Ангелы и архангелы. Ангельские чины: описание, иерархия и чем отличаются друг от друга разные виды Иерархия ангелов в христианстве

Основой для создания церковного учения об ангелах является написанная в V веке книга Дионисия Ареопагита «О небесной иерархии» (греч. «Περί της ουρανίας», лат. «De caelesti hierarchia») , более известная в редакции VI века. Девять ангельских чинов разбиты на три триады, каждая из которых имеет какую-либо особенность.

Первая триада серафимы, херувимы и престолы – характеризуется непосредственной близостью к Богу;

Вторая триада силы, господства и власти – подчеркивает божественную основу мироздания и мировладычества;

Третья триада начала, архангелы и собственно ангелы – характеризуется непосредственной близостью у человеку.

Дионисий суммировал то, что было накоплено до него. Серафимы, херувимы, силы и ангелы упоминаются уже в Ветхом завете; в Новом завете появляются господства, начала, престолы, власти и архангелы.

По классификации Григория Богослова (4 в.) ангельская иерархия состоит из ангелов, архангелов, престолов, господств, начл, сил, сияний, восхождений и разумений.

По своему положению в иерархии чины располагаются следующим образом:

серафимы – первый

херувимы – второй

престолы- третий

господства – четвертый

силы – пятый

власти – шестой

начала – седьмой

архангелы- восьмой

ангелы – девятый.

Иудейские иерархические построения отличаются от христианских, поскольку аппелируют только к первой части Библии – Ветхому Завету (ТаНаХу). Один источник насчитывает десять чинов ангелов, начиная с самого высокого: 1. хайот; 2. офаним; 3. арелим; 4. хашмалим; 5. серафимы; 6. малаким, собственно «ангелы»; 7. элохим; 8. бене Элохим («сыны Божии»); 9. херувимы; 10. ишим.

В «Maseket Azilut» десять ангельских чинов даются в ином порядке: 1. серафимы во главе с Шемуэлем или Йехоэлем; 2. офаним во главе с Рафаилом и Офаниэлем; 3. херувимы, которых возглавляет Керубиэль; 4. шинаним, над которыми поставлены Цедекиэль и Гавриил; 5. таршишим, начальниками которых выступают Таршиш и Сабриэль; 6. ишим с Цефаниэлем во главе; 7. хашмалим, вождь которых зовется Хашмал; 8. малаким, возглавляемые Уззиэлем; 9. бене Элохим во главе с Хофниэлем; 10. арелим, которыми руководит сам Михаил.

Имена старших ангелов (архангелов) варьируются в разных источниках. Традиционно высший ранг приписывается Михаилу, Гавриилу и Рафаилу – трем ангелам, поименно названным в библейских книгах; четвертым к ним обычно добавляют Уриила, встречающегося в неканонической 3 Книге Ездры. Распространено представление о том, что существует семь высших ангелов (связанное с магическими свойствами числа 7), попытки перечислить их поименно предпринимались со времен 1 Книги Еноха, однако здесь существуют слишком большие расхождения. Ограничимся перечислением «великолепной семерки», принятой в православной традиции: это Гавриил, Рафаил, Уриил, Салафиил, Иегудиил, Варахиил, Иеремиил, возглавляемые восьмым – Михаилом.

Иудаистическая традиция крайне высокое положение отводит также архангелу Метатрону, который в земной жизни был патриархом Енохом, но на небесах превратился в ангела. Он – визирь небесного двора и чуть ли не заместитель Самого Бога.

1. Серафимы

Серафимы – ангелы любви, света и огня. Они занимают самое высокое положение в иерархии чинов и служат Богу, заботясь о его престоле. Серафимы выражают свою любовь к Богу постоянным пением хвалебных псалмов.

В древнееврейской традиции бесконечное пение серафимов известно как «трисагион» – Кадош, Кадош, Кадош («Святой, Святой, Святой Владыка Сил Небесных, вся земля полна его сиянием»), считающийся песней созидания и праздника. Будучи ближайшими к Богу созданиями, серафимы также считаются «огненными», поскольку они объяты пламенем вечной любви.

Согласно средневековому мистику Яну ван Руйсброку, три чина серафимов, херувимов и престолов никогда не принимают участия в человеческих конфликтах, но находятся с нами, когда мы мирно созерцаем Бога и испытываем постоянную любовь в наших сердцах. Они и порождают в людях божественную любовь.

У Святого Иоанна Богослова на острове Патмос было видение ангелов: Гавриила, Метатрона, Кемуила и Натаниила среди серафимов.

Исайя- единственный пророк, упоминающий серафимов в древнееврейском Священном писании (Ветхом завете), когда он рассказывает о своем видении огненных ангелов над Престолом Господним: «У каждого было шесть крыльев: два закрывали лицо, два закрывали ноги, а два использовались для полета».

Еще одним упоминанием серафимов можно считать книгу Чисел (21:6), где дается ссылка на «огненных змеев». Согласно «Второй книге Еноха» (апокриф), у серафимов шесть крыльев, четыре головы и лика.

Люцифер вышел из ранга серафимов. Фактически, Падший Князь считался ангелом, который затмевал всех остальных, пока не лишился Божьей Милости.

Серафимы – В иудаистической и христианской мифологии ангелы, особо приближенные к Богу. Пророк Исаия описывает их так: «В год смерти царя Озии видел я Господа, сидящего на престоле высоком, и края риз Его наполняли весь храм. Вокруг Него стояли Серафимы; у каждого из них по шести крыл: двумя закрывал каждый лице свое, и двумя закрывал ноги свои, а двумя летал. И взывали они друг ко другу и говорили: Свят, Свят, Свят Господь Саваоф! Вся земля полна славы Его/» (Ис. 6. 1-3). По классификации Псевдо-Дионисия, вместе с херувимами и престолами серафимы относятся к первой триаде: «…святейшие Престолы, многоокие и многокрылые Чины, называемые на языке евреев Херувимами и Серафимами, по изъяснению Св. Писания находятся в большей и непосредственнейшей пред другими

близости к Богу… что касается наименования Серафимов, оно ясно показывает непрестанное и всегдашнее их стремление к Божественному, их горячность и быстроту, их пылкую, постоянную, неослабную и неуклонную стремительность, также их способность дейстельно возводить низших в горнее, возбуждатъ и воспламенять их к подобному жару: оно также означает способность, опаляя и сжигая. тем самым очищать их – всегда открытую. неугасимую, постоянно одинаковую, светооброзную и просвещающую силу их. прогоняющую и учичтожаюшую всякое омраченье.

2. Херувимы

Слово «херувим» означает «полнота знаний» или «излияние мудрости». Этот хор имеет силу знать и созерцать Бога и способность понять и передать другим божественное знание.

3. Престолы

Термин «престолы», или «многоглазые», указывает на их близость к трону Бога. Это самый близкий к Богу чин: и свое божественное совершенство, и сознание они получают непосредственно от Него.

Псевдо-Дионисий сообщает:

«Итак, справедливо в первую из небесных Иерархий посвящаются существа высшие, так как она имеет высший чин, особенно потому, что к ней, как к ближайшей к Богу, первоначально относятся первые Богоявления и освящения, А горящими Престолами и излиянием мудрости называются

небесные Умы потому, что имена сии выражают Богоподобные их свойства… Наименование высочайших Престолов означает то, что они

совершенно свободны от всякой земной привязанности и, постоянно возвышаясь над дольним, премирно стремятся к горнему, всеми силами

неподвижно и твердо прилеплены к существу истинно Высочайшему,

принимая Божественное Его внушение в полнейшем бесстрастии и невещественности; означает также то, что они носят Бога и раболепно выполняют Божественные Его повелениям.

4. Господства

Святые господства наделены достаточной силой, чтобы подняться над земными желаниями и стремлениями и освободиться от них. Их обязанность – распределять обязанности ангелов.

Согласно Псевдо-Дионисию, «знаменательное наименование святых Господств… означает некоторое нераболепное и свободное от всякой низкой привязанности к земному возвышение к горнему, ни одним насильственным влечением к несходному с ними ни в каком случае не колеблемое, но господство постоянное по своей свободе, стоящее выше всякого унизительного рабства, чуждое всякой униженности, изъятое из всякого неравенства самому себе, постоянно стремящееся к истинному Господству и, сколько возможно, свято преобразующее в совершенное Ему подобие как само себя, так и все ему подчиненное, не прилепляющееся ни к чему случайно существующему, но всегда всецело обращающееся к истинно-сущему и непрестанно приобщающееся державному Богоподобию»

5. Силы

Силы, известные как «блистательные, или сияющие», – ангелы чудес, помощи, благословения, которые появляются во время сражений во имя веры. Считается, что Давид получил поддержку Сил на битву с Голиафом.

Силы также являются ангелами, от которых Авраам получил свою силу, когда Бог велел ему принести в жертву своего единственного сына – Исаака. Основные обязанности этих ангелов – творить чудеса на Земле.

Им позволено вмешиваться во все, что касается физических законов на земле, но они также ответственны за соблюдение этих законов. Этим чином, пятым в Иерархии Ангелов, человечеству дана доблесть также, как и милость.

Псевдо- Дионисий говорит: «Наименование святых Сил означает некоторое могущественное и необоримое мужество, по возможности им сообщенное, отражающееся во всех их Богоподобных действиях для того, чтобы удалять от себя все то, что могло бы уменьшить и ослабить Божественные озарения, им даруемые, сильно стремящееся к Богоподражанию, не остающееся праздным от лености, но неуклонно взирающее на высочайшую и всеукрепляющую Силу и, сколько возможно, по своим силам соделывающееся Ее образом, совершенно обращенное к Ней как источнику Сил и Богоподобно нисходящее к низшим силам для сообщения им могущества».

6. Власти

Власти находятся на том же уровне, что господства и силы, и наделены властью и разумом, уступающим только Божьим. Они обеспечивают равновесие вселенной.

Согласно Евангелиям, власти могут быть как благими силами, так и приспешниками зла. Среди девяти ангельских чинов власти замыкают вторую триаду, в которую кроме них входят еще господства и силы. Как сказано у Псевдо-Дионисия, «наименование святых Властей знаменует равный Божественным Господствам и Силам, стройный и способный к принятию Божественных озарений Чин и устройство премирного духовного владычества, не употребляющее самовластно во зло дарованные владычественные силы, но свободно и благочинно к Божественному как само восходящее, так и других свято к Нему приводящее и, сколько возможно, уподобляющееся Источнику и Подателю всякой власти и изображающее Его… в совершенно истинном употреблении своей владыческой силы».

7. Начала

Начала – это легионы ангелов, защищающих религию. Они составляют седьмой хор в иерархии Дионисия, следующий непосредственно перед архангелами. Начала придают силу народам Земли, чтобы отыскать и пережить свою судьбу.

Считается также, что они являются хранителями народов мира. Выбор этого термина, как и термина «власти», для обозначения чинов ангелов Божьих несколько сомнителен, поскольку в. «Послании к ефесянам» «начальствами и властями» названы «духи злобы поднебесные», против которых должны биться христиане («К ефесянам» 6:12).

Среди тех, кого считают «главными» в этом чине, – Нисрок, ассирийское божество, которое оккультные писания считают главным князем – демоном ада, и Анаил – один из семи ангелов созидания.

В Библии сказано: «Ибо я уверен, что ни смерть, ни жизнь, ни Ангелы, ни

Начала, ни Силы, ни настоящее, ни будущее… не может отлучить нас

от любви Божией во Иисусе Христе, Господе нашему (Рим., 8.38). По

классификации Псевдо-Дионисия. начала входят в состав третьей триады

наряду с архангелами и собственно ангелами. Псевдо-Дионисий говорит:

«Имя небесных Начальств означает Богоподобную способность начальствовать и управлять сообразно священному порядку, подобающему начальствующим Силам, как самим всецело обращаться к Безначальному Началу, так и других, как свойственно Начальству, к Нему руководствовать, отпечетлевать в себе, сколь возможно, образ неточного Начала и. наконец, способность выражать премирное Его начальство в благоустроении начальствующих Сил.., Провозвестнический чин Начальств, Архангелов и Ангелов попеременно начальствует над человеческими Иерархиями, чтобы в порядке было восхождение и обращение к Богу, общение и единение с Ним, которое и от Бога благодательно распространяется на все Иерархии, начаждается чрез сообщение и изливается в священнейшем стройном порядке».

8. Архангелы

Архангелы – Слово это греческого происхождения и переводится как «ангелоначальники», «старшие ангелы». Термин «Архангелы» появляется впервые в грекоязычнон иудейской литературе предхристианского времени (греч. извод «Книги Еноха» 20, 7) как передача выражений вроде («великий князь») в приложении к Михаилу ветхозаветных текстов (Дан. 12, 1); затем этот термин воспринимается новозаветными авторами (Иуд. 9; 1 Фесс. 4, 16) и более поздней христианской литературой. Согласно христианской небесной иерархии, они занимают место непосредственно над ангелами. Религиозная традиция насчитывает семь архангелов. Главный здесь Михаил-архистратиг (греч. «верховный военачальник») - предводитель воинств ангелов и людей в их вселенской битве с Сатаной. Оружием Михаила служит пламенный меч.

Архангел Гавриил - известен более всего участием в Благовещении Деве Марии о рождении Иисуса Христа. Как вестника сокровенных тайн мира, его изображают с цветущей ветвью, с зеркалом (отражение тоже способ познания), а иногда со свечой внутри светильника - тот же символ сокрытого таинства.

Архангел Рафаил - известен как небесный целитель и утешитель страждущих.

Реже упоминаются четыре других архангела.

Уриил - это небесный огонь, покровитель тех, кто посвятил себя наукам и искусствам.

Салафиил - имя верховного служителя, с которым связано молитвенное вдохновение. На иконах его пишут в молитвенной позе, с крестообразно сложенными на груди руками.

Архангел Иегудиил - благословляет подвижников, охраняет их от сил зла. В правой руке у него золотой венец как символ благословения, в левой - бич, отгоняющий врагов.

Варахиилу - отведена роль раздатчика вышних благ простым труженикам, прежде всего земледельцам. Его изображают с розовыми цветами.

О семи небесных архангелах говорит и ветхозаветное предание. Их древнеиранская параллель - семь благих духов Аме ша Спента («бессмертных святых») находит соответствие мифологии Вед. Это указываем на индоевропейские истоки учения о семи архангелах, которое в свою очередь соотносится древнейшими представлениями людей о семеричной структур бытия как божественного, так и земного.

9. Ангелы

И греческие, и еврейские слова выражающие понятие «ангел», означают «вестник» . Ангелы часто выполняли эту роль в текстах Библии, однако авторы ее нередко придают этому термину и другой смысл. Ангелы являются бестелесными помощниками Бога. Они появляются в виде людей с крыльями и ореолом света вокруг головы. Обычно о них упоминается в Еврейских, Христианских и Мусульманских религиозных текстах. Ангелы имеют вид человека, «только с крыльями и одеты в белые одежды, : творил их Бог из камня»; ангелы и серафимы - женщины, херувимы - мужчины или дети) <Иваницкий, 1890>.

Добрые и злые ангелы, посланцы Бога или дьявола, сходятся в решающей битве, описанной в книге Откровения. Ангелы могут быть обычными людьми, пророками, вдохновляющими на благие свершения сверхъестественными носителями всякого рода вестей или наставниками и даже безличными силами, как ветры, облачные столбы или огонь, которые вели израильтян во время их исхода из Египта. Чуму и моровую язву называют злыми ангелами Св. Павел называет свою болезнь «вестник Сатаны». Многие другие явления, как вдохновение, внезапные побуждения, провидения, также приписываются ангелам.

Невидимые и бессмертные. Согласно учению церкви, ангелы - бесполые невидимые духи, бессмертные со дня их творения. Ангелов много, что вытекает из ветхозаветного описания Бога - «Господь воинства». Они образуют иерархию из ангелов и архангелов всего воинства небесного. Ранняя церковь четко разделила девять типов, или «чинов», ангелов.

Ангелы служили посредниками между Богом и его народом. В Ветхом Завете говорится, что никто не мог увидеть Бога и остаться живым, поэтому непосредственное общение между Всемогущим и человеком часто изображается как общение с ангелом. Именно ангел не дал Аврааму принести в жертву Исаака. Моисей видел ангела в горящем кусте, хотя при этом слышался голос Бога. Ангел вел израильтян во время их исхода из Египта. Время от времени библейские ангелы выглядят совсем как смертные, пока не открывается их истинная сущность, подобно ангелам, которые пришли к Лоту перед ужасающим разрушением Содома и Гоморры.

Безымянные духи. В Священном писании упоминаются и другие ангелы, например дух с огненным мечом, который преградил путь Адаму обратно в Эдем; херувим и серафим, изображенные в виде грозовых туч и молний, что напоминает о вере древних евреев в бога грозы; посланец Бога,который чудесным образом вызволил Петра из тюрьмы, кроме того, ангелы, которые явились Исаие в его видении небесного суда: «Видел я Господа, сидящего на престоле высоком и превознесенном, и края риз Его наполняли весь храм. Вокруг Его стояли серафимы; у каждого из них по шести крыл; двумя закрывал каждый лицо свое, и двумя закрывал ноги свои, и двумя летал».

Сонмы ангелов несколько раз появляются на страницах Библии. Так, хор ангелов возвестил рождение Христа. Архангел Михаил командовал многочисленным небесным воинством в битве с силами зла. Единственные ангелы в Ветхом и Новом Заветах, которые имеют собственные имена, - это Михаил и Гавриил, принесшие Марии весть о рождении Иисуса. Большинство ангелов отказывалось назвать себя, это отражало бытовавшее поверье, что раскрытие имени духа уменьшает его могущество.

Греческое слово «ангел», как и еврейское «малак» и мусульманское «малайка», означает одно и то же - «вестник». Небесные духи, вестники богов, эти своеобразные нити жизни, соединяющие людей с их создателями, известны многим народам. Викинги называли их валькириями, греки - орами. В Персии были фраваши, а иногда их путали с пери и гуриями, бесполыми женоподобными существами. Римляне знали их как гениев, а индийцы высших небесных духов именовали асурами, а низших - апсарами. Ангелы присутствуют в зороастризме, в буддизме, в даосизме. Они известны ассирийским и месопотамским мудрецам. Вера в ангелов пронизывает манихейские сказания. Шаманская практика так же предполагает знакомство с крылатыми существами-вестниками.

Ангелы - общее имя для очень разных существ, разделяющихся на три триады или девять ангельских чинов. Первыми и высшими среди них являются престолы, серафимы и херувимы. Престолы названы так потому, что находятся ближе остальных к престолу Господа, они высшие силы самоотдачи и самопожертвования. О них в своей «Книге ангелов» современный исследователь Софи Бернхэм пишет так «У Престола Божия ангелы лишены облика, присутствуя там как чистая первичная энергия, громадные, стремительные огненные шары, подобные сверхновым звездам, кружащиеся, вращающиеся, носящиеся в черном пространстве.

Создав человека по своему образу и подобию, Бог научил нас и системе подчинения, которая похожа на то, как устроено Царство Божие. Архистратиг Михаил – Главнокомандующий небесным воинством. Соответственно, существуют и чины Ангелов. Без четкого подчинения навести в любой структуре порядок сложно, потому и девять ангельских чинов были устроены Господом как раз для высокой результативности управления Небесным Царством.

Немаловажно понимать, что наделенный возможностями без границ Бог, порой вынужден отвлечься от одного вопроса, чтобы заняться другим. Ведь существующий мир так непрочен, чтобы выдержать прямое вмешательство Творца. Богу требуется подмога. И девять ангельских чинов непосредственно для этого и существуют. Всевышнему подчиняются Херувимы и Серафимы, которые сотрудничают с Престолами, те управляют Господствами и Силами, которым подчинены Власти, управляющие Началами и Архангелами, в подчинении у которых Ангелы. Девять чинов подразделяются на три триады. Таким образом, первая триада – те, кто находится в тесной приближенности к Богу; вторая выделяет божественную основу мироздания и владычества миром; третья- те, кто находится близко к людям, к человечеству.

Они называются колеса или престолы, и не могут быть изображены даже символически, но мистики, созерцавшие их и слышавшие их оглушительное молчание, знают, что они видели, и потому подавлены этой силой». Впрочем, иногда престолы изображались как огненные колеса с крыльями. Все их тело будто бы состояло из множества глаз, способных охватить своим взглядом все. Пожалуй, они единственные среди ангелов, кто даже отдаленно не напоминает человека.

Огненные духи серафимы в своем шестикрылом теле воплощают великий космический принцип всеобщей любви: само их имя в переводе с халдейского означает Любовь. Их облик довольно подробно описан в библейской Книге пророка Исайи: «Вокруг Его стояли серафимы; у каждого из них по шести крыл; двумя закрывал каждый лицо свое, и двумя закрывал ноги свои, и двумя летал.

И взывали они друг к другу, и говорили: свят, свят, свят Господь Саваоф! Вся земля полна славы Его!»

Лишь по укоренившемуся недоразумению иногда считают херувимов низшими ангелами и изображают в виде детей с крыльями. Херувимы, принадлежа к высшей триаде небесных созданий, символизируют Мудрость и бесконечные Силы, они - стражи небес.

Об этом свидетельствует и Книга Бытия, где описано, как Господь изгнал из рая согрешившего Адама: «И изгнал Адама, и поставил на востоке у сада Едемского херувима и пламенный меч обращающийся, чтобы охранять путь к древу жизни». И уж совсем не похожи на розовощеких младенцев херувимы, виденные пророком Иезекиилем: «Сделаны были херувимы и пальмы: пальма между двумя херувимами, и у каждого херувима два лица.

С одной стороны к пальме обращено лицо человеческое, а с другой стороны к пальме - лицо львиное». Столь грозные ангелы охраняли ковчег со скрижалями завета - Божественными правилами человеческой жизни.

На плечах этих могучих духов покоился сам престол Господа, который они легко переносили с одного места в другое: «И воссел (Бог) херувимов и полетел, и понесся на крыльях ветра».

Херувимы больше, чем престолы и серафимы, напоминают людей: «И видно было у херувимов подобие рук человеческих под крыльями их».

О назначении высших небесных духов в книге «Божественная эволюция» пишет Эдуард Шюре: «Высшая триада (Престолы, Херувимы и Серафимы) являются триадой лучезарных и вдохновляющих Сил, которые действуют в ансамбле Космоса, они составляют часть Божественной сферы как таковой, поскольку они, в сущности, находятся над Пространством и Временем, как и сам Бог, они проявляют Бога во Времени и Пространстве».

Ниже находится вторая троица ангелов - власти, силы и господства. Византийский богослов V в. Дионисий Ареопагит считал господства первыми среди них, четвертыми в небесной иерархии духовных сил. Если силы первой иерархии распространяли божественный свет, мудрость и вдохновение, то вторые - упорядочивали и уравновешивали. Высшие ангелы управляли Вселенной, средние - планетами, в том числе и нашей Землей. Если серафимы, херувимы и престолы сеяли в межзвездных пространствах идеи любви, мудрости и воли, то господства, силы и власти гармонизировали формы всего сущего и его движение. Они сокращали путь от общей идеи к ее конкретному воплощению. О них, покорившихся власти Христа, говорится в новозаветном «Первом послании апостола Петра»: «…Христос, чтобы привести нас к Богу, однажды пострадал за грехи наши, праведник за неправедных, был умерщвлен по плоти, но ожил духом, который, взойдя на небо, пребывает рядом с Богом, и которому покорились ангелы и власти и силы». Но и среди этих ангелов появились противники Бога, о которых говорится в «Послании к Ефесянам»: «Облекитесь во всеоружие Божие, чтобы вам можно было стать против козней диавольских; потому что наша брань не против крови и плоти, но против начальств, против властей, против мироправителей тьмы века сего, против духов злобы поднебесных».

Ближе всего к людям начала, архангелы и собственно ангелы, которые ведают идеей индивидуальности, божественного огня и самой жизнью людей. И далее он пишет: «Начала, или Духи начала, уже зачали Архангелов… Ведь Начала являются наиболее могущественными магами среди Элохим. Они одной лишь силой воли могут дать жизнь и индивидуальность своим Мыслеформам… Благодаря дуновению Начал, Архангелы восстают и становятся жизнью». Так появились архангелы, многих из которых мы знаем по именам: это небесный военачальник Михаил; Гавриил, который явился к деве Марии с благой вестью о том, что у нее родится сын Иисус; ангел-целитель Рафаил, а также Уриил, Иегудиил, Йеремиил, Салафиил, Варахиил и многие, многие другие.

Ян ван Руйсбрук в своей книге «Семь шагов по лестнице» сообщил: «Высшие чины ангельские (херувимы, серафимы и престолы) не участвуют в нашей борьбе с пороками и пребывают с нами лишь тогда, когда превыше всякого разлада мы соединимся с Богом в мире, созерцании и вечной любви». Действительно, как им, управляющим галактиками и системами звезд, разглядеть беды каждого из нас, одного в многомиллионной массе? Только ангелы, которые по народному поверью, пребывают у каждого человека за правым плечом, всегда в курсе наших радостей и горестей. Они знают о нас все и в трудную минуту спешат на помощь. Зачем они это делают? Ответ заключен в девяностом псалме Давида, где поется: «Ибо Ангелам Своим заповедает о тебе - охранять тебя на всех путях твоих; на руках понесут тебя, да не преткнешься о камень ногою твоею». О том же писал великий индийский поэт Рабиндранат Тагор: «Я полагаю, мы свободны в определенных пределах, однако невидимая рука или ангел-проводник, подобно скрытому пропеллеру, движут нами».

Они заботятся о нас при жизни, и в скорбный час к нам спускается ангел, чтобы стать нашим проводником в Мир смерти. А к поэтам в час вдохновения прилетает крылатая муза. И, может быть, лучше всего сказал Ральф Уолдо Эмерсон: «Среди бурных кризисов, среди нестерпимых испытаний, среди устремлений, исключающих сочувствие, и является ангел».

В целом жизнь любого человека определяет тонкий мир, имея на него огромное влияние. В древние времена любой знал, что именно тонкий мир определяет физический план. На данный момент мало кто помнит об этом и желает размышлять в данном направлении. А это очень важный аспект жизни, ведь есть существа, помогающие нам в жизни, а есть те, кто стараются сбить с истинного пути и иногда даже погубить нас.

Ангелы Небесные

Чтобы увидеть все 9 чинов ангельских, стоит обратить внимание на «Успению» Боттичини. На ней располагаются три триады ангелов. Прежде чем сотворить наш мир, видимый и физический, Бог создал небесные, духовные силы и назвал их ангелами. Именно они стали выполнять посредническую роль между Творцом и людьми. Перевод этого слова с еврейского дословно звучит, как «посланник», с греческого - «вестник».

Ангелами называют бесплотных существ, у которых есть свободная воля и большое могущество. Согласно информации из Ветхого и Нового Заветов в Ангельской Иерархии существуют определенные ангельские чины, так называемые ступени. Большинство иудейских и христианских богословов занимались созданием единой классификации этих чинов. На данный момент больше всего распространилась ангельская иерархия которая была создана в пятом веке и названа «девятью чинами Ангельскими».

Девять чинов

Из этой системы следует, что существуют три триады. В первую, или же высшую, вошли Серафимы и Херувимы, а также Престолы. К средней триаде относятся ангельские чины Господства, Силы и Власти. А в самой низшей касте чинов находятся Начала, Архангелы и Ангелы.

Серафимы

Считается, что ближе всего к Богу расположены именно Именно Серафимов можно называть теми, кто занимает высший ангельский чин. О них написано в Библии, что свидетелем их прихода стал пророк Исайя. Он сравнивал их с огненными фигурами, поэтому перевод этого слова с еврейского означает «Пламенеющий».

Херувимы

Именно эта каста в ангельской иерархии следует за Серафимами. Их основное предназначение заступаться за род человеческий и молится за души перед Богом. К тому же, считается, что они служат памятью и являются охранниками Небесной Книги Знаний. Знания Херувимов распространяются на все, что только может знать существо, сотворенное. В переводе с еврейского херувим - заступник.

В их власти таинства Божьи и глубина его мудрости. Считается, что именно эта каста ангелов - самые просвещенные среди всех. В их ответственности лежит открывать в человеке познание и видение Бога. Серафимы и Херувимы наряду с третьими представителями первой триады взаимодействуют с людьми.

Престолы

Их расположение перед сидящим Богом. Их называют Богоносными, но не в прямом смысле этого слова, а по благости внутри них и потому, что они предано служат Сыну Божьему. Кроме того, в них сокрыта эволюционная информация. В основном именно они совершают Божье правосудие, помогают земным представителям власти справедливо судить свой народ.

По мнению средневекового мистика Яна ван Руйсброку, представители высшей триады ни при каких обстоятельства не вмешиваются в человеческие конфликты. Но при этом они находятся рядом с людьми в моменты прозрения, любви к Богу и познания мира. Считается, что они способны нести высшую любовь в сердца людей.

Господства

Ангельские чины второй триады начинаются с Господств. У пятого ранга ангелов, Господств, есть свободная воля, благодаря которой обеспечивается ежедневная работа Вселенной. Кроме того, они управляют ангелами, которые в иерархии находятся ниже. Из-за того, что они полностью свободны, их любовь к Творцу беспристрастна и искренняя. Именно они дают силы земным правителям и управленцам, чтобы те поступали мудро и справедливо, владея землями и управляя людьми. Кроме того, они способны научить управлять чувствами, оградив от ненужных порывов страсти и вожделения, поработить плоть духу, чтобы возможно было управлять своей волей и не поддаваться на искушения разного рода.

Силы

Эта каста ангелов исполнена Божественной крепости, в их власти исполнение мгновенной воли Бога, проявляя его крепость и силу. Именно они творят чудеса Божие и способны подарить человеку благодать, с помощью которой он сможет увидеть, что грядет или исцелять болезни земные.

Они способны укрепить терпение человека, убрать его скорбь, укрепить дух и придать мужественности, чтобы он смог справиться со всеми жизненными невзгодами и проблемами.

Власти

В обязанности Властей входит сохранение ключей от клетки дьявола и сдерживание его иерархии. Они способны укротить бесов, отразить нападение на род человеческий, избавить от бесовского искушения. Также в их обязанности входит утверждение добрых людей за их духовные подвиги и труды, защита их и сохранение их права на Царствие Божие. Именно они помогают отогнать все злые помыслы, страсти и похоть, а также врагов человека отводят и помогают победить в себе дьявола. Если рассматривать личностный уровень, то ангелов, помочь человеку во время битвы добра и зла. А когда человек умирает, они сопровождают его душу и помогают не сбиться с пути.

Начала

К ним относятся целые легионы ангелов, целью которых есть защита религии. Их название такое, из-за того, что они направляют низшие ангельские чины, именно они помогают им совершать поступки угодные Богу. Кроме того, их миссия - это управление вселенной и защита всего, что сотворил Господь. По некоторым данным, у каждого народа и каждого правителя есть свой ангел, призванный защищать его от зла. Пророк Даниил говорил, что Ангелы Персидского и Иудейского царств, следят за тем, чтобы все правители, воздвигнутые на престол, стремились не к обогащению и славе, а к распространению и умножению славы Божьей, чтобы они приносили пользу своему народу, служа его потребностям.

Архангелы

Архангел - это великий благовестник. Его основная миссия - открытие пророчеств, понимание и познание воли Творца. Эти знания они получают от высших чинов, чтобы донести их низшим, которые в последствие донесут их людям. По мнению святого Григория Двоеслова, целью ангелов является укрепление веры в человеке, открытие ее таинств. Архангелы, имена которых можно найти в Библии, наиболее известны человеку.

Ангелы

Это самый низший чин в иерархии небес и самое близкое существо к людям. Они направляют людей на путь, помогают им в повседневной жизни не сойти со своей стези. У каждого верующего человека есть свой ангел-хранитель. Каждого добродетельного человека они поддерживают от падения, каждого кто духовно упал, они стараются поднять, вне зависимости от того, насколько он грешен. Они всегда готовы прийти на помощь к человеку, главное, чтобы он сам желал этой помощи.

Считается, что человек получает своего Ангела Хранителя после проведения обряда Крещения. Он обязан оберегать подчиненного от несчастий, бед и помогать ему на протяжении всей жизни. Если человеку угрожают темные силы, нужно помолится Ангелу Хранителю, и он поможет бороться с ними. Считается, что в зависимости от миссии человека на земле, он может быть связан не с одним, а с несколькими ангелами. В зависимости от того, как человек живет и насколько он развит духовно, с ним могут работать не только низшие чины, но и Архангелы, имена которых знает большинство людей. Стоит помнить, что Сатана не остановится и всегда будет искушать людей, поэтому Ангелы всегда будут рядом с ними в трудные минуты. Только живя по законам Божьим и развиваясь духовно можно познать все таинства религии. Вот в принципе и вся информация, которая относится к чинам Небесным.

Чин / Архан-гел Описа-ние День празд-но-ва-ния Упоми-на-ет-ся в Библии
Серафи-мы В пере-во-де «пла-ме-не-ю-щие», побуж-да-ют к люб-ви к Богу; (изобр. шести-кры-лы-ми). 8/21 нояб-ря Ис.6:2, 6
Херуви-мы «Многое разу-ме-ние», чрез них нис-по-сы-ла-ет-ся про-све-ще-ние; (изобр. четы-рёх-кры-лы-ми). Евр. 9:5
Престо-лы Чрез них пре-иму-ще-ствен-но про-яв-ля-ет-ся пра-во-су-дие Божие; (изобр. в виде колёс со мно-же-ством глаз на обо-дьях). Кол. 1:16
Власти Укроща-ют власть бесов-скую, отра-жа-ют иску-ше-ния. Кол. 1:16
Господ-ства Ниспо-сы-ла-ют силу к муд-ро-му управ-ле-нию зем-ным вла-стям. Кол. 1:16
Силы Укреп-ля-ют людей, дают бла-го-дать чудо-тво-ре-ний угод-ни-кам Божиим Еф. 1:21
Начала Управ-ля-ют все-лен-ной, зако-на-ми при-ро-ды; охра-ня-ют наро-ды, стра-ны. Кол. 1:16
Архан-ге-лы Являют-ся про-вод-ни-ка-ми откро-ве-ния Божия. 1Фес.4:16 ;
Ангелы Пристав-ле-ны для хра-не-ния каж-до-го хри-сти-а-ни-на. Быт.19:15; 32:1; Мф.13:49;18:10
Архан-ге-лы
Михаил

Евр. «кто как Бог»; Архистра-тиг (вое-на-чаль-ник); на иконе попи-ра-ет нога-ми диа-во-ла, в левой руке дер-жит зеле-ную фини-ко-вую ветвь, в пра-вой – копье с белой хоруг-вью (ино-гда пла-мен-ный меч), на кото-рой начер-тан черв-ле-ный крест. Постав-лен Богом над все-ми девя-тью Ангель-ски-ми чина-ми.

8/21 нояб-ря Иуд.1:9; Дан. 3:92-95
Гаври-ил «Сила Божия»; воз-ве-ща-ет людям вели-кие дела Божии; изо-бра-жа-ет-ся с рай-ской вет-вью, при-не-сен-ной им Пресвя-той Деве, или со све-тя-щим-ся фона-рем в пра-вой руке и зер-ка-лом из яспи-са – в левой. 26 мар./8 апр.;13/26 июл.;8/21 ноя. Лк.1:26; Дан. 8:16
Рафаил «Исцеле-ние Божие»; цели-тель, врач Божий; изо-бра-жа-ет-ся дер-жа-щим сосуд с цели-тель-ны-ми сна-до-бья-ми и веду-щим пра-вою рукою Товию, несу-ще-го рыбу. 8/21 нояб-ря Тов. 3:16; 12:15
Уриил «Свет, огнь Божий»; про-све-ща-ет людей и вос-пла-ме-ня-ет их серд-ца любо-вью к Богу; изо-бра-жа-ет-ся дер-жа-щим в пра-вой руке обна-жён-ный меч на уровне гру-ди, а опу-щен-ной левой руке – пла-мень огнен-ный. 8/21 нояб-ря 3 Езд. 5:20
Салафи-ил «Молит-вен-ник Божий»; изо-бра-жа-ет-ся с рука-ми, молит-вен-но сло-жен-ны-ми на гру-ди. 8/21 нояб-ря 3 Езд. 5:16
Иегуди-ил «Славя-щий Бога»; покро-ви-тель мона-хов и тру-дя-щих-ся для сла-вы Божией; изобр. дер-жа-щим в пра-вой руке золо-той венец, а в левой бич из трёх чёр-ных верё-вок с тре-мя кон-ца-ми (награ-да свя-тым и воз-да-я-ние греш-ни-кам). 8/21 нояб-ря
Варахи-ил «Благо-сло-ве-ние Божие»; пода-тель бла-го-сло-ве-ний и мило-сти Божией; изобр. Несущим на гру-ди белые розы, как пред-ве-стие бла-жен-ства в Царствии Небес-ном, либо розы на одеж-де. 8/21 нояб-ря Упоми-на-ет-ся толь-ко в Св. Преда-нии
Иереми-ил «Высота Божия»; изо-бра-жа-ет-ся дер-жа-щим в руке весы. 8/21 ноября 3 Езд. 4:36

Ноябрь избран для праздника Ангелам потому, что он есть девятый от марта, который был некогда началом года, а число девять соответствует девяти чинам ангельским.

Ангелы на иконах - набор символов, которые передают нам не внешний вид, а идею ангелов как посланников Божиих, т.к. Ангелы не имеют материальной плоти:

  • Крылья - символ быстроты и все проникновенности;
  • Посох - символ посланничества;
  • Зерцало (сфера в руке с изображением креста или аббревиатуры имени Спасителя) - символ дара предвидения, которым наделил Ангелов Бог;
  • Тороки (развивающиеся золотые «ленты» в волосах) - символ особого слышания Бога и послушания воле Его;
  • «Око» во лбу – символ всевидения;
  • Облик прекрасного юноши - символ совершенства. В Священном Писании Ангелы посланные Богом, как правило, являлись избранным людям в образе прекрасных, светозарных юношей в белом облачении.

Чины сил небесных и святых в православии. Небесная иерархия.

С момента создания мира и человека, всегда были существа, которые мешают людям, и, которые помогают. Ангелы, Херувимы, Серафимы - пожалуй, нет ни одного человека на земле, который бы не слышал об этих силах бесплотных. С давних времен люди знали о существовании ангелов, их почитали, и продолжают почитать во многих религиях, ангелы почитаются практически у всех народов мира. Про ангелов не единожды упоминается в Святом Писании, описываются их действия при исполнении воли Божией, помощи праведникам, а также ограждение людей от бед и несчастий своим ангельским покровом. Но, об ангелах упоминается не только в главной христианской книге, сведения о них оставили и Святые отцы, которым небесные существа не раз являлись и передавали им волю Всевышнего, именно передавали, так как по Божьему замыслу, он посылает ангелов оповещать, приносить вести, поэтому они называются ангелами, то есть - вестниками.

Господь наделил своих бесплотных вестников многими дарованиями и могущественной силой, при помощи которых Божии сущности духовные, могут влиять на мир вещей и на человека, но, только по воли Господа и его хотению, выполняя его волю. Всей сущностью своею, ангелы любят своего Творца и пребывают в неустанной благодарности ему за блаженство, в котором пребывают, и это блаженство невозможно сравнить ни с чем. Ангелов очень много, порою разум человека теряется в их бесчисленном количестве. На самом деле, все гораздо проще, ведь среди ангелов небесных, есть своя гармония, порядок и иерархия, которая описана в творении ученика Святого Апостола Павла - страстотерпца и мученика Дионисия Ареопагита. Согласно писанию Святого Дионисия - небесная иерархия имеет три степени, в каждой из которой три чина, соответственно всего девять духовных сущностей:

  1. Серафимы, Херувимы, Престолы - отличаются близостью к Всевышнему Богу. Господства;
  2. Силы и Власти - подчеркивают основу мироздания и мирового владычества;
  3. Начала - Архангелы и Ангелы - отличаются близостью к каждому человеку.

Господь наш Иисус Христос, изливает свою любовь на всех своих ангелов, начиная с высших ликов, поэтому чины ангельские пребывают в полной гармоничности и подчинении низших чинов высшим, согласно иерархии.

Серафимы - это имя означает «Пламенеющие, Огненные». Они находятся всегда рядом с Господом, из всех ангелов они ближе всего к Отцу Небесному. Пылают божественной и великой любовью ко Господу, передают ее другим ликам, воспламеняя их. Таково их главное назначение, и их главная задача.

Херувимы - это имя означает «Колесница». Пророк Иезекииль, видел их в образе льва, орла, вола и человека. Это означает, что Херувимы совмещают в себе разумность, повиновение, силу и быстроту, являются Божией колесницей и предстоят престолу Божию. Херувимы знаю все, что Господь дает познать своим детям, через них Бог посылает в мир премудрость и познание его.

Престолы - духовные сущности сияющие светом богопознания. На них не чувственно, а духовно почивает Сам Бог, и вершит свой справедливый суд. Их назначение помогать детям Божиим, быть честными и поступать только по справедливости.

Господства - владычествуют над последующими чинами ангелов. Их прямое назначение оберегать от грехопадения, укрощать строптивость, побеждать жажду искушения и благочестиво владеть своими чувствами.

Силы - сотворены Господом, дабы творить чудеса, даровать дары прозорливости, исцеления от недугов, и чудодействия святым Божиим угодникам и праведным святым отцам. Они помогают людям стойко переносить тяготы и лишения, даруют мудрость, крепость духа и благоразумие.

Власти - Истинным Богом наделены особенной силой, они способны укрощать действия и силу сатаны. Их прямое назначение защищать земных жителей от козней дьявольских, оберегать подвижников в их благочестивой жизни, и усмирять природные стихии.

Начала - руководят низшей степенью ангелов, направляют их деяния на выполнение воли Божией. Они управляют вселенной, миром и народами населяющими землю. Учат землян жить не ради собственной выгоды, а во славу Господа.

Архангелы - сотворены нести благие вести в мир людей, открывать таинство веры христианской, и доносить волю Господню людям. Они являются проводниками - Откровения.

Ангелы - главные защитники простых людей, есть у каждого человека, они наставляют его на путь праведный, оберегают от злых духов и нечистой силы, удерживают от падений и помогают подняться падшим.

Согласно Святому Писанию - над всеми ангельскими чинами поставлен Архистратиг Михаил, небесный воин и главнокомандующий ангельского воинства. Во главе с Архистратигом Михаилом, Божеские Ангелы низвергли в преисподнюю возгордившегося ангела и всех, кто последовал за сатаной. Великий воин сил небесных Архистратиг Михаил, принимал участие во многих небесных битвах и защищал народ Израильский в бедах и невзгодах.

Кроме сил бесплотных, существует распределение всех святых на чины святости, которые понимаются разными категориями, а именно:

  1. Святые Ветхозаветные - Святые отцы и Пророки
  2. Святые Новозаветные - Апостолы, Равноапостольные и Просветители, Святители, Великомученики и Мученики, Исповедники и Страстотерпцы, Преподобные, Юродивые, Благоверные, Бессеребренники.

Итак, кто они эти святые новозаветные?

Истинный Бог - сотворил свои духовные сущности разумными и сильными, и распределил их согласно роду службы. По заслугам же, образу жизни и степенью святости - распределенные Ветхозаветные и Новозаветные Святые.