последняя приостановила свое участие в СЕАП после решения НАТО о военном вмешательстве в Косове в марте 1999, однако частично возобновила его в феврале 2000). После теракта 11 сентября 2001, когда в Нью-Йорке были уничтожены небоскребы Всемирного торгового центра, в НАТО была создана специальная структура по борьбе с терроризмом. Возобновились усилия по сближению НАТО и России, нашедшие свое отражение еще в «Основополагающем акте о взаимных отношениях, сотрудничестве и безопасности между Российской Федерацией и Организацией Североатлантического договора», подписанном в Париже в мае 1997 президентом Б.Н.Ельцины м и главами государств и правительств стран НАТО. Одним из важнейших направлений является также сотрудничество с семью странами Средиземноморья – Алжиром , Египтом , Израилем , Иорданией , Мавританией , Марокко и Тунисом .

Высший руководящий орган НАТО – Североатлантический совет, чисто военными вопросами занимается Комитет военного планирования. В своей деятельности НАТО руководствуется принятой главами государств и правительств на сессии Североатлантического совета в Вашингтоне 23–24 апреля 1999 «Стратегической концепцией Североатлантического союза». Штаб-квартира НАТО расположена в Брюсселе (Бельгия).

Более подробно с принципами союза, его деятельностью и основополагающими документами можно ознакомиться на сайте www.nato.int.


ПРИЛОЖЕНИЕ 1

Североатлантический договор

Договаривающиеся стороны подтверждают свою веру в цели и принципы Устава Организации Объединенных Наций и свое желание жить в мире со всеми народами и правительствами.

Договаривающиеся стороны преисполнены решимости защищать свободу, общее наследие и цивилизацию своих народов, основанные на принципах демократии, свободы личности и законности. Договаривающиеся стороны преследуют цель укрепления стабильности и повышения благосостояния в Североатлантическом регионе. Договаривающиеся стороны полны решимости объединить свои усилия с целью создания коллективной обороны и сохранения мира и безопасности. Поэтому Договаривающиеся стороны достигли соглашения о нижеследующем Североатлантическом договоре:

Статья 1

Договаривающиеся стороны обязуются, в соответствии с Уставом Организации Объединенных Наций, мирно решать все международные споры, участниками которых они могут стать, не ставя при этом под угрозу международные мир, безопасность и справедливость, а также воздерживаться от любого применения силы или угрозы ее применения в своих международных отношениях, если это противоречит целям ООН.

Статья 2

Договаривающиеся стороны будут содействовать дальнейшему развитию международных отношений мира и дружбы путем укрепления своих свободных институтов, достижения большего понимания принципов, на которых они зиждутся, и содействия созданию условий стабильности и благосостояния. Договаривающиеся стороны будут стремиться к устранению противоречий в своей международной экономической политике и способствовать развитию экономического сотрудничества между любыми из них и между собой в целом.

Статья 3

В интересах более эффективного осуществления целей настоящего Договора, Договаривающиеся стороны, порознь и совместно, посредством постоянных и действенных самостоятельных усилий и взаимопомощи, будут поддерживать и наращивать свой индивидуальный и коллективный потенциал борьбы с вооруженным нападением.

Статья 4

Договаривающиеся стороны всегда будут консультироваться друг с другом в случае, если, по мнению какой-либо из них, территориальная целостность, политическая независимость или безопасность какой-либо из Договаривающихся сторон окажутся под угрозой.

Статья 5

Договаривающиеся стороны соглашаются с тем, что вооруженное нападение на одну или нескольких из них в Европе или Северной Америке будет рассматриваться как нападение на них в целом и, следовательно, соглашаются с тем, что в случае если подобное вооруженное нападение будет иметь место, каждая из них, в порядке осуществления права на индивидуальную или коллективную самооборону, признаваемого Статьей 51-ой Устава Организации Объединенных Наций, окажет помощь Договаривающейся стороне, подвергшейся или Договаривающимся сторонам, подвергшимся подобному нападению, путем немедленного осуществления такого индивидуального или совместного действия, которое сочтет необходимым, включая применение вооруженной силы с целью восстановления и последующего сохранения безопасности Североатлантического региона.

О любом подобном вооруженном нападении и всех принятых в результате него мерах немедленно сообщается Совету безопасности. Подобные меры будут прекращены, когда Совет безопасности примет меры, необходимые для восстановления и сохранения международного мира и безопасности.

Статья 6

В целях Статьи 5-й считается, что вооруженное нападение на одну или несколько Договаривающихся сторон включает в себя вооруженное нападение:

на территорию любой из Договаривающихся сторон в Европе или Северной Америке, алжирские департаменты Франции, территорию Турции или острова, расположенные в Североатлантической зоне севернее Тропика Рака и находящиеся под юрисдикцией какой-либо из Договаривающихся сторон;

на вооруженные силы, суда или летательные аппараты какой-либо из Договаривающихся сторон, если эти вооруженные силы, суда или летательные аппараты находились на этих территориях, или над ними, или в другом районе Европы, или над ним, если на них или в нем на момент вступления в силу настоящего Договора размещались оккупационные силы какой-либо из Договаривающихся сторон, или в Средиземном море, или над ним, или в Североатлантической зоне севернее Тропика Рака, или над ней.

Статья 7

Настоящий Договор ни в коем случае не затрагивает и не подлежит толкованию как затрагивающий каким-либо образом права и обязательства Договаривающихся сторон, являющихся членами Организации Объединенных Наций, по Уставу ООН или преимущественную ответственность Совета безопасности за поддержание международного мира и безопасности.

Статья 8

Каждая Договаривающаяся сторона заявляет, что ни одно из ее действующих международных обязательств в отношении какой-либо другой Договаривающейся стороны, или какого-либо третьего государства, не противоречит положениям настоящего Договора, и обязуется не брать на себя каких-либо международных обязательств, противоречащих настоящему Договору.

Статья 9

Настоящим Договаривающиеся стороны создают Совет, в котором для рассмотрения вопросов, касающихся выполнения настоящего Договора, должна быть представлена каждая из них. Совет подлежит организации таким образом, чтобы иметь возможность быстро собираться в любое время. Совет обязуется создавать вспомогательные органы, в которых может возникнуть необходимость; в частности, он обязуется немедленно создать Комитет обороны, которому надлежит давать рекомендации относительно мер, направленных на выполнение Статей 3 и 5.

Статья 10

Договаривающиеся стороны по всеобщему согласию могут предлагать любому другому европейскому государству, способному развивать принципы настоящего Договора и вносить свой вклад в безопасность Североатлантического региона, присоединиться к настоящему Договору. Любое государство, получившее подобное приглашение, может стать Договаривающейся стороной путем передачи на хранение правительству Соединенных Штатов Америки документа о своем присоединении к настоящему Договору. Правительство Соединенных Штатов Америки будет уведомлять каждую из Договаривающихся сторон о передаче ему на хранение каждого подобного документа о присоединении.

Статья 11

Настоящий Договор подлежит ратификации, а его положения претворению в жизнь, Договаривающимися сторонами согласно их соответствующим конституционным процедурам. Ратификационные грамоты подлежат скорейшей передаче на хранение правительству Соединенных Штатов Америки, которое будет уведомлять все другие государства, подписавшие настоящий Договор, о каждой подобной передаче на хранение Договор подлежит вступлению в силу в отношении уже ратифицировавших его государств с момента передачи ратификационных грамот большинства подписавших договор государств, включая ратификационные грамоты Бельгии, Канады, Люксембурга, Нидерландов, Соединенного Королевства, Соединенных Штатов и Франции, и подлежит вступлению в действие в отношении других государств с момента передачи на хранение их ратификационных грамот

Статья 12

По истечении десятилетнего срока действия настоящего Договора или в любое последующее время Договаривающиеся стороны обязуются по требованию какой-либо из Договаривающихся сторон провести совместные консультации с целью пересмотра настоящего Договора, принимая при этом во внимание факторы, затрагивающие в тот период мир и безопасность в Североатлантическом регионе, включая разработку в соответствии с Уставом ООН мероприятий глобального и регионального характера по поддержанию всеобщего мира и безопасности.

Статья 13

По истечении двадцатилетнего срока действия настоящего Договора любая Договаривающаяся сторона может выйти из него через год после того, как она уведомит правительство Соединенных Штатов Америки о расторжении ею настоящего Договора, которое будет сообщать правительствам всех других Договаривающихся сторон о вручении ему на хранение каждого уведомления о расторжении настоящего Договора.

Статья 14

Настоящий Договор, английский и французский тексты которого имеют одинаковую силу, подлежит сдаче на хранение в архив правительства Соединенных Штатов Америки. Должным образом заверенные копии настоящего Договора будут переданы вышеупомянутым правительством правительствам других государств, подписавших настоящий Договор.

ПРИЛОЖЕНИЕ 2

ЗАСЕДАНИЕ СОВЕТА РОССИЯ-НАТО НА УРОВНЕ ГЛАВ ГОСУДАРСТВ И ПРАВИТЕЛЬСТВ В ЛИССАБОНЕ 20 НОЯБРЯ 2010 ГОДА

Мы, главы государств и правительств стран-членов Совета Россия-НАТО на встрече сегодня в Лиссабоне заявили, что мы начали новый этап сотрудничества, ведущий к подлинному стратегическому партнерству.

Мы вновь подтвердили все цели, принципы и обязательства, содержащиеся в Основополагающем акте , Римской декларации и Хартии европейской безопасности ОБСЕ 1999 года, включая «Платформу безопасности, основанной на сотрудничестве», и признали, что безопасность всех государств в евроатлантическом сообществе неделима, а также то, что безопасность НАТО и России взаимосвязана. Мы будем работать в направлении достижения подлинно стратегического и модернизированного партнерства, основанного на принципах взаимного доверия, транспарентности и предсказуемости, с целью способствовать созданию общего пространства мира, безопасности и стабильности в евроатлантическом регионе. Государства-члены СРН будут воздерживаться от угрозы силой или применения силы друг против друга, равно как и против любого другого государства, его суверенитета, территориальной целостности или политической независимости в любой форме, несовместимой с Уставом ООН и содержащейся в Хельсинкском заключительном акте Декларацией принципов , которыми государства-участники будут руководствоваться во взаимных отношениях.

Государства-члены СРН привержены обязательству работать в качестве 29 равных партнеров, с тем чтобы реализовать огромный потенциал Совета Россия-НАТО, через последовательное развитие политического диалога и практического сотрудничества, исходя из общих интересов. Мы подчеркиваем, что Совет Россия-НАТО является форумом для политического диалога при любых обстоятельствах и по всем вопросам, включая те, по которым у нас имеются расхождения. Мы твердо намерены в полной мере задействовать механизм СРН для консультаций, достижения консенсуса, сотрудничества, совместных решений и совместных действий по широкому спектру вопросов безопасности в евроатлантическом регионе. Все мы согласны с тем, что во благо государств-членов СРН - дальновидная и транспарентная политика, нацеленная на укрепление безопасности и стабильности на евроатлантическом пространстве, в том числе через задействование существующих институтов и инструментов. Мы решительно поддерживаем восстановление жизнеспособности и модернизацию режима контроля над обычными вооружениями в Европе и готовы продолжить диалог по вопросам контроля над вооружениями, разоружения и нераспространения, представляющим интерес для СРН. Мы приветствуем заключение нового Договора о СНВ и рассчитываем на его скорейшую ратификацию и вступление в силу. Государства-члены СРН преисполнены решимости добиваться укрепления мира для всех и создания условий, которые позволят освободить мир от ядерного оружия, в соответствии с целями Договора о нераспространении ядерного оружия (ДНЯО), таким образом, чтобы это способствовало международной стабильности, а также исходя из принципа ненанесения ущерба безопасности для всех.

Сегодня мы одобрили Совместный обзор общих вызовов безопасности 21 века , над которым начали работать год назад. У нас важные общие интересы, и мы сталкиваемся с общими вызовами. На этой основе мы определили конкретные мероприятия практического сотрудничества.
Мы договорились обсуждать продолжение сотрудничества в области ПРО. Мы договорились о совместной оценке угроз со стороны баллистических ракет и о продолжении диалога в этой области. СРН также возобновит сотрудничество по ПРО ТВД. Мы поручили СРН разработать всеобъемлющий совместный анализ будущих рамочных условий сотрудничества в области противоракетной обороны. Прогресс в работе над этим анализом будет рассмотрен на встрече министров обороны стран-членов СРН в июне 2011 года.

Мы подчеркнули важность международных усилий в поддержку правительства Афганистана и по укреплению мира и стабильности в регионе. В этом контексте особую ценность имеют обновленные договоренности по дальнейшему облегчению железнодорожного транзита нелетальных грузов МССБ через российскую территорию. Основываясь на успехе работы проекта СРН по подготовке антинаркотических кадров, мы приветствуем включение Пакистана в качестве страны-участницы проекта наряду с Афганистаном, Казахстаном, Киргизией, Таджикистаном, Туркменистаном и Узбекистаном. Мы также договорились о расширении проекта для того, чтобы обеспечить дальнейшее прямое содействие укреплению профильных государственных структур в тесном взаимодействии с правительствами, направляющими сотрудников на обучение. Помимо этого, для содействия более эффективному использованию вертолетного парка военно-воздушными силами Афганистана мы также дали поручение о создании в 2011 г. целевого фонда СРН для обеспечения технического обслуживания вертолетов.

СРН будет укреплять сотрудничество в области борьбы с терроризмом, включая совместную разработку технологии обнаружения взрывчатых веществ1, противодействие террористическим угрозам гражданской авиации2 и обмен информацией по вопросам терроризма. Российская Федерация подтвердила свою заинтересованность в возобновлении поддержки контртеррористической операции НАТО «Активные усилия» в Средиземном море.

Поскольку пиратство и вооруженный разбой на море по-прежнему представляют значительную и возрастающую угрозу безопасности морского судоходства, государства-члены СРН расширят существующее сотрудничество на тактическом уровне, в том числе путем проведения совместной подготовки и учений.

Улучшение наших отношений будет помогать решению вопросов, по которым наши взгляды расходятся. Основываясь на нашей общей повестке дня сотрудничества, мы, главы государств и правительств стран-членов СРН, договорились о дальнейшем расширении и углублении диалога и практического сотрудничества между Россией и НАТО, а также наращивании партнерства Россия– НАТО, которое укрепляет безопасность для всех на евроатлантическом пространстве и за его пределами.

1. Проект по дистанционному обнаружению взрывчатых веществ (СТАНДЕКС)
2. Инициатива по сотрудничеству в воздушном пространстве (ИСВП)

Договаривающиеся стороны подтверждают свою веру в цели и принципы Устава Организации Объединенных Наций и свое желание жить в мире со всеми народами и правительствами.

Договаривающиеся стороны преисполнены решимости защищать свободу, общее наследие и цивилизацию своих народов, основанные на принципах демократии, свободы личности и законности.

Договаривающиеся стороны преследуют цель укрепления стабильности и повышения благосостояния в Североатлантическом регионе.

Договаривающиеся стороны полны решимости объединить свои усилия с целью создания коллективной обороны и сохранения мира и безопасности.

Поэтому Договаривающиеся стороны достигли соглашения о нижеследующем Североатлантическом договоре:

Договаривающиеся стороны обязуются, в соответствии с Уставом Организации Объединенных наций, мирно решать все международные споры, участниками которых они могут стать, не ставя при этом под угрозу международные мир, безопасность и справедливость, а также воздерживаться от любого применения силы или угрозы ее применения в своих международных отношениях, если это противоречит целям ООН.

Договаривающиеся стороны будут содействовать дальнейшему развитию международных отношений мира и дружбы путем укрепления своих свободных институтов, достижения большего понимания принципов, на которых они зиждятся, и содействия созданию условий стабильности и благосостояния.

Договаривающиеся стороны будут стремиться к устранению противоречий в своей международной экономической политике и способствовать развитию экономического сотрудничества между любыми из них и между собой в целом.

В интересах более эффективного осуществления целей настоящего Договора Договаривающиеся стороны, порознь и совместно, посредством постоянных и действенных самостоятельных усилий и взаимопомощи, будут поддерживать и наращивать свой индивидуальный и коллективный потенциал борьбы с вооруженным нападением.

Договаривающиеся стороны всегда будут консультироваться друг с другом, в случае если, по мнению какой-либо из них, территориальная целостность, политическая независимость или безопасность какой-либо из Договаривающихся сторон окажутся под угрозой.

Договаривающиеся стороны соглашаются с тем, что вооруженное нападение на одну или нескольких из них в Европе или Северной Америке будет рассматриваться как нападение на них в целом, и, следовательно, соглашаются с тем, что в случае если подобное вооруженное нападение будет иметь место, каждая из них, в порядке осуществления права на индивидуальную или коллективную самооборону, признаваемого Статьей 51-й Устава Организации Объединенных Наций, окажет помощь Договаривающейся стороне, подвергшейся, или Договаривающимся сторонам, подвергшимся подобному нападению, путем немедленного осуществления такого индивидуального или совместного действия, которое сочтет необходимым, включая применение вооруженной силы с целью восстановления и последующего сохранения безопасности Североатлантического региона.

О любом подобном вооруженном нападении и всех принятых в результате него мерах немедленно сообщается Совету безопасности. Подобные меры будут прекращены, когда Совет безопасности примет меры, необходимые для восстановления и сохранения международного мира и безопасности.

СТАТЬЯ 6-1

В целях Статьи 5-й считается, что вооруженное нападение на одну или несколько Договаривающихся сторон включает в себя вооруженное нападение:

На территорию любой из Договаривающихся сторон в Европе или Северной Америке, алжирские департаменты Франции 2, территорию Турции или острова, расположенные в Североатлантической зоне севернее Тропика Рака и находящиеся под юрисдикцией какой-либо из Договаривающихся сторон;

На вооруженные силы, суда или летательные аппараты какой-либо из Договаривающихся сторон, если эти вооруженные силы, суда или летательные аппараты находились на этих территориях, или над ними, или в другом районе Европы, или над ним, если на них или в нем на момент вступления в силу настоящего Договора размещались оккупационные силы какой-либо из Договаривающихся сторон, или в Средиземном море, или над ним, или в Североатлантической зоне севернее Тропика Рака, или над ней.

Настоящий Договор ни в коем случае не затрагивает и не подлежит толкованию как затрагивающий каким-либо образом права и обязательства Договаривающихся сторон, являющихся членами Организации Объединенных Наций, по Уставу ООН или преимущественную ответственность Совета безопасности за поддержание международного мира и безопасности.

Каждая Договаривающаяся сторона заявляет, что ни одно из ее действующих международных обязательств в отношении какой-либо другой Договаривающейся стороны, или какого-либо третьего государства, не противоречит положениям настоящего Договора, и обязуется не брать на себя каких-либо международных обязательств, противоречащих настоящему Договору.

Настоящим Договаривающиеся стороны создают Совет, в котором для рассмотрения вопросов, касающихся выполнения настоящего Договора, должна быть представлена каждая из них. Совет подлежит организации таким образом, чтобы иметь возможность быстро собираться в любое время. Совет обязуется создавать вспомогательные органы, в которых может возникнуть необходимость; в частности, он обязуется немедленно создать Комитет обороны, которому надлежит давать рекомендации относительно мер, направленных на выполнение Статей 3 и 5.

Договаривающиеся стороны по всеобщему согласию могут предлагать любому другому европейскому государству, способному развивать принципы настоящего Договора и вносить свой вклад в безопасность Североатлантического региона, присоединиться к настоящему Договору. Любое государство, получившее подобное приглашение, может стать Договаривающейся стороной путем передачи на хранение правительству Соединенных Штатов Америки документа о своем присоединении к настоящему Договору. Правительство Соединенных Штатов Америки будет уведомлять каждую из Договаривающихся сторон о передаче ему на хранение каждого подобного документа о присоединении.

Настоящий договор подлежит ратификации, а его положения - претворению в жизнь Договаривающимися сторонами согласно их соответствующим конституционным процедурам. Ратификационные грамоты подлежат скорейшей передаче на хранение правительству Соединенных Штатов Америки, которое будет уведомлять все другие государства, подписавшие настоящий Договор, о каждой подобной передаче на хранение. Договор подлежит вступлению в силу в отношении уже ратифицировавших его государств с момента передачи ратификационных грамот большинства подписавших договор государств, включая ратификационные грамоты Бельгии, Канады, Люксембурга, Нидерландов, Соединенного Королевства, Соединенных Штатов и Франции, и подлежит вступлению в действие в отношении других государств с момента передачи на хранение их ратификационных грамот.

По истечении десятилетнего срока действия настоящего Договора или в любое последующее время Договаривающиеся стороны обязуются по требованию какой-либо из Договаривающихся сторон провести совместные консультации с целью пересмотра настоящего Договора, принимая при этом во внимание факторы, затрагивающие в тот период мир и безопасность в Североатлантическом регионе, включая разработку в соответствии с Уставом ООН мероприятий глобального и регионального характера по поддержанию всеобщего мира и безопасности.

По истечении двадцатилетнего срока действия настоящего Договора любая Договаривающаяся сторона может выйти из него через год после того, как она уведомит правительство Соединенных Штатов Америки о расторжении ею настоящего Договора, которое будет сообщать правительствам всех других Договаривающихся сторон о вручении ему на хранение каждого уведомления о расторжении настоящего Договора.

Настоящий Договор, английский и французский тексты которого имеют одинаковую силу, подлежит сдаче на хранение в архив правительства Соединенных Штатов Америки. Должным образом заверенные копии настоящего Договора будут переданы вышеупомянутым правительством правительствам других государств, подписавших настоящий Договор.

1. В Статью внесены изменения в соответствии со Статьей 2 Протокола Североатлантического договора о присоединении к нему Греции и Турции.

2. 16 января 1963 г. Североатлантический совет отметил, что 3 июля 1962 г. соответствующие положения настоящего Договора в отношении алжирских департаментов Франции потеряли юридическую силу.

3. Настоящий Договор вступил в силу 24 августа 1949 г. после передачи на хранение ратификационных грамот всех подписавших его государств.

Вашингтон, Федеральный округ Колумбия,
4 апреля 1949 г.

Договаривающиеся стороны подтверждают свою веру в цели и принципы Устава Организации Объединенных Наций и свое желание жить в мире со всеми народами и правительствами.

Договаривающиеся стороны преисполнены решимости защищать свободу, общее наследие и цивилизацию своих народов, основанные на принципах демократии, свободы личности и законности. Договаривающиеся стороны преследуют цель укрепления стабильности и повышения благосостояния в Североатлантическом регионе. Договаривающиеся стороны полны решимости объединить свои усилия с целью создания коллективной обороны и сохранения мира и безопасности. Поэтому Договаривающиеся стороны достигли соглашения о нижеследующем Североатлантическом договоре:

Статья 1

Договаривающиеся стороны обязуются, в соответствии с Уставом Организации Объединенных Наций, мирно решать все международные споры, участниками которых они могут стать, не ставя при этом под угрозу международные мир, безопасность и справедливость, а также воздерживаться от любого применения силы или угрозы ее применения в своих международных отношениях, если это противоречит целям ООН.

Статья 2

Договаривающиеся стороны будут содействовать дальнейшему развитию международных отношений мира и дружбы путем укрепления своих свободных институтов, достижения большего понимания принципов, на которых они зиждятся, и содействия созданию условий стабильности и благосостояния. Договаривающиеся стороны будут стремиться к устранению противоречий в своей международной экономической политике и способствовать развитию экономического сотрудничества между любыми из них и между собой в целом.

Статья 3

В интересах более эффективного осуществления целей настоящего Договора, Договаривающиеся стороны, порознь и совместно, посредством постоянных и действенных самостоятельных усилий и взаимопомощи, будут поддерживать и наращивать свой индивидуальный и коллективный потенциал борьбы с вооруженным нападением.

Статья 4

Договаривающиеся стороны всегда будут консультироваться друг с другом в случае, если, по мнению какой-либо из них, территориальная целостность, политическая независимость или безопасность какой-либо из Договаривающихся сторон окажутся под угрозой.

Статья 5

Договаривающиеся стороны соглашаются с тем, что вооруженное нападение на одну или нескольких из них в Европе или Северной Америке будет рассматриваться как нападение на них в целом и, следовательно, соглашаются с тем, что в случае если подобное вооруженное нападение будет иметь место, каждая из них, в порядке осуществления права на индивидуальную или коллективную самооборону, признаваемого Статьей 51-ой Устава Организации Объединенных Наций, окажет помощь Договаривающейся стороне, подвергшейся или Договаривающимся сторонам, подвергшимся подобному нападению, путем немедленного осуществления такого индивидуального или совместного действия, которое сочтет необходимым, включая применение вооруженной силы с целью восстановления и последующего сохранения безопасности Североатлантического региона.

О любом подобном вооруженном нападении и всех принятых в результате него мерах немедленно сообщается Совету безопасности. Подобные меры будут прекращены, когда Совет безопасности примет меры, необходимые для восстановления и сохранения международного мира и безопасности.

Статья 6 ()

В целях Статьи 5-й считается, что вооруженное нападение на одну или несколько Договаривающихся сторон включает в себя вооруженное нападение:

  • на территорию любой из Договаривающихся сторон в Европе или Северной Америке, алжирские департаменты Франции (), территорию Турции или острова, расположенные в Североатлантической зоне севернее Тропика Рака и находящиеся под юрисдикцией какой-либо из Договаривающихся сторон;
  • на вооруженные силы, суда или летательные аппараты какой-либо из Договаривающихся сторон, если эти вооруженные силы, суда или летательные аппараты находились на этих территориях, или над ними, или в другом районе Европы, или над ним, если на них или в нем на момент вступления в силу настоящего Договора размещались оккупационные силы какой-либо из Договаривающихся сторон, или в Средиземном море, или над ним, или в Североатлантической зоне севернее Тропика Рака, или над ней.

Статья 7

Настоящий Договор ни в коем случае не затрагивает и не подлежит толкованию как затрагивающий каким-либо образом права и обязательства Договаривающихся сторон, являющихся членами Организации Объединенных Наций, по Уставу ООН или преимущественную ответственность Совета безопасности за поддержание международного мира и безопасности.

Статья 8

Каждая Договаривающаяся сторона заявляет, что ни одно из ее действующих международных обязательств в отношении какой-либо другой Договаривающейся стороны, или какого-либо третьего государства, не противоречит положениям настоящего Договора, и обязуется не брать на себя каких-либо международных обязательств, противоречащих настоящему Договору.

Статья 9

Настоящим Договаривающиеся стороны создают Совет, в котором для рассмотрения вопросов, касающихся выполнения настоящего Договора, должна быть представлена каждая из них. Совет подлежит организации таким образом, чтобы иметь возможность быстро собираться в любое время. Совет обязуется создавать вспомогательные органы, в которых может возникнуть необходимость; в частности, он обязуется немедленно создать Комитет обороны, которому надлежит давать рекомендации относительно мер, направленных на выполнение Статей 3 и 5.

Статья 10

Договаривающиеся стороны по всеобщему согласию могут предлагать любому другому европейскому государству, способному развивать принципы настоящего Договора и вносить свой вклад в безопасность Североатлантического региона, присоединиться к настоящему Договору. Любое государство, получившее подобное приглашение, может стать Договаривающейся стороной путем передачи на хранение правительству Соединенных Штатов Америки документа о своем присоединении к настоящему Договору. Правительство Соединенных Штатов Америки будет уведомлять каждую из Договаривающихся сторон о передаче ему на хранение каждого подобного документа о присоединении.

Статья 11

Настоящий Договор подлежит ратификации, а его положения претворению в жизнь, Договаривающимися сторонами согласно их соответствующим конституционным процедурам. Ратификационные грамоты подлежат скорейшей передаче на хранение правительству Соединенных Штатов Америки, которое будет уведомлять все другие государства, подписавшие настоящий Договор, о каждой подобной передаче на хранение Договор подлежит вступлению в силу в отношении уже ратифицировавших его государств с момента передачи ратификационных грамот большинства подписавших договор государств, включая ратификационные грамоты Бельгии, Канады, Люксембурга, Нидерландов, Соединенного Королевства, Соединенных Штатов и Франции, и подлежит вступлению в действие в отношении других государств с момента передачи на хранение их ратификационных грамот ().

Статья 12

По истечении десятилетнего срока действия настоящего Договора или в любое последующее время Договаривающиеся стороны обязуются по требованию какой-либо из Договаривающихся сторон провести совместные консультации с целью пересмотра настоящего Договора, принимая при этом во внимание факторы, затрагивающие в тот период мир и безопасность в Североатлантическом регионе, включая разработку в соответствии с Уставом ООН мероприятий глобального и регионального характера по поддержанию всеобщего мира и безопасности.

Статья 13

По истечении двадцатилетнего срока действия настоящего Договора любая Договаривающаяся сторона может выйти из него через год после того, как она уведомит правительство Соединенных Штатов Америки о расторжении ею настоящего Договора, которое будет сообщать правительствам всех других Договаривающихся сторон о вручении ему на хранение каждого уведомления о расторжении настоящего Договора.

Статья 14

Настоящий Договор, английский и французский тексты которого имеют одинаковую силу, подлежит сдаче на хранение в архив правительства Соединенных Штатов Америки. Должным образом заверенные копии настоящего Договора будут переданы вышеупомянутым правительством правительствам других государств, подписавших настоящий Договор.

Сноски:
  1. В Статью внесены изменения в соответствии со Статьей 2 Протокола Североатлантического договора о присоединении к нему Греции и Турции.
  2. 16 января 1933 г. Североатлантический совет отметил, что 3 июля 1962 г. соответствующие положения настоящего Договора в отношении алжирских департаментов Франции потеряли юридическую силу.
  3. Настоящий Договор вступил в силу 24 августа 1949 г. после передачи на хранение ратификационных грамот всех подписавших его государств.

Рефераты

Применение ст. 5 в контексте событий
Себастьян Горка

Стороны, подписавшие Вашингтонский договор, рассматривали ст. 5 в качестве механизма, обязывающего США прийти на помощь своим европейским союзникам. Но когда эта главная статья Вашингтонского договора была впервые применена, именно европейские союзники предложили Вашингтону свою поддержку сразу после террористических актов, совершенных 11 сентября 2001 года в США. Последствия этого все еще наглядно проявляются, что отражает исходное построение этого документа. Вашингтонский договор был компромиссом: в то время как обязательство об оказании помощи союзнику, подвергнувшемуся нападению имело автоматический характер, формулировка договора позволяла союзникам свободно определять характер своих ответных мер. Отцы-основатели Североатлантического союза, возможно, не могли даже предположить тот сценарий, по которому будет применена ст. 5. Несмотря на первоначальное решение Вашингтона отказаться от поддержки НАТО в кампании 2001 года в Афганистане, после террористических актов, совершенных 11 сентября 2001 года, четырнадцать из тогдашних девятнадцати союзников по НАТО направили туда свои воинские контингенты. Применение ст. 5 дало толчок продолжающейся трансформации НАТО. За это время Североатлантический союз повысил свой экспертный потенциал в области борьбы с терроризмом и создал Силы реагирования НАТО. Существует мнение, что актуальность статьи 5 Вашингтонского договора можно рассматривать в наличии непосредственной связи с ответными мерами Североатлантического союза на новые и усиливающиеся вызовы.

Применение ст. 5
Эдгар Бакли

В решении НАТО применить ст. 5 Вашингтонского договора сразу после террористических актов, совершенных 11 сентября 2001 г. не было ничего неизбежного. Первоначальная неопределенность относительно того, кто направлял это нападение, вызывала вопросы о возможности его организации за границей. Более того, само нападение носило характер типичных «асимметричных боевых действий», что с трудом подходило к применению ст. 5, в том виде, как это было предусмотрено составителями Вашингтонского договора. В отсутствии руководящих принципов, определяемых традицией или правительствами, те, кто принимал решения в НАТО, знали, что их действия в тот день создадут важные прецеденты, которые будут направлять Североатлантический союз по новому курсу. Когда стало ясно, что использование самолета в качестве оружия является «вооруженным нападением» в смысле ст. 5 и что это нападение качественно отличается от «обычного» внутригосударственного терроризма, автор статьи совместно с другими официальными представителями НАТО, приступил к работе по подготовке документа о применении ст. 5, который вскоре принят Североатлантическим советом. Продолжающаяся современная трансформация НАТО была бы невозможной, если бы союзники заблаговременно не приняли решение стать плечом к плечу в борьбе после террористических актов, совершенных 11 сентября 2001 года.

Напоминание о реальности
Томас Валашек

У Польши, Чехии и Венгрии не было большой заинтересованности в бомбардировках Сербии, которые начались уже через 12 дней после их вступления в Североатлантический союз. Потребности демократической консолидации, остававшийся страх перед возрождавшейся Россией и желание воссоединиться с современной Европой побуждали эти страны проводить часто болезненные реформы, необходимые для вступления в НАТО. Конфликт в Косово поставил польские, чешские и венгерские политические элиты в затруднительное положение, так как им пришлось объяснять обеспокоенной общественности, причины того, что оборонительный военный Североатлантический союз, к которому они присоединились, участвовал теперь в непосредственной военной акции против такого же восточноевропейского государства. К 2001 г. некоторые первоначальные риски, беспокоившие центрально- и восточноевропейские страны, исчезли, а с ними и потребности новых членов в усилении роли коллективной обороны НАТО, что уменьшило расхождения между старыми и новыми членами Североатлантического союза. После террористических актов, совершенных 11 сентября 2001 г., и затем вмешательства в Ираке под руководством США отношение к Североатлантическому союзу стало более подвижным и часто формируются под влиянием взглядов США. В результате, в настоящее время соперничество между евроцентристской и евроатлантической точками зрения стало частью дискурса в Североатлантическом союзе.

Ведение переговоров по ст. 5
Стэнли Р. Слоун

После провала переговоров в декабре 1947 г. между Францией, США, Великобританией и Советским Союзом, возникла явная потребность в создании трансатлантического военного союза, который смог бы сдерживать экспансионистский Советский Союз. Хотя западноевропейские страны были привержены механизмам коллективной безопасности, не исчезавшие тогда изоляционистские настроения в Конгрессе США делали проблематичным одобрение любого договора, который, как тогда казалось, узурпировал полномочия, данные Конгрессу конституцией США. В ходе последующих переговоров главное внимание уделялось тому, как свести вместе решимость американского Сената сохранить свое право на объявление войны и стремление европейских союзников заручиться обязательством США оказывать военное содействие в их обороне в случае нападения. Результатом этих переговоров стала ст. 5 Вашингтонского договора, формулировка которой носила достаточно гибкий характер. Это позволило НАТО выживать и даже процветать в ходе своего исторического развития. Хотя деятельность Североатлантического союза в настоящее время основывается на мандате о консультациях между союзниками перед лицом усиливающихся угроз безопасности, содержащемся в ст. 4 Вашингтонского договора, ст. 5 все еще служит сердцевиной Североатлантического союза.

Борьба с торговлей людьми
Капитан Кит Дж. Оллред

Недавно миротворцев ООН и участников других миротворческих сил стали обвинять в том, что они превратились в клиентов торговцев сексуальными услугами в Конго, Боснии и Герцеговине и в других странах. В ответ на эти события возник консенсус по вопросу о том, что торговля людьми - это частично и вопрос обеспечения безопасности, поскольку усиление преступных организаций, ведущих такую торговлю, может угрожать независимости и даже существованию неустойчивых государств. Кроме того, торговля людьми может подрывать высокие моральные качества участников операций НАТО. В 2004 г. на стамбульской встрече на высшем уровне союзники по НАТО объявили о принятии документа «Политика по борьбе с торговлей людьми», который стал средством борьбы с этой угрозой. Хотя в этом документе рассматриваются все аспекты торговли людьми, там, в частности, признается то воздействие, которые могут оказывать развернутые контингенты войск на спрос на женщин, ставших объектами сексуальной торговли. Кроме того, в этом документе содержится требование о том, что государства-члены должны принимать различные меры для уменьшения торговли людьми. Хотя в этой области предстоит еще большая работа, первые результаты этой политики уже обнадеживают. Вооруженные силы союзников стали включать меры по борьбе с незаконной торговлей в свои боевые уставы, а офицеры проходят учебную подготовку по конкретным вопросам борьбы с такой торговлей.

Варианты будущего НАТО
Стефан Де Шпигелайре и Рем Кортевег

Исследования будущего НАТО обычно либо отражают политические предпочтения их авторов, либо просто экстраполируют существующие тенденции. Вместо такого подхода авторы этой статьи выделяют ключевые характеристики институциональной прочности НАТО с целью создать пять сценариев с «моментальными снимками» того, как может проходить развитие Североатлантического союза к 2025 году. В первом сценарии сведены вместе факторы сильного руководства США, совместного определения восприятия угроз безопасности и относительно слабой Европы. Это так называемый «полный комплект инструментов» НАТО. Напротив, во втором сценарии фактор сильной и сплоченной Европы сведен вместе с фактором прочных трансатлантических связей, что создает вариант НАТО с «равным партнерством» и глобальным масштабом операций. В последующих сценариях рассматриваются варианты ухудшения трансатлантических связей и постепенного ослабления руководства США, причем до такой степени, что в пятом сценарии сочетание отсутствия заинтересованности у США и разобщенности европейских стран превращают Североатлантический союз просто в «салон для встреч старых друзей», где ведутся бесплодные дискуссии. В заключение авторы приходят к выводу о том, что «главным движущим фактором» при определении прочности Североатлантического союза будет заинтересованность США в Североатлантическом союзе. Независимо от слабости или силы Европейского союза и независимо от оценок угроз, будущее Североатлантического союза в отсутствии руководства США будет мрачным.

Частенько ее поминают к месту и не к месту.
И в обсуждениях перспектив войны с Турцией, и в разговорах про "освобождение" оккупацию русскими Прибалтики и в некоторых других ситуациях.


На мой взглад - ни туркам, ни прибалтам на Ст.5 можно не рассчитывать. И не только потому, что у русских есть "страшные ядерные ракеты" и партнеры по НАТО могут банально испугаться... нет.
Помощи может не быть совсем. И без нарушения устава Северо-атлантического альянса.

Предлагаю вспомнить формулировку статьи 5:

Момент первый. Касаемо Турции.

Внимательно читаем первое предложение:

«Договаривающиеся стороны соглашаются с тем, что вооруженное нападение на одну или нескольких из нихв Европе или Северной Америке будет рассматриваться как нападение на них в целом...»


Опа!
А Турция - это Азия.
Т.е. формальный повод для отказа Турции в помощи - уже есть. Даже если вдруг Россия на нее нападет.

Момент второй.

«...каждая из них, в порядке осуществления права на индивидуальную или коллективную самооборону, признаваемого Статьей 51-й Устава Организации Объединенных Наций, окажет помощь Договаривающейся стороне, подвергшейся, или Договаривающимся сторонам, подвергшимся подобному нападению, путем немедленного осуществления такого индивидуального или совместного действия, которое сочтет необходимым ...»


Сочтут необходимым выделить 1 танк или роту солдат в помощь атакуемым союзникам - уже хорошо. А могут ведь и поставками боеприпасов или топлива ограничиться...
Или вообще - повторить "подвиг" англичан и французов 1939-го, когда, выполняя союзнические обязательства по отношению к Польше, союзнички начали бомбить Гитлеровские войска... миллионами листовок.
Этот постыдный эпизод еще известен под наименованием "странная война".

Недаром после провокационного "перехвата" Су-24 появились разговорчики об исключении Турции из НАТО .

Но, не все так однозначно... (с)

Это все, если союзнички не захотят участвовать в защите одного из подельников.
А уж если захотят - никакой устав им не указ.
Пример тому - трактовка Фог Расмуссена, который, выступая 13 июня в национальном пресс-клубе в столице Австралии Канберре, заявил, что "статья 5 предполагает коллективную ОБОРОНУ для защиты свободы, демократии и верховенства закона" .

В трактовке бывшего главы НАТО понятие «оборона» тут же заменяется словом «борьба» , так как стремление отстаивать общие ценности «включает в себя обещание бороться вместе».

Расмуссен заметил, что коллективную оборону, стремление урегулировать кризисы и стабилизировать ситуациюальянс распространил «далеко за пределы своих границ» , и привел конкретные примеры.

НАТО пришлось «обороняться» в Боснии и Косово, «чтобы остановить массовые нарушения прав человека».
В Ливии альянс «защищал» гражданских лиц от враждебного режима.
В Афганистане НАТО делает все для уничтожения экстремистов, чтобы «построить безопасное будущее для афганцев и всего региона».

Так что, если сильно надо на кого-то напасть и заокеанские партнеры настоят - действие статьи 5 волшебным образом может расшириться.
А как сегодня обстоят дела с т.н. международным правом - все знают. Рулит право сильного .
Вот такой дуализм.

Так что иллюзий питать не стоит - лучшая гарантия от "широкой трактовки" Статьи 5 это способность нанести "партнерам" и их союзникам неприемлемый ущерб.

Вскоре после того, как серия кровавых терактов в Париже, совершенных экстремистами, связанными с группировкой ДАИШ, в прошлую пятницу унесла жизнь более 120 человек, политические наблюдатели в Канаде и других странах начали утверждать, что Франция может и должна призвать к применению статьи 5 Устава НАТО, редко используемой нормы о «коллективной самообороне», с целью мобилизации стран альянса на борьбу против боевиков в Ираке и Сирии.

Подпись к изображению . Президент Французской Республики Франсуа Олланд

Однако, по мнению некоторых ведущих канадских экспертов в сфере обороны и безопасности, Франция скорее всего не станет призывать к применению статьи 5 в отношении группировки ДАИШ, а если бы она это сделала, такой шаг мог бы поставить под вопрос ее шансы на привлечение российских вооруженных сил к борьбе против общего врага.

«Я полагаю, что если бы французы были намерены пойти по такому пути, они сделали бы заявление о своем решении в понедельник», заявил ведущий аналитик канадского Института международных отношений Дэйв Перри, имея в виду недавнее обращение французского президента Франсуа Олланда к национальному парламенту.

«Отдельные детали в президентской речи указывают на то, что он предполагает более координированное и активное сотрудничество с Россией. По всей вероятности, французы хотели бы избежать каких бы то ни было сложностей с Россией, и именно по этой причине не станут официально обращаться к НАТО, а прибегнут к созданию более краткосрочной коалиции, участие в которой потенциально могло бы оказаться более приемлемым для России».

Вопрос о том, насколько близко следует координировать действия и сотрудничать с Россией, давним союзником сирийского президента Башара аль-Асада, является весьма острым для западных политиков, особенно после того, как российский президент Владимир Путин в конце сентября начал наносить удары с воздуха по объектам ДАИШ в Сирии.

Запад и Россия разошлись во мнениях именно по вопросу, что делать с Асадом, чье жестокое подавление про-демократических акций протеста в 2011 году привело к началу гражданской войны, продолжающейся вот уже четыре года, и предоставившей ДАИШ идеальные условия для роста и деятельности. Однако, в последние недели ситуация начала меняться, поскольку Запад и Россия обозначают готовность обсуждать в рамках переговоров о мире политическое решение, предусматривающее постепенную передачу власти и демократические выборы в Сирии.

В настоящий момент, после парижских терактов и взрыва российского пассажирского лайнера в небе над Синайским полуостровом, ответственность за который взяла на себя группировка ДАИШ, все больше дискуссий посвящено вопросу, насколько близко Запад и Россия могут сотрудничать в борьбе с общим врагом. Призыв к «коллективной самообороне» в рамках НАТО не способствовал бы такому сотрудничеству.

«Я не посоветовал бы Франции призывать к использованию статьи 5 по одной существенной причине», заявил заместитель директора Королевского военного колледжа Канады Адам Чапник. «Это не привело бы ни к чему хорошему ни для России, ни для НАТО».

В соответствии со статьей 5 Устава НАТО, каждая из стран-членов альянса обязана отреагировать на вооруженное нападение на одну из них, «путем немедленного осуществления такого индивидуального или совместного действия, которое сочтет необходимым, включая применение вооруженной силы». Другими словами, применение этой статьи не могло бы обязать Канаду направить свои истребители для выполнения этой задачи, или заставить любую другую страну НАТО взять на себя большую роль, чем она уже выполняет.

Осуществление миссии под официальны знаменем НАТО могло бы привести к риску возникновения разногласий между странами альянса относительно того, как именно следует поступать с группировкой ДАИШ, что, по мнению Чапника, было бы не в интересах альянса, а также оттолкнуть Россию в тот момент, когда Запад нуждается в ее помощи.

«Если бы Россия по какой-либо причине искала повод не присоединяться к коалиции или причину для провокаций Запада, это было бы идеальным вариантом», заявил он, имея в виду любое движение в направлении создания коалиции под эгидой НАТО.

Чапник считает, что подобный шаг мог бы повредить также возможным будущим усилиям по привлечению к сотрудничеству таких стран как Китай, который также борется против исламского экстремизма и обеспокоен вербовкой боевиков организацией ДАИШ в странах Центральной Азии.

Перри заявил, что если бы президент Олланд собирался потребовать применения пятой статьи, он сделал бы это в понедельник во время своего обращения к членам французского парламента в Версале. Однако, вместо этого он пообещал в ближайшее время встретиться с американским президентом Бараком Обамой и Владимиром Путиным и обратиться к ним с просьбой о создании «широкой и единой коалиции».

«Мне кажется, что он намеренно оставил максимальный простор для потенциального сотрудничества с Россией в Сирии», сказал Перри. «Я убежден, что существует некое окно для совместных действий, открывшееся после того, как стало ясно, что ДАИШ является угрозой в равной степени для России и других стран коалиции».

Эта задача потребует от партнеров по коалиции координации усилий не только в связи с ударами с воздуха, но и в таких сферах, как спутниковое слежение и обмен данными разведслужб.

«Ссылки на то, что мы имеем право делиться информацией только со шведами или финнами, не приведут ни к чему хорошему», заявил бывший заместитель директора Канадской службы безопасности и разведки Рэй Бойсверт. Он также сказал, что в сложившейся ситуации Запад обладает весьма незначительными возможностями для сбора разведывательной информации на территориях, контролируемых ДАИШ, поскольку «средства были ограничены» после разоблачений бывшего контрактника ЦРУ Эдварда Сноудена в связи с операциями разведслужб.

Он полагает, что масштабная военная кампания против боевиков потребует лучшей координации между вооруженными силами на местах и спецслужбами, а это подразумевает также совместную работу с русскими.

«Я нахожу это отвратительным, поскольку планы Путина крайне безнравственны и в значительной степени связаны с его внутренней политикой и стратегическими играми. Однако, как бы то ни было, приходится сотрудничать даже с теми, кто тебе не очень приятен, когда речь идет о гораздо большей опасности, угрожающей всем нам», добавил он. «Я думаю, пусть лучше Россия будет участником дискуссий, иначе она станет частью проблемы».