Роль экономической дипломатии в развитии международной торговли. Понятие экономической дипломатии, ее цели и задачи. Точки зрения на экономическую дипломатию

Политическое обеспечение национальных интересов разного типа позволяет определить перечень различных «видов дипломатии» : контакты и переговоры через обычные двусторонние дипломатические каналы; многосторонние конференции ad hoc; консультативная дипломатия; дипломатия новых инструментов и форм (через специализированные агентства и функциональные организации); парламентарная дипломатия (Лига Наций и ООН); дипломатия парламентариев (международные связи органов законодательной власти); культурная дипломатия и информационная деятельность; экономическая дипломатия (финансовая помощь, займы, инвестиции, торговля); дипломатия технической помощи; дипломатия в военной сфере; дипломатия разоружения и ограничения вооружений; разведывательная дипломатия; дипломатическая деятельность частных групп и отдельных людей.

Экономическая дипломатия, как и дипломатия в целом, осуществляется на определенных уровнях. В зависимости от количества участников, от характера их взаимодействия можно выделить следующие виды (уровни) экономической дипломатии.

  • 1. Экономическая дипломатия на многостороннем уровне является в настоящее время весьма распространенным способом реализации политики государства. Центральной многосторонней структурой в современном мире является Организация Объединенных Наций (ООН), которая определяет «правила игры» экономической дипломатии всех стран. Глава IX Устава ООН называется «Международное экономическое и социальное сотрудничество», где определено, что ООН содействует:
    • ? повышению уровня жизни, полной занятости населения и условиям экономического и социального прогресса и развития;
    • ? разрешению международных проблем в области экономической, социальной деятельности и др.; международному сотрудничеству в области культуры и образования;
    • ? всеобщему уважению и соблюдению прав человека и основных свобод для всех членов мирового сообщества.

Многосторонняя дипломатия в условиях глобализации характеризуется рядом определяющих тенденций.

Во-первых, ведущие многосторонние организации получили право расширить свои возможности (мандата) при обсуждении повестки дня на международных переговорах за рамки традиционно обсуждаемых вопросов. Так, Организация экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) в последние годы обсуждает такие нетрадиционные для нее аспекты, как экологическая и продовольственная безопасность, старение населения, борьба с коррупцией и др.

Во-вторых, многосторонняя экономическая дипломатия стала более представительной с точки зрения стран-участниц. Так, на момент создания Всемирной торговой организации ВТО в 1995 г. ее членами являлись 125 государств, к 2015 г. их число увеличилось до 161.

В-третьих, расширение мандата и увеличение числа участников привело к многочисленным попыткам реформирования институтов многосторонней экономической дипломатии. Так, у ВТО есть документ под названием «Будущее ВТО», где содержатся предложения по организационному реформированию.

В-четвертых, экономическая дипломатия в целом и многосторонняя в частности приобрела открытый всемирно-публичный характер. Так, многие развитые страны мира часто выступают с предложениями, обращенными ко всему мировому сообществу. Как правило, такие обращения затрагивают глобальные проблемы хозяйственного, социального, экологического развития.

В-пятых, увеличивается взаимодействие различных организаций и форумов. Так, ВТО взаимодействует с МВФ, Всемирным банком, ООН, ЮНТКАД и др.

В-шестых, увеличивается уровень публичности и прозрачности многосторонней дипломатии, что обеспечивается ее открытостью для СМИ и оперативным размещением информации на официальных сайтах международных организаций.

К новым явлениям многосторонней экономической дипломатии отнесены:

  • ? увеличение представительства стран в многосторонних институтах;
  • ? расширение мандата основных многосторонних организаций за рамки традиционно обсуждаемых вопросов;
  • ? возрастающая открытость и публичность деятельности организаций, усиление взаимодействия между организациями в целях повышения легитимности принимаемых решений, осуществления крупномасштабных совместных инициатив и координации практических мер;
  • ? меняющаяся пространственная конфигурация двусторонней экономической дипломатии.
  • 2. В условиях глобализации наряду с многосторонней экономической дипломатией все большее значение приобретает плюрилатеральная дипломатия. В центре ее внимания находятся специфические региональные проблемы; однако плюрилатеральная дипломатия отличается от региональной тем, что она может ставить вопросы межрегионального развития и осуществляется на уровне интеграционных объединений и объединений интеграционного типа.

В деятельности интеграционных объединений главную роль играет экономическая дипломатия, направленная на процесс поиска компромиссов, взаимных уступок при формировании общего рынка, экономического союза. Наиболее сложным и конфликтным становится переговорный процесс, когда речь заходит о передаче ряда полномочий наднациональным органам и утрате части национального суверенитета. Именно поэтому большинство интеграционных объединений не идут дальше создания зоны свободной торговли.

Самая успешная интеграционная группировка в американском регионе - Североамериканская зона свободной торговли (НАФТА). До ее недавнего времени успешным интеграционным объединением являлся Европейский союз, однако события последних лет свидетельствуют о серьезных противоречиях в его финансовой политике и в искусственном сдерживании потенциальных возможностей европейского бизнеса для сотрудничества с Россией, в то время как дипломатические ограничения, вызванные принятием экономических санкций в отношениях с Россией, приводят к нарушению единства среди членов объединения.

Объединения интеграционного типа не ставят своей целью собственно интеграцию, они взаимодействуют по какому-либо конкретному вопросу или сосредотачивают свои усилия на реализации какого- либо конкретного проекта.

Характерные примеры таких объединений: организация Азиатско-Тихоокеанского экономического сотрудничества (АТЭС), Шанхайская организация сотрудничества (ШОС), БРИКС, Совет государств Балтийского моря (СГБМ), Арктический совет (АС) и т.п.

Помимо блоковой экономической дипломатии, которая реализуется в рамках интеграционных объединений, существуют другие устойчивые форматы плюрилатеральной дипломатии:

  • ? «тройки», «четверки», объединяющие государства, которые имеют широкую зону совместных интересов, например: Западноевропейская «тройка» (Франция, Германия и Россия) и «четверка» (Франция, Германия, Испания, Россия), которые в свое время успешно сотрудничали над реализацией торгово- экономического сотрудничества России и ЕС, и возврат к этому взаимовыгодному процессу необходим;
  • ? различные неформальные саммиты и неправительственные институты плюрилатеральной дипломатии, которые содействуют официальной дипломатии, например: помощь общеазиатскому интеграционному процессу оказывает такая неправительственная организация как Тихоокеанский экономический совет;
  • ? торговое направление; примером может служить деятельность Организации стран - экспортеров нефти (ОПЕК) по регулированию мирового нефтяного рынка.

Таким образом, можно сделать вывод о том, что плюрилатеральная экономическая дипломатия реализуется в самых различных формах.

3 .Двусторонняя дипломатия зачастую оказывается действеннее многосторонней и плюрилатеральной экономической дипломатии, так как она по своей сути гибче двух остальных видов экономической дипломатии, поскольку не требует многочисленных и трудоемких согласований различных сторон. С другой стороны, двусторонняя дипломатия дополняет многостороннюю и плюрилатеральную, поскольку, с одной стороны, служит основой для последующих договоренностей на многостороннем и плюрилатеральном уровнях, а с другой - переводит в практическую плоскость результаты многосторонней и плюрилатеральной дипломатии.

На современном этапе двусторонняя экономическая дипломатия обладает рядом специфических черт:

  • ? двусторонняя экономическая дипломатия занимается не только отдельными вопросами торгово-экономического сотрудничества; она направляет свои усилия на формирование эффективной среды для развития такого сотрудничества (заключаются соглашения о стратегическом сотрудничестве);
  • ? двусторонняя дипломатия все чаще используется как инструмент решения проблем, которые не были урегулированы на многостороннем и плюрилатеральном уровнях;
  • ? в повестке дня двусторонних переговоров растет число вопросов, которые выходят за рамки двустороннего сотрудничества; например, разрабатываются совместные проекты с третьими странами;
  • ? произошел пространственный сдвиг в двусторонней экономической дипломатии, т.е. теперь взаимодействуют не только государства одного региона, но и государства, географически отдаленные друг от друга;
  • ? само понятие «двусторонняя дипломатия» стало несколько условным, поскольку все чаще одной из сторон такой дипломатии выступает интеграционное объединение или же обе стороны являются объединениями государств.

Иные формы и направления двусторонней экономической дипломатии включают рамочные договоренности о торгово-экономическом сотрудничестве, соглашения о глобальном стратегическом партнерстве, более узкие отраслевые и функциональные соглашения.

В совокупности двусторонняя, региональная и многосторонняя экономическая дипломатия образуют эффективный механизм, позволяющий влиять на глобальные процессы в интересах отдельных стран, групп государств и мирового сообщества в целом, сдерживать эскалацию торгово-экономических конфликтов и перерастание их в острые межгосударственные кризисы. Вместе с тем экономическая дипломатия в случае непродуманного и импульсивного ее применения может стать деструктивным фактором для мирового хозяйства, нарушающим его целостность. Поэтому важнейшей задачей является встраивание национальных интересов в общий контекст обеспечения устойчивого развития региональной и глобальной экономики.

В настоящее время получают развитие гибкие «сетевые» формы участия в международных экономических отношениях и, как следствие, появление категории «сетевая дипломатия», концепция которой еще недостаточно полно разработана политической наукой. Перед сетевой дипломатией стоит задача постоянно находить наиболее оптимальную форму участия в различного рода союзах, обеспечивать необходимую на данном этапе скорость интеграционных процессов в целях обеспечения государству достойного места в мировом сообществе. В условиях роста информационного фактора в международных отношениях практическую значимость имеет и опыт Германии по развитию такой формы экономической дипломатии, как имиджевая экономическая дипломатия, которая включает в себя комплекс мероприятий по созданию и поддержанию положительного имиджа страны за рубежом и инвестиционного климата внутри страны.

Экономическая дипломатия, ее содержание, цели, средства и механизмы зачастую понимаются в разных странах по-разному. Различные политические партии и общественные силы трактуют вопрос об обеспечении интересов национального бизнеса, исходя из своих конкретных интересов. Но есть и общие важные черты, которые характеризуют национальный интерес и национальную безопасность, что не абстракция, но вполне реальная область, в которой даже противостоящие друг другу внутри страны политические организации объединяются на общей национальной платформе.

Следовательно, современная экономическая дипломатия - это, прежде всего, высокоорганизованная и эффективная система продвижения национальных экономических интересов на международной арене. В этой связи важно понимание, что в настоящее время в международной дипломатической практике существуют разнонаправленные подходы к реализации национальных интересов той или иной страны.

Один из них - это национальные интересы мировой державы, выступающей за многостороннее управление международными процессами. Альтернативный подход - национальные интересы мировой державы, выступающей за доминирование и единоличное лидерство в мировом сообществе. Оба эти подхода разъяснены в Концепции национальной безопасности Российской Федерации. Экономические цели трактуются в каждом из этих подходов по-разному, тем более что выразительница первого из них (Россия) находится на стадии преодоления серьезных экономических трудностей и кризисных явлений. Различный характер носят и экономические цели, которые ставятся перед дипломатической службой. Важен комплексный вариант, в котором происходит «сплав» различных представительных интересов двух держав.

Выступая за развитие экономического сотрудничества, Россия всегда исходила из того, что ее внешняя политика не может приобрести рыночный характер, и это принципиальное различие не меняет того факта, что взаимодействие экономики и политики на мировой арене - важное условие для обеспечения на ней положения, подобающего государству мирового значения. В задачи дипломатии входит: обеспечение наилучших, наиболее выгодных условий для участия национальной экономики в мировом хозяйстве; повышение удельного веса своей страны в мировой экономике; усиление возможностей для оказания эффективного влияния своего государства на международные отношения; политическое содействие отечественному бизнесу в его деятельности за рубежом, в обеспечении его доступа к находящимся за рубежом потенциальным ресурсам и рынкам; создание наилучших условий для развития человеческого потенциала своей страны; соблюдение национальных интересов и обеспечение национальной безопасности. В этой области экономика и политика действуют в одном русле, т.е. по дипломатическим каналам.

Как свидетельствует зарубежный опыт, в основе успешной экономической дипломатии лежат три главных компонента: наличие государственной внешнеэкономической стратегии, адекватных для ее реализации институтов и механизмов, необходимых финансовых ресурсов.

Институциональное обеспечение экономической дипломатии представлено в большинстве стран системой тесно взаимодействующих государственных, полугосударственных и негосударственных учреждений во главе с министерствами иностранных дел и министерствами, отвечающими за осуществление внешнеэкономической политики. Важная роль в реализации целей и задач экономической дипломатии принадлежит комплексу специализированных организаций и структур, отвечающих за осуществление торговой политики страны и ведение торговых переговоров; призванных содействовать устойчивому развитию в глобальном масштабе, а на деле способствующих продвижению национальных экономических интересов развитых стран на рынках развивающихся государств, поддерживающих внешнеэкономическую деятельность.

Инфраструктура экономической дипломатии характеризуется двумя основными компонентами:

  • а) организационная «инфраструктура», включающая международные организации и другие постоянно действующие политические и экономические институты, оказывающие прямое и косвенное воздействие на динамику торгово-экономических отношений;
  • б) программная инфраструктура, обеспечивающая процесс оформления договорно-правовых документов и стандартов таких отношений.

Особо следует выделить материальную базу инфраструктуры экономической дипломатии, определяющую возможности стран и в международных организациях, и в степени эффективности использования других международных каналов сотрудничества.

Как правило, это:

  • ? реальные экономические позиции данной страны, определяющие ее место и роль в мировом хозяйстве (объемы ввезенных и вывезенных инвестиций; размеры экспорта и импорта; масштабы валютных резервов и операций и др.);
  • ? современные виды вовлеченности национальных факторов производства в мировые торгово-экономические связи через посредство ТНК (распределение фирм согласно «индексу транснационализации» их активов, продаж, занятых).

Обеспечение экономических целей дипломатии характеризуется расширением ее функций в международной экономической области, отражая закономерный результат развития и модернизации структуры мировой экономики на всех уровнях: национальном, региональном, глобальном. Применительно к проблемным вопросам реализация функций, решаемых экономической дипломатией, сводится к следующему:

  • ? переход на уровень управления рынком, когда дипломатия из области чисто внешних, международных отношений шагнула вглубь каждой соответствующей страны;
  • ? обеспечение экономического управления национальными интересами за рубежом на всех стадиях: от соблюдения правил конкуренции до обеспечения конкретных интересов отдельных производителей на внутреннем и внешнем рынках;
  • ? создание условий для обеспечения национальной экономической безопасности государства во всех ее направлениях и проявлениях;
  • ? реализация возможностей экономической дипломатии как в обеспечении преимуществ равноправного сотрудничества, так и в направлении передела рынка, сфер собственности и влияния;
  • ? выработка и согласование «правил игры» на мировом рынке на основе разработки общих стандартов политико-правового режима, единого правового пространства;
  • ? обеспечение выхода на уровень развития человеческого потенциала, формируя черты социально ориентированной международной деятельности;
  • ? повышение роли координационной работы в процессе согласования экономических вопросов министерств иностранных дел и дипломатических представительств различных стран.

Инструменты и методы современной экономической дипломатии весьма разнообразны - от традиционных деловых переговоров до прямого лоббирования национальных интересов на глобальном рынке и проведения соответствующей, продвигающей нужное решение в практику и формирующей общественное мнение информационной политики. Инструменты, применяемые в экономической дипломатии, делятся на негативные (санкции) и позитивные (стимулы) и могут принимать множество форм. Наиболее известные экономические инструменты внешней политики - односторонние экономические санкции и разного рода «плата за лояльность» в виде экономической и военной помощи, предоставления доступа к рынкам и прЛ

Экономические инструменты внешней политики заняли видное место во внешнеполитическом арсенале экономически развитых государств после Второй мировой войны. В мире практически сформировался механизм экономической дипломатии, состоящий из всех известных приемов и методов, который используется для достижения договоренностей с другими странами о взаимных уступках на двусторонней и многосторонней основе.

Одним из специфических аспектов экономической дипломатии является мастерство ведения переговоров в целях предотвращения или урегулирования конфликтов в экономических отношениях, поиска компромиссов и взаимоприемлемых договоренностей, заключения соглашений в той или иной форме, предусматривающих расширение внешнеэкономического сотрудничества на основе равноправия и взаимной выгоды, насколько это возможно в условиях глобальной конкуренции.

Место экономической дипломатии во внешнеполитическом арсенале определяется тем, что государства осуществляют внешнюю политику и защищают свои национальные интересы с помощью разнообразных инструментов, которые можно разделить на несколько групп:

  • ? информационные (пропаганда, своевременная и правильно поданная информация);
  • ? «мягкая сила» (привлекательность собственной социально-экономической модели, национальная культура);
  • ? дипломатические (переговоры, соглашения и союзы);
  • ? силовые (угроза насилия, насилие);
  • ? экономические (товары, услуги и инвестиции);
  • ? монетарные (манипулирование доступом к рынкам).

Коренное различие между экономическими инструментами внешней политики и внешнеэкономической политикой государства состоит в том, что во внешней политике используются экономические методы для достижения неэкономических целей, а внешнеэкономическая политика, напротив, использует экономические и неэкономические инструменты для достижения экономических целей государства.

Современный экономический инструментарий внешней политики государств включает международную торговлю и экономические санк-

ции, создание региональных торгово-экономических блоков и режимов, управление международными финансовыми потоками, использование внешнего долга, прямых зарубежных инвестиций, оказание экономической и гуманитарной помощи, манипулирование деятельностью международных финансовых организаций. Финансовые инструменты внешней политики сегодня приобретают все большее значение по сравнению с торговыми.

Во многом эффективность экономической дипломатии зависит от достигнутого страной уровня экономического развития, от степени индустриализации ее экономики и развития научно-производственной базы, от наличия необходимых финансовых, человеческих, информационных и других ресурсов. Собственно, эти факторы и определяют весомость выдвигаемых страной требований.

В условиях усложнения международных экономических связей, обусловленных непредсказуемостью принимаемых решений на глобальном уровне ведущих государств мира, повышается роль институтов и механизмов государственной поддержки внешнеэкономической деятельности, которая реализуется посредством:

  • ? стимулирования экспорта и содействия привлечению прямых иностранных инвестиций в национальную экономику;
  • ? содействия и оказания поддержки акторам экономической деятельности в интересах повышения эффективности их деятельности на мировых рынках;
  • ? расширения ассортимента услуг, оказываемых отечественным предпринимателям - участникам внешнеэкономической деятельности;
  • ? создания специализированных интернет-порталов, содержащих доступную в режиме онлайн информацию для предпринимательского сектора;
  • ? укрепления региональной и зарубежной сети представительств;
  • ? использования инструментов экономической дипломатии для продвижения национальных интересов (включая лоббирование и сопровождение участия отечественных компаний в зарубежных тендерах, проектах, контрактах);
  • ? оказания помощи в преодолении различного рода барьеров на внешних рынках;
  • ? содействия формированию позитивного имиджа и улучшению инвестиционной репутации страны за границей;
  • ? увеличения финансирования мероприятий по развитию внешнеэкономической деятельности, в том числе реализуемых посредством экономической дипломатии.

Вместе с тем наряду с использованием наиболее перспективных приемов и методов экономической дипломатией проявилась тенденция к обострению противоречий в международной деятельности, характеризуемая особой позицией ряда стран и стремлением к групповой (блоковой) дипломатии, особенно со стороны развивающихся стран (что наглядно показал Доха-раунд ВТО). Наиболее предметно это выражено:

  • ? в имеющихся расхождениях в оценке приоритетности проблем и в подходах к их решению;
  • ? в возникновении специфических проблем - административно-технических (недостаточное участие представителей многих стран и деятельность рабочих групп в подготовке решений) и имплементационных (непринятие в национальном законодательстве согласованных на многостороннем уровне мер).

В настоящее время институты многосторонней дипломатии все чаще используются развитыми странами, прежде всего США, для публичного анонсирования крупномасштабных инициатив, формально имеющих прогрессивную направленность, но в первую очередь служащих обеспечению экономических интересов наиболее конкурентоспособных мировых держав.

Имеющиеся противоречия в международной экономической деятельности требуют новых, взвешенных подходов со стороны экономической дипломатии, направленных на разрешение имеющихся конфликтов с целью ограничения, с одной стороны, возможностей ТНК, использующих развивающиеся страны для получения сверхмонопольной прибыли, а с другой, недопущения реализации торгово-политических мероприятий правительствами зарубежных стран по чрезмерной либерализации или же неоправданной защите отдельных внутренних рынков в интересах недостаточно конкурентоспособных предпринимателей.

Становление экономической дипломатии в советское время задерживалось ввиду автаркического характера развития страны и преобладания в ней упрощенных форм торговой политики, базировавшихся на государственной монополии внешнеэкономической деятельности. Однако с переходом к рынку Россия уже мало чем отличается по задачам своей внешнеэкономической политики от остальных держав мира. Сформировавшись первоначально на базе двусторонних отношений государств, современная экономическая дипломатия переросла ныне в преимущественно многостороннюю. Это обуславливается как глобализацией рынков, так созданием и участием России в тех или иных интеграционных союзах и международных организациях.

По мере укрепления и интернационализации операций отечественного частного бизнеса за рубежом официальной «государственной» дипломатии начинает противостоять «корпоративная» дипломатия при взаимном ослаблении ими потенциалов друг друга. Для преодоления сложившегося противостояния необходимо использовать альтернативные варианты взаимодействия дипломатического корпуса и представителей бизнеса - от разного рода консультативных советов до навыков политического лоббирования крупнейших проектов и сделок, а то и своеобразных форм «унии» работников этих сфер. Равным образом современная экономическая дипломатия становится еще и коллективной, так как открытая рыночная экономика втягивает в орбиту международных решений кроме внешнеполитических еще и широкий круг общехозяйственных или специализированных ведомств. Естественно, что в этих условиях экономическая дипломатия может быть как раздробленной и многоведомственной (по принципу «мы сами»), так и скоординированной, межведомственной.

Для современной России правомерна трехуровневая модель экономической дипломатии на постсоветском пространстве, предполагающая формирование интеграционного ядра, солидаризующейся и постепенно подтягивающейся к нему интеграционной периферии, а также выстраивание сугубо прагматичных, базирующихся исключительно на рыночных принципах отношений со странами, дистанцирующимися от России и реализующими альтернативные интеграционные проекты.

Объективно международно-правовая и экономическая реальности требуют значительной интенсификации экономической дипломатии России для повышения ее вклада в укрепление международной конкурентоспособности нашей страны. Россия же до последнего времени выступала как ограниченный в некоторой степени участник процессов глобализации, стремящийся вписаться в существующие правила игры и реагирующий на инициативы других стран, и только в последнее время пытающийся предлагать собственные решения и лоббировать их реализацию.

В настоящее время Россия располагает всем необходимым и достаточным для повышения эффективности экономической дипломатии на ключевых направлениях внешнеэкономических отношений нашей страны. Достоверная оценка имеющихся у России резервов и возможностей в этой области предполагает решение четырех основных групп проблем.

Первая группа проблем определяется противоречивым влиянием процессов глобализации на международные экономические отношения, что во многих случаях затрудняет достижение баланса интересов в мирохозяйственных связях и требует концептуального осмысления.

Вторая группа проблем связана с необходимостью адаптации экономической дипломатии к условиям глобализации, в том числе на многостороннем, плюрилатеральном и двустороннем уровнях, а также в плане повышения эффективности национальных институтов и механизмов экономической дипломатии.

Третья группа проблем связана с восприятием основополагающих принципов, институциональной среды и внешнего контекста реализации экономической дипломатии России, а также возможностей и путей ее активизации для повышения международной конкурентоспособности страны.

Четвертая группа проблем обусловлена поиском резервов и обоснованием конкретных действий в рамках основных функциональных направлений российской экономической дипломатии - общеэкономического (продвижение национальных интересов с использованием механизмов многосторонней, плюрилатеральной и двусторонней дипломатии, в первую очередь на высшем уровне), торгово-политического и интеграционного, инвестиционно-финансового, ресурсного (энергетического).

Таким образом, экономическая дипломатия в системе международных экономических отношений реально обеспечивает национальные интересы России в мировой экономике XXI в. с учетом ее исторического статуса мировой державы в современном мире.

  • Introduction in diplomace: the liberal arts approach / Ed. By Smith Simpson. Philadelphia, 1972. P. 29-31.
  • Бретерский М. Невоенные рычаги внешней политики России. Региональныеи глобальные механизмы. М., 2012. С. 78.
  • Лихачев А.Е. Экономическая дипломатия России в условиях глобализации: ав-тореф. дис.... д-ра экон. наук. М., 2006. С. 10.

Понятие “экономическая дипломатия дипломатической деятельности, связанная с использованием экономических проблем в качестве объекта и средства борьбы и сотрудничества в международных отношениях.
Другими словами она предполагает под собой дипломатические служебные действия, сконцентрированные на увеличении экспорта, привлечения иностранных инвестиций и участия в работе международных экономических организаций, т.е., действия, сосредоточенные на подтверждении экономических интересов страны на международном уровне.
Экономическая дипломатия, как и дипломатия вообще, является составной органической частью внешней политики, международной деятельности государства; именно внешняя политика определяет цели и задачи экономической дипломатии.
Цели ЭД:
1. реализации национальных экономических интересов на мировой арене
2. защита экономической безопасности дипломатическими методами
3. повышение международной конкурентоспособности страны
Задачи ЭД:
1. расширения взаимовыгодного экономического сотрудничества,
2. использования национальных ресурсов либо во внешнеполитических целях, либо для получения преимуществ за счет торговых партнеров.
3. укрепления международной конкурентоспособности страны
4. получения выгод и конкурентных преимуществ на мировом рынке.
5. обеспечение национальных интересов в быстро глобализирующемся мире.
6. обеспечение внешнеэкономической безопасности, т.е. предупреждение или предотвращение угроз для сбалансированного развития хозяйства вследствие нарушения внешнеэкономических связей
7. Обеспечение стране условий международного экономического сотрудничества, способствующих, в конечном счете, повышению уровня и качества жизни ее населения,
8. развития национальных внешнеэкономических отношений на перспективу. Речь идет о формулировании не только общих целей, но и конкретных задач применительно к экономическим отношениям с отдельными регионами и важными странами,
9. Повышение уровня экономического развития страны
10. решении общемировых задач.

  • Органы экономической дипломатии . экономическая дипломатия экономических интересов на ми. Понятие экономической дипломатии , ее цели и задачи .


  • Понятие экономической дипломатии , ее цели и задачи .
    Органы экономической дипломатии . экономическая дипломатия - это деятельность по реализации национальных экономических интересов на мировой арене и защита экономической безопасности...


  • Понятие экономической дипломатии , ее цели и задачи . Понятие экономическая дипломатия ”- специфическая область современной дипломатической


  • Понятие экономической дипломатии , ее цели и задачи . Понятие экономическая дипломатия ”- специфическая область современной дипломатической деятельности, ... подробнее ».


  • Понятие экономической дипломатии , ее цели и задачи . Понятие экономическая дипломатия ”- специфическая область современной дипломатической деятельности, ... подробнее ».


  • Понятие экономической дипломатии , ее цели и задачи . Понятие экономическая дипломатия ”- специфическая область современной дипломатической деятельности, Правовая основа деятельности консульских учреждений.


  • Понятие дипломатии и ее связь с ВП г-ва. Дипломатия экономических
    внешних сношениях, по осуществлению мирными средствами целей и задач его внешней политики, по защите его прав и интересов за границей.


  • Консульская служба, ее цели и задачи . Консульская служба=неотъемлимая часть дип службы, призвана обеспечить в рамках своих задач и функций защиту прав и интересов г-ва, его юр и физ лиц.


  • Получает развитие и конкретизация правил поддержки своего бизнеса за рубежом. - Глобализация привносит новые темы и задачи для экономической дипломатии , в связи с чем она перестает быть чисто межгосударственной деятельностью.


  • Понятие дипломатии и ее связь с ВП г-ва. Дипломатия рассматривается в сочетании с МО и ВП. МО - это совокупность экономических , идеологически.

Найдено похожих страниц:10


1.2 Специфика и виды экономической дипломатии

Существуют расхождения в самом понимании целей и задач экономической дипломатии.

Одни видят в экономической дипломатии всего лишь механизмы продвижения торгово-экономических интересов национального бизнеса, включая даже недопустимые механизмы дипломатической защиты. Другие рассматривают экономическую дипломатию как еще одну возможность укреплять международные позиции своей страны, ее возможности на переговорах. Третьим представляется особенно важным использование торговых и иных аналогичных проблем как средства продвижения за рубеж норм и стандартов ведения экономических отношений в том нормативном и социально-политическом русле, которое отвечает интересам конкретных национальных финансово-промышленных элит.

Четвертым возможности экономической дипломатии видятся как удобный механизм передела рынков и сфер влияния в выгодном для них ключе.

Цели экономической дипломатии:

Обеспечение внешнеэкономической безопасности, то есть предупреждение или предотвращение угроз для сбалансированного развития хозяйства вследствие нарушения внешнеэкономических связей. В частности, здесь речь идет о бесперебойном снабжении населения продовольствием и медикаментами, предприятий - энергетическими ресурсами и так далее. Однако роль экономической дипломатии не сводится к действиям в случае чрезвычайных ситуаций, она осуществляет данную деятельность в повседневных мероприятиях. Обеспечение стране условий международного экономического сотрудничества, способствующих повышению уровня и качества жизни ее населения.

Экономическая дипломатия помогает расширять внешнеэкономические связи и их формы, что способствует решению внешнеполитических задач и стратегий государства.

Задачи экономической дипломатии:

1. Расширения взаимовыгодного экономического сотрудничества

2.Обеспечение внешнеэкономической безопасности, то есть предупреждение или предотвращение угроз для сбалансированного развития хозяйства вследствие нарушения внешнеэкономических связей. В частности, здесь речь идет о бесперебойном снабжении населения продовольствием и медикаментами, предприятий - энергетическими ресурсами и так далее.

3.укрепления международной конкурентоспособности страны и получения выгод и конкурентных преимуществ на мировом рынке.

4. обеспечение национальных интересов в быстро глобализирующемся мире.

5. использования национальных ресурсов либо во внешнеполитических целях, либо для получения преимуществ за счет торговых партнеров.

Главной задачей экономической дипломатии, на мой взгляд, является также обеспечение для страны и ее предпринимателей выгодных условий для международного экономического взаимодействия. В идеале это должно способствовать повышению прибыльности, обеспечению непрерывности и безопасности осуществляемых внешнеэкономических операций страны в целом и росту уровня и качества жизни ее населения.

Конечно, усиление экономической взаимозависимости стран в условиях глобализации вынуждает правительства иногда прибегать к средствам экономической дипломатии для решения и внешне­политических задач, особенно в периоды, когда с помощью традиционных дипломатических средств не удается найти взаимоприемлемого решения.

Несомненно, эффективность экономической дипломатии и, соответственно, внешнеэкономической деятельности страны в целом и ее предпринимателей, в частности, зависит от наличия четкой государственной внешнеэкономической стратегии. В ней должны быть ясно сформулированы общие цели, конкретные задачи и стратегические направления развития внешнеэкономической деятельности, указаны приоритеты в товарной и географической структуре внешней торговли, направления и наиболее желательные формы инвестиционного сотрудничества. В условиях рыночной (капиталистической) экономики ориентация бизнеса исключительно на получение максимальной прибыли кажется вполне логичной. Однако, в реальной практике это не совсем так. Поэтому поддержка интересов частного бизнеса на мировом рынке - особый раздел в искусстве экономической дипломатии.

Инструменты и методы современной экономической дипломатии весьма разнообразны -- от традиционных деловых переговоров до прямого лоббирования национальных интересов на глобальном рынке и проведения соответствующей, продвигающей нужное решение в практику и формирующей общественное мнение, информационной политики. Методы экономической дипломатии предполагают также использование инструментов традиционной дипломатии: ноты и заявления, консультации и обсуждения, обмен мнениями, в том числе в неофициальном порядке, визиты и встречи, участие в работе международных экономических организаций. В мире практически сформировался механизм экономической дипломатии, состоящий из всех известных приемов и методов, который используется для достижения договоренностей с другими странами о взаимных уступках на двусторонней и многосторонней основе. Одним из специфических аспектов экономической дипломатии является мастерство ведения переговоров в целях предотвращения или урегулирования конфликтов в экономических отношениях, поиска компромиссов и взаимоприемлемых договоренностей, заключения соглашений в той или иной форме, предусматривающих расширение внешнеэкономического сотрудничества на основе равноправия и взаимной выгоды, насколько это возможно в условиях глобальной конкуренции. Однако, взаимной выгоды, как известно, можно добиться преимущественно только путем взаимных уступок. Поэтому именно осознанные взаимные уступки выступают важным средством достижения компромисса в любых ситуациях и приобретают особое значение в условиях глобализации и глобальной конкуренции, нацеленной на достижение глобального превосходства.

В современных условиях всеобщей глобальной конкуренции практически нет союзников. Полномасштабная глобальная конкуренция изначально предполагает т.н. « схватку», в которой выигрывает сильнейший. Она реально ухудшает отношения, практически исключает полноценное сотрудничество, но улучшает покупательский климат и обостряет сбытовой инстинкт и тягу быть лучшим и сильнейшим, стимулирует волю к выживанию в сложных условиях мирового рынка. Собственно, глобальные конкурентные игры на современной мировой экономической арене чем-то напоминают бой древнеримских гладиаторов, слегка замаскированный духом соревнования и легитимной целью - создания стратегических альянсов партнеров по бизнесу, которые в любой момент в случае изменения их целей и малейшего нарушения их интересов могут превратиться в самых ярых конкурентов. А это значит, что участвующие в подобной современной конкурентной игре должны постоянно находиться в политическом и экономическом тонусе и напряжении, отслеживая маневры своего партнера-конкурента. В условиях глобальной конкуренции весьма актуальны стратегические рекомендации Н. Макиавелли и представляется особенно перспективной активная, иногда даже агрессивная по форме экономическая дипломатия с целью: проникновения и захвата перспективных мировых и региональных рынков. Именно поэтому практически все страны мира стремятся укрепить свои институциональные и организационные структуры для поддержки внешнеэкономической деятельности и лоб­бирования интересов отечественных компаний за рубежом.

Напомним, что конкуренция « ни чиста, ни совершенна». Но, несомненно, существует «точка перехода» от состояния конкуренции к подобию сотрудничества. Именно эту « точку» пересечения интересов, основанную на взаимных уступках в решении своих или общих проблем и необходимо найти в процессе дипломатических переговоров на экономической почве. В частности, при обсуждении глобальных, общих для всего человечества проблем на межнациональном уровне, в рамках международных организаций, на международных встречах глав-государств, особенно, на встречах «Большой восьмерки» упоминаются такие категории, как «глобальное партнерство» и «глобальный потенциал». Это выводит дипломатию и экономическую дипломатию в частности на качест­венно иной уровень развития и значимости, который характеризуется расширением возможностей и повышением ответственности за решения общемировых задач.

Статус экономической дипломатии в системе государственной власти практически всех стран, в том числе и России, высок и непрерывно повышается, существенно расширяются функции и улучшается ка­чество работы, повышается виртуозность и профессиональный уровень персонала. Во главе подобных структур, как правило, находятся руководители высокого уровня, имеющие богатый опыт дипломатической работы и хозяйственного управления, хорошо понимающие цели и задачи страны и ее предпринимателей. С целью проведения более активной и эффективной внешнеэкономической стратегии России, в условиях взятого курса на ускорение инновационного развития экономики страны, представляется необходимой целенаправленная подготовка и соответствующее образование молодых квалифицированных, профессиональных кадров со специализацией в области экономической дипломатии, для выполнения столь сложной и деликатной работы по продвижению национальных экономических интересов РФ на мировом рынке в условиях глобальной конкуренции. « Крупномасштабное производство виртуозных гладиаторов-дипломатов», способных эффективно отстаивать интересы страны и ее предпринимателей на глобальной экономической арене можно считать важным направлением международного финансово-экономического образования и фактором успешной реализации инновационной стратегии развития России.

Основными функциями современной экономической дипломатии являются:

а) продвижение национального экономического интереса на мировом рынке и обеспечение национальной экономической безопасности;

б) выполнение функций по реализации внешней экономической политики;

в) государственное содействие формам и методам участия национальных структур в международной экономике;

г) повышение роли экономических вопросов при проведении консультаций между посольствами, министерствами и т.д.

Основные методы экономической дипломатии. Дипломатическая миссия является основной структурной единицей в предоставлении своему государству информации об основных принципах и структуре и тенденциях развития экономики страны пребывания, ее планов и программ, валютно-финансового состояния, развития внешнеэкономических связей, конъюнктуры рынков товаров и услуг; ее экспортного и импортного потенциала, о запросах прямых инвестиций в экономику страны, собранной через официальные источники, к которым миссия имеет непосредственный доступ. Все это позволяет создать потенциал для дальнейшего экономического сотрудничества.

Одной из главных задач дипломатических миссий является содействие участникам внешнеэкономических отношений своей страны в их работе на рынках страны пребывания, защита и осуществление контроля над соблюдением интересов страны в процессе их деятельности и ее координация без вмешательства в их хозяйственную деятельность; представление своего государства как страны, чье финансовое, экономическое и политическое положение позволяет рассматривать ее в качестве надежного партнера в области внешнеэкономической деятельности, оказывать содействия своим участникам внешнеэкономической деятельности в ее осуществлении, организовывать переговоры, конгрессы, семинары, круглые столы, выставки; прорабатывать поступающие предложения своих предприятий по организации экспорта -- импорта товаров и услуг, инвестиционных запросов и предложений, оказывать им консультационно-информационные услуги, использовать местных экспертов для анализа экономики и рынка, где требуются потому специальные знания, которых может не иметь профессиональный дипломат.

Внешняя политика Японии 50-х гг. XX в. - начала XXI в.

Главные интеграционные группировки мира

Международная экономическая интеграция в своём развитии проходит ряд ступеней: Харламова В.Н. Международная экономическая интеграция. Учебное пособие. М., Анкил, 2002 С. 92. · Зону свободной торговли (ЗСТ); · Таможенный союз...

Интеграционные группировки на американском континенте

Международная экономическая интеграция в своём развитии проходит ряд ступеней: Харламова В.Н. Международная экономическая интеграция. Учебное пособие. М., Анкил, 2002 С. 92 · Зону свободной торговли (ЗСТ); · Таможенный союз...

Интеграционные процессы в экономике, международное движение рабочей силы

Международная экономическая интеграция в своем развитии проходит ряд ступеней - зону свободной торговли, таможенный союз, общий рынок, экономический союз и политический союз. У всех этих ступеней, или видов...

Интеграция России в мировую экономику

Интернационализация производства, её причины и эффективность

Региональная интеграция, или реальная интернационализация, производства в своем развитии проходит ряд ступеней - зону свободной торговли, таможенный союз, общий рынок, экономический союз и политический союз. У всех этих ступеней, или видов...

Международная интеграция как форма развития экономического сотрудничества в России

Международная экономическая интеграция -- характерная особенность развития мировой экономики. Еще в XX в...

Международные организации и дипломатическая деятельность

На протяжении многих веков дипломатия осуществляет свои цели с помощью временных миссий, которые использовались еще в ходе первых контактов между сообществами или государствами10...

ОБСЕ как институт многосторонней дипломатии: проблемы и перспективы

Дипломатия традиционно рассматривается как важнейшее средство осуществления внешней политики государств. В узком смысле слова под дипломатией понимают искусство ведения переговоров и заключения договоров, между государствами...

Основные этапы становления дипломатической службы

Основы дипломатического искусства Итальянских государств в XV-XVI веках

Несмотря на политическое и государственное разнообразие Италии, все же правила и обычаи в области дипломатии оставались неизменными. Однако, существует исключение. Это Рим, Папская область. Здесь все совсем по-другому...

Роль энергетической дипломатии во внешнеполитической стратегии Российской Федерации

Основные векторы развития российской дипломатии определяются внешнеполитическими приоритетами Российской Федерации в отношениях с региональными объединениями и ведущими державами современного мира...

Росссия в мировой экономической системе

Реализация стратегии инновационного прорыва открывает возможность преодолеть сложившиеся в 90-е годы негативные тенденции в динамике структуры внешней торговли России в условиях неолиберальной модели глобализации и резкого повышения...

Стратегии обеспечения экономической безопасности зарубежных стран

Для обеспечения экономической безопасности необходимо выделить те реальные и потенциальные деструктивные факторы безопасности, имеющие разнообразные проявления, которые выступают как потенциальные угрозы...

Энергодиалог Россия-ЕС

Великобритания обладает развитым ТЭК, располагая значительными запасами угля, нефти и газа в дополнение к производству электроэнергии на АЭС за счет возобновляемых источников энергии, а также гидроресурсов. Все компании, вовлеченные в ТЭК...

ИСТОРИЯ РОССИЙСКОЙ ДИПЛОМАТИИ

Возникновение и определение термина «дипломатии». Основные формы и методы.

Дипломатия в том смысле, в каком мы понимаем ее сейчас, появилась с развитием производительных сил, с появлением общественного сознания и первых, сначала зачаточных, юридических норм. Считается, что слово «дипломатия» происходит от греческого слова dípl?ma , которым в Древней Греции называли сдвоенные дощечки с нанесёнными на них письменами, выдававшиеся посланцам в качестве верительных грамот и документов, подтверждавших их полномочия. Буквально это слово означало «удваиваю» от способа, которым они складывались. Отсюда происходит слово «Дипломатия». Самостоятельно это слово начали употреблять с конца XVI века. Первый случай употребления слова дипломатия в Англии относится к 1645 году.

В Дипломатическом словаре (главный редактор — министр иностранных дел СССР А. А. Громыко) даётся такое определение: «Дипломатия — принципиальная деятельность глав государств, правительств и специальных органов внешних сношений по осуществлению целей и задач внешней политики государства, а также по защите прав и интересов государства за границей».

Виды(формы) дипломатии

Политика умиротворения

Суть данной разновидности дипломатии состоит в умиротворении, то есть нежелании обострять или разжигать противоречия, которые существуют между странами. Данная разновидность дипломатии предполагает различные уступки по малозначительным и не принципиальным вопросам противоположной стороне. Чаще всего примером данной дипломатии называют политику Англии и Франции накануне Второй мировой войны, когда они пытались противостоять агрессивным устремлениям Гитлера .

Дипломатия канонерок

Суть дипломатии канонерок состоит в демонстрации силы для достижения своих внешнеполитических целей. Получила своё наименование от слова «канонерка» — небольшого корабля с серьёзным артиллерийским вооружением.

Долларовая дипломатия

Данная разновидность дипломатии предполагает использование экономических методов (например, кредитов) для достижения своих целей.

Публичная дипломатия

Под публичной дипломатией понимаются действия, направленные на достижение целей национальной внешней политики путём установления долгосрочных отношений, изучения общественного мнения за рубежом, информирования зарубежной аудитории с целью лучшего понимания ценностей и институтов собственного государства за рубежом.

Народная дипломатия

Под народной дипломатией в широком смысле этого слова понимается исторически непрерывный процесс общения, взаимного познания народов, взаимовлияния и взаимообогащения культур.


Челночная дипломатия

Челночная дипломатия — одно из средств мирного разрешения споров между государствами путём серии переговоров с участием третьего государства (посредника) и на основе выдвинутых им условий.

Экономическая дипломатия

Экономическая дипломатия, или торговая дипломатия — это направление дипломатической работы, в основе которых лежат торгово-экономические отношения.

Цифровая (электронная) дипломатия (англ. «digital diplomacy», e-diplomacy) - использование возможностей сети интернет и информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) для решения дипломатических задач. В рамках цифровой дипломатии используются новые медиа, социальные сети, блоги и тому подобные медиаплощадки в глобальной сети. Главные цели цифровой дипломатии - продвижение внешнеполитических интересов, информационная пропаганда через Интернет.

Защищая интересы страны.

РУСЛАН ШАФИЕВ

Даже во втором десятилетии XXI века отечественные и зарубежные специалисты так и не пришли к согласию по вопросам экономической дипломатии. Нет единого подхода к понятийному аппарату, периоду зарождения и этапам эволюции экономической дипломатии, современному представлению о ее видах и механизмах. Исследователей даже с единичными публикациями на эту тему не так много.

Среди отечественных ученых и дипломатов это основоположник теории экономической дипломатии в постсоветский период В. Д. Щетинин, а также И. А. Орнатский, Л. Д. Градобитова, академик И. Д. Иванов, Т. В. Зонова, М. А. Конаровский, Д. А. Дегтерев и некоторые другие. Среди зарубежных исследователей и дипломатов в этом плане следует отметить Г. Каррон де ла Каррьера, Н. Бейна и С. Вулкока, А. Касымова и Б. Гиясова.

Впервые слово «дипломатия» было употреблено в Англии в 1645 году1. Классическая форма дипломатии соответствует итальянской модели развития и формировалась на основе межгосударственной торговли после подписания Вестфальского мирного договора в Германской империи в 1648 году. Этот документ положил конец Тридцатилетней войне общеевропейского масштаба, подвел итог столетнего конфессионального противостояния в Европе, внес правовую основу в систему европейских международных отношений и определил их характер на несколько веков вперед. Потребовалось еще целое столетие, чтобы слово «дипломатия» прочно вошло в научный и культурно-политический обиход в Западной Европе2.

В 1737 году другой французский дипломат, Антуан Пеке, в своем трактате «Рассуждение об искусстве переговоров, или Прекрасный посол» впервые ввел понятие дипломатического корпуса и расширил представления о дипломатии и функциях лиц, профессионально занимающихся дипломатией, сделав упор на их нравственных качествах3. Со временем сущность понятия дипломатии претерпела эволюцию: от хитрости, расчетливости и обмана - до искусства вести переговоры во внешних сношениях, а позднее - до отождествления с международной политикой и официальной деятельностью глав государств и загранпредставительств по осуществлению целей и задач внешней политики, защите интересов государства и его граждан за рубежом4.

И экономическая дипломатия возникла не сразу. Прошли тысячи лет, прежде чем она превратилась в самостоятельную область теории и практики международных отношений. Так, отечественный исследователь и политолог Т. В. Зонова, например, отождествляет торговлю с экономической дипломатией, считая, что в существовании экономической дипломатии как таковой нет ничего принципиально нового, только раньше ее называли торговой5. Французский ученый и дипломат Ги Каррон де ла Каррьер также придерживается подобного мнения о том, что экономическая дипломатия существовала издавна, именовалась торговой дипломатией, а теперь лишь обновилась6. Российский экономист Д. А. Дегтерев связывает возникновение экономической дипломатии в современном ее понимании лишь с концом XIX века, когда вслед за Англией в Министерствах иностранных дел ведущих европейских держав того времени стали появляться торговые отделы и коммерческие атташе7.

Следует заметить, что экономическая дипломатия в исторической ретроспективе обязана и примитивному обмену товарами, и развитию торговли, международных отношений, государства и политики. Колыбелью экономической дипломатии как явления международной жизни стала Европа благодаря первым постоянным посольствам в Италии, на территории которой еще до середины XV века возникло несколько городов-государств, имевших между собой тесные экономические связи.

Торговые отношения между государствами не могли развиваться исключительно на основе визитов отдельных консулов - официальных лиц, направляемых правителем за границу, чтобы торговать. Назрела необходимость изучать рынок, защищать интересы промышленников и купцов своей страны за границей. Особенно интенсивно занимались экономическими вопросами венецианские послы. Изучали экономическое положение страны пребывания, ее финансовое дело, активно использовали информацию и влияние венецианских купцов. Отечественные и зарубежные исследователи сошлись на том, что внешняя политика средневековых государств имела коммерческие цели и служила безопасности сухопутных и морских путей сообщения, доступности рынков и свободе заключения торговых сделок.

В первой половине XVII века французский мыслитель Эмерик Крюсе отводил весьма важную роль международной торговле, полагая, что в улучшении благополучия людей купец более полезен, чем солдат. В связи с этим он говорил о строительстве дорог, установлении единой системы мер и весов, единой денежной системы8. Именно развитие товарно-денежных отношений в Европе послужило толчком к зарождению в этот период политической экономии9, которая позднее, в следующем столетии, сформировалась в самостоятельную науку благодаря экономисту Адаму Смиту и английскому финансисту Давиду Рикардо. По мнению Ги Каррона де ла Каррьера, это были первые заложенные камни к возникновению и постановке проблем экономической дипломатии10.

Зарождению в Европе экономической дипломатии как явления на международной арене и осуществления внешнеэкономической политики государств способствовал ряд объективных причин в середине XVIII века. Одной из таких причин стал международный энергетический кризис. Всемирная история свидетельствует о том, что до 1600 года в Европе широко использовали в качестве энергетического сырья торф. Затем ему на смену пришли хворост и древесные поленья. Однако к 1750 году все леса там оказались вырубленными. Кризис способствовал поиску новых видов топлива. Таким сырьем оказался коксующийся уголь, который в изобилии был обнаружен в недрах земли. Повсеместно развернулась добыча угля в шахтах, что позволило свершиться промышленному перевороту11.

В первой половине XVIII века европейские монархии были истощены военными конфликтами, опустошившими государственную казну. С середины XVIII столетия среди французских просвещенных умов распространилось убеждение, что коммерческие и торговые связи, как и извлекаемая государствами от этого выгода, могут стать эффективным средством прекращения международных конфликтов. Парижский мирный договор, подписанный в Версале 10 февраля 1763 года между Англией, Францией и Испанией, как и другие мирные соглашения того периода между европейскими странами, закрепили Вестфальскую систему межгосударственных отношений в Западной Европе12. Это дало повод к развитию экономической дипломатии как явления на международной арене. Международным дипломатическим языком почти на два столетия стал французский, заменив классическую латынь. Французский философ Шарль Монтескье утверждал, что мир является естественным следствием коммерции, ибо занимающиеся совместным прибыльным делом два государства слишком зависят друг от друга, чтобы воевать. А французские реформаторы провозгласили XVIII столетие «веком торговли», пришедшим на смену эпохе войн13. В странах Европы консула стали считать государственным служащим.

Быстрое экономическое развитие, стремительный рост капиталистических отношений, колониальное противоборство европейских стран в XVIII веке, а самое главное - слияние интересов политики и экономики государства - все это явилось, пожалуй, прообразом «примитивной экономической дипломатии». В этот период государственный деятель Великобритании Уильям Питт (1708–1778) заявил, что британская политика - это британская торговля14. Внешняя политика и международные торговые отношения стали для британцев единым целым, как, впрочем, и не только для них. К тому же сама торговля и колониальная политика отдельных государств часто провоцировали международные конфликты.

В этот период традиционные методы производства больше не могли удовлетворять потребности внутреннего рынка из-за дороговизны и нерентабельности. Именно к 1750-м годам проявили себя и последствия «мягкой» индустриализации без возведения гигантских заводов, которые могли бы изменить окружающую среду и дестабилизировать общество. Это стало настоящей «промышленной революцией». Свою позитивную роль сыграла и «демографическая революция», способствовавшая росту населения в Европе; а также развитие банковской системы, рыночная конкуренция, переработка сырьевых товаров, колониальная торговля, инвестиционные потоки. Все это придало особую остроту экономическим проблемам государств на протяжении следующего столетия. Именно в тот период произошло изменение общественного мышления в сторону экономического развития15.

О создании теории экономической дипломатии тогда еще никто не задумывался. Миром, по утверждению французского философа и экономиста Пьера Жозефа Прудона (1809–1865), правила политическая экономия, а экономические отношения между странами были призваны восторжествовать над политическими конфликтами и национальным соперничеством16.

Подписание 9 июня 1815 года Заключительного (Генерального) акта Венского конгресса закрепило мир в Европе после наполеоновских войн и укрепило «дипломатию посредством конференций» или конференционную дипломатию в международных отношениях17. Генеральный акт содержал и особые статьи, которые касались экономических взаимоотношений между европейскими странами. В связи с этим были установлены правила сбора торговых пошлин при пересечении сухопутных границ и судоходства по пограничным и международным рекам, определялись принципы свободного судоходства, в приложении говорилось о запрещении торговли неграми. Нововведения по «Венскому регламенту» стали нормой международного права и надолго вошли в дипломатическую практику.

Примерно к середине XIX века вопросы торговли в посольствах некоторых европейских стран вновь стали играть большую роль, хотя сопротивление дипломатов было упорным и длилось еще несколько десятилетий. Соединенные Штаты, получившие независимость в конце XVIII века, наоборот, недооценивали в то время значение дипломатии в международных торговых отношениях, считая, что кораблестроители, купцы, нефтяные компании могут самостоятельно вступать в переговоры с иностранными государствами, и для этого вполне достаточно одного консула, который занимался бы продвижением экономических интересов за границей.

В Европе с помощью дипломатов создавались многочисленные торговые компании, определялись сферы влияния одних государств над другими, договаривались о предоставлении эксклюзивных прав на эксплуатацию недр. С началом глобализации, в эпоху колониальных захватов, сразу за войсками колонизаторов шли торговцы, а дипломаты спешили закрепить за метрополией новые приобретения в форме концессионных соглашений или договоров18.

В тот период имело место реформирование внешнеполитических институтов некоторых государств. Так, во внешнеполитическом ведомстве Сардинского королевства во главе с правителями Савойского дома в 1850 году появилось Управление по коммерции и консульским делам, которое вскоре было разделено на два отдела - коммерческий и консульский. Впоследствии эта реформа легла в основу Министерства иностранных дел объединенной Италии. Коммерческие департаменты с корпусом коммерческих атташе возникали во внешнеполитических ведомствах и загранпредставительствах Англии, Франции, Германии, Австро-Венгрии, Испании и Бельгии. В Российской империи на смену Коммерц-коллегии еще в конце XVIII века пришло Министерство коммерции. Торговая и финансовая политика постепенно превращалась в составную часть профессиональной дипломатии.

В ходе двух мировых войн роль дипломатии и экономического сотрудничества особенно возрастала. Закупка вооружений, военного обмундирования, поставки продовольствия и другие вопросы политики и экономики на международной арене постоянно находились в центре внимания правительств и внешнеполитических институтов прежде всего воюющих государств. В этот период стала экономизироваться международная политика.

После 1945 года к конференционной дипломатии и экономической дипломатии на двусторонней основе прибавились коллективная дипломатия, отражавшая позиции отдельных групп стран, и дипломатия на многосторонней основе путем участия в международных организациях с заключением многосторонних соглашений между государствами, или дипломатия международных организаций.

В 1946 году вышла в свет в переводе на русский язык книга «Дипломат» известного французского дипломата и ученого Жюля Камбона, который удостоился не только высоких постов в дипломатической службе своей страны, но даже был избран за свои научные труды членом французской «Академии бессмертных». В упомянутой книге, выпущенной первоначально в Париже в 1926 году (то есть когда он уже стал академиком), Жюль Камбон утверждал, что «внешняя политика - не дело чувства. Ее задача - согласовывать случайные факты с постоянными законами, управляющими судьбами нации. Эти законы существуют, но от нас они не зависят. Интересы народов не меняются. Их определяют природа, географическое положение и собственный характер народов. Таким образом, история повторяется». Теория и практика экономической дипломатии показывают, что этот тезис не выдержал испытания временем.

В действительности история не повторяется, в том числе и потому, что экономический компонент мирового сообщества находится в постоянном развитии, и в огромной степени эти перемены обусловлены сознательной политической деятельностью с использованием многообразных методов и форм экономической дипломатии. Учиться такой науке и овладевать искусством соответствующей практики - важная задача.

Мир находился в поиске равновесия и решения макроэкономических проблем. Свободный товарообмен, конвертация основных денежных валют, рыночные экономические отношения, глобализация мировых процессов, а также противоборство двух общественно-политических систем побуждало мировое сообщество находить приемлемые формы сотрудничества между капиталистическими и социалистическими странами в обход политического противостояния. Таковой стала экономическая дипломатия XX века, политический фактор всегда оставался при этом довольно сильным.

Доминирование сбалансированного, комплексного подхода к экономической и политической деятельности страны в обеспечении интересов государства на мировой арене в последней четверти XX века явилось основной причиной «очередной волны» экономической дипломатии как в практическом осуществлении внешней политики, так и в теоретическом плане. Регулирование правовых вопросов международной жизни до сих пор происходит с помощью специальных документов, принятых на основе норм и принципов международного права, прежде всего Венской конвенцией о дипломатических сношениях от 18 апреля 1961 года, а также постановлений Совета Безопасности ООН, положений ВТО и других международных организаций.

Как особый, приоритетный вид дипломатии экономическая дипломатия находится в области пересечения внешней политики, внешнеэкономического курса и внешнеэкономической деятельности государства и является средством реализации внешней политики государства.

Экономическая дипломатия является весьма многогранной и включает ряд видов или отраслевых составляющих, различающихся специализированными сферами приложения, характером и содержанием решаемых задач, спецификой средств и методов дипломатического воздействия, другими экономическими признаками и особыми чертами. Это дипломатия авиационная, арктическая, атомная, военная, гуманитарная, космическая, морская, продовольственная, сельскохозяйственная, торговая или коммерческая, транспортная, туристическая, финансовая. В том числе инвестиционная, кредитная, инвестиционно-кредитная, долговая. Это и дипломатия экологическая, энергетическая, в том числе нефтяная, газовая, нефтегазовая, энергоресурсная19.

Таким образом, экономическая дипломатия является особым, приоритетным видом дипломатии. Между ними наблюдается самая активная связь, поскольку базой для экономической дипломатии служит традиционная дипломатия со всем своим арсеналом приемов, средств и методов.

Экономическая дипломатия - это важнейшее средство внешней политики, определяющее оптимальный и наиболее благоприятный выбор государством своих методов при принятии политических решений, основанных на общности экономических и стратегических интересов двух и более стран, общечеловеческих ценностях и международном праве.

В концентрированном виде появление нового качества экономической дипломатии, выражающегося в расширении сфер национального экономического интереса, можно найти в работе В. И. Ленина «Тетради по империализму», в которой приведены конспекты многих книг, представляющих значительный интерес для характеристики мирового хозяйства и мировой политики конца XIX и начала XX века.

С середины XVIII столетия по начало второго десятилетия XXI века - периода зарождения экономической дипломатии по наши дни - глобально и качественно менялась международная среда как сфера использования экономической дипломатии. На международной арене развивалась и сама экономическая дипломатия: совершенствовался арсенал ее средств и методов, расширялась ее ресурсная база, создавалась соответствующая инфраструктура. В результате этого экономическая дипломатия эволюционировала и на каждом последовавшем этапе решала все более сложные задачи. Основным критерием экономической дипломатии стало слияние, взаимное проникновение политики и экономики государства в осуществлении его внешнеэкономического курса и всей внешнеполитической деятельности в целях обеспечения своих стратегических и экономических интересов дипломатическими средствами.

При этом все большую роль играют экономические, политические, научно-технические, экологические, информационные факторы. Россия в этот период способствует формированию идеологии становления многополярного мира. Вторая мировая тенденция проявляется через попытки создания структуры международных отношений, основанной на доминировании в международном сообществе развитых западных стран при лидерстве США. Эта структура рассчитана на односторонние, прежде всего военно-силовые решения ключевых проблем мировой политики в обход основополагающих норм международного права.

В 1902 году в Лондоне вышла книга Ф. Маккензи «Американские интервенты», в которой анализировалось влияние американских прямых инвестиций за рубежом, в том числе на область политики и дипломатии, таких компаний, как «Отис элевейтор», «Зингер», «Дженерал электрик». «Экономические силы раньше или позже, но неизбежно находят свое выражение в области политической. Поэтому вопрос о том, когда факт помещения капиталов за границей изменит внешнюю политику, является только вопросом времени», - такое заключение содержится в переведенной в 1920-е годы на русский язык книги «Дипломатия доллара» американских авторов С. Ниринга и Д. Фримэна. В этой книге подробно рассказывается, как с помощью политических, экономических и военных средств в то время создавались за рубежом «зоны жизненных интересов» США на Ближнем Востоке, в Латинской Америке, на Дальнем Востоке.

Авторы приводят изречение «За капиталом следует флаг» и в подтверждение делают следующий вывод: «В период между 1870 годом и началом Первой мировой войны армия и флаг составляли самую значительную статью расходного бюджета каждой из главных европейских стран. Организацией военного аппарата преследовались две цели: во-первых, страны, пославшие сюда военную силу, хотели при ее помощи играть более или менее активную роль в политической жизни тех стран, где у них были крупные экономические интересы, и во-вторых, защищать собственность капиталистов в случае нападения на них конкурентов, готовых вытеснить их своим капиталом». Так что речь, как видим, шла о большем, чем элементарное продвижение торговых интересов.

Экономическая дипломатия приобрела, таким образом, не только черты национального явления, но также геополитические параметры.

Следовательно, экономическая дипломатия представляет собой сплав экономики и политики, доведенный до уровня принятия и реализации управленческих решений. С их помощью осуществляется сотрудничество и соперничество в современном мире, определяются формы и методы развития и совершенствования рыночной экономики, становящейся важным фактором общественного развития и решения ключевых проблем экономического и социального прогресса.

Примечания:

1 Сатоу Э. Руководство по дипломатической практике. - М., 1961. С. 12; Попов В. И. Современная дипломатия: теория и практика. Часть 1: Дипломатия - наука и искусство / ДА МИД РФ. - М., 2000. С. 13.

2 Савойский А. Г. Экономическая дипломатия современной России в отношении США на международной арене: Монография. 2-е изд. - М. - Пятигорск, 2011. С. 11–12.

3 Pequet A. Discours sur l’art de négocier ouParfait ambassadeur. - Paris, 1737; Пеке А. Рассуждение об искусстве переговоров. - М., 2004.

4 Савойский А. Г. Экономическая дипломатия как средство внешней политики (на примере экономической дипломатии России в отношении Соединенных Штатов Америки: 1992–2008 гг.): Автореф. дис. на соиск. учен. степ. канд. полит. наук: 23.00.04. - М., 2009. С. 10.

5 Зонова Т. В. Роль экономического фактора в истории дипломатии // Внешнеэкономические связи. 2005, № 6.

6 Carron de la Carrière, G. La diplomatie économique: Le diplomate et le marché. - Paris, 1998. P. 17, 272.

7 Дегтерев Д. А. Экономическая дипломатия: экономика, политика, право. - М., 2010. С. 14.

8 Трактаты о вечном мире / Сост. И. Андреева, А. Гулыга. - СПб., 2003. С. 60.

9 Впервые данный термин был введен французским экономистом А. Монкретьеном в 1615 году.

10 Carron de la Carrière, G. La diplomatie économique: Le diplomate et le marché. P. 53.

11 A la découverte de l’Europe. - Luxemburg, 2008. P. 25.

12 Протопопов А. С., Козьменко В. М., Елманова Н. С. История международных отношений и внешней политики России (1648–2000) / Под ред. А. С. Протопопова. - М, 2001. С. 37, 46–47.

13 Зонова Т. В. Роль экономического фактора в истории дипломатии.

14 Попов В. И. Современная дипломатия: теория и практика. С. 117, 469.

15 Mironov B. Les villes de Russie entre l’Occident et l’Orient, 1750–1850 // Économies, sociétés, civilisations, Mai - Juin 1991, № 46; Bairoch P. Urbanization and the Economy in Preindustrial Societies: The Findings of Two Decades of Research // Journal of European Economic History, Fall 1989, № 18; Olivier J.-M. Résumé… de la thèse: Société rurale et industrialisation douce… Université de Toulouse 2 - Le Mirail, 1998 // Le Monde, 24.11.2006; Population and Industrialization: The evolution of a concept and its practical application / Ed. and with an Introduction by N. L. Tranter. - London, 1985.

16 Зонова Т. В. Роль экономического фактора в истории дипломатии.

17 Градобитова Л. Д. Экономическая дипломатия Скандинавских стран. - М., 1982. С. 3.

18 Орнатский И. А. Экономическая дипломатия. 2-е изд., перераб. и доп. - М., 1985. C. 3.

19 Савойский А. Г. Экономическая дипломатия как средство внешней политики (на примере экономической дипломатии России в отношении Соединенных Штатов Америки: 1992–2008 гг.): Автореф. дис. на соиск. учен. степ. канд. полит. наук: 23.00.04. - М., 2009. С. 9.

ШАФИЕВ Руслан Мустакимович,

профессор Российского экономического университета им. Г. В. Плеханова, доктор экономических наук, советник государственной гражданской службы 1-го класса

ШАФИЕВ Руслан Мустакимович,

профессор Российского экономического университета им. Г. В. Плеханова, доктор экономических наук, советник государственной гражданской службы 1-го класса