Гиа по русскому языку. Тест. Сложные предложения с разными видами связи между частями ГИА по русскому языку

14. Сложные предложения с разными видами связи между частями

35. Среди предложений 1–5 найдите сложное предложение с бессоюзной и союзной подчинительной связью. Напишите номер этого предложения.

(1) В 1922 году, когда ему было 14 лет, Лев Ландау успешно сдал экзамены в Бакинский университет и был зачислен на физико-математический факультет сразу на два отделения – математическое и естественное. (2) Его очень интересовала химия, но вскоре он ушёл с естественного отделения, поняв, что физика и математика ему больше по душе.
(3) Первокурсник Ландау был моложе всех в университете. (4) Вначале это его чрезвычайно угнетало. (5) Проходя по коридорам, он поднимал плечи и наклонял голову: ему казалось, что так он выглядит гораздо старше.

36. Среди предложений 15–22 найдите сложное предложение с бессоюзной и союзной сочинительной и подчинительной связью между частями. Напишите номер этого предложения.

(15) После урока Лисапета подскочила к Вере:
– (16) Верка, я кое-что тебе расскажу, и ты просто умрёшь от удивления! (17) Я видела на почтамте, как Жека отправлял толстые конверты!
– (18) Кому отправлял?
(19) Лисапета, конечно, была неплохая девчонка, но, когда она появлялась, сразу хотелось съёжиться – так она суетилась и вращалась. (20) Казалось, будто Лисапета находится в нескольких местах сразу.
– (21) Помнишь, в нашем классе училась Лиза Ракитина, которая на север уехала? (22) Вот этой Лизке он и отправлял письма!

37. Среди предложений 4–10 найдите сложное предложение с бессоюзной и союзной подчинительной связью между частями. Напишите номер этого предложения.

(4) Илья был длинным и тощим, его руки и ноги вечно торчали из коротких рукавов и штанин. (5) Всегда одетый хуже других, тоже плохо одетых ребят, он постоянно паясничал и насмешничал, делал представление из своей бедности, и это был высокий способ её преодоления.
(6) Санино положение было хуже. (7) Всё вызывало у одноклассников зависть и отвращение: курточка на молнии, девичьи ресницы, раздражающая миловидность лица и полотняные салфетки, в которые был завёрнут домашний бутерброд. (8) К тому же он учился играть на пианино. (9) И не было никакого умиления, а только одни злые насмешки.
(10) Соединил Илью и Саню Миха, когда появился в пятом классе, вызвав общий восторг: он был идеальной мишенью для всякого неленивого – классическим рыжим.

38. Среди предложений 29–35 найдите сложное предложение с союзной сочинительной и подчинительной связью между частями. Напишите номер этого предложения.

(29) Отец и мама, мне кажется, очень довольны, что я невысокий. (30) Они-то ведь ждали ребёнка и хотят, чтоб я на всю жизнь им остался. (31) Но я не хочу!
(32) Как-то я услышал по радио, что, если в семье несколько детей, нехорошо одного из них выделять. (33) Я сказал об этом родителям.
– (34) Другой бы гордился, что его выделяют, а этот думает о сестре. (35) Какой добрый, а! – воскликнул отец.

39. Среди предложений 33–35 найдите сложное предложение с бессоюзной и союзной подчинительной связью между частями. Напишите номер этого предложения.

(33) Толя сразу вскочил и подошёл к окну, но дотянуться до ручки ему было нелегко. (34) Он приподнялся и вдруг замер на цыпочках: за окном он неожиданно увидел маму. (35) Она стояла, держа в руках сложенный зонтик, не обращая внимания на дождь, который стекал с плаща, и медленно водила глазами по окнам школы: мама, наверно, хотела угадать, в каком классе сидит её Толя.

40. Среди предложений 23–26 найдите сложные предложения с бессоюзной и союзной сочинительной связью между частями. Напишите номера этих предложений.

(23) Но однажды случилось такое, о чём до сих пор рассказывают в наших местах. (24) У соседей загорелся дощатый сарай. (25) Коров они успели вывести, а телёнок в самой дальней клети был закрыт – не подберёшься. (26) Жар, дым, он, бедняга, уже не мычит, а стонет, всем жалко, но ведь в огонь не полезешь.

41. Среди предложений 6–14 найдите сложные предложения с бессоюзной и союзной подчинительной связью. Напишите номера этих предложений.

(6) Ведь, скажем, в Западной Европе столь резкого падения интереса к России и русскому языку, как в странах бывшего социалистического лагеря, за эти годы не отмечалось. (7) Мотивация людей, изучающих русский язык, как правило, одинаковая: «Хотим приобщиться к культуре Достоевского, Толстого, Чехова». (8) Причина эта замечательная, и нужно всячески поощрять такое стремление. (9) Вот только есть тут один нюанс, который не может не настораживать: ведь это всё классики XIX или, в лучшем случае, – начала XX века. (10) Безусловно, их роль далеко не исчерпана за минувшее столетие: они и по сей день олицетворяют расцвет русской культуры. (11) Однако симптом всё-таки довольно тревожный: мне кажется, современная Россия также должна предложить меняющемуся миру нечто актуальное, но в то же время не выходящее за рамки её традиции, её исторически определённой ниши, которая и делала бы её привлекательной в глазах иностранцев. (12) Не страшно, если наши поп-звёзды не будут в мировых хит-парадах. (13) Хуже, если духовные элиты всего мира более не будут искать в нас подлинной высокодуховной альтернативы. (14) А это уже зависит в первую очередь от нас, от того, как мы дорожим нашим культурным даром.

42. Среди предложений 15–20 найдите сложное предложение с бессоюзной и союзной подчинительной связью между частями. Напишите номер этого предложения.

(15) Университет, институт культуры и, конечно же, медицинский.
(16) Медицинский мне всегда нравился. (17) Во-первых, там преподавал мой любимый дядя. (18) Во-вторых, там учился мой троюродный брат, который мне тоже нравился. (19) Но как-то пугала так называемая анатомичка. (20) Я понимал: даже просто войти в здание, где она находится, я не смогу.

43. Среди предложений 12–16 найдите сложное предложение с бессоюзной и союзной сочинительной и подчинительной связью.

(12) Царство игрушек по-своему отражало реальный мир, никого не унижая, а меня возвышая. (13) Миниатюрностью своей игрушки подчёркивали, что созданы как бы для подчинения мне. (14) А безраздельно хозяйничать – я сообразила уже тогда – очень приятно. (15) Я распоряжалась маршрутами автомобилей и поездов, повадками и действиями зверей, которых в жизни боялась. (16) Я властвовала, повелевала – они были бессловесны, безмолвны, и я втайне подумывала, что хорошо было бы и впредь обращаться с окружающими подобным образом.между частями. Напишите номер этого предложения.

44. Среди предложений 1–6 найдите сложное предложение с союзной и бессоюзной связью. Напишите номер этого предложения.

(1) Композитор Эдвард Григ проводил осень в лесах около Бергена. (2) Все леса хороши, но особенно хороши горные леса около моря: в них слышно, как шумит прибой.
(3) Однажды Григ встретил в лесу маленькую девочку с двумя косичками – дочь лесника. (4) Она собирала еловые шишки и клала их в плетёную корзинку.
– (5) Как тебя зовут, девочка? – спросил Григ.
– (6) Дагни, – вполголоса ответила девочка.

45. Среди предложений 5–8 найдите сложные предложения с бессоюзной и союзной подчинительной связью между частями. Напишите номера этих предложений.

(5) Раньше она жила себе и жила, её вполне удовлетворял молодёжный сериал «Школьники» и девчачьи глянцевые журналы, из которых можно было вырезать картонных кукол и одевать в платья для принцесс. (6) Но пришёл день, и Нина выгребла из всех ящичков картонных кукол, заколочки в виде бабочек и сердечек, фенечки, подвески из стекляшек, пластиковые серьги и отправила это богатство в мусоропровод. (7) Она действовала решительно и методично, будто готовилась к какой-то новой жизни, освобождая свою комнату от дешёвого хлама, игрушек и глупых журналов. (8) А через какое-то время она вдруг поняла, что все изменения, по большому счёту, были только внешними: её жизнь по-прежнему пуста, скучна и очень однообразна: школа, дом, книги, Интернет…

46. Среди предложений 1–6 найдите сложные предложения с союзной подчинительной и сочинительной связью между частями. Напишите номера этих предложений.

(1) В тот день на берегу моря Зыбин всё-таки достал краба. (2) Краб был страшно большой и плоский, и, присмотревшись, на нём можно было разглядеть бугры и колючки, какие-то швы, зубчатые гребешки. (3) Если его засушить, получится, наверное, прекрасный сувенир!
(4) Краб неделю просидел под кроватью. (5) Он сидел всё в одном и том же месте, около ножки кровати, и, когда кто-нибудь наклонялся над ним, он с грозным бессилием выставлял вперёд зазубренную клешню.

47. Среди предложений 13–17 найдите сложное предложение с бессоюзной и союзной подчинительной связью между частями. Напишите номер этого предложения.

(13) Конечно, бабушка была счастлива за свою дочь, гордилась её мужем, то есть моим отцом, но она, как и я, редко следовала тем правилам, к которым нас с ней стремились приучить.
(14) Например, мама и отец старались закалить нас. (15) Но мы с бабушкой не желали обтираться ледяной водой, вставать по воскресеньям ещё раньше, чем в будни, чтобы идти на лыжах или в поход. (16) Мы сознавали, что нечётко делаем гимнастику.
(17) Вообще, мои родители то и дело обвиняли нас обоих в нечёткости: мы нечётко сообщали, кто и когда звонил маме или отцу по телефону, нечётко выполняли режим дня.

48.Среди предложений 9-14 найдите сложное предложение с разными видами связи (союзной подчинительной и бессоюзной связью) . Напишите номер этого предложения.

(9) Из тех же романов Вальтера Скотта мы знали, что в средние века самой страшной пыткой было вот такое медленное капанье на голову ледяной воды, и удивлялись лягушке.
(10) А потом лягушка стала приходить по вечерам в дом. (11) Она прыгала через порог и часами могла сидеть и смотреть на огонь керосиновой лампы.
(12) Трудно было понять, чем этот огонь так привлекал нашу лягушку. (13) Но потом мы догадались: она приходила смотреть на яркий огонь так же, как дети собираются вокруг неубранного чайного стола послушать перед сном сказку. (14) Огонь то вспыхивал, то ослабевал от сгоравших в ламповом стекле зелёных мошек.

49. Среди предложений 19–22 найдите сложное предложение с сочинительной и подчинительной связью между частями. Напишите номер этого предложения.

(19) Он молча сбросил мокрую шинель, прошёл в самый дальний угол и сел на свою постель. (20) Когда молодой лётчик Лёвушкин посмотрел в угол, он увидел, что Яровой, подперев ладонями голову, сосредоточенно рассматривает большую фотографию. (21) Лёвушкин, а за ним следом и ещё двое подошли к нарам. (22) Яровой никогда не показывал никому из нас ни своих фотографий, ни своих писем, и то, что сейчас он долго и пристально рассматривает какой-то снимок, заинтересовало всех.

50. Среди предложений 13–17 найдите сложное предложение с бессоюзной и союзной сочинительной связью между частями. Напишите номер этого предложения.

(13) Всё в Калинове было бедным, разрушенным, в изобилии только нетронутая робкая природа. (14) И люди были, пожалуй, получше городских, тоже почти не тронутые городским душевным развратом.
(15) Общение с деревенскими ребятами развеяло его студенческие иллюзии: доброе и вечное, конечно, не отменялось, но повседневная жизнь была слишком груба. (16) Всё время мучительно думал: нужны ли все эти культурные ценности девочкам, укутанным в чинёные платки, успевшим до зари прибрать скотину и малых братьев-сестёр, и мальчикам, выполнявшим всю мужскую тяжёлую работу? (17) Учёба на голодный желудок и потеря времени на знания, которые никогда и ни при каких условиях им не понадобятся?

51. Среди предложений 43–46 найдите сложное предложение с бессоюзной и союзной сочинительной связью между частями. Напишите номер этого предложения.

(43) Лицо её дрогнуло, она схватила меня за руку, и мы побежали к двери. (44) Бум холодным шершавым языком осушил мои слёзы, от него пахло дождём и мокрой шерстью. (45) Мы с мамой вытирали его сухим полотенцем, а он поднимал вверх все четыре лапы и в буйном восторге катался по полу. (46) Потом он затих, улёгся на своё место и, не мигая, смотрел на нас.

Среди предложений 5-9 найдите сложное бессо­юзное предложение. Напишите номер этого предложения. (5)3десь, вероятнее всего, можно говорить либо об игровой зависимости, либо о проблемах личностного характера, когда чело­век с комплексами предпочитает виртуальный мир реальному, когда ему порой не с кем общаться. (б)Однако есть немало здоровых, успешных, состо­явшихся людей, ежедневно уделяющих онлайн развлечениям довольно много времени. (7)С чем это может быть связано? (8)Привлекательность этих игр, помимо их замечательных технических характеристик, возможно, обусловили многие факторы. (9)Во- первых, эти игры отвечают духу времени: они такие же динамичные, зажигательные, с элементами arpec сии.

Среди предложений 37-41 найдите сложное бес­союзное предложение. Напишите номер этого предложения.
(37)Он ничего не ответил, задрал голову и посмот­рел ввысь: небо было глубоким и синим. (38)Мальчик проводил глазами редкие тучки, и его взгляд скольз­нул по макушкам высоких сосен, по конькам крыш. (39)Взгляд опускался все ниже, ниже, остановился на маленьком парашюте, и мне показалось, что мальчик уже давно знает ответ на этот вопрос. (40)Он наклонился и поднял с земли забрызганный грязью купол, перебросил его через плечо. (41)Этот жест означал, что не все потеряно, что парашют, сде­ланный из наволочки, может еще пригодиться.

Среди предложений 46-50 найдите сложное бес­союзное предложение. Напишите номер этого предложения.
46)И бабам чудилось, что в письме написано: «Здравствуй, жена моя Нюша!» или: «Здравствуй, жена моя Ольга!» (47)Это их мужья здороваются с ни­ми. (48)Это их мужья были живы и здоровы. (49)И это их мужьям не нравился табак, их мужьям не повезло с портянками: снимались по тревоге, забыли сунуть в вещмешок. (5О)Настасьино письмо грело серолицых, осунувшихся подруг, прибавляло им сил.

Среди предложений 8-13 найдите сложное бес­союзное предложение. Напишите номер этого предложения.
(8)А если у них и находилось свободное время, они во­зились с золотыми рыбками. (9)Хлебных крошек, ко­нечно, не было, рыбкам сыпали кусочки казеинового клея, меняли им воду или просто любовались через толстое зеленое стекло. (10)Но никто никогда не вспо­минал про маленькую Люсеньку. (11)Никто не спрашивал, что она кушает. (12)Для этого были воспитатели. (13) И вдруг золотые рыбки стали исчезать.

Среди предложений 33-35 найдите сложное бес­союзное предложение. Напишите номер этого предложения. (ЗЗ)Матери Терезе открывались двери и хижин, и дворцов, она го­ворила с королями и нищими, держала речь перед полными залами. (34)Она знала, что сказать, чтобы зажечь в сердцах слушателей сострадание и желание помочь страждущим. (35)В 1997 году матери Терезе была присуждена Нобелевская премия, и эти средства тоже были потра­чены во имя «нежеланных, нелюбимых и необласкан­ных».

Среди предложений 23-25 найдите сложное бес­союзное предложение. Напишите номер этого предложения. (23)Мы, не прикасаясь, приятно холодея от страха и риска, пристально рассматривали серые слитки че­шуи, которые, как оказалось, сохраняли форму своей хозяйки. (24)Потом мы потрогали их палкой - они рассыпались в прах. (25)Они перешагнули эту роковую черту види­мого и невидимого, и их глазам открылось совершен­но...

Среди предложений 16–19 найдите сложное бессоюзное предложение.Напишите номер этого предложения. (16)Там сверкали бенгальским огнем стены снежных дворцов, дикие лебеди летели над морем, в нем отражались розовые облака, оловянные солдатики стояли на часах на одной ноге, сжимая длинные ружья. (17)Я начал читать и зачитался так, что, к огорчению взрослых, почти не обратил внимания на нарядную елку. (18)Прежде всего я прочел сказку о стойком оловянном солдатике и маленькой прелестной плясунье, потом – сказку о снежной королеве, где любовь преодолевает все преграды. (19)Удивительная и, как мне показалось, душистая, подобно дыханию цветов, человеческая доброта исходила от страниц этой книги с золотым обрезом

Среди предложений 13–16 найдите сложное бессоюзное предложение. Напишите номер этого предложения. (13)Там я увидел тринадцатилетних, таких же, как я, парней, которые целый год могли конструировать и, не торопясь, изготавливать модель катера или яхты. (14)Быстрых успехов я там не добился, руки у меня оказались не золотые, в число любимых и перспективных учеников я не попал и ушел. (15)В общем, я искал, искал занятие и в итоге к четырнадцати годам его нашел. (16)Точнее, занятие нашло меня, потому что родители подарили мне на тринадцатилетие фотоаппарат.

Среди предложений 31–35 найдите сложное бессоюзное предложение. Напишите номер этого предложения. (31) И я обнадёживаю их, этих знакомых мне и незнакомых изувеченных людей: (32)Если мать провожала с улыбкой, То с улыбкой вернёшься назад… (33)Я не пою, я почти говорю им это твердым голосом, из которого исчезла моя, такая ещё жиденькая печаль, печаль хотя и много уже повидавшего, но всё же девятнадцатилетнего человека. (34)И я вижу, что мне поверили. (35) Однорукие стучат о колени, лежащие колотят костылями об пол: аплодисменты.

Среди предложений 13–18 найдите сложное бессоюзное предложение. Напишите номер этого предложения. (13)Тишину нарушали только колокольный звон и мычание стада, а по ночам – колотушки сторожей. (14)По уличным косогорам и оврагам цвел репейник и росла лебеда. (15)В домах за кисейными занавесками сушился на подоконниках липовый цвет. (16)Дни стояли солнечные, устойчивые, сухие. (17)Русское лето, чем ближе к осени, тем больше бывает окрашено в спелые цвета. (18)Уже в августе розовеет листва яблоневых садов, сединой блестят поля; вечерами над Волгой стоят облака, покрытые жарким румянцем.

Среди предложений 1 – 7 найдите сложное бессоюзное предложение. Напишите номер этого предложения.
(1)В густом тонкоствольном осиннике я увидел серый в два обхвата пень. (2)Пень этот сторожили выводки опят с рябоватыми шершавыми шляпками. (3)На срезе пня мягкою шапкою лежал линялый мох, украшенный тремя или четырьмя кисточками брусники. (4)И здесь же ютились хиленькие всходы ёлочек. (5)У них было всего по две-три лапки и мелкая, но очень колючая хвоя. (6)А на кончиках лапок все-таки поблескивали росинки смолы, виднелись пупырышки, завязи будущих лапок. (7)Однако завязи были так малы и сами ёлочки были такими хворыми, что им уже и не справиться было с трудной борьбой за жизнь и продолжать рост.

Среди предложений 14-19 найдите сложное бессоюзное предложение. Напишите номер этого предложения. (14)Происходят и другие, не менее печальные события. (15)Исследования показали: причиной лесных пожаров часто служит стеклянная посуда, брошенная отдыхающими. (16) В жаркое время года банки, бутылки, особенно если они побиты, превращаются в линзы, концентрирующие солнечные лучи и приводящие к самовозгоранию лесной подстилки. (17)Небрежность? (18)Халатность? (19)Точнее, преступность поведения - и бушуют пожары на десятках и сотнях гектаров, уничтожая леса, отрывая людей от работы, заставляя расходовать огромные материальные средства для ликвидации пожаров и их последствий

Подведение итогов

Поздравляем, вы прошли тест до конца!

Теперь нажмите на кнопку Сдать тест для того, чтобы окончательно сохранить ваши ответы и получить оценку.
Внимание! После нажатия на кнопку вы не сможете внести изменения.

Сдать тест

Подведение итогов

%
ваша оценка


Результаты теста были сохранены.
На панели навигации красным отмечены слайды, на которых допущена хотя бы одна ошибка.


Ответы сохранены Ошибка сохранения ответов Сохранение ответов...

Среди предложений 33-35 найдите сложное предложение с бессоюзной и союзной подчинительной связью между частями. Напишите номер этого предложения.


(1)Толя осени не любил. (2)Не любил за то, что опа­да­ли ли­стья и «реже сол­ныш­ко бли­ста­ло», а боль­ше всего за то, что осе­нью часто шли дожди и мама не пус­ка­ла его на улицу.

(3)Но вот на­сту­пи­ло такое утро, когда все окна были в из­ви­ли­стых во­дя­ных до­рож­ках, а дождь за­ко­ла­чи­вал и за­ко­ла­чи­вал что-то в крышу... (4)Но мама не удер­жи­ва­ла Толю дома, а даже по­то­рап­ли­ва­ла. (5)И Толя по­чув­ство­вал, что те­перь он со­всем боль­шой: папа тоже ходил на ра­бо­ту

в любую по­го­ду!

(6)Мама вы­ну­ла из шкафа зон­тик и белый плащ, ко­то­рый Толя тай­ком на­де­вал вме­сто ха­ла­та, когда они с ре­бя­та­ми иг­ра­ли в док­то­ров.

– (7)Ты куда? - уди­вил­ся Толя.

– (8)Тебя про­во­жу.

– (9)Меня... про­во­жать? (10)Что ты?

(11)Мама вздох­ну­ла и по­ло­жи­ла при­го­тов­лен­ные вещи об­рат­но в шкаф.

(12)Толе очень нра­ви­лось бе­жать в школу под дождём. (13)Один раз он обер­нул­ся и вдруг на дру­гой сто­ро­не улицы уви­дел маму. (14)На улице было много пла­щей и зон­ти­ков, но маму он узнал сразу. (15)А она, за­ме­тив, что Толя обер­нул­ся, спря­та­лась за углом ста­ро­го двух­этаж­но­го дома.

(16)«Пря­чет­ся!» - сер­ди­то по­ду­мал Толя. (17)И по­бе­жал ещё быст­рей, чтоб мама не взду­ма­ла до­го­нять его.

(18)Возле самой школы он обер­нул­ся ещё раз, но мамы уже не было.

(19)«Вер­ну­лась», - с об­лег­че­ни­ем по­ду­мал он.

(20)На тор­же­ствен­ной ли­ней­ке уче­ни­ки стро­и­лись по клас­сам. (21)Мо­ло­дая учи­тель­ни­ца про­вор­но сма­хи­ва­ла с лица мок­рые пряд­ки волос и кри­ча­ла:

– (22)Пер­вый «В»! (23)Пер­вый «В»!

(24)Толя знал, что пер­вый «В» - это он. (25)Учи­тель­ни­ца по­ве­ла ребят на четвёртый этаж.

(26)Ещё дома Толя решил, что ни за что не сядет за парту с дев­чон­кой. (27)Но учи­тель­ни­ца, слов­но шутя, спро­си­ла его: - (28)Ты, на­вер­ное, хо­чешь сесть с Чер­но­вой, да?

(29)И Толе по­ка­за­лось, будто он и прав­да все­гда меч­тал си­деть рядом с Чер­но­вой.

(30)Учи­тель­ни­ца рас­кры­ла жур­нал и на­ча­ла пе­ре­клич­ку. (31)После пе­ре­клич­ки она ска­за­ла:

– (32)Орлов, при­крой, по­жа­луй­ста, окно.

(33)Толя сразу вско­чил и подошёл к окну, но до­тя­нуть­ся до ручки ему было не­лег­ко. (34)Он при­под­нял­ся и вдруг замер на цы­поч­ках: за окном он не­ожи­дан­но уви­дел маму. (35)Она сто­я­ла, держа в руках сло­жен­ный зон­тик, не об­ра­щая вни­ма­ния на дождь, ко­то­рый сте­кал с плаща, и мед­лен­но во­ди­ла гла­за­ми по окнам школы: мама, на­вер­но, хо­те­ла уга­дать, в каком клас­се сидит её Толя.

(36)И тут он не смог рас­сер­дить­ся. (37)На­о­бо­рот, ему за­хо­те­лось вы­су­нуть­ся на улицу, по­ма­хать маме и гром­ко, чтобы не за­глу­шил дождь, крик­нуть: (38)«Не вол­нуй­ся! (39)Не вол­нуй­ся, ма­моч­ка... (40)Всё хо­ро­шо!» (41)Но крик­нуть он не мог, по­то­му что на уроке кри­чать не по­ла­га­ет­ся.

(По А. Алек­си­ну) *

* Алек­син Ана­то­лий Ге­ор­ги­е­вич (род. в 1924 г.) - пи­са­тель, дра­ма­тург. Его про­из­ве­де­ния, такие как «Мой брат иг­ра­ет на клар­не­те», «Дей­ству­ю­щие лица и ис­пол­ни­те­ли», «Тре­тий в пятом ряду» и др., по­вест­ву­ют глав­ным об­ра­зом о мире юно­сти.

(3)Но вот на­сту­пи­ло такое утро, когда все окна были в из­ви­ли­стых во­дя­ных до­рож­ках, а дождь за­ко­ла­чи­вал и за­ко­ла­чи­вал что-то в крышу...


Пояснение.

Сложное предложение 35 «Она стояла, держа в руках сложенный зонтик, не обращая внимания на дождь, который стекал с плаща, и медленно водила глазами по окнам школы: мама, наверно, хотела угадать, в каком классе сидит её Толя» состоит из четырех частей:

1. Она стояла, держа в руках сложенный зонтик, не обращая внимания на дождь, <...> и медленно водила глазами по окнам школы.

2. Который стекал с плаща.

3. Мама, наверно, хотела угадать.

4. В каком классе сидит её Толя.

Предложения 1 и 3 связаны бессоюзной связью.

Предложения 1 и 2 связаны подчинительной связью (при помощи союзного слова КОТОРЫЙ).

Предложения 3 и 4 связаны подчинительной связью (при помощи союзного слова (В) КАКОМ.

Ответ: 35.

Вариант № 318618

1. За-да-ние 1 № 6490. Текст, на-чи-на-ю-щий-ся сло-ва-ми «Слово «мама» — осо-бое слово. »

Про-слу-шай-те текст и на-пи-ши-те сжа-тое из-ло-же-ние. Ис-ход-ный текст для сжа-то-го из-ло-же-ния про-слу-ши-ва-ет-ся 2 раза.

Учти-те, что Вы долж-ны пе-ре-дать глав-ное со-дер-жа-ние как мик-ро-те-мы, так и всего тек-ста в целом.

Объём из-ло-же-ния — не менее 70 слов.

Пи-ши-те из-ло-же-ние ак-ку-рат-но, раз-бор-чи-вым по-чер-ком.

2. За-да-ние 2 № 5498. В каком ва-ри-ан-те от-ве-та со-дер-жит-ся ин-фор-ма-ция, не-об-хо-ди-мая для обос-но-ва-ния от-ве-та на во-прос: «По-че-му Толя не хотел, чтобы мама про-во-жа-ла его до школы?»

1) На улице шёл осен-ний дождь, и Толя бо-ял-ся, что мама про-сту-дит-ся и за-бо-ле-ет.

2) Толе очень нра-ви-лось бе-жать в школу под дождём, а мама за-пре-ща-ла ему это де-лать.

3) Толе не хо-те-лось, чтобы мама узна-ла, что он сидит за одной пар-той с де-воч-кой.

4) Толя не хотел, чтобы мама его опе-ка-ла, как ма-лень-ко-го.

(1)Толя осени не любил. (2)Не любил за то, что опа-да-ли ли-стья и «реже сол-ныш-ко бли-ста-ло», а боль-ше всего за то, что осе-нью часто шли дожди и мама не пус-ка-ла его на улицу.

(3)Но вот на-сту-пи-ло такое утро, когда все окна были в из-ви-ли-стых во-дя-ных до-рож-ках, а дождь за-ко-ла-чи-вал и за-ко-ла-чи-вал что-то в крышу... (4)Но мама не удер-жи-ва-ла Толю дома, а даже по-то-рап-ли-ва-ла. (5)И Толя по-чув-ство-вал, что те-перь он со-всем боль-шой: папа тоже ходил на ра-бо-ту

в любую по-го-ду!

(6)Мама вы-ну-ла из шкафа зон-тик и белый плащ, ко-то-рый Толя тай-ком на-де-вал вме-сто ха-ла-та, когда они с ре-бя-та-ми иг-ра-ли в док-то-ров.

- (7)Ты куда? — уди-вил-ся Толя.

- (8)Тебя про-во-жу.

- (9)Меня... про-во-жать? (10)Что ты?

(11)Мама вздох-ну-ла и по-ло-жи-ла при-го-тов-лен-ные вещи об-рат-но в шкаф.

(12)Толе очень нра-ви-лось бе-жать в школу под дождём. (13)Один раз он обер-нул-ся и вдруг на дру-гой сто-ро-не улицы уви-дел маму. (14)На улице было много пла-щей и зон-ти-ков, но маму он узнал сразу. (15)А она, за-ме-тив, что Толя обер-нул-ся, спря-та-лась за углом ста-ро-го двух-этаж-но-го дома.

(16)«Пря-чет-ся!» — сер-ди-то по-ду-мал Толя. (17)И по-бе-жал ещё быст-рей, чтоб мама не взду-ма-ла до-го-нять его.

(18)Возле самой школы он обер-нул-ся ещё раз, но мамы уже не было.

(19)«Вер-ну-лась», — с об-лег-че-ни-ем по-ду-мал он.

(20)На тор-же-ствен-ной ли-ней-ке уче-ни-ки стро-и-лись по клас-сам. (21)Мо-ло-дая учи-тель-ни-ца про-вор-но сма-хи-ва-ла с лица мок-рые пряд-ки волос и кри-ча-ла:

- (22)Пер-вый «В»! (23)Пер-вый «В»!

(24)Толя знал, что пер-вый «В» — это он. (25)Учи-тель-ни-ца по-ве-ла ребят на четвёртый этаж.

(26)Ещё дома Толя решил, что ни за что не сядет за парту с дев-чон-кой. (27)Но учи-тель-ни-ца, слов-но шутя, спро-си-ла его: — (28)Ты, на-вер-ное, хо-чешь сесть с Чер-но-вой, да?

(29)И Толе по-ка-за-лось, будто он и прав-да все-гда меч-тал си-деть рядом с Чер-но-вой.

(30)Учи-тель-ни-ца рас-кры-ла жур-нал и на-ча-ла пе-ре-клич-ку. (31)После пе-ре-клич-ки она ска-за-ла:

- (32)Орлов, при-крой, по-жа-луй-ста, окно.

(33)Толя сразу вско-чил и подошёл к окну, но до-тя-нуть-ся до ручки ему было не-лег-ко. (34)Он при-под-нял-ся и вдруг замер на цы-поч-ках: за окном он не-ожи-дан-но уви-дел маму. (35)Она сто-я-ла, держа в руках сло-жен-ный зон-тик, не об-ра-щая вни-ма-ния на дождь, ко-то-рый сте-кал с плаща, и мед-лен-но во-ди-ла гла-за-ми по окнам школы: мама, на-вер-но, хо-те-ла уга-дать, в каком клас-се сидит её Толя.

(36)И тут он не смог рас-сер-дить-ся. (37)На-о-бо-рот, ему за-хо-те-лось вы-су-нуть-ся на улицу, по-ма-хать маме и гром-ко, чтобы не за-глу-шил дождь, крик-нуть: (38)«Не вол-нуй-ся! (39)Не вол-нуй-ся, ма-моч-ка... (40)Всё хо-ро-шо!» (41)Но крик-нуть он не мог, по-то-му что на уроке кри-чать не по-ла-га-ет-ся.

(По А. Алек-си-ну) *

* Алек-син Ана-то-лий Ге-ор-ги-е-вич (род. в 1924 г.) — пи-са-тель, дра-ма-тург. Его про-из-ве-де-ния, такие как «Мой брат иг-ра-ет на клар-не-те», «Дей-ству-ю-щие лица и ис-пол-ни-те-ли», «Тре-тий в пятом ряду» и др., по-вест-ву-ют глав-ным об-ра-зом о мире юно-сти.

3. За-да-ние 3 № 5844. В каком ва-ри-ан-те от-ве-та сред-ством вы-ра-зи-тель-но-сти речи яв-ля-ет-ся оли-це-тво-ре-ние?

1) Толя осени не любил. (2) Не любил за то, что опа-да-ли ли-стья и «реже сол-ныш-ко бли-ста-ло», а боль-ше всего за то, что осе-нью часто шли дожди и мама не пус-ка-ла его на улицу.

2) А она, за-ме-тив, что Толя обер-нул-ся, спря-та-лась за углом ста-ро-го двух-этаж-но-го дома.

3) Но вот на-сту-пи-ло такое утро, когда все окна были в из-ви-ли-стых во-дя-ных до-рож-ках, а дождь за-ко-ла-чи-вал и за-ко-ла-чи-вал что-то в крышу...

4) Она сто-я-ла, держа в руках сло-жен-ный зон-тик, не об-ра-щая вни-ма-ния на дождь, ко-то-рый сте-кал с плаща, и мед-лен-но во-ди-ла гла-за-ми по окнам школы: мама, на-вер-но, хо-те-ла уга-дать, в каком клас-се сидит её Толя.

4. За-да-ние 4 № 4718. Из пред-ло-же-ний 29—33 вы-пи-ши-те слово, в ко-то-ром пра-во-пи-са-ние при-став-ки опре-де-ля-ет-ся её зна-че-ни-ем — «не-пол-но-та дей-ствия».

5. За-да-ние 5 № 4700. Из пред-ло-же-ний 16—20 вы-пи-ши-те слово, в ко-то-ром пра-во-пи-са-ние суф-фик-са опре-де-ля-ет-ся пра-ви-лом: «В при-ла-га-тель-ных, об-ра-зо-ван-ных от су-ще-стви-тель-ных с по-мо-щью суф-фик-сов -ЕНН-, -ОНН-, пи-шет-ся НН».

6. За-да-ние 6 № 3400. За-ме-ни-те раз-го-вор-ное слово «(не) взду-ма-ла» в пред-ло-же-нии 17 сти-ли-сти-че-ски ней-траль-ным си-но-ни-мом. На-пи-ши-те этот си-но-ним.

7. За-да-ние 7 № 4003. За-ме-ни-те сло-во-со-че-та-ние «в во-дя-ных до-рож-ках» (пред-ло-же-ние 3), по-стро-ен-ное на ос-но-ве со-гла-со-ва-ния, си-но-ни-мич-ным сло-во-со-че-та-ни-ем со свя-зью управ-ле-ние. На-пи-ши-те по-лу-чив-ше-е-ся сло-во-со-че-та-ние.

8. За-да-ние 8 № 4004. Вы-пи-ши-те грам-ма-ти-че-скую ос-но-ву пред-ло-же-ния 12.

9. За-да-ние 9 № 4022. Среди пред-ло-же-ний 12—17 най-ди-те пред-ло-же-ния с од-но-род-ны-ми чле-на-ми. На-пи-ши-те но-ме-ра этих пред-ло-же-ний.

10. За-да-ние 10 № 5149. В при-ведённых ниже пред-ло-же-ни-ях из про-чи-тан-но-го тек-ста про-ну-ме-ро-ва-ны все за-пя-тые. Вы-пи-ши-те цифры, обо-зна-ча-ю-щие за-пя-тые при ввод-ном слове.

Но учи-тель-ни-ца,(1) слов-но шутя,(2) спро-си-ла его: «Ты,(3) на-вер-ное,(4) хо-чешь сесть с Чер-но-вой,(5) да?». И Толе по-ка-за-лось,(6) будто он и прав-да все-гда меч-тал си-деть рядом с Чер-но-вой.

11. За-да-ние 11 № 3903. Ука-жи-те ко-ли-че-ство грам-ма-ти-че-ских основ в пред-ло-же-нии 2. Ответ за-пи-ши-те циф-рой.

12. За-да-ние 12 № 5190. В при-ведённых ниже пред-ло-же-ни-ях из про-чи-тан-но-го тек-ста про-ну-ме-ро-ва-ны все за-пя-тые. Вы-пи-ши-те цифры, обо-зна-ча-ю-щие за-пя-тые между ча-стя-ми слож-но-го пред-ло-же-ния, свя-зан-ны-ми со-чи-ни-тель-ной свя-зью.

На улице было много пла-щей и зон-ти-ков,(1) но маму он узнал сразу. А она,(2) за-ме-тив,(3) что Толя обер-нул-ся,(4) спря-та-лась за углом ста-ро-го двух-этаж-но-го дома.

«Пря-чет-ся!» — сер-ди-то по-ду-мал Толя. И по-бе-жал ещё быст-рей,(5) чтоб мама не взду-ма-ла до-го-нять его.

Возле самой школы он обер-нул-ся ещё раз,(6) но мамы уже не было.

13. За-да-ние 13 № 3916. Среди пред-ло-же-ний 1—6 най-ди-те слож-ное пред-ло-же-ние с по-сле-до-ва-тель-ным под-чи-не-ни-ем при-да-точ-ных. На-пи-ши-те номер этого пред-ло-же-ния.

14. За-да-ние 14 № 4028. Среди пред-ло-же-ний 33—35 най-ди-те слож-ное пред-ло-же-ние с бес-со-юз-ной и со-юз-ной под-чи-ни-тель-ной свя-зью между ча-стя-ми. На-пи-ши-те номер этого пред-ло-же-ния.

15. За-да-ние 15 № 3262. Ис-поль-зуя про-чи-тан-ный текст, вы-пол-ни-те на от-дель-ном листе ТОЛЬ-КО ОДНО из за-да-ний: 15.1, 15.2 или 15.3. Перед на-пи-са-ни-ем со-чи-не-ния за-пи-ши-те номер вы-бран-но-го за-да-ния: 15.1, 15.2 или 15.3.

15.1 На-пи-ши-те со-чи-не-ние-рас-суж-де-ние, рас-кры-вая смысл вы-ска-зы-ва-ния из-вест-но-го фи-ло-ло-га Н. М. Шан-ско-го: «На при-ме-ре слож-но-под-чинённого пред-ло-же-ния можно про-сле-дить, как че-ло-век вы-ра-жа-ет от-но-ше-ния между миром и соб-ствен-ной точ-кой зре-ния». Ар-гу-мен-ти-руя свой ответ, при-ве-ди-те 2 при-ме-ра из про-чи-тан-но-го тек-ста. При-во-дя при-ме-ры, ука-зы-вай-те но-ме-ра нуж-ных пред-ло-же-ний или при-ме-няй-те ци-ти-ро-ва-ние.

Вы мо-же-те пи-сать ра-бо-ту в на-уч-ном или пуб-ли-ци-сти-че-ском стиле, рас-кры-вая тему на линг-ви-сти-че-ском ма-те-ри-а-ле. На-чать со-чи-не-ние Вы мо-же-те сло-ва-ми Н. М. Шан-ско-го.

Ра-бо-та, на-пи-сан-ная без опоры на про-чи-тан-ный текст (не по дан-но-му тек-сту), не оце-ни-ва-ет-ся.

15.2 На-пи-ши-те со-чи-не-ние-рас-суж-де-ние. Объ-яс-ни-те, как Вы по-ни-ма-е-те смысл фи-на-ла тек-ста: «На-о-бо-рот, ему за-хо-те-лось вы-су-нуть-ся на улицу, по-ма-хать маме и гром-ко, чтобы не за-глу-шил дождь, крик-нуть: "Не вол-нуй-ся! Не вол-нуй-ся, ма-моч-ка... Всё хо-ро-шо!"».

При-ве-ди-те в со-чи-не-нии 2 ар-гу-мен-та из про-чи-тан-но-го тек-ста, под-твер-жда-ю-щих Ваши рас-суж-де-ния.

При-во-дя при-ме-ры, ука-зы-вай-те но-ме-ра нуж-ных пред-ло-же-ний или при-ме-няй-те ци-ти-ро-ва-ние.

Объём со-чи-не-ния дол-жен со-став-лять не менее 70 слов.

Если со-чи-не-ние пред-став-ля-ет собой пе-ре-ска-зан-ный или пол-но-стью пе-ре-пи-сан-ный ис-ход-ный текст без каких бы то ни было ком-мен-та-ри-ев, то такая ра-бо-та оце-ни-ва-ет-ся нулём бал-лов.

Со-чи-не-ние пи-ши-те ак-ку-рат-но, раз-бор-чи-вым по-чер-ком.

15.3 Как Вы по-ни-ма-е-те зна-че-ние сло-во-со-че-та-ния МА-ТЕ-РИН-СКАЯ ЛЮ-БОВЬ?

Сфор-му-ли-руй-те и про-ком-мен-ти-руй-те дан-ное Вами опре-де-ле-ние. На-пи-ши-те со-чи-не-ние-рас-суж-де-ние на тему «Что такое ма-те-рин-ская лю-бовь», взяв в ка-че-стве те-зи-са дан-ное Вами опре-де-ле-ние. Ар-гу-мен-ти-руя свой тезис, при-ве-ди-те 2 при-ме-ра-ар-гу-мен-та, под-твер-жда-ю-щих Ваши рас-суж-де-ния: один при-мер-ар-гу-мент при-ве-ди-те из про-чи-тан-но-го тек-ста, а вто-рой — из Ва-ше-го жиз-нен-но-го опыта.

Объём со-чи-не-ния дол-жен со-став-лять не менее 70 слов.

Если со-чи-не-ние пред-став-ля-ет собой пе-ре-ска-зан-ный или пол-но-стью пе-ре-пи-сан-ный ис-ход-ный текст без каких бы то ни было ком-мен-та-ри-ев, то такая ра-бо-та оце-ни-ва-ет-ся нулём бал-лов.

Со-чи-не-ние пи-ши-те ак-ку-рат-но, раз-бор-чи-вым по-чер-ком.

ГИА по русскому языку

«ГИА по русскому языку. 2014 год. Вариант» №1 для 9 класса Начало формы

Часть "A"

(1) Дед был добрым. (2) Это Лека знал точно. (3) Это он понял ещё тогда, когда телега, запряжённая в заморенную кобылу, привезла к сельсовету Леку с матерью да других женщин с ребятами и девчонками.

(4) Дело было вечером, и Леку сильно клонило ко сну, и хотелось есть, даже в голове чего-то свиристело. (5) У дома, где остановилась телега, сразу появились какие-то тётки в одинаковых серых платках, и Леке показалось тогда, что это все старухи. (6) Потом вперёд старух вышел дед с широкой бородой, и Лека ему сразу улыбнулся - уж больно хорошая борода была у деда, как ёлочная. (7) Белая, только кое-где серый волос пробивает.

(8) - Беженцы, - сказал кто-то из старух.

(9) Дед быстро повернулся и сердито поправил:

(10) - Не беженцы, а экаиранные.

(11) - Что в морду, что по морде, - ответил тот же злой старушечий голос.

(12) На приступку вышла тётка, в таком же, как у всех, сером платке и тоже похожая на старуху, и сказала негромко:

(13) - Ну вот, бабы. (14) Теперь у нас гости. (15) Принимайте.

(16) Подошла к телеге, взяла на руки чью-то малышку и пошла по грязи, оскальзываясь, в сторону. (17) А за ней послушно пошла женщина, которая ехала вместе с Лекой и его матерью на одной телеге и чью малышку взяла тётка.

(18) Лека смотрел по сторонам и боялся, что их не возьмут или что-нибудь скажут нехорошее. (19) Старухи стояли вокруг, глядя под ноги, и лишь одна та тетка, что увела беженку с ребенком, уходила вдоль улицы, прямо по лужам, не оборачиваясь назад.

(20) Моросил мелкий, колючий дождик, и Лека весь промок в своём сером пальтишке с короткими рукавами, а меховой чёрный воротник блестел и топорщился, как будто налакированный. (21) Дождик стеклянно колючил воду в лужах, и Лека, посмотрев на лужу, увидел ноги, обутые в лапти. (22) Он даже не сразу понял, что это лапти; он никогда не видел их раньше, только на картинках в книжках, которые приносил отец. (23) Лапти были в коричневой грязи, надетые на грязные портянки и опутанные бечевой. (24) Лека смотрел на лапти и все удивлялся, потому что он думал, что лапти никто уже не носит, только в сказках.

(25) Он поднял голову и увидел, что это тот старик с бородой. (26) А борода намокла, и с неё каплет, как с мочалки.

(27) Дед протянул к нему сучковатые крепкие пальцы, и Лека прижался к матери. (28) Он подумал, что старик хочет схватить его, но тот сказал, улыбнувшись: (29) «Ну, иди, иди, внучек», - и взял Леку на руки.

(30) Так они стали жить у деда Антона, и Лека звал его дедом. (31) Было в дедовой избе просторно, потому что жил он один, старуха померла ещё весной, и дед почему-то радовался, что она померла весной. (32) Лека удивлялся, чему это радуется старик, и долго думал об этом, но никак не мог понять, чему тут радоваться. (33) Сын у деда воевал, и Лека по слогам читал треугольные письма, которые приходили из действующей армии.

(34) Дед Антон без конца заставлял Леку перечитывать эти треугольники, а сам молчал, дымил самосадом, пуская длинную и тонкую струю до самого потолка.

(35) Потом Лека потел, краснел и огромными буквами выводил дедов ответ на обрывке газеты, который вырывал из своей тетради. (36) Письма у деда получались всегда одинаковые и короткие. (37) Лека даже наизусть знал, что будет диктовать дед: (38) «Здравствуй, дорогой сыночек Иван Антонович! (39) Письмо твоё получил. (40) Я, слава богу, жив-здоров, чего и тебе желаю. (41) Квартиранты мои тоже ничего...»

(42) Тут дед говорил «фатеранты» и «тож», но Лека сам исправлял дедовы выражения: ведь нельзя же было писать неграмотно в действующую армию.

(43) «...Усадьба тоже ничего. (44) В колхозе дела такие...».

(45) Дальше дед перечислял, какие дела в колхозе, а кончалось письмо такими словами: (46) «Воюй, сыночек Иван Антонович, спокойно, не волнуйся, у нас тут как-нибудь. (47) Через тебя передаю привет всей Красной Армии».

(50) Сколько Лека ни уговаривал его не писать этих слов, дед настаивал. (51) А примерно раз в месяц он собирал в мешочек самосад и зашивал его суровыми нитками. (52) Вечером, когда приходила Лекина мать, он просил ее написать химическим карандашом на белом мешочке из-под муки номер полевой почты своего сына. (53) Этого он даже Леке не доверял. (54) И Леке приходилось лишь лизать палец и мочить то место на мешочке, где мать должна была писать букву.

(По А. Лиханову)

2) (24) Лека смотрел на лапти и всё удивлялся, потому что он думал, что лапти никто уже не носит, только в сказках.
3) (28) Он подумал, что старик хочет схватить его, но тот сказал, улыбнувшись: 29) «Ну, иди, иди, внучек», - и взял Леку на руки.
4) (3

A2Укажите, в каком значении употребляется в тексте слово «ВЫВОДИЛ»( предложение 35 ).

1) вёл
2) старательно писал
3) уводил
4) освобождал

2) «Что в морду, что по морде», - ответил тот же злой старушечий голос.
3) Потом вперёд старух вышел дед с широкой бородой, и Лека ему сразу улыбнулся - уж больно хорошая борода была у деда, как ёлочная.
4) Дед Антон без конца заставлял Леку перечитывать эти треугольники, а сам молчал, дымил самосадом, пуская длинную и тонкую струю до самого потолка.

1) В слове «ДЕВЧОНКАМИ» (предложение 3 ) 3 глухих согласных звука.
2) В слове «БЕЛАЯ» (предложение 7 ) звуков больше, чем букв.
3) В слове «ВОЗЬМУТ» (предложение 18 ) мягкость согласного [з’] на письме обозначена буквой Ь (мягкий знак).
4) В слове «СТРУЮ» (предложение 34 ) все согласные звуки твёрдые.

A5Укажите слово с чередующейся гласной в корне.

1) клонило (предложение 4)
3) увела (предложение 19)
4) картинках (предложение 22)

A6 В каком слове правописание приставки определяется её значением - «приближение»?


2) привет (предложение 47)
3) примерно (предложение 51)
4) привезла (предложение 3)

A7 В каком слове правописание суффикса является исключением из правила?


3) стеклянно (предложение 21)
4) заканчивал (предложение 48)

Воюй, (1) сыночек Иван Антонович, (2) спокойно, (3) не волнуйся, (4) у нас тут как-нибудь.

B6 Укажите количество грамматических основ в предложении 4. Ответ запишите цифрой.

B7 В приведённых ниже предложениях из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифры, обозначающие запятые между частями сложного предложения, связанными подчинительной связью.

Он даже не сразу понял, (1) что это лапти; он никогда не видел их раньше, (2) только на картинках в книжках, (3) которые приносил отец.

B8 Среди предложений 16-21 найдите сложноподчинённое предложение с однородным подчинением придаточных. Напишите номер этого предложения.

B9 Среди предложений 30-36 найдите сложное предложение с бессоюзной, сочинительной и подчинительной связью между частями. Напишите номер этого предложения.

Ответ к заданию №1

A1В каком варианте ответа содержится информация, необходимая для обоснования ответа на вопрос: «Почему герой считал, что дед Антон был добрым?»

1) (6) Потом вперёд старух вышел дед с широкой бородой, и Лека ему сразу улыбнулся - уж больно хорошая борода была у деда, как ёлочная.
2) (24) Лека смотрел на лапти и всё удивлялся, потому что он думал, что лапти никто уже не носит, только в сказках.
3) (28) Он подумал, что старик хочет схватить его, но тот сказал, улыбнувшись: 29) «Ну, иди, иди, внучек», - и взял Леку на руки.
4) (34) Дед Антон без конца заставлял Леку перечитывать эти треугольники, а сам молчал, дымил самосадом, пуская длинную и тонкую струю до самого потолка.

A2Укажите, в каком значении употребляется в тексте слово «ВЫВОДИЛ»(предложение 35).

1) вёл
2) старательно писал
3) уводил
4) освобождал

A3Укажите предложение, в котором средством выразительности речи является сравнение.

1) У дома, где остановилась телега, сразу появились какие-то тетки в одинаковых серых платках, и Леке показалось тогда, что это все старухи.
2) «Что в морду, что по морде», - ответил тот же злой старушечий голос.
3) Потом вперёд старух вышел дед с широкой бородой, и Лека ему сразу улыбнулся - уж больно хорошая борода была у деда, как ёлочная.
4) Дед Антон без конца заставлял Леку перечитывать эти треугольники, а сам молчал, дымил самосадом, пуская длинную и тонкую струю до самого потолка.

A4Укажите ошибочное суждение.

1) В слове «ДЕВЧОНКАМИ» (предложение 3) 3 глухих согласных звука.
2) В слове «БЕЛАЯ» (предложение 7) звуков больше, чем букв.
3) В слове «ВОЗЬМУТ» (предложение 18) мягкость согласного [з’] на письме обозначена буквой Ь (мягкий знак).
4) В слове «СТРУЮ» (предложение 34) все согласные звуки твёрдые.

A5Укажите слово с чередующейся гласной в корне.

1) клонило (предложение 4)
2) пробивает (предложение 7)
3) увела (предложение 19)
4) картинках (предложение 22)

A6В каком слове правописание приставки определяется её значением - «приближение»?

1) на приступку (предложение 12)
2) привет (предложение 47)
3) примерно (предложение 51)
4) привезла (предложение 3)

A7В каком слове правописание суффикса является исключением из правила?

1) действующей (предложение 33)
2) длинную (предложение 34)
3) стеклянно (предложение 21)
4) заканчивал (предложение 48)

Задания B1-B9 выполните на основе прочитанного текста. Ответы на задания В1-В9 записывайте словами или цифрами.

Часть "B"

B1Замените разговорное слово «больно» в предложении 6 стилистически нейтральным синонимом. Напишите этот синоним.

чрезмерно
очень
2

B2Замените словосочетание «в дедовой избе» (предложение 31), построенное на основе согласования, синонимичным словосочетанием со связью управление. Напишите получившееся словосочетание.

визбедеда
избадеда
4

B3Выпишите грамматическую основу предложения 1.

дедбылдобрым
2

B4Среди предложений предложений 1-7 найдите предложение с обособленным определением. Напишите номер этого предложения.

3
5

B5В приведённом ниже предложении из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифры, обозначающие запятые при обращении.

1,2
2,1
12
21
3

B6Укажите количество грамматических основ в предложении 4. Ответ запишите цифрой.

4
1

B7В приведённых ниже предложениях из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифры, обозначающие запятые между частями сложного предложения, связанными подчинительной связью.

1,3
3,1
13
31
2

B8Среди предложений 16-21 найдите сложноподчинённое предложение с однородным подчинением придаточных. Напишите номер этого предложения.

17
2

B9Среди предложений 30-36 найдите сложное предложение с бессоюзной, сочинительной и подчинительной связью между частями. Напишите номер этого предложения. 31

Конец формы

«ГИА по русскому языку. 2014 год. Вариант» №2 для 9 класс Начало формы

Часть "A"

Прочтите текст и выполните задания А1—А7 и B1—B9.

(1)Девочку звали Алиса. (2)Ей было шесть лет, у неё был друг - театральный художник. (3)Алиса могла свободно войти в театральный двор, который охранял строгий сторож, а другие дети не могли попасть в этот интересный мир. (4)Но она была не просто девочка, она - помощник художника.

(5)Однажды в театральном дворе Алиса увидела парня и сразу поняла, что он не артист.

- (6)Ты кто? - спросила она парня.

- (7)Шофёр, - ответил парень.

- (8)А что ты здесь делаешь?

- (11)Викторию Сергееву.

(12)Сергеева - артистка театра, молодая и красивая женщина. (13)И Алиса задала парню «взрослый» вопрос:

- (14)Ты её любишь?

- (15)Нет, - улыбнулся парень. - (16)Я однажды спас её. (17)В нашем городе, театр был тогда у нас на гастролях. (18)Это было весной, в конце марта. (19)Ребята катались на санках у реки. (20)Сергеева тоже захотела покататься. (21)Ребята дали ей санки. (22)Она села и поехала, сани случайно выехали на лёд, который был тонким и хрупким, и через минуту Сергеева оказалась в ледяной воде. (23)Ребята закричали, а я был недалеко и услышал.

- (24)И ты прыгнул в ледяную воду?

- (25)Прыгнул, - подтвердил парень.

- (26)Не испугался?

- (27)Не успел испугаться.

- (28)И не заболел?

- (29)Заболел немножко.

(30)Алиса и незнакомый парень разговаривали и не заметили, как во двор вошли Сергеева и знакомый художник. (31)Парень первым увидел её и сказал:

- (32)Здравствуйте, Виктория! (33)Вы, наверное, не помните меня? (34)Я Назаров.

(35)Сергеева внимательно посмотрела на парня: она не могла вспомнить его.

- (36)Ну помните, как Вы катались на санках, а я... (37)Вы ещё пригласили меня в Москву.

- (38)Ах, да, - вспомнила Сергеева. - (39)Сейчас я организую Вам билеты.

- (40)Спасибо, - сказал Назаров, - но я не за этим приехал. (41)У меня болен отец. (42)Мы приехали в Москву, но в Москве я знаю только Вас, и я хотел спросить, можем ли мы остановиться у Вас на неделю?

- (43)Нет, нет, - поспешно сказала Сергеева. - (44)Это неудобно, потому что у меня совсем маленькая квартира.

- (45)Что же делать? - спросил парень.

- (46)Не знаю.

(47)И тут Алиса взяла парня за руку. (48)«Пойдём», - сказала она. - (49)«Куда?» - удивился парень. - (50)«К нам», - сказала Алиса.

(51)Она не думала, что скажут дома. (52)Она спасала парня, спасала его от позора и неблагодарности. (53)А когда спасают, то долго не думают, а раз - и в холодную воду!

- (54)Нехорошо как, - сказал художник, когда Алиса и шофёр вышли вместе со двора. - (55)Ведь он вам жизнь спас.

- (56)Что же, я теперь памятник ему должна поставить? - ответила Сергеева.

(57)И тут старый сторож вдруг закричал: (58)«Вон! (59)Вон отсюда!» (60)Он делал вид, что кричит на мальчишек, которые тихонько пробрались в театральный двор. (61)Но кричал-то он на Сергееву.

(По Ю. Яковлеву)*

* Яковлев Юрий Яковлевич (1923-1996) - писатель и сценарист, автор книг для детей и юношества.

Задания A1-A7 выполните на основе анализа содержания прочитанного текста. К каждому заданию А1-А7 даны 4 варианта ответа, из которых только один правильный.

A1В каком варианте ответа содержится информация, необходимая для обоснования ответа на вопрос: «Почему сторож кричал: «Вон отсюда!»?

1) Он так кричал, потому что мальчишки «тихонько пробрались в театральный двор».