Портал "дивное дивеево". Шамординский монастырь Этапы «жизни » собора


Развивая начатый ранее разговор о Козельске , покажу два известнейших монастыря, расположенных в окрестностях города: Введенскую Оптину пустынь и Казанскую Амвросиевскую пустынь в деревне Шамордино. Первый известен на всю страну и притягивает тысячи паломников. Слава второго чуть меньше, но в списке достопримечательностей Калужской области он неизменно входит в первую десятку. Два монастыря при этом абсолютно друг на друга не похожи. Я бы сказал, атмосфера в них диаметрально противоположная. О сияющей и величавой Оптиной пустыни и тихом и уютном Шамордино я и предлагаю сегодня поговорить.

1. Сразу оговорюсь, что рассказ совершается от лица человека, крайне далёкого от религии. Я люблю изучать храмы и монастыри, равно как и мечети с синагогами, как часть культуры и истории тех или иных мест. В вопросах же богословия и веры не разбираюсь, поэтому постараюсь их касаться по минимуму, просто описывая увиденное. Вполне возможно, что допущу какие-то неточности, но это без злого умысла.
От парковки к Святым Вратам дорога проходит между двумя линиями однотипных гостевых домов для паломников:

2. Если вдруг кто ещё не знает: по легенде обитель здесь в конце XIV-го века основал раскаявшийся разбойник, известный под именем Опта. В дальнейшем она стала пристанищем для старцев, пару раз ещё до советских лет закрывалась и вновь возрождалась. Расцвет монастыря и постройка большей части его сохранившихся до сегодняшнего дня зданий пришлись на начало XIX-го века. При СССР в стенах Оптиной пустыни побывали дом отдыха и два концлагеря. Про постсоветский период в жизни монастыря можно смело сказать, что это период второго его расцвета.

3. За территорией монастыря, ближе к парковке, - бойкая торговля с лотков, даже в морозный февральский денёк. Продают и сувениры, и церковные принадлежности. Но главным открытием для меня стала "Бобровая струя", о продаже которой большими буквами извещал чуть ли не каждый ларёк. Это секреторное вещество, добываемое из желёз бобров. Получить его можно, только убив животное. Используется больше в парфюмерии, но существует и ограниченное применение в медицине, а также изготовление настоек на его основе. Само собой, в "народной" медицине бобровая струя представлена куда шире. Несмотря на приписываемую ей в интернете популярность в России, упоминания о ней, а уж тем более продажу, я видел здесь в первый и в последний раз в жизни.
Ещё не зайдя внутрь видим первую церковь. Храм Всех Святых находится за пределами монастырской ограды. Построен в 2003-м на месте разрушенной кладбищенской церкви XIX-го века:

4. В Оптиной пустыни чувствуешь себя слегка скованно. Монастырь мало похож на тихое удалённое от людей место умиротворения молящихся старцев. Вероятных причин тому множество. Угрюмые охранники на входе в чоповской форме, которых в монастыре ожидаешь увидеть меньше всего. Дорогие машины, в том числе на территории. Деловитые служители, на ходу разговаривающие по мобильникам. Толпы торопливых людей и очереди, словно в каком-нибудь ФМС. Монастырская трапезная с ассортиментом хорошего кафе и мини-маркета. Общая вылощенность и какой-то пафос вокруг, примерно как в Иверском монастыре . Ощущения от нахождения в Оптиной пустыни были скорее нервозными. Никакого умиротворения в душе и близко не появилось.

5. Тропа паломников в Оптину пустынь, кроме шуток, не зарастает. Людей очень много, притом абсолютно разных. Семьи с детьми, серьёзные богатые дядьки, старухи с клюками, словно сошедшие со страниц Достоевского. Видели, как в монастырь под руку ведут совсем немощных стариков. Как я уже говорил, на территории люди суетятся, что-то организовывают, занимают очереди. Видимо, к каким-то святыням. Столкновение всех этих абсолютно разных людей в монастыре подчас происходит не совсем гладко. Навстречу маме с девочкой лет девяти, уже за пределами монастырских стен, прошла скрюченная старуха, с головы до ног завёрнутая в какие-то чёрные платки. На девочке была модная нынче шапка с кошачьими ушами. "Всю страну в рога одели!" - прошипела старуха. Блин, сколько же кругом людей с абсолютно иным мышлением...

6. Введенский собор, главный в монастыре. Построен в 1771-м:


7. Часть территории монастыря закрыта для мирских. Хотя кого-то, показалось, пропускают. За воротами видна трапезная 1858-го года:

8. Рядом - храм Марии Египетской, построенный в 1824-м как трапезная:

9. В Козельском районе есть ещё как минимум один заметный монастырь - Спаса Нерукотворного пустынь в селе Клыково, но туда я не доехал. Он самый молодой из всех трёх: основан в 2001-м, на месте, куда в 20-е годы переселились монахи закрытой Оптиной пустыни.
Церковь Иллариона Великого в здании монастырской больницы 1874-го года. Сейчас в ней обустроена гостиница для паломниц:

10. Один из келейных корпусов:


11. Владимирский храм-усыпальница, в котором хранятся мощи оптинских старцев. Построен в 1998-м на месте разрушенного предшественника:

12. Казанский храм (1805-1811) - самый большой в Оптиной пустыни:

13. Преображенский храм (2007). Ранее на его месте церквей не было:

14. Воскресенская часовня, построенная в 2008-м на месте захоронения монахов, убитых на пасху в 1993-м году, предположительно сатанистами:

15. За рощей, примерно в пятистах метрах от монастырской стены, расположен скит Иоанна Предтечи. Он был основан в 1821-м году. Здесь проживали отшельники - те самые Оптинские старцы. Во многом именно скит, а не сам монастырь, принёс Оптиной пустыни всероссийскую известность. Для мирских скит открывается только дважды в году - по престольным праздникам. Хоть до монастыря здесь совсем близко, никакой суеты и напряжённости тут уже нет. Место спокойное и располагающее к думам. У стен скита уже легко верится, что здесь течёт какая-то совершенно непривычная нам духовная жизнь. А всего-то нужно посторонних прогнать...
В скиту в обычный день можно увидеть только надвратную колокольню:

16. Да церковь Льва Катанского, вплотную примыкающую к ограде:

17. Шамординский монастырь (официально - Казанская Амвросиевская пустынь) гораздо спокойнее и тише Оптиной пустыни. Расположен он всего в 12-и километрах от Козельска, на высоком берегу реки Серены. Я побывал тут дважды - в феврале в будний день и в апреле в выходной. Конечно, весенней субботой здесь было более людно, но всё равно очень умиротворённо.

18. Шамординский женский монастырь был основан в конце XIX-го века, при поддержке монахов всё той же Оптиной пустыни. Изначально это была просто монашеская община. Статус монастыря она получила в 1901-м году. Примерно в те же годы было создано большинство построек обители. Они выполнены из красного кирпича примерно в одном стиле, благодаря чему ансамбль выглядит стильным, единым и немного непривычным.
Церковь Амвросия Оптинского - первый в России храм во имя старца:

19. В феврале здесь вообще не было ни души. Неспешно бродя вдоль вековых стен, я слышал только шелест деревьев и вороний гвалт. Мысли лезут в голову совершенно другие, нежели в Оптиной пустыни. Здесь и неверующий человек невольно задумается о вечном. Громада главного монастырского собора Казанской иконы Божией Матери не давит, а скорее наоборот создаёт определённый уют.

20. Теперь весенние фотографии. Трапезная и водонапорная башня:

21. Создано всё это было не без помощи богатых и влиятельных покровителей своего времени. Земля была пожертвована монастырю местными помещиками, а деньги на постройку всего этого кирпичного великолепия выделил московский купец С.В. Перлов. На территории монастыря был построен также его персональный дом, где он останавливался с семьёй во время визитов в обитель. Похоронен он здесь же. Его бывший дом - настоящий сказочный терем, украшающий территорию не меньше соборов:

22. Храм иконы Божией Матери "Утоли моя печали" и здание богадельни. Что любопытно, после 91-го года зданию вернули его былое назначение, и сегодня в нём действующая богадельня:

23. Больничный корпус и церковные мастерские:

24. Внизу, близ русла реки, расположено несколько святых источников. Лестница к ним ведёт достаточно крутая и длинная. Весной я два раза подряд спустился и поднялся по ней, но ничего не сфотографировал, кроме этого пейзажа типично калужской природы:

Какими бы разными ни были эти монастыри, внимания они оба заслуживают в равной степени. Козельский район, как видно, притягивает множество паломников и просто верующих. Не удивлюсь, если в числе всех гостей района они составляют большинство. В следующем рассказе, не выезжая за пределы Козельского района, от вопросов веры и религии уйдём в совершенно иную область - горную промышленность и приборостроение. С известнейшими монастырями соседствует малоизвестный позднесоветский город Сосенский, при всей своей короткой истории и скромности умудрившийся впитать в себя атмосферу двух разных ипостасей - наукограда и шахтёрского городка.

К азанская Амвросиевская женская пустынь расположена близ селения Шамордино, в одном из красивейших уголков Святой Руси, между старинными городами Калугой и Козельском. Основана в 1884 году преподобным Амвросием оптинским по завещанию его духовной дочери монахини Амвросии (Ключаревой, 1818-1881) и на ее средства. Еще при жизни призревая престарелых вдов и сирот-девиц, желающих посвятить себя служению Богу, она завещала устроить женскую общину с богадельней в принадлежавшем ей имении Шамордино.

Первой настоятельницей и помощницей преподобного Амвросия в устроении обители была схимонахиня София (Болотова, 1845-1888), исполнявшая все строго по его указанию. Строй обители, все ее порядки были установлены самим старцем. Ни одно строительство, ни одно дело не начиналось без его благословения. Батюшка, приезжая в Шамордино, все сам осматривал, размечал строительство храмов, келий и других построек и давал указания. Много внимания преподобный Амвросий и матушка София уделяли духовной жизни сестер, воспитанию в них таких добродетелей, как любовь к Богу и ближним, милосердие.

Преемницами матушки Софии стали схиигумении Евфросиния (Розова, 1830-1904), Екатерина (Самбикина, 1842-1911) и Валентина (Розанцева, 1864-1919), также духовные чада старца Амвросия и его учеников преподобных Иосифа и Анатолия (Зерцалова). К началу ХХ века обитель была крупным духовным центром, где подвизалось около 800 сестер разного звания и происхождения. В ней, благодаря щедрому покровительству московского купца Сергея Васильевича Перлова, были возведены все сохранившиеся до наших дней постройки, начиная от величественного Казанского собора, богадельни с домовым храмом во имя иконы Божией Матери «Утоли моя печали», до различных мастерских и водокачки. В годы гонений на Православие Шамординскую обитель постигла общая участь всех русских монастырей. В 1923 году обитель была закрыта и разорена. Сестры вынуждены были поселиться в Козельске и ближайших селениях. Духовно укрепленные оптинскими старцами, они смиренно и достойно прошли все испытания, выпавшие на их долю. Многие из них приняли мученическую кончину в тюрьмах, лагерях и ссылках.

С марта 1990 года в Шамординском монастыре возобновилась монашеская жизнь. По молитвам преподобных устроителей старца Амвросия и матушки Софии вновь затеплились лампады, и началось богослужение. Монастырская жизнь постепенно стала налаживаться. В тот же год, 27 мая, был освящен храм при богадельне в честь иконы Божией Матери «Утоли моя печали». Эта дата вошла в летопись монастыря как день возрождения обители.

В 1996 году на месте кельи, в которой в Шамордине отошел ко Господу преподобный Амвросий, был устроен первый в России храм во имя великого старца; и 28 июля освящен Святейшим Патриархом Алексием II. С этого дня в нем совершается суточный круг богослужения.

Постепенно восстанавливался и готовился к освящению Казанский собор — главный храм обители. В 2005 году, 13 августа, в нем Святейшим Патриархом Алексием II был освящен центральный престол и два нижних придела. Это явилось знаменательным событием в истории Шамординского монастыря.

В настоящее время в обители совершается полный круг богослужения, читается Неусыпаемая Псалтирь, акафисты перед чтимыми иконами Божией Матери и преподобного Амвросия Оптинского. Сейчас в обители подвизается около 130 сестер. Вновь открыта монастырская богадельня и больница. Для детей из окрестных селений организована воскресная школа. На территории монастыря находятся три святых источника: в честь икон Божией Матери «Казанская» и «Живоносный источник» и преподобного Амвросия Оптинского.

27 мая 2010 года обитель молитвенно отметила 20-летие возрождения монашеской жизни. Накануне ее впервые посетил Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл и совершил в Казанском соборе торжественное богослужение. Это событие стало незабываемым праздником для насельниц монастыря, его благотворителей и гостей.

Под благодатным покровом Божией Матери и ее основателей преподобного старца Амвросия и матушки Софии в возрожденной Шамординской обители продолжают возноситься благодарные молитвы.

Свято-Введенская Оптина пустынь- один из древнейших монастырей России, расположенный на берегу реки Жиздры недалеко от города Козельска. Происхождение Оптиной остается неизвестным. Можно предполагать, что строили ее не князья и бояре, а сами подвижники по призванию свыше покаянными слезами, трудом и молитвой.

Когда воцарилась на Руси династия Романовых, обители были пожертвованы земли. При Петре I для умножения государственных доходов на монастыри налагались пошлины. Малочисленные пустыньки, в том числе Оптина, были упразднены. Братия в 1724 году переведены в Преображенский монастырь города Белева. Однако в 1726 году по прошению стольника Андрея Шепелева, поданному в Святейший Синод, Оптина пустынь вновь была открыта. Но монастырь оказался без всяких средств, почти на пустом поле. Несмотря на попечение окрестных бояр, период оскудения продолжался и во время царствования Екатерины II.

К концу XVIII века митрополит Московский и Калужский Платон (Левшин), посетивший Оптину и пораженный красотой местности, принял надлежащие меры для восстановления в ней общежительной жизни. Духовное же возрождение Оптиной Пустыни началось лишь тридцать лет спустя, когда епископ Калужский Филарет (Амфитеатров, впоследствии митрополит Киевский), принял решение об устройстве Скита. Внешние неблагоприятные для монастырей обстоятельства, длившиеся более столетия, не угасили духа веры в истинных подвижниках. Святость ушедших времен вновь оживает, возрождаясь в образе особого благодатного дарования - старчества.

Духовный расцвет Оптиной связан с именами ее великих Старцев: препп. Льва, Макария, Моисея, Антония, Амвросия и их последователей. Дух мира Христова, обретенный через святое старчество, ощущался всеми посетителями обители - та особая атмосфера сосредоточенности и тишины, которая сразу же охватывала паломников. Перед революцией в Оптиной было около трехсот монахов. Трудно с уверенностью сказать, было ли в России когда-либо за всю ее историю место, где в такой степени общество людей приблизилось к идеалу христианских отношений, несмотря на испытания, скорби, ошибки, и где святое братство имело бы такое обширное освящающее влияние на свой народ.

В то время в Россию усиленно проникала западно-европейская культура, и становилось все больше людей, которые совершенно не понимали внутреннюю природу Церкви и монашества. К началу XX века победу в душах людей одержал рационализм, и как следствие этого - атеизм. Октябрьский переворот 1917 года и последующие события лишь показали всю глубину падения человеческой души, оторванной от Бога.

Декретом от 23 января 1918 года монастырь был закрыт и разорен, монахи изгнаны, многие из них арестованы, сосланы, погибли в лагерях.

Прошли годы. Приближался великий юбилей - тысячелетие Крещения Руси. Изволением Господним 17 ноября 1987 года Оптина Пустынь была возвращена Русской Православной Церкви.

Как доехать на личном транспорте.

Доехать до Козельска, а далее до монастыря Оптина Пустынь из Москвы, и просто, и сложно одновременно. Просто, потому как дорог много, сложно по той же причине (проблема выбора). Можно выдвигаться, либо по Киевскому шоссе, либо по Калужскому, либо через Подольск. Все они сходятся на кругу за Обнинском, Последние два, правда, несколько раньше. Из-за подмосковных пробок можно воспользоваться Симферопольским шоссе, через Серпухов и Тарусу. Путь этот по вечерам темен и совершенно безлюден. Но крюк получается большой и дорога не очень хорошая, посему, если не ставить целью посещение кольцовских пещер под Ферзиково, то эту дорогу лучше не использовать.

Например, выезжаем из Москвы до Козельска через Подольск до Обнинска. После обнинского круга по киевской трассе до поворота на новую объездную вокруг Калуги (налево на мост за д. Детчино, примерно 134 км от МКАД, указатель "Калуга-Тула"). Дальше, не заезжая в Калугу, по указателям, коих достаточно, на Козельск мост через Оку

После моста, проехав пост ДПС, метров через 800 будет правый поворот (налево трасса уходит на Тулу, а нам направо на Козельск).

- здесь поворачиваем направо

Эта дорога, соединяющая древние калужские города, известна с незапамятных времен. Почти все населенные пункты, стоящие вдоль нее, имеют очень богатую историю. Вскоре после этого поворота — круг в д. Секиотово со стеллой "Калуга", здесь уходим влево.

- проехав по кольцу вокруг стеллы, поворачиваем налево

Через несколько киллометров, после поворота, будет указатель

Следующее историческое место на нашем маршруте — село Андреевское, названное так по имени героя Куликовской битвы, князя Андрея Калужского, Тарусского и Серпуховского.

Следом за Андреевским — село Корекозево, растянувшееся на несколько километров. В прошлом окрестные места называли монастырщиной, потому что в этих краях стояли пять монастырей. Во время правления Екатерины II все они за исключением древнейшего Лютикова монастыря, который находился на месте нынешнего села Корекозево, были упразднены. Этот монастырь-крепость построен зодчим Лютиковым по поручению князей Воротынских, отсюда и название. До революции здесь находились уникальные памятники архитектуры XVI века. В 1918 году монахи Лютикова монастыря оказали сопротивление представителям советской власти. Позднее монастырь полностью разрушили.

Перед мостом через Оку — развилка дорог: прямо на Козельск, налево на Суворов и Тулу.

Сразу после поворота дорога поднимается на высокий холм, с которого открывается панорамный вид на город Перемышль и долину Оки. После моста доезжаем до круга, в центре которого стоит стелла с надписью "Перемышль" (сам город несколько в стороне), здесь прямо.

стрелка указывает на стеллу - "Перемышль"

Дальше дорога, уже практически без ответвлений, ведет в Козельск. По пути, километров за 20 до Козельска, есть правый поворот к д. Шамордино и Казанской Свято-Амвросиевской женской пустыни. Монастырь построен архитектором Шервудом из красного кирпича, здесь много цветов и грядок, все чистенько и аккуратненько, как и положено женскому монастырю. Обитель потихоньку залечивает раны, нанесенные годами советской власти, с начала разорения в 1923 году и уничтожения сестер до обустройства в его стенах с/х техникума с комбайном в алтаре Казанского собора.

Уже за пару километров на подъезде к Козельску замечаешь по левую руку вдали через поле сияющие голубые с золотом купола Свто-Введенского мужского монастыря Оптина Пустынь.Не пропустите левый поворот с указателем.-

поворачиваем налево

После поворота - наслаждаемся прекрасным видом на монастырь Оптина Пустынь

На обратном пути после Подольска можно уходить на близкое Симферопольское шоссе, дабы избежать пробок на подъезде к Москве. Но можно ехать и по трассе Москва - Киев сразу до МКАД.

Маршрут Калуга- Козельск - Оптина пустынь— одно из основных туристических направлений Калужской области. Поэтому дорога хорошая на всем протяжении. Ситуация с заправками следующая: две АЗС на выезде из Калуги, две около Перемышля и одна в Козельске.

Автобусом Москва - Козельск.

Как добраться - выход из первого вагона при движении из Центра, в подземном переходе направо до конца, затем налево и 200 м по Новоясеневскому проспекту.

Москва - Козельск

Время в пути - 5ч.20мин.

Затем от автовокзала Козельска на рейсовом автобусе до Сосенского, доехать до остановки - Оптина (за мостом через реку Жиздра), прейти дорогу, и по лесу, по тропинке, до монастыря.

Москва - Сосенский

В Козельске не выходить, а ехать сразу до остановки - Оптина .

Москва - Хвастовичи (через: Калуга, Козельск, поворот на Ульяново):

15.50 (ср,пт,вс), 8.00 (пт,вс)

Автобус этого рейса не заезжает на автостанцию Козельск, а останавливается для высадки пассажиров в ценре города у перекрестка. После выхода из автобуса - перейти на другую (левую) сторону дороги и не меняя направления движения, через 150 метров на правой стороне, будет остановка - Сосенский. Сесть на автобус и проехать одну остановку до остановки - Оптина .


Козельское АТП: (код 48442)22240

Автобусом Москва - Калуга.

Автостанция ст.м. Теплый Стан: 427-9077 (справки), 101-3536 (справки, заказ мест)

Как добраться - выход из первого вагона при движении из Центра, в подземном переходе направо до конца, затем налево и 200 м по Новоясеневскому пр-ту.

Калуга, автовокзал (?533; через: Обнинск) 8.15, 9.05, 9.25, 10.10, 11.10, 11.50, 12.40, 13.40, 14.55, 15.40, 16.35, 17.25, 18.10, 18.25, 19.10, 19.55, 21.10, 21.40 (пт,вс)

Время в пути -3ч.20 мин

Ж/д Вокзал Киевский (Москва-Киевская, ст.м. Киевская)
Москва-Киевская 5.00, 7.00(экспресс), 7.22 , 11.40, 14.24 , 15.21(экспресс), 17.51(экспресс), 20.20

Время в пути -3ч.30 мин., экспресс - 2ч. 30 мин.

Автовокзал Калуга: (код 4842)577240

Козельск (через: Перемышль) 7.45, 9.07, 10.15, 10.40 (из: Москва), 11.00, 11.20 (из: Москва), 12.06, 12.20 (из: Москва), 12.45 (пт,вых), 13.00 (из: Москва), 14.05, 14.20 (пн,вт,ср,чт, из: Москва), 15.10, 15.30 (из: Москва), 16.12, 16.25 (из: Москва), 16.30 (пт,вых), 17.40 (из: Москва), 18.05, 18.50, 19.02, 19.20 (из: Москва), 19.30, 20.10 (из: Москва), 21.00 (вс)

Сосенский (через: Козельск) 9.40, 13.27, 17.01 (из: Москва)

Хвастовичи (через: Козельск, поворот на Ульяново) 12.05 (пн), 16.15 (вт,чт,сб)

Время в пути - 1ч.50мин.

Автостанция Козельск: (код 48442)22502
Козельское АТП: (код 48442)22240

Контакты

Почтовый адрес монастыря Оптина Пустынь

249723, г. Козельск Калужской обл., монастырь "Оптина Пустынь"

Требы Шамордино

В Казанской Свято-Амвросиевской ставропигиальной женской пустыни, что в Шамордино изменилась сумма пожертвований на требы

Неусыпаемая Псалтирь о здравии и о упокоении

на 1 год (1 имя) - 150 рублей на полгода (1 имя) - 80 рублей

40 литургий о здравии и о упокоении (40 обеден с частичкой)

(1 имя) - 300 рублей

Сорокоуст о здравии и о упокоении

(1 имя) - 50 рублей

Моление о здравии с акафистом перед иконами Божией Матери ²Казанская⌡, ²Спорительница хлебов⌡, ²Утоли моя печали⌡, ²Неупиваемая чаша⌡ и перед иконам прп.Амвросия Оптинского и свт.Николая Чудотворца 40 дней

(1 имя) . 80 рублей

Заказная обедня о здравии и о упокоении

1 имя - 3 рубля

Молебен пр.Амвросию Оптинскому о здравии

Мужской монастырь Оптина Пустынь , расположенный недалеко от города Козельска у опушки соснового бора, отрезанный от мира рекой Жиздрой, был превосходным местом для отшельнической созерцательной жизни. Происхождение пустыни относится к концу XIV в. По преданию, обитель основал покаявшийся разбойник Опта, принявший в монашестве имя Макария. Первые документальные свидетельства об Оптиной пустыни появляются в начале ХVII в. Духовный расцвет Оптиной пустыни начался, когда при монастыре по благословению митрополита Филарета Киевского в 1821 году был основан скит во имя Иоанна Предтечи, куда были приглашены из Рославльских лесов первые оптинские старцы Моисей и его брат Антоний. С этого времени в Оптиной пустыни возродился принятый в древности образ духовного старческого окормления, практически забытый в новое время.
Скит стал сердцем обители, создал историческую духовную славу Оптиной пустыни. Тысячи людей: от беднейших крестьян до особ императорской фамилии, стремились в Оптину к старцам. Всей России было известно имя великого оптинского старца Амвросия (1812-1891 гг.).
Оптина пустынь оставила удивительный след в отечественной истории и культуре. Ее посещали члены императорской фамилии; в 1878 г. к преподобному Амвросию приезжал Ф.М. Достоевский; бывали здесь Н.В. Гоголь, А.К. Толстой, братья Киреевские и Аксаковы, Погодин, Вл. Соловьев, Апухтин и др. Неоднократно бывал в Оптиной пустыни и Л.Н. Толстой, после продолжительной беседы с которым старец Амвросий с печалью отозвался о мятежном состоянии души писателя.
Неподалеку от монастыря на берегу реки Жиздры находится источник с купальней , освящённый в честь преподобного Пафнутия Боровского. В нескольких километрах от Оптиной пустыни, в селе Клыково стоит один из самых «молодых» монастырей в России – Спаса Нерукотворного пустынь . Как в природе, сильное могучее дерево, окружено молодой порослью, так и в жизни старинная обитель дала начало новому монастырю. Планировалось построить подворье, а вышел монастырь.
Здесь провела последние годы жизни схимонахиня матушка Сепфора, известная своей строгой духовной жизнью. Она продолжала традиции оптинского старчества. К ней шли люди за советом и поддержкой. И сегодня люди из разных мест едут к ней, как к живой, за помощью.
У вас будет возможность не только посмотреть обитель, но и побывать в домике, где жила старица матушка Сепфора. Там все осталось, как было при ней. Монастырь стоит в стороне от больших дорог и производит впечатление теплого и уютного дома. Вы не останетесь равнодушными. В посёлке Шамордино находится Казанская Свято-Амвросиевская пустынь . Основана она оптинским старцем иеромонахом Амвросием на земле, пожертвованной монахиней Амвросией (в миру - помещица А.Н. Ключарева) в 1884 г. в виде женской общины. В Шамордино был филиал оптинской иконописной мастерской. При пустыни действовали приюты для девочек-сирот, для калек и убогих, женская богадельня, больница и странноприимный дом.

Паломнический тур из Саратова

ОПТИНА ПУСТЫНЬ - ШАМОРДИНО - КЛЫКОВО

Калужская земля, освященная подвигами и трудами святых угодников Божиих, широко известна манастырями-пустынями и просиявшими в ней святыми. Оптина пустынь - самая яркая свеча, зажжённая русскими людьми пред Богом в ХIХ–ХХ вв. Оптина Пустынь всегда была одним из тех заветных святых мест, к которым за хлебом духовным шёл ищущий вечного спасения души русский человек К старцам в Оптину стремились тысячи людей - начиная беднейшими крестьянами и заканчивая особами императорской фамилии. И сегодня в возродившийся монастырь ежедневно приезжают множество верующих, чтобы соприкоснуться со святынями, укрепить и обрести веру.

Программа

1 день

17.00 - 18.00 - Отправление из Энгельса / Саратова

2 день

09.00 - Прибытие в Шамордино . Посещение Казанской Свято - Амвросиевской женской пустыни.
Монастырь был основан в 1884 г. великим Оптинским старцем - преподобным Амвросием при деятельном участии его духовной дочери - схимонахини Софии (Болотовой). В монастыре хранится ковчег с частицами мощей преподобных Оптинских старцев. Вблизи монастыря находятся 3 святых источника: в честь Казанской иконы Божией Матери; преподобного Амвросия; преподобных Оптинских старцев. На источнике Оптинских старцев возведена часовня в честь иконы Божией Матери «Живоносный Источник» и преподобных старцев Оптинских и оборудована купальня.

Знакомство с монастырем, купание в св.источнике.

12.00 - Отправление из Шамордино.

12.30 - Прибытие в Козельскую Свято-Введенскую Оптину Пустынь .
Монастырь был основан в XV в. По одному из преданий, основателем обители был отшельник по имени Опта. Главной святыней обители являются мощи преподобных старцев Оптинских. Неподалеку от монастыря расположены святые источники: напротив Святых врат Иоанно-Предтеченского скита колодец, ископанный по благословению преподобного Амвросия, освященный в честь святителя Амвросия Медиоланского, и на берегу р. Жиздры источник с купальней, в честь преподобного Пафнутия Боровского. На монастырском кладбище находятся могилы иеромонаха Василия, инока Трофима и инока Ферапонта, убиенных в день Пасхи 1993 г.

Расселение в паломнической гостинице.

Обед в монастырской трапезной. Обзорная экскурсия по монастырю (проводится строго монастырскими экскурсоводами). Мощи преп. Амвросия Оптинского, старцев Оптинских. Купание в св. источнике прп. Пафнутия Боровского (воду из него не пьют, она сероводородная)

15.00 - Молебен с акафистом Собору Преподобных Старцев Оптинских во Владимирском храме.

17.00 - Вечернее богослужение в Казанском храме.

Ночлег в гостинице для паломников.

3 день

06.30 - Для желающих посещение ранней Божественной Литургии. Паломники имеют возможность посетить всю службу, принять участие в таинствах исповеди и причастия.

08.00 - Соборный молебен с акафистом у мощей преп. Амвросия. После молебна мощи прп.Амвросия Оптинского открывают для поклонения.

10.00 - Отправление в Клыково .

11.00 - Прибытие в мужской монастырь Спаса Нерукотворного пустынь .
История основания монастыря берет свое начало в 1924 г, когда после разорения Свято-Введенской Оптиной пустыни часть братии поселилась в с. Клыкове. Центром духовной жизни этой общины стал местный храм в честь Спаса Нерукотворного. В 1937 г. храм был закрыт. Храм был возвращен Церкви в 1991 г, а в 1996 чудесным Божиим промыслом сюда переехала старица Сепфора , которая предсказывала, что будет в Клыкове славный монастырь, что и исполняется в наши дни.

Знакомство с монастырём, поклонение святыням монастыря. В обители хранятся более 100 частиц мощей святых угодников Божиих. Особо почитаются икона святителя Николая , архиепископа Мир Ликийских, и Тихвинская икона Божией Матери . За Никольским приделом храма Спаса Нерукотворного похоронена схимонахиня Сепфора. Посещение могилки и кельи схм. Сепфоры с чтимой иконой Божией Матери «Како помогати женам раждати чады» и мироточивой фотографией старицы.